2009.09.142792 прочтений

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже

Теги: Печать Publish

Введение

Пятое руководство из серии практических рекомендаций рассматривает не только технические вопросы, но и взаимодействие с заказчиками и дизайнерскими агентствами, без которого невозможен качественный результат. Затронуты проблемы приладки при запуске тиража и важные аспекты техпроцесса в целом, начиная с разработки спецификаций и макета. При таком подходе точка отсчёта — готовая продукция. Корректная приладка цвета (одна из главных задач при одобрении тиража) в значительной степени зависит от того, каким его видят, понимают и описывают.

От отдельных аналоговых этапов полиграфия перешла к непрерывному цифровому техпроцессу — от создания изображения до воспроизведения. Печать «по цифрам» стимулируют требования клиентов к надёжности контроля качества, растущая популярность CTP, переход на ICC-профили, глобализация и использование удалённой полиграфической базы на основе допечатных данных с цифровыми контрольными значениями. Перечислим основные элементы оптимизации работы предприятия.

  • Стратегия интегрированного производства, комбинирующая стандартизацию, контроль процесса и чётко установленные процедуры для высокого качества и производительности. Стандартизация и контроль процесса— ключевые элементы эффективного управления цветом: без них теряется почва под ногами, игнорируется специфика техпроцесса, система не выполняет поставленные задачи.
  • Адекватное планирование, подготовка спецификаций и макетов со стороны заказчика и типографии.
  • Полный и последовательный контроль полиграфического техпроцесса. Каждый этап вывода (PDF, цифровая проба, CTP-формы, печать) контролируется с помощью измерительных техник и методов, гарантирующих предсказуемость результата. Залог успеха — тесное сотрудничество заказчика, препресс-бюро и типографии.
  • Соответствующая методика контроля цвета в печатной машине. При утверждении цвета часто не учитывается человеческий фактор: субъективное и варьирующееся восприятие цвета, обсуждение и выдвижение требований при различных условиях просмотра у заказчика, агентства и типографии.
  • Эффективное техобслуживание и стандартизация техпроцесса — главные слагаемые успеха, гарантирующие быструю настройку, оптимальное качество, производительность и своевременную доставку (см. руководство № 4).

Описываемые методики работы нацелены на общее повышение производительности. Каждая участвующая в процессе компания играет свою роль во взаимосвязанной производственной цепочке, где обобщённый опыт — залог оптимизации работы предприятия.

ЭТО ВАЖНО: БЕЗОПАСНОСТЬ

Перед началом работы с любым компонентом машины убедитесь, что отключена подача воздуха, тока, газа. Техобслуживание должно выполняться только специально обученными людьми с соблюдением всех требований техники безопасности. Общий характер руководства не позволяет учитывать специфику всех решений и технологий, поэтому рекомендуется использовать его как дополнение к информации поставщиков, ориентируясь в первую очередь на их инструкции по технике безопасности, работе и техобслуживанию.

Цвет в контексте техпроцесса

Видимое цветовое пространство намного больше воспроизводимого пространства RGB на цифровых мониторах, а оно, в свою очередь, шире печатаемого триадными красками на бумаге. Точная величина цветового охвата зависит от технологии печати, красок и бумаги. Задача — оптимизировать производственные условия для максимального приближения печатного результата к оригинальному изображению. Источник: QTIЗадачи: сокращение расходов и трудозатрат, повышение качества

Их сложно выполнить, если типографии и их заказчики не привыкли систематически соблюдать рекомендованные методики работы и/или неоправданно завышают требования. Перечислим предпосылки быстрого утверждения цвета, его стабильности в тираже и высокой производительности.

  • Адекватное планирование, разработка спецификаций и макетов заказчиком и типографией.
  • Полный и последовательный контроль полиграфического техпроцесса (стандартизированная и контролируемая допечатная подготовка, вывод цветопроб и печатных форм, печать) для оперативного и предсказуемого утверждения цвета, стабилизации печати. Это снижает для большинства заказов важность утверждения тиража клиентом в типографии.
  • Качественное техобслуживание оборудования.
  • Подходящая по ситуации методика утверждения заказа в печать.

В чём состоит утверждение цвета?

Процедура зависит от материалов и специфики готовой печатной продукции.

Коммерческая рулонная печать с сушкой. Цвет утверждается объективным сравнением печатного оттиска с цветопробным отпечатком на соответствие спецификациям заказа (допускается присутствие заказчика или агентства). Иногда для «печати по цифрам» на базе денситометрических значений применяют специальные шкалы для измерения оптической плотности краски. В журнальном сегменте всё чаще предпочитают экранные и струйные цветопробы, более дорогие варианты остаются для высококачественной печати (рекламные каталоги).

Газетная печать без сушки. Утверждение цвета — мера внутреннего контроля, где ответственность возлагается на главного печатника. Основные критерии— стабильность цвета по страницам и равномерный чёрный. Заказчиков на утверждение тиража в печать обычно не приглашают, цветопробы применяют редко (частично газеты и рекламодатели пользуются цифровой цветопробой с контрольной шкалой UGRA/FOGRA). Качественный цвет подразумевает отсутствие нареканий со стороны редакции и рекламодателей на цвет и отмарывание. При печати отдельных заказов и высококачественных многокрасочных реклам может потребоваться процедура утверждения цвета, аналогичная принятой на предприятиях коммерческой печати.

Прохождение данных при печати

Что такое «хороший» экземпляр?

Надёжно зарекомендовавшие себя тестовые таблицы Ишихары используются во всём мире. На фрагменте № 1 (вверху) практически все видят число 12. На фрагменте № 9 (внизу) человек с нормальным зрением увидит число 74, а с дальтонизмом красного/зелёного — число 21. Вообще не различающие цветов не интерпретируют ни одного числа. Принцип и основа теста — качество и относительное расположение цветов. Приведённые таблицы не являются реальным тестом из-за специфических ограничений триадной печати. Любые тесты проводятся и анализируются лишь квалифицированными специалистами. Источник: Ishihara’s Tests for Colour Deficiency, издание Kanehara Trading, права принадлежат Isshin-kai FoundationМинимальные требования к нему — точная приводка (красок, рубки и фальцовки) и корректный цвет, означающие окончание приладки. Разница между «хорошими экземплярами» и «утверждённым цветом» — частый предмет дискуссий полиграфистов с заказчиками (сказывается разница в терминах, опыте и ожиданиях). Клиент может предположить, что качественные копии печатаются лишь после утверждения цвета, хотя многие типографии считают тиражными и ранее отпечатанные оттиски, близкие по качеству к утверждённому цвету (особенно если утверждение тиража клиентом сопряжено с массой отходов).

Оптимальный вариант — использовать нереализуемую продукцию для настройки послечатного оборудования, что сократит отходы и сэкономит средства. Такая проблема часто возникает, (а) если утверждающий цвет представитель заказчика не обладает достаточным опытом и рассчитывает на нереальный результат, (б) если цветопроба не выявила дефектов допечатной подготовки, (в) если печатная машина в плохом состоянии или обслуживается неопытным персоналом. Всегда лучше открыто обсудить проблему, чтобы выявить и устранить её причину (одну или несколько). Отказ чреват дополнительными (и повторными) затратами, ухудшением отношений.

Стабилизация производительности

Производительность, надёжность и техобслуживание тесно связаны. Без планового техобслуживания не будет быстрого запуска оборудования, оптимального качества, объёмов и своевременной отгрузки. Всё оборудование в рамках цифрового техпроцесса требует регулярной калибровки и настройки — только тогда результаты будут стабильными. Лучший способ добиться цели — синтез стандартизации, контроля техпроцесса, техобслуживания и отлаженных методик работы.

Экономика производства

Утверждение цвета зависит от качества допечатной подготовки, технических требований и взаимоотношений типографии и клиента. Рекомендованные производственные методики выигрышны по нескольким позициям.

