2009.12.211754 прочтений

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже *

Теги: Печать Publish

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

У разных рынков разные требования к качеству и критерии оценки, классифицируемые по категориям полиграфической продукции. Источник: System Brunner

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Выбор категории качества

Без дополнительной информации слово «качество» для производства бессмысленно. Оно определяется спецификой готовой продукции (газета, журнал, розничный каталог, высококачественная или дешёвая реклама) и начинается с содержания макета (в первую очередь, фото). Потом следует выбор запечатываемого материала (во многом определяющий цветовую гамму), типа цветопробы, печатного процесса и способа брошюрования.

Измерение печатной формы с помощью сканера пластин с цифровой контрольной полосой. Для контроля печатных форм широко применяются цифровые микроскопы — измерители растра (X-rite ccDOT, Techkon DMS). Фото: System Brunner

Важно не только подробно оговорить желаемое качество готовой продукции, но и выбрать цветопробу с учётом технологии печати — это поможет избежать потенциальной разницы между ожидаемым и получаемым качеством.

Запросы клиентов по качеству продукции весьма разнятся, но редко оговариваются. System Brunner классифицировала критерии по пяти категориям (по аналогии с системой звёзд для отелей и ресторанов), чтобы совместно с типографией клиент выбрал подходящие для его рынка требования к качеству. Для каждого класса оговорены чёткие требования к цветопробе с описанием достижимого качества печати и допусков.

Высшее: полное визуальное совпадение цветопробы с тиражным оттиском. Пример: полосная цветная реклама косметических товаров с женскими лицами (крупноформатные профессиональные студийные фотографии).

Люкс: весьма близкое соответствие цветопробы и тиражного оттиска. Пример: полосная цветная реклама и каталоги известных поставщиков предметов роскоши со студийными фотографиями.

Коммерческое: хорошее цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска. Пример: реклама престижных товаров из сферы культуры, моды, искусства, архитектуры — часто с фотографиями объектов.

Журнальное: цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска не столь критично, но учитывается. Пример: полиграфия классом ниже «люкс», редакторские колонки в периодических изданиях, статьи о путешествиях, досуге, карьере.

Минимальное: цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска по минимальным требованиям. Пример: неподходящие цветопробные распечатки, недорогое издательское ПО без поддержки стандартов управления цветом.

Печатные формы

Роль в утверждении цвета

Форма подаёт на печатную машину нужное изображение после калибровки, применения спецификаций и цветовых профилей. В работе от неё требуются хорошие печатные качества и стабильность на протяжении тиража. Не отвечающие установленным допускам формы способны повлиять на цвет.

Печатная форма — база для утверждения цвета, но влияет на него лишь в машине. В допечатной подготовке и/или выводе форм не должно быть факторов, требующих серьёзной последующей корректировки краскоподачи или увлажнения в машине. На утверждение и стабильность цвета влияют следующие параметры CTP-экспонирования и обработки:

  • контрастность «картинки»;
  • контроль оптической плотности;
  • цветовой баланс — допуски экспонирования и обработки форм;
  • градации изображения — допуски экспонирования и обработки форм.

Контрастность изображения (пример 1)

Чувствительность изображения к вариациям в печатном процессе зависит от его специфики (телесные тона или яркие и насыщенные). Первые резко реагируют на изменение размера растровых элементов при печати — колебания в растискивании существенно сказываются на результате. Для стабилизации насыщенных цветов контролируют плотность красочной плёнки. Как правило, в макетах присутствуют оба типа изображений, поэтому для контроля критичны допуски абсолютно всех параметров. В данном примере приоритет должен отдаваться растискиванию для поддержания цветового баланса в телесных тонах. Визуально баланс растискивания представлен шкалой баланса серого на контрольной полосе (элементы для измерения красочной плотности, растискивания и баланса серого). Элемент для контроля баланса серого в верхнем ряду с меткой «ОК» свидетельствует, что растискивание и плотность краски сбалансированы и в пределах допусков для нейтрального серого на оттиске. Для чувствительных к отклонениям изображений это ±2% в средних тонах шкалы (50%) — корректно воспроизводится и женское лицо, и фото с насыщенными цветами. В нижней части сильный сдвиг в пурпурный спектр, чётко наблюдающийся на сером фоне и в телесных тонах, но на ярких, насыщенных цветах практически незаметный. В печатной машине это нежелательно: телесные тона не подправишь коррекцией плотности без ущерба для насыщенных оттенков. В данном случае изменения в цветах вызваны вышедшим из-под контроля растискиванием.

