2009.12.212019 прочтений

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже *

Теги: Печать Publish

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

У разных рынков разные требования к качеству и критерии оценки, классифицируемые по категориям полиграфической продукции. Источник: System Brunner

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Выбор категории качества

Без дополнительной информации слово «качество» для производства бессмысленно. Оно определяется спецификой готовой продукции (газета, журнал, розничный каталог, высококачественная или дешёвая реклама) и начинается с содержания макета (в первую очередь, фото). Потом следует выбор запечатываемого материала (во многом определяющий цветовую гамму), типа цветопробы, печатного процесса и способа брошюрования.

Измерение печатной формы с помощью сканера пластин с цифровой контрольной полосой. Для контроля печатных форм широко применяются цифровые микроскопы — измерители растра (X-rite ccDOT, Techkon DMS). Фото: System Brunner

Важно не только подробно оговорить желаемое качество готовой продукции, но и выбрать цветопробу с учётом технологии печати — это поможет избежать потенциальной разницы между ожидаемым и получаемым качеством.

Запросы клиентов по качеству продукции весьма разнятся, но редко оговариваются. System Brunner классифицировала критерии по пяти категориям (по аналогии с системой звёзд для отелей и ресторанов), чтобы совместно с типографией клиент выбрал подходящие для его рынка требования к качеству. Для каждого класса оговорены чёткие требования к цветопробе с описанием достижимого качества печати и допусков.

Высшее: полное визуальное совпадение цветопробы с тиражным оттиском. Пример: полосная цветная реклама косметических товаров с женскими лицами (крупноформатные профессиональные студийные фотографии).

Люкс: весьма близкое соответствие цветопробы и тиражного оттиска. Пример: полосная цветная реклама и каталоги известных поставщиков предметов роскоши со студийными фотографиями.

Коммерческое: хорошее цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска. Пример: реклама престижных товаров из сферы культуры, моды, искусства, архитектуры — часто с фотографиями объектов.

Журнальное: цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска не столь критично, но учитывается. Пример: полиграфия классом ниже «люкс», редакторские колонки в периодических изданиях, статьи о путешествиях, досуге, карьере.

Минимальное: цветовое соответствие цветопробы и тиражного оттиска по минимальным требованиям. Пример: неподходящие цветопробные распечатки, недорогое издательское ПО без поддержки стандартов управления цветом.

Печатные формы

Роль в утверждении цвета

Форма подаёт на печатную машину нужное изображение после калибровки, применения спецификаций и цветовых профилей. В работе от неё требуются хорошие печатные качества и стабильность на протяжении тиража. Не отвечающие установленным допускам формы способны повлиять на цвет.

Печатная форма — база для утверждения цвета, но влияет на него лишь в машине. В допечатной подготовке и/или выводе форм не должно быть факторов, требующих серьёзной последующей корректировки краскоподачи или увлажнения в машине. На утверждение и стабильность цвета влияют следующие параметры CTP-экспонирования и обработки:

  • контрастность «картинки»;
  • контроль оптической плотности;
  • цветовой баланс — допуски экспонирования и обработки форм;
  • градации изображения — допуски экспонирования и обработки форм.

Контрастность изображения (пример 1)

Чувствительность изображения к вариациям в печатном процессе зависит от его специфики (телесные тона или яркие и насыщенные). Первые резко реагируют на изменение размера растровых элементов при печати — колебания в растискивании существенно сказываются на результате. Для стабилизации насыщенных цветов контролируют плотность красочной плёнки. Как правило, в макетах присутствуют оба типа изображений, поэтому для контроля критичны допуски абсолютно всех параметров. В данном примере приоритет должен отдаваться растискиванию для поддержания цветового баланса в телесных тонах. Визуально баланс растискивания представлен шкалой баланса серого на контрольной полосе (элементы для измерения красочной плотности, растискивания и баланса серого). Элемент для контроля баланса серого в верхнем ряду с меткой «ОК» свидетельствует, что растискивание и плотность краски сбалансированы и в пределах допусков для нейтрального серого на оттиске. Для чувствительных к отклонениям изображений это ±2% в средних тонах шкалы (50%) — корректно воспроизводится и женское лицо, и фото с насыщенными цветами. В нижней части сильный сдвиг в пурпурный спектр, чётко наблюдающийся на сером фоне и в телесных тонах, но на ярких, насыщенных цветах практически незаметный. В печатной машине это нежелательно: телесные тона не подправишь коррекцией плотности без ущерба для насыщенных оттенков. В данном случае изменения в цветах вызваны вышедшим из-под контроля растискиванием.

Цветовые колебания — контроль плотности (пример 2)

Рассмотрены три варианта отклонений цветового баланса по сравнению с утверждённым печатным оттиском. Контроль плотности краски — единственный инструмент печатника для коррекции цвета, но отклонения по цветовому балансу в этих изображениях невозможно исключить лишь регулировкой печатной машины. Необходимо учитывать фактор, не относящийся к красочным настройкам, — сокращение допустимого интервала красочной плотности.

Цветовой баланс — экспонирование форм и допуски обработки (пример 3)

Печатные формы напрямую влияют на утверждение тиражного цвета, поскольку необходимо стабильное воспроизведение растровых элементов в пределах установленных допусков.

