2009.09.11, Автор: Олег Давидович1233 прочтений

Старт в бережливое производство: кризис как повод для улучшений

Теги: Форум Publish

С каждым разом колонку писать всё сложней. Если бы среди читателей сформировался круг внедряющих бережливое производство предприятий, тем было бы хоть отбавляй. Но пока в лучшем случае — настороженное поглядывание: мол, мы полиграфисты со стажем, и без этого обойдемся. Матёрым шахтёрам тоже вначале не хотелось надевать защитные маски для дыхания: не круто… И только когда проявились болезни лёгких, стало понятно, но былого не воротишь. Увы, приходится топтаться на старте, чтобы хоть как-то быть интересным читающей публике. Впрочем, нас читают — значит, есть надежда!

Написано уже немало, а вот про то, зачем и с чего начинать внедрение бережливого производства, нет ни строчки. Осыпая голову и ноутбук пеплом, пишу эти строки.

Как всегда, по этапам:

  1. Сначала надо разобраться, зачем, собственно, нужно, это бережливое. Если производство уже работает как часы (ау, где она, идеальная типография?), тогда перелистываем страницу, читаем журнал дальше. Тем же, кто решил задаться вопросом «зачем?», замечу: вариантов ответа много: очевидные снижение затрат, улучшение качества продукции, сокращение времени прохождения заказа. Самый хороший повод – выживание компании, тогда решиться гораздо легче, так как нечего терять. Также подойдут: снижение колебаний уровня загрузки «простои/авралы», улучшение состояния оборудования, повышение уровня клиентского сервиса. В общем, нужен мотив и горячее желание, иначе опять-таки перелистываем.
  2. Перед стартом составьте план действий. Не стоит замахиваться на многое. Определите список мероприятий, который кажется вам под силу. Внедрение бережливого производства не требует особых финансовых затрат. Можно пробовать отдельные элементы без глобальной перестройки компании.
  3. Необходимо согласовать интересы сторон: собственник — менеджеры — печатники. В оплате печатников нужно обязательно отказаться от «сдельщины», если таковая присутствует. Я понимаю: кажется, что это простой и удобный способ привязать печатников к объёму выпускаемой продукции. Вот только о качестве придётся забыть. Также придётся отменить штрафы, иначе не будет заинтересованности ни в переменах, ни в сборе информации. Для менеджеров идеальной схемой я считаю фиксированный оклад плюс премия от прибыли компании для управленческой команды. Ведь конечная цель акционеров — прибыль, не правда ли? Кратчайшим путём привести людей к согласию — общая забота. Лучше работается, когда есть чёткая цель и обратная связь от достигнутых результатов. И основной мотиватор — не деньги, а возможность кардинально улучшить условия работы в компании. Тема большая — требует отдельного разговора и с кондачка не решается. Как-нибудь обязательно к ней вернёмся.
  4. Найдите агента перемен. Такой человек есть в любой организации. Не обязательно, чтобы это был директор по производству. Подойдёт и простой специалист, готовый к переменам и настроенный на улучшения, желательно слышавший про бережливое производство и его преимущество. На начальном этапе основная задача — преодолеть инертность на предприятии.
  5. Раздобудьте знания. Обязательный минимум — книга Вумека «Бережливое производство» 1 или вводный семинар. Потом поделитесь своими знаниями с сотрудниками. Обучение стоит проводить в любой сфере, где намечаете улучшения: маркетинг, продажи, клиентский сервис. Сотрудникам, непосредственно участвующим в процессе, гораздо лучше видны варианты улучшений, нежели руководству. Сейчас они просто делают свой кусок, слабо представляя, что творится до и после их участка. Скорее всего, они предполагают, что там работают за редким исключением «полные козлы». Иначе, отчего их жизнь так тяжела? Целостная картина взаимосвязи процессов активизирует творческий потенциал сотрудников. Звучит смешно, но работает!
  6. Используйте кризис как повод для улучшений. Это очевидная и понятная причина напрячься и заняться чем-то новым.
  7. Итак, пора начинать. Можете взяться за то, что кажется наиболее очевидным. Я бы даже сказал: начинайте с любого — всё будет польза! Когда видишь положительные результаты, энтузиазм приходит сам собой. Советую начинать с оборудования. Это тема, против которой сложно что-то возразить, а для понимания несложная. Первый этап ТРМ (Всеобщий уход за оборудованием) крайне прост: ежедневный осмотр и чистка машин операторами. Под это милое дело — разобрать завалы и навести порядок в цеху.

Неделю назад мне позвонил главный редактор и напомнил, что лето красное пропели и пора писать очередную колонку. В коротком разговоре он обмолвился, что во время визита на именитое немецкое предприятие действительно видел на стенах цехов результаты работы, плакаты-инструкции и прочую наглядную агитацию. Мне показалось, что в его голосе сквозило: «Надо же, действительно где-то это делают!». Это внушает оптимизм, так как полиграфическое сообщество более привыкло смотреть налево в сторону Германии, нежели направо — в сторону Японии. Может, кто высмотрит отдельные элементы бережливого производства, а там и до нулевого этапа недалеко. Главное — начать действовать, результаты приложатся. p

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru), партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр «Приоритет»».


1Самый простой и короткий рассказ приводится в книге Миллера и Шенка «Всё, что нужно знать о производстве, я узнал в гараже Джо». Карманный размер, 135 страниц со списком рекомендованной литературы в конце. Хватит, чтобы проникнуться идеей.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Koenig & Bauer: старейшая компания с молодой душой

    Празднование 200-летия KBA, ознаменованное также ребрендингом и возвращением исторически более точного названия Koenig & Bauer, докатилось до России.

     

  • Цифровой пульс рекламных производств

    Наш первый опыт посещения SIGNforum показал — рекламно-производственная индустрия вынуждена оперировать большим набором разнообразных и нередко быстро устаревающих технологий. При этом она активно переходит на цифровые рельсы, а производителям оборудования и материалов для цифровой печати надо предпринимать дополнительные усилия, чтобы печать осталась важной частью комплексных рекламных кампаний.

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     

  • За универсализм и свободу выбора

    Так можно было бы обозначить общую тему бизнес-семинара Konica Minolta Bussines Solutions Russia, который компания провела в своём московском офисе 6 сентября 2017 г. На нём были впервые представлены флагманские модели ЦПМ серии AccurioPress, ставшие более универсальными (и новые запечатываемые материалы для них), ПО для автоматизации, а также — неожиданно для собравшихся — новый, пока не применявшийся компанией в России тип клик-контракта с учётом процента заполнения страницы.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • Год у руля «КБА РУС»
     

    Год, с тех пор как Фёдор Смирнов занял пост главы московского офиса концерна KBA«КБА РУС», — это не только круглая дата, но и возможность подвести первые итоги. Мы воспользовались встречей на Printech 2017, чтобы обсудить с Фёдором изменения, произошедшие за это время в концерне и его российском представительстве, достижения и планы на будущее.

     


comments powered by Disqus