2010.04.08, Автор: Дмитрий Старцев2583 прочтений

Нарочно придуманные

Теги: Чернила Consum

Специальные чернила для специальных задач.

Печатники, работающие в сегменте широкоформатной цифровой печати, имеют практически равные возможности. Иная картина для владельцев машин аналогичных классов — обладатели 5-метрового сольвентника играют в другой лиге относительно рекламной мастерской, оснащённой 2-метровым планшетным УФ-принтером или ориентирующейся исключительно на интерьеры студии с принтером на водных чернилах. Итак, в каждом классе мы имеем принтеры со сравнимыми характеристиками, похожие запечатываемые материалы, близкие по свойствам чернила. Получается, вся разница в том, как применять технологии, как их удачнее преподнести и выгоднее продать? Не совсем. У разработчиков новых методов сразу образуется множество последователей. Одно из перспективных направлений для таких открытий — использовать достоинства современных специальных чернил.

HP Latex: горячая тема

Чернила HP Latex и сопутствующая им технология термоструйной печати — самый громкий проект HP, имеющий большой отклик в индустрии цифровой печати. Кажется, они состоят из одних только достоинств. Отпечатки не имеют неприятного запаха, что открывает для них новые сферы применения. Латексные чернила не воспламеняются и не горят, не классифицированы как опасные материалы и не содержат веществ, загрязняющих окружающую среду, с ними не нужны воздушные вытяжки и внешние сушилки. И они дешевле экосольвентных. Ложка дёгтя: запечатываемый материал надо нагревать до высокой температуры, что приводит к повышенному энергопотреблению принтера.

Световые короба, объёмные буквы и другая наружная реклама будет выглядеть интереснее, чем просто баннер. Образец предоставлен

Первые инсталляции моделей линейки HP DesignJet L в России по информации HP сделала компания LRT. «Сегодня нами продано уже 9 принтеров с технологией HP Latex различных ширин (модели L65500 и L25500). У каждого клиента – свои планы на этот вид печати. Например, один из них успешно использует латексные чернила для печати на кожзаменителе, применяемом в обивке мебели», – сообщает руководитель отдела маркетинга LRT Екатерина Ионова.

Свою первую продажу принтера L25500 в Россси в феврале осуществила компания «Автоним». На нём владелец планирует изготовлять баннеры для наружной рекламы, а также развивать производство интерьерных коммуникаций и материалов в местах продаж — в чайных, кофейных и парфюмерных торговых точках, местах общественного питания, где присутствие посторонних запахов недопустимо. Председатель совета директоров группы компаний «Автоним» Сергей Антонов уверен, что множество применений для «латекса» будет найдено самими клиентами, когда чернила будут шире представлены на рынке. Возвращаясь к истории вопроса, технический менеджер Industrial Inkjet Сергей Белокуров утверждает, что Konica Minolta произвела чернила, схожие по свойствам с латексными HP, 3-4 года назад. Формулы отличаются, но в обеих, кроме воды и латекса, содержится небольшая доля растворителя. Предложение Konica Minolta никакого интереса на рынке не вызвало. Ведь чернила позиционировались как очередные «эко», а таковых уже было достаточно. Получилось, что содержащие латекс чернила сделаны, но для них не придумано применение.

Сейчас ожидания клиентов изменились: рынку требуются максимально экологичные чернила, и с «латексом» HP попала в точку. Альтернативы — будущее для Mutoh, Mimaki и Roland. Можно ожидать в ближайший год появления их принтеров на латексных чернилах. Рано или поздно латекс полностью вытеснит экосольвент.

Без царапин и изломов

Руководитель отдела продаж «GMP-Русском» Ксения Есаян рассказала о широкоформатном принтере Mimaki, работающем на светодиодах, а не на УФ-лампах. Он управляется с двумя типами чернил — жёсткими и гибкими. Вторые очень эластичны, запечатанные с их помощью материалы могут подвергаться формовке без риска повреждения красочного слоя. Большое преимущество проявляется при печати, например, на картоне, что важно для изготовителей упаковки: на сгибе чернила не растрескиваются.

Еще ими можно печатать на виниле (этот рекламный рынок сейчас очень велик) и не ламинировать — они не сцарапываются. «Мы пробовали скрести ногтем, ракелем, пока не испытывали только в автомобильной мойке», — делится Есаян. Но, по её словам, рекламщики тяготеют к традиционному подходу — печатать на виниле и ламинировать. А эластичных чернил побаиваются, потому что себестоимость по ним получается 3 евро/м2 (дороже, чем сольвент). Но если посчитать дополнительный труд на ламинации и прибавить цену плёнки, то цифры будут сравнимые. Нельзя сбрасывать со счетов экономию на производственных площадях, дополнительном оборудовании и электроэнергии.

Катионная альтернатива

Белокуров рассказывает об альтернативе: «УФ-чернила бывают тянущимися — эластичными, жёсткими, но всё это разновидности внутри группы свободнорадикальных чернил. Вторая группа по химическому составу — катионные. Появилась эта химия не вчера, но применяться в струйной печати стала недавно». Принципиальное отличие УФ-чернил на такой химии — применение в упаковочной индустрии. Это безоговорочно единственный вид УФ-чернил, пригодный для печати упаковки пищевых продуктов (при непосредственном контакте продуктов питания с отпечатком). Ведь полимеризация красочного слоя у этих чернил полная, а после полимеризации они никаким образом не могут воздействовать на продукты. Запрета на использование других чернил в этой сфере нет, но никто из производителей напрямую их не рекомендует для пищевой упаковки и оформления интерьеров детских садов. Кроме того, катионные чернила имеют эластичность 400% и закрепляются на материале гораздо прочнее свободнорадикальных. Ещё одна особенность катионных — полимеризация напоминает эффект костяшек домино: для полной полимеризации изображения не надо засвечивать в УФ-свете всю поверхность, достаточно небольшого участка, а остальное затвердеет от этого источника (при условии соприкосновения всех участков печати). Для работы с такими чернилами требуется гораздо меньше энергии — меньше светодиодов меньшей мощности. Все давно бы перешли на эту технология, если бы чернила не стоили около 300 долл./л в США (в России будет ещё дороже). А самые дешёвые УФ-чернила (свободнорадикальные) стоят у нас около 100 долл./л.

Варианты печати с использованием белого цвета (слева) и без него. Образцы предоставлены

Нужно учитывать и срок жизни чернил — сколько они могут храниться до начала применения. Когда-то это было 3-6 месяцев, сейчас нормальным считается год, Agfa (Altamira) анонсировала чернила со сроком жизни 2 года. А максимум для катионных — 4-6 месяцев.

О производстве таких чернил объявили только Toyo и Konica Minolta (для нескольких брендов), разработки ведёт подразделение Sun Chemical – SunJet. А принтеры для катионных чернил производит только Gerber. У её Solara ion необычная система отверждения. В большей части принтеров источники УФ-излучения расположены на каретке печатающего блока и светят на только что запечатанный участок материала. В машинах Gerber вся зона печати закрыта колпаком, под которым находятся УФ-лампы небольшой мощности, заливающие светом всё. Конструкция имеет небольшое неудобство — отпечатанный участок виден не сразу, а когда выходит из закрытой зоны отверждения. Ни катионные чернила, ни принтеры пока в России не продаются, хотя в США и Европе сравнительно популярны. Это вопрос спроса: так ли свойства, которые предлагает технология, нужны клиенту и какую цену он готов за них платить.

Чуть пошире

Расширенная цветовая модель в сольвентных принтерах практически не используется. В качестве опции дополнительные цвета предлагают для своих экосольвентных принтеров Roland и Mutoh, но продукты массовыми не стали.

