101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Изготовление трафаретных форм

  • Андре Пейскенс
  • 5 декабря 2008 г.
  • 5667

Рис. 1. Толстый эмульсионный слой, созданный чистой фотополимерной эмульсиейНесмотря на рост популярности однокомпонентных фотоэмульсий, многие печатники используют эмульсии диазотипные или двойного отверждения. Поэтому до нанесения на сетку производится их очувствление, т. е. смешивание с нужным количеством раствора сенсибилизатора (диазо-соединения), поставляемого в виде порошка, концентрата или раствора (последний наименее пригоден к хранению). Перед добавлением к основе необходимо убедиться, что сенсибилизатор полностью растворён или перемешан. Когда нет уверенности в качестве водопроводной воды, для растворения диазотипных соединений следует применять дистиллированную воду. После этого можно смешивать оба компонента.

Рис. 2. Фотоэмульсию следует готовить за день перед использованием при помощи чистого шпателя, не имеющего следов ржавчиныСмешивать следует чистыми инструментами, чтобы не загрязнять эмульсию и не допускать попадания в неё посторонних веществ, ухудшающих качество эмульсионного слоя (рис. 2). Следует применять только ёмкости из нержавеющей стали, дерева или пластика. За исключением дихроматических эмульсий, рекомендуется сенсибилизировать сразу весь объём эмульсии полным количеством сенсибилизатора. Частичное смешивание может привести к ошибкам в определении пропорций.

Для получения однородного гладкого покрытия эмульсию следует готовить за несколько часов перед применением или, при возможности, за день. Это избавляет от воздушных пузырьков, неизбежно появляющихся при перемешивании. Сенсибилизированные или однокомпонентные эмульсии, хранящиеся в холодильнике, нужно извлекать за несколько часов (или за день) до применения; это позволит им приобрести обычную вязкость.

После нанесения эмульсии сосуд с ней следует закрыть, тщательно вытерев его горловину, чтобы избежать высыхания состава и попадания в него сухих частиц, способных повлиять на качество эмульсионного слоя на следующих трафаретах.

Примечание

После работы с сенсибилизатором тщательно мойте руки и загрязнённые участки кожи водой с мылом.

Два метода нанесения эмульсии

Рис. 3. Минимальная толщина эмульсионного слоя на печатной стороне сетки улучшает резкость оттискаПеред нанесением эмульсии трафарет следует подготовить и тщательно высушить. Нужно знать, что тип ткани и номер сетки в сочетании с технологиями покрытия и сушки влияют на толщину эмульсионного слоя и равномерность формы (шероховатость Rz). Поэтому необходимо иметь представление о составе и свойствах трафаретной эмульсии: содержании твёрдых веществ или вязкости. Для обеспечения высокого разрешения трафаретная форма должна иметь эмульсионный слой минимальной толщины с печатной стороны сетки (рис. 3).

Рис. 4. а) Обычная технология нанесения эмульсии Это необходимо, чтобы избежать увеличения размеров тонких линий или растровых точек в результате неконтролируемого растекания краски. Для этого эмульсию следует наносить методом «сырой по сырому», последний слой всегда наносится с внутренней (ракельной) стороны сетки (рис. 4). Нанесённый слой эмульсии сразу сушится, по возможности в горизонтальном положении формы ракельной стороной вверх. Для получения равномерного покрытия натяжение сетки не должно быть ниже 14 Н/см (или 17-18 Н/см для больших форматов).

Нанесение эмульсии должно осуществляться при приглушённом дневном свете либо под маломощными флюоресцентными или лампами накаливания, при отсутствии пыли в помещении.

Рекомендации

Рис. 5. Радиус кромки лотка для нанесения эмульсии влияет на толщину наносимого слояЭмульсию можно наносить вручную либо на станке. Автоматические машины помогают стандартизировать процесс при большой интенсивности производства, когда наносят эмульсию и обрабатывают трафарет несколько операторов. Станки программируются так, чтобы эмульсия наносилась на каждую сетку идентичным образом: неравномерности, появляющиеся при ручном нанесении, сглаживаются.