Потенциальный эффект от неконтролируемых параметров экспонирования и обработки печатных форм. Источник: System Brunner

Показан результат при отсутствии контроля экспонирования пластин и условий их обработки. На диаграмме Isocontour отложены значения тоновых замеров печатных форм с помощью сканирующего устройства с цифровой контрольной шкалой. После серии экспонирований (со значениями от недостаточного до избыточного), в течение которой существенно колебались температура и скорость обработки, наблюдался широкий разброс значений, что доказывает необходимость контроля данных параметров.

Допуски экспонирования пластин (пример 4)

Рекомендуемые допуски (±2% в средних тонах) применяются к линейному выводу (пример носит показательный характер, по ISO линейный вывод не рекомендован). При корректном экспонировании 50% точка переносится на печатную форму с сохранением линейности в пределах допусков. Вторая кривая — показатели при недостаточном экспонировании, где 50% точка на форме увеличена на 4% (54%), из-за чего форма для пурпурной краски не соответствует спецификациям (эффект на фото). Согласно тональной кривой, пострадали также 75% зоны и глубокие тени, где утеряна детализация.

Для вывода стабильных печатных форм придерживайтесь рекомендованных производителем параметров обработки и допусков.

Градация тона изображения — допуски экспонирования и обработки пластин (пример 5)

Некорректный перенос растровых элементов на печатную форму чреват нарушениями цветового баланса. Если дополнительно меняются условия экспонирования или обработки, страдает тоновая градация изображения. Явный симптом — одинаковые отклонения по переносу растровых точек на всех печатных формах.

Показано влияние недостаточного и избыточного экспонирования, которому в равной степени подверглись все пластины. На центральном изображении цвет в норме, слева — отклонение в триадных цветах на +5% для 50% растровых точек (изображение затемнено). Справа 50% точки на 5% меньше, поэтому изображение светлее, чем нужно. Для визуального восприятия это не так критично по сравнению с нарушением цветового баланса, что подтверждает правило: стабилизация переноса растровых элементов на печатную форму (с макс. отклонением ±2% в средних тонах) обеспечивает градационную стабильность при печати.

Печатные формы напрямую влияют на утверждение цвета

Для стабильных результатов печати критичны замеры, контроль и отслеживание процесса вывода печатных форм. Придерживайтесь рекомендуемых производственных методик.

  • Хранение пластин в соответствии с рекомендациями производителя по температуре и относительной влажности.
  • Корректные температура проявки и скорость обработки.
  • Корректная концентрации проявителя (м2/л).
  • Своевременное подкрепление проявителя для поддержания активности процесса.
  • Замена химикатов через рекомендованные промежутки времени.
  • Очистка и техобслуживание вымывного устройства.

Альтернативные технологии растрирования (стохастический растр, FM, гибридный AM/FM, XM)

Альтернативы традиционному амплитудно-модулированному (AM) растру всё активнее применяются в рулонной печати с сушкой и без: предполагается, что в комбинации с высокоточными CTP-системами они выводят качество и производительность на новый уровень. Альтернативных технологий растрирования множество, но все требуют минимальной вариативности техпроцесса и ужесточённого контроля переменных.

Технологии растрирования не менялись почти век, пока не появились CTP-системы, открывшие дорогу альтернативным растрам. Источник: Agfa

Для оптимальных результатов:

Предпосылка успеха — реально работающие    стандарты контроля, высокие требования к техобслуживанию, постоянный контроль параметров печатной машины — красочные и увлажняющие валики, подложка печатных форм и офсетных полотен, система увлажнения (pH, температура, проводимость, % спирта).

Расходные материалы оптимизируют как единую систему (краска, офсетное полотно, бумага, печатные формы).

Для альтернативных технологий растрирования кривая печатных характеристик может быть иной. Проверьте, чтобы CTP-система калибровалась по верным параметрам.

Внимание: технологии растрирования существенно отличаются. Рекомендуется протестировать несколько вариантов на типовых заказах, чтобы определить оптимальный для конкретных работ и производственных условий.

Продолжение следует...


* Продолжение. Начало в № 9, 10, 11, 2009 г.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Уточните, пожалуйста, что значит «…со своей обложкой»?

    В этот раз у нас очень реальный запрос — официальная газета выставки Printech 2019, которую готовит редакция Publish. Интересовала стоимость печати следующего заказа: брошюра формата А4, 4+4 со своей обложкой, скрепление — на скобу, тираж — 3000 экз., бумага — мелованная, матовая, 120 г/м2. Вариантов для просчёта два — 24 и 32 полосы.

     

  • Рассмотреть будущее

    Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.

     

  • Плакаты: «А вы с какой целью интересуетесь?»

    Повторяем запрос на плакаты, уменьшив формат до B2 в надежде, что, наконец, откликнутся владельцы HP Indigo 12000/10000. Запрашиваем: печать плаката 50x70 см, 4+0+ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мелованная глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Календарный сезон 2019: быть не похожими на остальных

    Неумолимо приближаются новогодние праздники. И мы по традиции считаем квартальные календари с 3-мя пружинами.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     


comments powered by Disqus