101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Профессиональная струйная печать: как попасть в цвет *

  • Александр Чайкин
  • 29 октября 2008 г.
  • 5370

Материал адресован дизайнерам и печатникам широкоформатной продукции, для изготовления которой применяется цифровая струйная печать. Основное требование к виниловым баннерам, тканевым перетяжкам, флагам или пластиковым штендерам — верная передача цветов. В офсетной печати стандарты цветопередачи давно определены (американский, европейский и японский для мелованных и матовых бумаг), а в струйной широкоформатной их попросту не существует.

По роду деятельности я постоянно общаюсь с производителями рекламной и другой продукции, выпускаемой с помощью цифровой струйной печати; самое поразительное — даже профессиональные опытные печатники до сих пор зачастую подбирают цвета вручную. Разве можно при таком подходе быстро изготовить разнородные объекты (афиши, баннеры, декорации, промо-одежду) в единой цветовой гамме?

Начав профессиональную деятельность в сфере широкоформатной струйной печати в 1998 г. и уже имея определённые познания в области технологий цветоделения, я был шокирован уровнем тогдашних программ растрирования, находившихся если не в младенческой, то в детской стадии развития. Широко известный растровый процессор AccuPrint от Scanvec был способен лишь на простую распечатку растровых файлов в модели CMYK. Революция не заставила себя ждать. В том же году появился новый класс растровых процессоров, флагманом которых стал PhotoPRINT Server 2.5 от Amiable Technologies. В отличие от систем того времени в нём поддерживались ICC-профайлы, входные и для печати, кривые линеаризации. С помощью его встроенного модуля цветовой калибровки и сканирующего спектроденситометра X-Rite DTP-51 мне впервые удалось самостоятельно построить профайлы 4-цветной печати. И они оказались лучше оригинальных, заставив поверить: если будут «правильными», решат все проблемы цветопередачи. На практике это оказалось не совсем так: было потрачено много времени и сил, чтобы разобраться, чем и как следует строить цветовые профили и заставить их правильно работать.

Предлагаемый материал поможет работающим в сфере широкоформатной печати освоить основные методы и приёмы управления цветом, которые позволят «рядовым» печатным бюро приблизиться к «хорошим», умеющим быстро и точно попасть в цвет.

Простых путей не бывает

Типичные сценарии простых решений, рекомендуемые даже известными и уважаемыми производителями оборудования и расходных материалов, зачастую приводят к посредственной цветопередаче. Типовые ситуации дают наглядное представление о стандартных заблуждениях и причинах неудач. Используется два термина: ICC-профайл (файл с расширением ICC или ICM) и цветовой профиль (совокупность настроек RIP для выполнения того или иного вида печати).

Первое знакомство

Представим: на новое рекламное производство устраивается молодой печатник с опытом работы в полиграфии и/или полиграфическим образованием. Зная типографский процесс CMYK, он полагает, что струйный широкоформатный принтер работает так же, как печатная машина (по крайней мере, как цифровая). Он присутствует при пуско-наладке только что приобретённого широкоформатного принтера. Инженер поставщика установил на компьютер программный растровый процессор (RIP), задал несколько базовых конфигураций и выполнил печать тестовых файлов. Результат получился вполне удовлетворительный. Наш печатник приступает к работе… Первое препятствие — широкая номенклатура запечатываемых носителей. Какая незадача! Одна и та же конфигурация RIP на схожих носителях от разных поставщиков даёт разный цветовой оттенок. Сравнение чистых цветов CMYK, отпечатанных на этих носителях, тоже показывает их различие. Самое странное, что эти чистые цвета сильно отличаются от цветов в полиграфическом каталоге (веере Pantone Process Coated Euro). И даже незначительные изменения конфигурации RIP (например, типа растра) существенно влияют на цветопередачу.

Первые выводы:

  • чернила для широкоформатной печати отличаются от типографских красок по оттенку;
  • даже однотипные носители разных производителей по-разному впитывают чернила и дают в одинаковых условиях разные цветовые оттенки;
  • настройки печати оказывают значительное влияние на цветопередачу.

Действие № 1

Ага, решает печатник, нужны правильные ICC–профайлы. Их можно найти в Интернете, попросить у поставщика носителей и чернил или взять у знакомых. Работа проделана, профайлы записаны в компьютер, но далее часто происходит следующее: не получается загрузить ICC-профайл в RIP; загрузить удалось, но при печати получается не тот цвет, который нужен.

Краткий перечень причин случившегося:

Оказывается, в современном мире уживается, как минимум, три стандарта ICC-профайлов: ICC 1.0, ICC 2.0, ICC 4.0. К сожалению, даже в пределах одного стандарта могут быть модификации профайлов в зависимости от возможностей RIP. Например, какой-то RIP не поддерживает встроенные в ICC-профайл кривые компенсации растискивания, другой, наоборот, не может обойтись без специальных метатэгов, записываемых только специальным профилировщиком или конвертером профайлов. Возможно, найденные ICC-профайлы вместе с отдельными калибровочными файлами, содержащими кривые компенсации растискивания, были созданы для одного RIP. Тогда полный профиль невозможно перенести в другой растровый процессор, ибо калибровочные файлы имеют другой формат, а ICC-профайлы не содержат всей необходимой информации.

Даже широкоформатные принтеры одной модели могут печатать по-разному, находясь у разных пользователей. Кто-то изменил температуру печатающей головки (в термоплоттерах), кто-то увеличил энергию импульса вспрыска чернил (в пьезоэлектрических). Можно перечислить ещё десяток-другой причин, по которым плоттеры не могут печатать абсолютно одинаково.

Температура и влажность помещения также играют важную роль в передаче цвета. Если профиль получен в одних условиях, а применяется в других, то велика вероятность искажения цвета. Например, построенный летом в Калифорнии при работающем климатическом центре (20 °С, относительная влажность 60%) не будет давать те же цвета зимой в Москве при 24 °С и влажности 15%.

Характеристики поставляемых материалов могут меняться от партии к партии: обычная практика для производителей дешёвых материалов. Когда это так, профили работать не будут.

Перечисляя проблемы, не хочу, чтобы у читателя создалось мнение, будто поставщики материалов лукавят, предлагая заведомо неработающие решения. Если вы справились со стандартом и форматом (т. е. обеспечили совместимость найденного профиля с RIP), скорее всего профили улучшат качество цвета по сравнению с ситуацией, когда они вообще отсутствуют. Но гарантировать точность цветопередачи на профессиональном уровне «стандартные» профили не смогут никогда.

Действие № 2

Не удовлетворившись «стандартными» профилями, наш печатник решает построить их сам, используя программно-аппаратный комплекс для цветовой калибровки. Его основные компоненты — RIP, модуль цветовой калибровки или специализированный профилировщик, спектрофотометр и методика калибровки. Если они подобраны правильно, теория совпадёт с практикой, а вы начнёте поражать заказчиков, демонстрируя попадание в цвета Pantone. Если же компоненты не стыкуются, их подбор произведён исключительно на базе рекламных проспектов, вас может ожидать множество сюрпризов. Оказывается, купленный RIP не включает модуля цветовой калибровки и, что хуже всего, вообще не имеет возможности его подключения.

Вы поняли, что не все спектрофотометры обеспечивают хороший результат. Можно ли оценить пригодность прибора на основании опубликованных характеристик или его цены? Вряд ли, здесь нужен опыт.

Описанная в руководстве пользователя методика цветовой калибровки содержит неточности или описывает процесс упрощённо. Итог— точность цветопередачи далеко не та, на которую вы рассчитывали.

Ситуации неприятные, и дело не только в том, что решение проблем обойдётся недёшево. Зачастую просто не от кого получить совет, как правильно поступить.

Большинство, столкнувшись с перечисленными проблемами, машет рукой на все приборы и методики, продолжая действовать по старинке, вручную настраивая кривые Density и «уродуя» исходные файлы в графическом редакторе. Что характерно для пользователей, изначально («в целях экономии») установивших простенький «ломаный» RIP с набором случайных профилей и работающих с дешёвыми носителями с нестабильными характеристиками. За официальной поддержкой к разработчику RIP они обратиться не могут, а неофициальная — слишком дорога. Возможно, через год-два работы от своих же клиентов они узнают об отличной цветопередаче у конкурентов, что решение по цветовой калибровке всё-таки есть, а работа с ICC-профайлами может приносить удовлетворение при условии их правильного применения. И тогда, возможно, они обратятся за квалифицированной помощью к специалистам.

Действие № 3

Наконец-то нашёлся специалист, который показал, как всё делать правильно, чтобы ICC-профайлы работали. Печатник в восторге — теперь он может попасть в цвет Pantone. Не тут-то было! В присутствии специалиста всё работает, а только он уезжает, опять что-то не получается… Типичная ситуация, возможные причины хорошо известны. Оператору не хватает базовых знаний по работе с графическими программами и плоттером. Он делает очевидные ошибки: например, пытается печатать из CorelDraw, включая не те флажки в опциях вывода, заправляя просроченные чернила, печатая на бумаге, не отлежавшейся в помещении после хранения на холодном складе и т. д. Мне и моим коллегам приходилось наблюдать на практике десятки подобных ошибок — исправить это могут только опыт и соответствующее обучение. Оборудование и программы здесь не виноваты.

Даже опытному, давно работающему с графическими программами и разбирающемуся в форматах данных оператору бывает сложно освоить с первого раза методику цветовой калибровки, понять все нюансы при работе в различных приложениях. Это легко исправляется путём консультаций со специалистами, главное, чтобы было к кому обратиться.

Плоттер переехал в другую комнату, сменился сезон, поступила другая партия бумаги или чернил, в которой производитель улучшил, например, жёлтый цвет. Тогда надо строить новые профили.

Заказчик предъявил претензию к цвету, пользуясь недоброкачественным веером Pantone. Нет, я не имею в виду подделку: веер изготовлен с ошибкой и/или «постарел» со временем — и цвета «ушли». Если это обнаружится вовремя, вы на коне, заказчик будет вас уважать за профессионализм, т. к. уж никак не мог подумать, что эталону цвета не всегда можно доверять.

Заказчик утверждает, что цвет «ушёл» после утверждения цветопробы. Но он рассматривал и подписывал цветопробу при вечернем офисном освещении, а принимать работу приехал в солнечный день. Виновата метамерия — разное восприятие цвета при разном освещении. Можно рекомендовать лишь использование специального светового стола для анализа образцов со стабильным освещением с заданными характеристиками.

Выводы

Надеюсь, я не отбил у вас охоту заниматься цветовой калибровкой, описав некоторые практические проблемы, с ней связанные. На самом деле, ICC-профилирование — замечательный инструмент для её реализации при одном условии: обеспечении профессионального подхода к оценке цвета и созданию профилей. Тогда цветопередача перестаёт быть головной болью печатника и источником конфликтов с заказчиком, а наоборот, обеспечивает процветание печатного бизнеса, способствует привлечению новых клиентов.

Об авторе: Александр Чайкин (alexch@smart-t.ru), к. т. н., руководитель научного отдела компании «Смарт-Т».


* Статья открывает серию публикаций на основе готовящейся к печати одноимённой книги Александра Чайкина, руководителя научного отдела компании «Смарт-Т».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105