Цветовые колебания — контроль плотности (пример 2)

Рассмотрены три варианта отклонений цветового баланса по сравнению с утверждённым печатным оттиском. Контроль плотности краски — единственный инструмент печатника для коррекции цвета, но отклонения по цветовому балансу в этих изображениях невозможно исключить лишь регулировкой печатной машины. Необходимо учитывать фактор, не относящийся к красочным настройкам, — сокращение допустимого интервала красочной плотности.

Цветовой баланс — экспонирование форм и допуски обработки (пример 3)

Печатные формы напрямую влияют на утверждение тиражного цвета, поскольку необходимо стабильное воспроизведение растровых элементов в пределах установленных допусков.

Потенциальный эффект от неконтролируемых параметров экспонирования и обработки печатных форм. Источник: System Brunner

Показан результат при отсутствии контроля экспонирования пластин и условий их обработки. На диаграмме Isocontour отложены значения тоновых замеров печатных форм с помощью сканирующего устройства с цифровой контрольной шкалой. После серии экспонирований (со значениями от недостаточного до избыточного), в течение которой существенно колебались температура и скорость обработки, наблюдался широкий разброс значений, что доказывает необходимость контроля данных параметров.

Допуски экспонирования пластин (пример 4)

Рекомендуемые допуски (±2% в средних тонах) применяются к линейному выводу (пример носит показательный характер, по ISO линейный вывод не рекомендован). При корректном экспонировании 50% точка переносится на печатную форму с сохранением линейности в пределах допусков. Вторая кривая — показатели при недостаточном экспонировании, где 50% точка на форме увеличена на 4% (54%), из-за чего форма для пурпурной краски не соответствует спецификациям (эффект на фото). Согласно тональной кривой, пострадали также 75% зоны и глубокие тени, где утеряна детализация.

Для вывода стабильных печатных форм придерживайтесь рекомендованных производителем параметров обработки и допусков.

Градация тона изображения — допуски экспонирования и обработки пластин (пример 5)

Некорректный перенос растровых элементов на печатную форму чреват нарушениями цветового баланса. Если дополнительно меняются условия экспонирования или обработки, страдает тоновая градация изображения. Явный симптом — одинаковые отклонения по переносу растровых точек на всех печатных формах.

Показано влияние недостаточного и избыточного экспонирования, которому в равной степени подверглись все пластины. На центральном изображении цвет в норме, слева — отклонение в триадных цветах на +5% для 50% растровых точек (изображение затемнено). Справа 50% точки на 5% меньше, поэтому изображение светлее, чем нужно. Для визуального восприятия это не так критично по сравнению с нарушением цветового баланса, что подтверждает правило: стабилизация переноса растровых элементов на печатную форму (с макс. отклонением ±2% в средних тонах) обеспечивает градационную стабильность при печати.

Печатные формы напрямую влияют на утверждение цвета

Для стабильных результатов печати критичны замеры, контроль и отслеживание процесса вывода печатных форм. Придерживайтесь рекомендуемых производственных методик.

  • Хранение пластин в соответствии с рекомендациями производителя по температуре и относительной влажности.
  • Корректные температура проявки и скорость обработки.
  • Корректная концентрации проявителя (м2/л).
  • Своевременное подкрепление проявителя для поддержания активности процесса.
  • Замена химикатов через рекомендованные промежутки времени.
  • Очистка и техобслуживание вымывного устройства.

Альтернативные технологии растрирования (стохастический растр, FM, гибридный AM/FM, XM)

Альтернативы традиционному амплитудно-модулированному (AM) растру всё активнее применяются в рулонной печати с сушкой и без: предполагается, что в комбинации с высокоточными CTP-системами они выводят качество и производительность на новый уровень. Альтернативных технологий растрирования множество, но все требуют минимальной вариативности техпроцесса и ужесточённого контроля переменных.

Технологии растрирования не менялись почти век, пока не появились CTP-системы, открывшие дорогу альтернативным растрам. Источник: Agfa

Для оптимальных результатов:

Предпосылка успеха — реально работающие    стандарты контроля, высокие требования к техобслуживанию, постоянный контроль параметров печатной машины — красочные и увлажняющие валики, подложка печатных форм и офсетных полотен, система увлажнения (pH, температура, проводимость, % спирта).

Расходные материалы оптимизируют как единую систему (краска, офсетное полотно, бумага, печатные формы).

Для альтернативных технологий растрирования кривая печатных характеристик может быть иной. Проверьте, чтобы CTP-система калибровалась по верным параметрам.

Внимание: технологии растрирования существенно отличаются. Рекомендуется протестировать несколько вариантов на типовых заказах, чтобы определить оптимальный для конкретных работ и производственных условий.

Продолжение следует...


* Продолжение. Начало в № 9, 10, 11, 2009 г.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus