101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Надёжное решение для качественной "самоклейки"

  • Теги
  • FSP |
  • Виктор Рогов
  • 10 сентября 2009 г.
  • 3660

По сложности дизайнерских решений и требованиям к качеству изготовления этикеточной продукции Россия «впереди планеты всей». Тон и правила на рынке отечественной этикетки задают производители исконно русского продукта — водки. Достаточно посмотреть в магазинах на соответствующие полки, чтобы увидеть всю гамму полиграфических технологий: сочетание различных видов печати, тиснение фольгой и конгревное тиснение, сложные формы, этикетки с двухсторонними изображениями и многое другое. И всё это при безупречном качестве.

Поэтому, выходя на рынок высококачественной этикетки, необходимо соответствовать его стандартам; работая же на нём — быть готовым к постоянно возрастающим требованиям заказчиков.

Процесс изготовления этикеточной продукции делится на три этапа: основная печать, отделочные операции и продольная финальная резка. Дадим отчасти нестрогое (ведь это не математика), но практически верное определение понятию «основная печать»: этап экономически целесообразной высококачественной печати базового изображения на этикетке, одновременно допускающий имитацию ряда отделочных операций.

Такое деление технологического процесса условно и не совпадает, помимо не рассматриваемого в статье этапа финальной резки, с хронологической последовательностью операций. Каждый этап может состоять из нескольких стадий, порой перемежающихся с операциями других этапов. Зачастую именно при изготовлении элитных этикеток отделочные операции предшествуют основной печати либо вклиниваются в неё (например, тиснение фольгой с последующей печатью по тиснёному изображению).

Оптимальный способ

Известны шесть основных, позволяющих изготовить полиграфическую продукцию способов печати: флексографская, офсетная, высокая, трафаретная, цифровая и глубокая. Перечислены они не в случайной последовательности, а в порядке массовости использования в нашей стране (да и в мире, хотя на азиатском континенте первое место занимает высокая печать) для изготовления этикеточной самоклеящейся продукции. Этап основной печати реализуется лишь первыми тремя способами, чему есть практическое объяснение.

Трафаретный способ уникален, получаемая с его помощью максимальная толщина красочного слоя недостижима никакими другими методами. Позволяет работать с самым широким спектром красочных и лаковых материалов для создания спецэффектов, но характеризуется самыми низкими разрешением (линиатурой) и скоростью печати. Трафарет чрезвычайно интересен с точки зрения создания эффектов, но именно на этапе отделочных операций (великолепные плашки, выразительные надписи, выборочное лакирование спецлаками и т. д.).

Глубокая печать — лидер по качеству передачи полутоновых изображений, но сложность, дороговизна и низкая оперативность допечатной подготовки затрудняют её использование в сфере коммерческой печати этикеточной самоклеящейся продукции, которая характеризуется небольшими тиражами, регулярными внесениями изменений в макет, жёсткими требованиями к оперативности. Поэтому оставим глубокой печати её вотчину — упаковку.

Бурно развивающаяся цифровая печать могла бы претендовать на роль основного игрока, если бы не низкая скорость и экономические аспекты. Её ниша — сверхмалые оперативные тиражи (и акцидентной, и этикеточной продукции), при выпуске которых производительность уходит на задний план. Ведущую роль начинает играть экономическая составляющая, ибо из техпроцесса полностью устраняются этапы изготовления форм и приладки. В контексте статьи, «цифра» находит применение на этапе отделочных операций для впечатывания переменной информации, например штриховых и иных кодов.

Сравнительные характеристики трёх оставшихся способов печати приведены в таблице. Для каждого, по восьми рассмотренным критериям, указано его «место на пьедестале». Победители в отдельных видах «многоборья» выделены цветом. По технологическим (а это в полиграфии главное) соображениям, офсетный и высокий способы печати разделены на два подвида: традиционный офсет с увлажнением/«сухой» офсет; традиционная прямая высокая печать/типоофсет (высокая офсетная печать). Надеясь на подготовленного читателя, не будем комментировать присуждённые тому или иному способу печати места (см. таблицу). Главное — взглянуть на них по совокупности заслуг.

Суммарное 1-е место с большим отрывом занимает традиционная офсетная печать. У неё практически нет недостатков (меньшая, чем у прямых способов печати, толщина красочного слоя в большинстве случаев непринципиальна), за исключением стоимости цилиндров, замена которых необходима при изменении длины печати. Понятно, что смена в общем случае трёх цилиндров в каждой печатной секции обходится существенно дороже, чем переустановка всего лишь одного на машинах флексографской и высокой печати.

Ведущие производители офсетных ротационных машин предлагают решения, позволяющие снизить стоимость, повысить скорость и удобство замены цилиндров при переходе на другую длину печати. Но факт остаётся фактом: цена перехода на новый раппорт в офсете выше более чем на порядок.

Почему полуротация?

