2009.09.11, Автор: Олег Давидович1604 прочтений

Старт в бережливое производство: кризис как повод для улучшений

Теги: Форум Publish

С каждым разом колонку писать всё сложней. Если бы среди читателей сформировался круг внедряющих бережливое производство предприятий, тем было бы хоть отбавляй. Но пока в лучшем случае — настороженное поглядывание: мол, мы полиграфисты со стажем, и без этого обойдемся. Матёрым шахтёрам тоже вначале не хотелось надевать защитные маски для дыхания: не круто… И только когда проявились болезни лёгких, стало понятно, но былого не воротишь. Увы, приходится топтаться на старте, чтобы хоть как-то быть интересным читающей публике. Впрочем, нас читают — значит, есть надежда!

Написано уже немало, а вот про то, зачем и с чего начинать внедрение бережливого производства, нет ни строчки. Осыпая голову и ноутбук пеплом, пишу эти строки.

Как всегда, по этапам:

  1. Сначала надо разобраться, зачем, собственно, нужно, это бережливое. Если производство уже работает как часы (ау, где она, идеальная типография?), тогда перелистываем страницу, читаем журнал дальше. Тем же, кто решил задаться вопросом «зачем?», замечу: вариантов ответа много: очевидные снижение затрат, улучшение качества продукции, сокращение времени прохождения заказа. Самый хороший повод – выживание компании, тогда решиться гораздо легче, так как нечего терять. Также подойдут: снижение колебаний уровня загрузки «простои/авралы», улучшение состояния оборудования, повышение уровня клиентского сервиса. В общем, нужен мотив и горячее желание, иначе опять-таки перелистываем.
  2. Перед стартом составьте план действий. Не стоит замахиваться на многое. Определите список мероприятий, который кажется вам под силу. Внедрение бережливого производства не требует особых финансовых затрат. Можно пробовать отдельные элементы без глобальной перестройки компании.
  3. Необходимо согласовать интересы сторон: собственник — менеджеры — печатники. В оплате печатников нужно обязательно отказаться от «сдельщины», если таковая присутствует. Я понимаю: кажется, что это простой и удобный способ привязать печатников к объёму выпускаемой продукции. Вот только о качестве придётся забыть. Также придётся отменить штрафы, иначе не будет заинтересованности ни в переменах, ни в сборе информации. Для менеджеров идеальной схемой я считаю фиксированный оклад плюс премия от прибыли компании для управленческой команды. Ведь конечная цель акционеров — прибыль, не правда ли? Кратчайшим путём привести людей к согласию — общая забота. Лучше работается, когда есть чёткая цель и обратная связь от достигнутых результатов. И основной мотиватор — не деньги, а возможность кардинально улучшить условия работы в компании. Тема большая — требует отдельного разговора и с кондачка не решается. Как-нибудь обязательно к ней вернёмся.
  4. Найдите агента перемен. Такой человек есть в любой организации. Не обязательно, чтобы это был директор по производству. Подойдёт и простой специалист, готовый к переменам и настроенный на улучшения, желательно слышавший про бережливое производство и его преимущество. На начальном этапе основная задача — преодолеть инертность на предприятии.
  5. Раздобудьте знания. Обязательный минимум — книга Вумека «Бережливое производство» 1 или вводный семинар. Потом поделитесь своими знаниями с сотрудниками. Обучение стоит проводить в любой сфере, где намечаете улучшения: маркетинг, продажи, клиентский сервис. Сотрудникам, непосредственно участвующим в процессе, гораздо лучше видны варианты улучшений, нежели руководству. Сейчас они просто делают свой кусок, слабо представляя, что творится до и после их участка. Скорее всего, они предполагают, что там работают за редким исключением «полные козлы». Иначе, отчего их жизнь так тяжела? Целостная картина взаимосвязи процессов активизирует творческий потенциал сотрудников. Звучит смешно, но работает!
  6. Используйте кризис как повод для улучшений. Это очевидная и понятная причина напрячься и заняться чем-то новым.
  7. Итак, пора начинать. Можете взяться за то, что кажется наиболее очевидным. Я бы даже сказал: начинайте с любого — всё будет польза! Когда видишь положительные результаты, энтузиазм приходит сам собой. Советую начинать с оборудования. Это тема, против которой сложно что-то возразить, а для понимания несложная. Первый этап ТРМ (Всеобщий уход за оборудованием) крайне прост: ежедневный осмотр и чистка машин операторами. Под это милое дело — разобрать завалы и навести порядок в цеху.

Неделю назад мне позвонил главный редактор и напомнил, что лето красное пропели и пора писать очередную колонку. В коротком разговоре он обмолвился, что во время визита на именитое немецкое предприятие действительно видел на стенах цехов результаты работы, плакаты-инструкции и прочую наглядную агитацию. Мне показалось, что в его голосе сквозило: «Надо же, действительно где-то это делают!». Это внушает оптимизм, так как полиграфическое сообщество более привыкло смотреть налево в сторону Германии, нежели направо — в сторону Японии. Может, кто высмотрит отдельные элементы бережливого производства, а там и до нулевого этапа недалеко. Главное — начать действовать, результаты приложатся. p

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru), партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр «Приоритет»».


1Самый простой и короткий рассказ приводится в книге Миллера и Шенка «Всё, что нужно знать о производстве, я узнал в гараже Джо». Карманный размер, 135 страниц со списком рекомендованной литературы в конце. Хватит, чтобы проникнуться идеей.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus