2009.12.22, Автор: Олег Давидович1116 прочтений

Управление болью, или Что общего у йоги и бережливого производства

Теги: Форум Publish

Они тратят время в основном на то, что сидят и ждут, пока вновь наступят старые добрые времена.
Д. Осборн. Оглянись во гневе

 

Летом у меня появился новый клиент. Переговоры, диагностика и выбор проектов по улучшениям прошли быстро. Оперативно разделили управленческий учёт по подразделениям и сформировали руководящие команды. Подсчитали потери по бережливым методикам, вышли на целевую финансовую модель, определили направления развития. Вплотную подошли к оптимизации цепочки создания ценности. В общем, провели всю подготовительную работу вплоть до согласованного участия менеджеров в прибыли по достижении результатов. После этого бодрого старта собственник резко дернул стоп-кран…

Были, конечно, и объективные причины. Продажи подкосил осенний провал, случившийся практически во всех отраслях. Но, думаю, главная причина в другом. Просто собственник оказался не готов к переменам. В ноябре он уже отодвинул все команды и без радости сообщил мне, что по горло увяз в текучке, борьбе с довольно толковым директором производства и режиме тотальной экономии. Очевидно, что доверие менеджеров подорвано, подвигов от них ждать не придётся, но акционер продолжает искать новых «сильных» менеджеров, отложив системные изменения до лучших времён.

Почему компаниям не удаётся удержаться на выбранном и очевидно правильном курсе? Почему собственников носит из стороны в сторону? Почему они боятся вносить изменения в производство, кроме покупки новых машин? Как помочь на пути к бережливости?

Ответ будет необычный. Только не смейтесь: им надо заняться йогой. Сам я пришёл к йоге около полугода назад. Работа консультанта требует внимательного отношения к состоянию ума и организма. Поэтому для меня
йога сродни ежедневному осмотру и чистке машин операторами в TPM. Придя в тренировочный зал, я увидел гибких йогов, которые могли надолго застывать в самых сложных и причудливых позах. Поверить в то, что ты скоро сможешь так же, практически невозможно. Вначале всё делаешь неправильно. Асаны (статичные позы) перекошены, нагрузку вытерпеть невозможно, боль пронизывает тело. Через пару месяцев начинаются отдельные успехи, но по-прежнему много неясного. Как можно, к примеру, при наклоне вниз разворачивать живот наверх и т. п.? Когда встаёшь вниз головой, ум паникует: «Как так?! Это же невозможно! Я так никогда не смогу!», а организм уже сам всё сделал, позу выровнял и питается космической энергией. Надо просто довериться своему телу, и оно всё сделает правильно. Боль исчезает, вместо нагрузки приходит сбалансированность. Во время занятий начинаешь получать удовольствие. Через полгода практики ты тоже становишься гибким.

При этом нас не заставляют ставить рекорды — просто нужно внимательно наблюдать за ощущениями в своём теле. Секрет успеха не нов: чтобы прогрессировать, достаточно регулярно практиковать. Если бросить через пару месяцев, толку не будет.

Аналогия с бережливым производством понятна. В начале внедрения бережливое производство кажется нереализуемым. «Это всё для японцев, у нас не приживётся». Первые попытки внедрения приносят боль и горечь неудач. Многое непонятно: как задание может поступать только на один участок? Почему ежедневный план на производство должен сбрасывать отдел продаж? Почему скоростная машина должна простаивать и печатать, только когда послепечать справилась со своим тиражом? Почему операторы должны сами обслуживать оборудование? Хочется вернуться к привычному способу работы, многие так и делают.

Мне кажется, это вопрос веры и боли.

Любимая поговорка губернатора Калифорнии «Железного Арни»: «Без боли нет успеха». На одной чаше весов «боль как есть» и «боль от утраченных возможностей», а на другой «боль от перемен в будущем» и «боль переходного периода». «Боль как есть» уже привычна, её почти не замечаешь. Боль от утраченных возможностей абстрактна, многие о ней и не догадываются. Грядущая боль неизвестная и потому пугающая — у страха глаза велики. При таком раскладе выбор очевиден: оставляем всё по-старому.

Помочь продолжить движение вперёд может только вера. Она приходит, когда вокруг тебя на ковриках йогой занимаются такие же простые люди. Они живы и здоровы. Если у них получилось, значит, сможешь и ты. Мы в Центре «Приоритет» в начале внедрения бережливого производства обязательно возим людей на предприятия, где оно уже действует. Найдите и вы такую компанию, даже не обязательно полиграфическую. Обязательно посетите производство, поговорите с менеджерами и простыми операторами. Они расскажут, как были неуверенны и сомневались в начале, а потом поняли, что так работать удобнее, безопаснее и проще. Расскажут, как изменилось отношение к работе, как они стали больше себя уважать, как борются с браком и почему считают его не злом, а «бриллиантом» и тщательно устраняют причины его возникновения.

Йога и бережливое производство пропитаны философией действия. Успех приходит в движении. Поменьше боли и побольше веры в новом году

 

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru), партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр "Приоритет"».

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Как обезьяна тащит собаку. И себя...

    Вторая конференция сообщества PROKOM, объединяющего пользователей производительных печатных решений Konica Minolta, прошла 6 и 7 июня 2018 г. в Будапеште (Венгрия), собрав 200 участников. Судя по программе, организаторы поставили себе две главные цели — мотивировать участников и создать им комфортные условия для общения.

     

  • Возглавляя беспроцессную революцию

    18 апреля 2018 г. впервые посетивший Россию директор по международным продажам Kodak Ричард Риндо приехал в типографию «Парето-Принт» (Тверь) и вручил её директору Павлу Арсеньеву специальный полиграфический «Оскар Кодак». Подробнее о причинах такого внимания Kodak к российской типографии можно почитать здесь. Мы же воспользовались случаем и взяли у Риндо интервью, где затронули более широкий круг вопросов.

     

  • Цифровая трансформация по-немецки

    15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     


comments powered by Disqus