Если при ротационной рулонной печати переносящий изображение цилиндр обкатывает полотно запечатываемого материала, однонаправленно движущееся от узла размотки к узлу намотки, то в полуротационной полотно совершает возвратно-поступательное движение. Пока цилиндр контактирует с полотном, оно, как обычно, движется вперёд, но когда цилиндр поворачивается к нему стороной, где печатной формы нет, полотно перемещается в обратном направлении, чтобы оказаться в позиции следующего печатного цикла (см. схему на следующей странице).

Главное преимущество полуротационного принципа — отсутствие необходимости в смене цилиндров при изменении длины печати. В таких случаях достаточно установить печатную форму, соответствующую требуемому раппорту, и указать его величину на пульте управления печатной машиной: процесс полностью компьютеризирован. Однако за всё надо платить: скорость печати становится ниже, чем у ротационных флексомашин, — 55–65 м/мин вместо 150–250 м/мин.

Сколь существенно данное ограничение с точки зрения работы на этикеточном рынке? Одна из главных причин снижения скорости печати самоклеящейся продукции — процедура снятия облоя, остающегося после высечки этикетки: при высоких скоростях и особенно при сложных формах этикетки он рвётся, приводя к вынужденным остановкам печатной машины. В итоге, качественная этикеточная продукция, с учётом данного фактора и необходимости контроля качества, изготавливается на скоростях не более 60–90 м/мин.

Рабочая скорость полуротационных машин также меньше механической (облой в данном случае не виноват) — 35–50 м/мин, т. е. примерно вдвое ниже, чем у ротационных. Однако плюсом полуротационного способа являются малые технологические отходы на приладку, связанные с меньшей (в 2–3 раза) длиной прохода запечатываемого материала через машину. Следующее достоинство — более быстрая смена тиражей, хотя бы по причине отсутствия операций замены цилиндров, определяющих длину печати.

Учитывая, что портфель заказов предприятия, выпускающего этикеточную продукцию, характеризуется большим ассортиментом и постоянным снижением тиражей, делаем вывод, что принцип полуротации обеспечивает ряд важных конкурентных преимуществ на рынке услуг по изготовлению качественной «самоклейки».

В линию или автономно?

Есть два принципиально разных подхода к оснащению производственного участка для изготовления самоклеящейся этикеточной продукции. В первом случае стремятся оснастить печатную машину максимальным количеством дополнительных отделочных секций. Печать и отделка производятся последовательно «в линию», что минимизирует межоперационные переходы и срок выполнения заказа.

Однако минусы подобного подхода очевидны: существенное возрастание стоимости машины; избыточность её конфигурации для среднестатистического заказа; снижение общей производительности, ибо отделочные операции не могут выполняться на высокой скорости; чрезвычайно высокие требования к рабочему персоналу. Кроме того, как бы ни была продумана конфигурация ротационной машины, обязательно появятся заказы, которые выполнить при существующей конфигурации будет невозможно или нецелесообразно: печать вторым прогоном на такой технике обычно экономически невыгодна, да и реализуется лишь на технике топ-класса.

Суть второго подхода — комплектование участка набором специализированной техники, позволяющей автономно выполнять ту или иную отделочную операцию (машины трафаретной печати, горячего тиснения и т. д.). Такие устройства всегда оснащены сканером фотометки для приводки «старого» и «нового» изображений.

Данная идеология снижает капиталовложения, существенно повышает гибкость участка, позволяя выполнять вспомогательные заказы, требующие участия лишь отделочного оборудования. Скорость прохождения заказов снижается по сравнению с первым вариантом, но суммарный «выход» и рентабельность продукции за фиксированный отрезок времени (месяц, например) на многооперационном участке обычно выше.

Именно полуротационные машины оптимально встраиваются в многооперационный участок, т. к. стандартно оснащены сканером приводной метки, позволяющим работать в режиме повторного прогона. А технологические возможности многооперационного печатного участка на базе подобных машин практически безграничны.

Резюме

Печать самоклеящейся этикеточной продукции офсетным способом намного эффективней, чем флексографским, ведь её качество и спектр запечатываемых материалов значительно выше. Но основные препятствия для её активного внедрения в данном сегменте — высокая стоимость офсетного рулонного оборудования и оснастки для смены раппорта.

Полуротационный принцип печати полностью избавляет от указанных ограничений: уровень инвестиций в офсетную технику существенно уменьшается и становится сравнимым со стоимостью флексомашин, затраты же на переход к новому раппорту равны нулю. Учитывая постоянное снижение тиражей на рынке этикеточной продукции и рост требований к её качеству, оснащённые полуротационными офсетными машинами производства получают существенные преимущества перед конкурентами, работающими только с традиционной флексографской техникой.

Об авторе: Виктор Рогов, технический эксперт компании «Высокая печать».


Таблица. Сравнительная характеристика основных способов печати

Схема принципа полуротационной печати

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41