Белокуров вспоминает, что в его бытность в новосибирской «САН» были попытки запустить программу по печати с дополнительными цветами — оранжевым и зелёным. В теории они помогли бы получить расширенный цветовой охват и сэкономить чернила: оранжевые и зелёные оттенки можно создавать меньшим количеством чернил. Это давало бы дополнительные конкурентные преимущества для покупателей принтеров. Но разработчики ПО (RIP) не смогли решить проблему в растровом процессоре — разницы при использовании дополнительных цветов не было видно.

Менеджер отдела продаж «GMP-русском» Сергей Орлов вторит: «Цветопередача по 4-красочной схеме вполне хороша, большего особо не требуется. "Лайты" (светлые оттенки голубого и пурпурного) используют только клиенты, печатающие для "парфюмерщиков": для оформления торговых залов часто применяют фото с крупным изображением лиц или рук. Для тонкой передачи оттенков человеческой кожи нужна расширенная палитра».

Есаян добавляет, что производителям спортивной одежды ближе другие дополнительные цвета — синий и красный или синий и зелёный. Эти клиенты работают с палитрой Pantone, и такие насыщенные цвета помогают её лучше воспроизводить. Ткань запечатывается целиком методом сублимации, а потом из неё шьют спортивную форму.

Ионова отмечает, что сольвентные чернила Gray и Light Gray используются в принтерах Seiko Color Painter серии Н. Благодаря этим оттенкам можно создавать плавные переходы тонов от светлых к тёмным теням, имитировать текстуру металла, что не достижимо в таком качестве при печати в CMYK.

Белым-бело

Белые чернила в цифровой печати — сложный продукт для производства: белый пигмент тяжёл, быстрее выпадает в осадок, имеет низкую кроющую способность — требуется его большее содержание в составе (до 20%) по сравнению с чернилами других оттенков (3-4%). Для решения проблемы с осадком приходится применять принтеры с рециркуляцией чернил в системе.

Белый цвет в УФ-печати становится стандартным. Такие принтеры выпускают Agfa, Dilli, Durst, GCC, Gerber, Grapo, Mimaki, Oce, «САН», Flora, Teckwin… В 2009 г. «Времена года» начали продажу УФ-принтера собственной разработки, как раз с ним и связана история с белыми чернилами. Поначалу он работал с CMYK-цветами плюс светлые, проблемы появились, как только добавили печать белым, и были решены при установке системы рециркуляции чернил.

Эффект объёмной печати создаётся при помощи наложения нескольких слоёв краски на один участок. Так получается эффект витража. Образец предоставлен

Ионова добавляет, что популярная линейка принтеров Oce Arizona имеет преимущество в области печати белым цветом. Система подачи чернил замкнутого контура уменьшает вероятность выпадения характерного для белых чернил осадка, а также значительно снижает уровень забивания чернильного тракта.

Есаян говорит, что с белым цветом работают все их клиенты (это около 30-ти инсталляций УФ-машин), в т. ч. мебельщики, печатающие на фасадах своих изделий. Так как используемая ими ПВХ-плёнка в большинстве своём уже окрашена, для придания сочности и яркости оттенков белый цвет просто необходим. У Mimaki есть белые чернила для сольвентной и УФ-печати (для ламп и светодиодов), нет только гибких белых.

Пиар-менеджер московского офиса Epson Елена Жигулёва сообщила, что в марте 2010 г. на рынке появится принтер Epson Stylus Pro WT7900. Его особенность — белые чернила и дополнительный инструмент Epson SpectroProofer, гарантирующий высокое качество цветопробы при изготовлении упаковки и образцов продукции на различных носителях, включая гибкие плёнки, бумагу и металлизированные материалы. Специально для данной модели Epson впервые в мире разработала белые чернила на водной основе с возможностью создания плотных оттенков белого цвета и воспроизведения накладных элементов.

Драгметаллы

Немецкая Eckart успешно производит сольвентные металлизированные чернила. Для работы с ними Roland разработала принтер-каттер SOLJET PRO III XC-540MT, для которого под заказ поставляются цветные металлизированные оттенки: золото (в составе бронзовый порошок), серебро (алюминиевый). Для создания металлизированного эффекта других цветов можно использовать только одни серебряные чернила: печать чернилами нужного оттенка при одновременном запечатывании того же участка металликом.

В создании металлизированных УФ-чернил возникла заминка — поверхность при отверждении становится матовой, из-за чего снижается эффект металлического блеска. Исчезает главное свойство чернил, ради которого всё и затевалось, — матовое серебро не востребовано.

Добавить блеска

Сейчас появилась мода на лак в УФ-печати. Roland предложила использовать его для создания объёмных отпечатков на гибких материалах. Первый слой изображения печатается обычными красками, а элементы, которые должны подниматься над поверхностью, вторым слоем запечатываются лаком. Так возникает эффект объёма. Отпечаток получается очень прочным, его можно сгибать, мять без риска повредить красочный слой.

Есаян рассказывает, что и у Mimaki есть лак. Его можно использовать несколькими способами. Если запечатывать только участки изображения, получится эффект, подобный выборочному лакированию в офсетной печати. Защитная функция достигается при полном запечатывании изображения.

Белокуров уточняет, что нанесение лака не защищает запечатанную поверхность от механических повреждений. По идее, та химия, которая должна бы содержаться в прочном защитном лаке, не сможет «ужиться» с печатающей головкой. Тем не менее, лаковая плёнка защищает изображение от УФ-излучения.

Использовать лак непросто: по составу он близок к чернилам, только не содержит пигмента. Но не все лаки полностью прозрачны. Некоторые имеют желтоватый оттенок, что при определённых условиях сильно бросается в глаза. Некоторые производители чернил предупреждают: при долгом воздействии высокой температуры (а не УФ-света) лак может начать самопроизвольную полимеризацию — застывать прямо в подающей системе принтера и в печатающих головках.

Ещё один нюанс связан с устройством УФ-принтера. Как правило, две УФ-лампы расположены по бокам каретки печатающих головок, при движении каретки в одну сторону запечатываемую поверхность освещает одна лампа, в другую сторону — вторая. Если лампы мощные, при работе с крас-
ками проблем не будет. Но при печати лаком полимеризация может пойти неправильно: например, одна полоса затвердевшего лака будет иметь глянцевую поверхность, другая — матовую, а всё печатное изображение будет состоять из таких чередующихся полос лаковой плёнки.

Если процесс научиться контролировать, такая особенность превращается в достоинство: создание глянцевых и матовых поверхностей лака реализуется через отверждение чернил одной или двумя лампами. В первом случае перед окончательным высыханием чернил лак успевает растечься по запечатанной поверхности, во втором — затвердевает моментально.

В посудной лавке

Технология нанесения запечатанной плёнки на стекло предполагает её накатывание вручную или пропускание стекла с плёнкой через ламинатор. Оба варианта требуют участия 2-3-х человек. Сейчас появилась УФ-печать, когда изображение наносится сразу на стекло, а занят только оператор принтера. Орлов пожимает плечами: «Конечно, себестоимость печати на УФ-чернилах дороже примерно втрое, чем на сольвенте. Но когда начинаешь складывать (заработную плату работников, брак), всё становится не так однозначно».

«УФ-печать по керамике и стеклу — это компромисс», — уверен Белокуров. Прочное закрепление УФ-чернил на поверхности стекла или керамике возможно только с предварительным покрытием — праймером, тогда сцепление прочнее. С выгоранием бороться сложно. Зато УФ-печать даёт очень яркие цвета, недоступные для керамических чернил. Некоторые компании покупают устройства сразу двух типов, чтобы выбирать технологии в зависимости от задач.

Немецкая NANO-X сделала покрытие, защищающее поверхность от любого механического воздействия, даже от царапания острием ножа. Сначала жидкость Nano-X производилась для тампонной печати, но так как она очень дорогая (150 долл./л), а в тампонной печати много отходов, то появилась идея использовать её в струйной.

В её составе — и сольвент, и фотоинициаторы, поэтому хитрая жидкость неприменима ни в сольвентном принтере, ни в УФ. Когда она наносится на материал, сначала нужна ИК-сушка, испаряющая сольвентную часть, затем УФ-излучение должно её окончательно отвердить. Если пропустить один этап, защитные свойства создаваемой плёнки будут сильно ослаблены. Это помогает решать проблемы с печатью по кафельной плитке.

Другой вариант — специальные керамические чернила на основе сольвента, содержащие неорганический пигмент. Органика выгорает на солнце за несколько лет. Для ряда задач по печати на керамике это неприемлемо: например, перекладывать плитку бассейна под открытым небом. А неорганические пигменты не разрушаются на свету и под воздействием высокой температуры. И здесь есть тонкость: ярких неорганических пигментов в природе практически нет — только приглушённые цвета. И большую часть таких пигментов нельзя смешать друг с другом на печати, чтобы получить другие оттенки или сделать градиент, можно печатать только плашки. Этими чернилами идёт печать по керамике или стеклу, сольвент испаряется, и на поверхности материала остаётся пигмент, но очень нестойкий, его легко стереть пальцем. Чтобы закрепление было прочным, в состав чернил вводится мелкодисперсный стеклянный порошок. При нагреве запечатанных материалов (стекла — до 700 оC, керамики — до 1000-1200 оС) частицы стеклянного порошка расплавляются и образуют защитный слой поверх пигмента, получается сандвич «стекло-пигмент-стекло». Получившееся изображение очень стойкое к выгоранию и механическим воздействия. Нужно учитывать, что принтер для этой технологии может стоить в разы дороже сравнимого по характеристикам УФ-принтера.

Специализация и прибыль

Следящим за развитием отрасли понятно — универсальных чернил нет и не будет. Нужно или смириться, что не на все поверхности они ложатся одинаково хорошо, или использовать для разных задач разные типы чернил. Специализированные продолжат появляться на рынке, основные разработчики химии работают именно в этом направлении. Вопрос о том, как такую специализацию превратить в конкурентное преимущество, остаётся за печатниками.


Скорость имеет значение

Расположенная в провинции Онтарио Beyond Digital поставляет быстро наносимые наклейки на автомобили для гоночных команд, вывески и транспаранты для NASCAR Canada. Конкурентное преимущество она получила, приобретя принтер на латексных чернилах HP Designjet L65500. Когда компания только начала печатать наклейки на автомобили, испытывала сильную конкуренцию со стороны художников, добивавшихся по-настоящему реалистичных цветов. Когда появилась новая машина HP, проблема была решена. Высокая скорость печати позволила сократить время выполнения заказов, а это очень важно, чтобы гоночные команды не выбивались из графика. После каждой царапины или вмятины на автомобиле приходится производить ремонт в течение нескольких дней, которые остаются до следующей гонки. Поскольку печатное изображение высыхает внутри принтера и не требует дополнительного времени на отверждение, отпечаток можно наносить на автомобиль сразу же после завершения печати. Курт Армстронг, директор отдела высокоскоростной печати графики, поясняет: «Сушка краски требует времени. А мы за два часа можем полностью обклеить, отполировать и почистить машину. При работе с краской в такие сроки не уложиться».

Сотрудничество с NASCAR Canada оказалось взаимовыгодным. Для гонщиков это экономичный способ подготовить автомобили к гонкам и обеспечить отличный вид логотипов спонсоров. А Beyond Digital получила широкую известность и возможность выйти на новые рынки, о которых раньше и не мечтала.

Пещерные краски

Подразделение Agfa/Integrated Inkjet Solutions разрабатывает, производит и продаёт чернила и специальные жидкие покрытия. Чернила под брендом Altamira проходят полный цикл создания: от идеи до промышленного производства. Продукты адаптируются под требования производителей и поставщиков принтеров. Сейчас в портфолио компании несколько линеек чернил для различных задач: Design (декорирование интерьеров и наружки, прямая печать по материалам), Motif (текстильная печать), Pack (упаковочная промышленность), Sign (производство наружной рекламы и знаков, оформление мест продаж), Promo (печать документов).

Название линейка продуктов Altamira получила в честь одноименной пещеры в Испании, где практически без изменений сохранились цветные наскальные рисунки эпохи верхнего палеолита, их возраст 11-19 тыс. лет. Современным разработчикам чернил есть к чему стремиться по части долговечности отпечатков

Линейка чернил Altamira Track для маркировки продукции и защищённой печати включает модификации чернил и покрытий для печати на водных, сольвентных и УФ-принтерах. Фотохромные составы меняют цвет при УФ-свете и становятся бесцветными при удалении источника, термохромные меняют цвет в зависимости от температуры окружающей среды, поглощающие ИК- или УФ-излучение проявляются при освещении соответствующими источниками.

Agfa разработала чернила с необычными свойствами — теперь нужно только придумать, как ими воспользоваться. Например, на наружном рекламном носителе можно напечатать часть изображения флуоресцентными чернилами, чтобы привлечь больше внимания. А в рекламе фотохромные чернила позволят менять сюжет в зависимости от времени суток и уровня освещённости.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Неслучайные связи

    Во время посещения литовской компании Veika я постоянно ловил себя на мысли — всё это не случайно. Ведь достижения этого производителя закономерны и тесно связаны с системным подходом ко всему, что он делает. А каждый следующий шаг его развития логично вытекает из предыдущих достижений.

    На фото слева направо: директор по развитию Veika Аркадий Блюмин, технический директор Veika Алексей Этин, генеральный директор «Смарт-Т» Андрей Макачёв и основатель Veika Яков Этин

     

  • Струйная печать — зрелая технология или научнофантастическая перспектива?
     

    Хотя устройства на основе струйной технологии печати ещё не готовы заменить аналоговое оборудование повсеместно, примеры успешной трансформации уже есть.

    Родители привыкли слышать от ребёнка в ответ на вопрос «Ты скоро?» ответ «Ещё немножко». Я всю свою жизнь проработал с полиграфическими технологиями и тоже привык слышать это «ещё немножко». В случае струйной печати нам долго приходилось слышать это «ещё немножко». И хотя мы ещё не добрались до окончательной победы струйной печати, мы всё ближе к этому событию.

     

  • Печатать и шить
     

    Индустрия, зарабатывающая на печати, явно недооценивает потенциал работы с тканями с помощью цифрового оборудования.

    Это можно видеть по относительно небольшому количеству респондентов нашего традиционного опроса по теме номера на сайте. Вопрос формулировался «Есть ли перспектива в развитии направления цифровой печати по тканям?» Оказалось, что более трети ответивших такой перспективы вообще не видят. Возможно, они просто не интересовались деталями?

     

  • Универсализм плюс экологичность
    Выбираем универсальный широкоформатный принтер для наружной и интерьерной печати.
  • Ценные металлики *
    Металлизированные краски и чернила (металлики) — одно из основных средств привлечения внимания потребителя, поэтому производители металлических пигментов продолжают развивать новые эффектные технологии.
  • Семейный подход InkTeс
    Южнокорейские компании обычно отличаются стремлением использовать самые передовые технологии и семейным подходом к развитию бизнеса. Судя по ответам на наши вопросы генерального директора InkTeс Кван-Чонг Чунга, его компания типична. Высокие технологии со

comments powered by Disqus