  • Сокращение связанных с бумажными отходами затрат при запуске и печати. Пренебрежение рекомендациями и неадекватные цветопробы увеличивают отходы при настройке на 100-200%. Неадекватность цветопробы усложняет диагностику проблем.
  • Экономия машинного времени. Задержки с утверждением цвета отнимают драгоценное рабочее время и нарушают расписание. Печатники теряют уверенность и работают на пониженных скоростях, ещё более снижая выработку.
  • Снижение частоты незапланированных остановок машины. Снимаются затраты, связанные с остановками оборудования при непопадании в цвет, повторным выводом форм и/или печатью более дорогих цветопроб.
  • Больше довольных клиентов. Цветовые несоответствия и нестабильность на протяжении тиража оборачиваются скидками, перепечатками и риском потери клиента. В некоторых сегментах из-за неточного и нестабильного цвета возвраты составляют до 20% тиража.

Шаги к эффективному и рациональному утверждению тиража

«Оперативное утверждение цвета — результат командной работы, где залогом успеха становится подготовка работы до постановки в печать. Для рационального утверждения цвета необходимо эффективное сотрудничество заказчика полиграфической продукции с типографией». 9 Steps to Effective and Efficient Press OKs’ (9 шагов к эффективному и рациональному одобрению цвета), Диане Дж. Бигерт, GATF

Подготовка заказчика/дизайнера к утверждению заказа в печать

  • Обсуждение пожеланий по качеству печатной продукции (предпочтительнее с ориентиром на объективные стандарты).
  • Выявление потенциально сложных для печати из-за особенностей дизайна страниц/изображений.
  • Выбор типа цветопробы.
  • Выбор структуры и цвета бумаги.
  • Определение степени соответствия данных условий печатному заказу.

В процессе утверждения тиража заказчик/дизайнер:

  • осматривает листы/тетради по окончании приладки;
  • сравнивает соответствие цвета и приводки цветопробе. Сверяет показания денситометра с данными спектрофотометра по цветопробе, включая колориметрические показатели;
  • при необходимости сразу запрашивает корректировки и описывает желаемый результат (а не способы его достижения);
  • подписывает утверждённые листы/тетради.

Базовые понятия цвета

Восприятие цвета человеком субъективно и зависит от возраста, усталости, наслед-
ственности и даже настроения. Унаследованный дальтонизм (цветовая слепота) наблюдается у одного мужчины из 12-ти и только у одной женщины из 200. По ряду причин цвета воспринимают по-разному даже люди с «нормальным» зрением.

  • Физическая и умственная усталость отрицательно сказывается на способности подбирать цвета.
  • Глаз плохо запоминает цвета, поэтому точно лишь непосредственное сравнение.
  • С возрастом восприятие цветов меняется — на глазном яблоке образуются жёлтые фильтры.
  • Визуальное восприятие цвета зависит от соседнего оттенка.
  • Восприятие цвета существенно меняется в зависимости от освещения.

Многие не знают, что воспринимают цвета по-иному, и некоторые типографии предлагают персоналу и заказчикам тесты на подбор оттенков, чтобы исключить последующие проблемы с утверждением цвета. Подобные тесты проводятся и анализируются лишь квалифицированными специалистами с использованием специальных методик и эталонов (Ishihara’s Tests for Colour Deficiency, Pilot Colour Tolerance Exercise, GATF/Rhem Light Indicator, Farnsworth-Munsell 100 Hue Test).

Аддитивный цвет RGB (красный, зелёный, синий). По этому принципу работают цифровые камеры, сканеры, компьютерные мониторы. Комбинация этих цветов даёт белый свет, а при изменении интенсивности — широкую гамму различных оттенков.

Субтрактивный цвет CMY + K (голубой, пурпурный, жёлтый + чёрный). Используется в полиграфии, где восприятие цвета определяется пигментом, поглощающим часть видимого спектра с получением нужного оттенка. Теоретически, чёрный — результат наложения трёх триадных цветов, но из-за несовершенства пигментов к ним добавляют чёрную краску (K). Вторичные (смесевые) оттенки получаются наложением, т. н. треппингом, цветов.

Описание цвета. Для восприятия цвета нужны источник света, объект и наблюдатель. Со сменой любой из трёх составляющих меняется и восприятие. В 1976 г. три перечисленных компонента измерили и стандартизировали для описания и вычисления параметров цвета по системе CIE L*a*b* (или CIE Lab).

Баланс по серому. Вспомогательное средство для объективной оценки цвета, поскольку при непосредственном сопоставлении глаз легко фиксирует отклонения в нейтральных тонах, распознавая нежелательную оттеночность. Баланс серого — важная характеристика высококачественной печати. Если он нарушен и ось светлоты/темноты цветового пространства не «выровнена» относительно нейтральной точки, цвета «смещаются» и воспроизводятся с определённым оттенком (относится к мониторам, цветопробным устройствам и любым способам печати). При правильном применении баланс серого — мощный инструмент контроля и стабилизации цвета. 


* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

Для быстрого утверждения и стабильного воспроизведения цвета важно:

  • выдавать печатную продукцию, соответствующую ожиданиям клиентов и их аудитории;
  • сводить к минимуму производственные и временные затраты;
  • повышать повторяемость и стабильность процесса;
  • избегать рисков и затрат, связанных с некачественными материалами, или сводить их к минимуму.

Стратегия интегрированного производства

Управление цветом и профили оборудования сами по себе не гарантируют оптимального результата. Отличные рабочие показатели — результат производственной стратегии, объединяющей отраслевые стандарты, процедуры и методики контроля, эффективное техобслуживание и обучение плюс избирательные инвестиции. Рабочие показатели можно разделить на три категории.

Отличные производственные показатели достигаются со временем на базе множества критериев работы. Источник: WOCG

Низкие. Отсутствие стандартов. Оперативное техобслуживание. Решения об инвестициях, базирующиеся, в основном, на цене. Средние. Частично внедряются отраслевые стандарты. Избирательное использование методик работы и обучения. Внимание к качеству расходных материалов. Умеренное профилактическое техобслуживание. Инвестиции базируются на элементарном расчёте окупаемости.

Отличные. Комплексные отраслевые стандарты и контроль с минимальными допусками по отклонениям. Систематическое внедрение технологических процедур с обучением. Высококачественные расходные материалы. Профилактическое техобслуживание и инвестиции с учётом периода эксплуатации.


Одна из часто используемых цветовых моделей – CIE Yxy. Здесь приводится только диаграмма по осям xy. Цветовые модели CIE L*a*b* (CIE Lab) и CIE Yxy. Источник: The Secrets of Color Management («Секреты управления цветом»), Agfa

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • У истоков книжной реки
     

    Открытая в 2014 г. в Таджикистане книжная типография «Гандж» стала, вероятно, самым масштабным полиграфическим проектом года не только в Средней Азии, но и на всём постсоветском пространстве. В августе 2017 г. мы приехали в Душанбе и убедились — это не «потёмкинская деревня», как иногда случается с масштабными проектами, а работающее с хорошей загрузкой и растущее предприятие.

     

  • Корпоративные папки: дорогое удовольствие
     

    В последнее время много пишут о важности корпоративного стиля. Мы уже публиковали список обязательных пунктов менеджера по продажам на встречах с заказчиком (Ирина Паялина «Точки контакта. Встречи с клиентами». Часть 8. Publish № 3, 2017 http://www.publish.ru/articles/201703_20013687). Помимо визитных карточек, блокнота и ручки, у менеджера должна быть с собой фирменная папка с документами. Её изготовление мы и решили посчитать. Делаем запрос «Печать папок А4» в поисковых системах Google и «Яндекс». Рассылка запросов проводилась в июле 2017 г. Считаем самый типичный вариант: папка А4 цельнокроенная с 2-мя клапанами (нижним и боковым), печать 4+0, картон — 300 г/м2 двухстороннего мелования, тираж — 100 и 500 экз. Штамп — стандартный, типографии. Просим указать сроки и способ печати.

     

  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Сборные тиражи, или Свобода выбора
     

    Ко мне поступил запрос на печать 9000 евробуклетов. Клиенту всё понятно, кроме плотности бумаги. С одной стороны, хочется подешевле, тогда надо выбирать 115 г/м2. С другой, чтобы приятно было держать в руке, а это уже ближе к 200 г/м2. Решили остановиться на среднем варианте — 150 г/м2Запрашиваем «Печать буклетов» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Буклеты А4 с 2-мя параллельными сгибами, 4+4, 150 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просим указать сроки.

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     


comments powered by Disqus