Количество наносимых слоёв зависит не только от состава эмульсии, но и от номера сетки, типа кюветы. В справочных таблицах производителей даны советы по определению количества слоёв, необходимых для конкретной эмульсии и номера сетки. Однако важно помнить, что реальные условия могут затруднить получение предполагаемой толщины эмульсии по ряду причин:

  • изготовители станков для нанесения эмульсии не применяют кюветы универсального типа, используют разные скорости нанесения;
  • радиус кромки кюветы различается для разных стран и производителей (рис. 5);
  • ручное и машинное нанесение даёт разные результаты даже при использовании кювет с идентичными параметрами (см. табл.). Причины — различия рабочего давления и одновременное нанесение эмульсии с двух сторон в автоматических машинах.

Влияние технологии нанесения эмульсии на толщину трафаретной формы

Советы

Рис. 6. Воздушные пузырьки в эмульсии влияют на качество нанесения эмульсионного слояСтанок для нанесения эмульсии можно настроить так, чтобы одновременно был нанесён один слой на обе стороны сетки, а затем один или два слоя на ракельную сторону формы. Обратите внимание, результат 1+3 по толщине эмульсии равен покрытию 2+4; поэтому ракельную сторону формы следует покрывать двумя слоями.

Рис. 7. Полосы могут появляться в результате наличия в эмульсии воздушных пузырьковПри ручном нанесении эмульсии первый слой наносится на одну сторону, а все последующие — на другую. Понятно, что одновременное двустороннее нанесение невозможно. Следует очень внимательно следить, чтобы кювета не загрязнялась и не повреждалась. Кромка должна быть идеально прямая и слегка закруглённая, чтобы уменьшить количество необходимых проходов.

Перед нанесением набранной в кювету эмульсии следует убедиться, что на её поверхности отсутствуют воздушные пузырьки (рис. 6), поскольку на трафарете они могут проявиться в виде полос на эмульсионном слое (рис. 7). Независимо от избранного способа, нанесение должно быть относительно медленным и равномерным. Слишком быстрое распределение эмульсии вызовет появление пузырьков, которые застревают в ячейках (рис. 8), особенно при использовании сеток низких номеров.

Рис. 8. Пузырьки воздуха на поверхности трафаретной формы в результате неправильного нанесения эмульсии (300-кратное увеличение)

Альтернативные методы нанесения эмульсии

Рис. 9. Нанесение эмульсии с немедленной сушкойМногие изготовители трафаретных форм пришли к заключению, что эмульсии двойного отверждения и чистые фотополимерные дают наилучшие результаты при соблюдении технологий «сырой по сырому». Но иногда полезны альтернативные методы «сырой по сухому», позволяющие изготавливать более тонкие трафаретные формы, не меняя поверхностной шероховатости Rz.

Суть метода — нанесение на сетку слоёв «сырой по сырому» (рис. 9а), сушка и нанесение дополнительных слоёв на печатную сторону формы с использованием промежуточной сушки (рис. 9b). Позволяет получить более тонкий эмульсионный слой на тканях с относительно большим процентом открытой поверхности или при использовании эмульсий с низкой вязкостью, имеющих тенденцию к проваливанию в ячейки сетки после сушки.

Рис. 10. Трафаретная форма, изготовленная при помощи фотоэмульсии двойного отверждения Saatichem на ткани Saatilene Hitech 120(305).34 PW. а) метод

Рис. 11. Технология многократного нанесения эмульсии позволяет создавать формы любой требуемой толщины При такой технологии первый или второй дополнительный слой «сырой по сухому» не увеличивают толщины трафарета, а заполняют впадины, образовавшиеся после первого покрытия, придавая форме требуемую ровность (рис. 10 а, b). С её помощью можно последовательно увеличивать толщину формы на грубых сетках для специальных работ. При использовании соответствующей фотоэмульсии можно получить возвышение эмульсионного слоя над сеткой в 2 мм и более (рис. 11).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 35