101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Старт в бережливое производство: кризис как повод для улучшений

  • Олег Давидович
  • 11 сентября 2009 г.
  • 3047

С каждым разом колонку писать всё сложней. Если бы среди читателей сформировался круг внедряющих бережливое производство предприятий, тем было бы хоть отбавляй. Но пока в лучшем случае — настороженное поглядывание: мол, мы полиграфисты со стажем, и без этого обойдемся. Матёрым шахтёрам тоже вначале не хотелось надевать защитные маски для дыхания: не круто… И только когда проявились болезни лёгких, стало понятно, но былого не воротишь. Увы, приходится топтаться на старте, чтобы хоть как-то быть интересным читающей публике. Впрочем, нас читают — значит, есть надежда!

Написано уже немало, а вот про то, зачем и с чего начинать внедрение бережливого производства, нет ни строчки. Осыпая голову и ноутбук пеплом, пишу эти строки.

Как всегда, по этапам:

  1. Сначала надо разобраться, зачем, собственно, нужно, это бережливое. Если производство уже работает как часы (ау, где она, идеальная типография?), тогда перелистываем страницу, читаем журнал дальше. Тем же, кто решил задаться вопросом «зачем?», замечу: вариантов ответа много: очевидные снижение затрат, улучшение качества продукции, сокращение времени прохождения заказа. Самый хороший повод – выживание компании, тогда решиться гораздо легче, так как нечего терять. Также подойдут: снижение колебаний уровня загрузки «простои/авралы», улучшение состояния оборудования, повышение уровня клиентского сервиса. В общем, нужен мотив и горячее желание, иначе опять-таки перелистываем.
  2. Перед стартом составьте план действий. Не стоит замахиваться на многое. Определите список мероприятий, который кажется вам под силу. Внедрение бережливого производства не требует особых финансовых затрат. Можно пробовать отдельные элементы без глобальной перестройки компании.
  3. Необходимо согласовать интересы сторон: собственник — менеджеры — печатники. В оплате печатников нужно обязательно отказаться от «сдельщины», если таковая присутствует. Я понимаю: кажется, что это простой и удобный способ привязать печатников к объёму выпускаемой продукции. Вот только о качестве придётся забыть. Также придётся отменить штрафы, иначе не будет заинтересованности ни в переменах, ни в сборе информации. Для менеджеров идеальной схемой я считаю фиксированный оклад плюс премия от прибыли компании для управленческой команды. Ведь конечная цель акционеров — прибыль, не правда ли? Кратчайшим путём привести людей к согласию — общая забота. Лучше работается, когда есть чёткая цель и обратная связь от достигнутых результатов. И основной мотиватор — не деньги, а возможность кардинально улучшить условия работы в компании. Тема большая — требует отдельного разговора и с кондачка не решается. Как-нибудь обязательно к ней вернёмся.
  4. Найдите агента перемен. Такой человек есть в любой организации. Не обязательно, чтобы это был директор по производству. Подойдёт и простой специалист, готовый к переменам и настроенный на улучшения, желательно слышавший про бережливое производство и его преимущество. На начальном этапе основная задача — преодолеть инертность на предприятии.
  5. Раздобудьте знания. Обязательный минимум — книга Вумека «Бережливое производство» 1 или вводный семинар. Потом поделитесь своими знаниями с сотрудниками. Обучение стоит проводить в любой сфере, где намечаете улучшения: маркетинг, продажи, клиентский сервис. Сотрудникам, непосредственно участвующим в процессе, гораздо лучше видны варианты улучшений, нежели руководству. Сейчас они просто делают свой кусок, слабо представляя, что творится до и после их участка. Скорее всего, они предполагают, что там работают за редким исключением «полные козлы». Иначе, отчего их жизнь так тяжела? Целостная картина взаимосвязи процессов активизирует творческий потенциал сотрудников. Звучит смешно, но работает!
  6. Используйте кризис как повод для улучшений. Это очевидная и понятная причина напрячься и заняться чем-то новым.
  7. Итак, пора начинать. Можете взяться за то, что кажется наиболее очевидным. Я бы даже сказал: начинайте с любого — всё будет польза! Когда видишь положительные результаты, энтузиазм приходит сам собой. Советую начинать с оборудования. Это тема, против которой сложно что-то возразить, а для понимания несложная. Первый этап ТРМ (Всеобщий уход за оборудованием) крайне прост: ежедневный осмотр и чистка машин операторами. Под это милое дело — разобрать завалы и навести порядок в цеху.

Неделю назад мне позвонил главный редактор и напомнил, что лето красное пропели и пора писать очередную колонку. В коротком разговоре он обмолвился, что во время визита на именитое немецкое предприятие действительно видел на стенах цехов результаты работы, плакаты-инструкции и прочую наглядную агитацию. Мне показалось, что в его голосе сквозило: «Надо же, действительно где-то это делают!». Это внушает оптимизм, так как полиграфическое сообщество более привыкло смотреть налево в сторону Германии, нежели направо — в сторону Японии. Может, кто высмотрит отдельные элементы бережливого производства, а там и до нулевого этапа недалеко. Главное — начать действовать, результаты приложатся. p

Об авторе: Олег Давидович (davidovitch@centerprioritet.msk.ru), партнёр московского офиса консалтинговой компании «Центр «Приоритет»».


1Самый простой и короткий рассказ приводится в книге Миллера и Шенка «Всё, что нужно знать о производстве, я узнал в гараже Джо». Карманный размер, 135 страниц со списком рекомендованной литературы в конце. Хватит, чтобы проникнуться идеей.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23