2012.01.1224891 прочтений

"Обычный софт" для дизайнеров упаковки и этикетки *

Теги: Допечатные процессы Publish

Специалист по полиграфическим и производственным процессам делится впечатлениями о программах для дизайнеров, работающих в упаковочной и сопутствующих отраслях.

Прежде чем выбирать программу для создания упаковки, рассмотрим задачу в комплексе. Условно её можно разделить на две части: оформление поверхности или графические элементы дизайна; структурное (трёхмерное) проектирование упаковки. Две составляющие должны объединиться в удачную и эффективную упаковку, будь-то сегмент бытовых товаров, предметов роскоши или промышленной тары.

Графические программы далеко не всегда ограничиваются одной сферой применения. Многие способны реализовать широкий спектр дизайнерских задач и интегрироваться с другими совместимыми приложениями. Наглядный пример — пакет Adobe Creative Suite, включающий программы Adobe Illustrator, InDesign, Photoshop, Acrobat Professional и Dreamweaver.

Для дизайнеров пакет давно стал отраслевым стандартом: поддерживая практически любые типы входных файлов, он позволяет без проблем комбинировать иллюстрации, фотографии, тексты. Объединённые в линейке приложения делают работу с каждым элементом интуитивной — именно в этом и кроется секрет огромной популярности Adobe Creative Suite. Пакет стал выбором многих молодых дизайнеров, а в колледжах графического дизайна его изучают как стандартное отраслевое ПО.

Добавим сюда распространённость и универсальность, которые программы типа Photoshop обеспечивают дизайнерам, фотографам, ретушёрам и иже с ними, — и получим гибкость, ранее доступную лишь с системами класса high-end. Комбинация из векторных (линии) и растровых (пиксели) приложений трансформировалась в действительно мощный пакет для графического дизайна.

Частично функции пакета есть и у других программ, но комплексных аналогов у него почти нет. Основной программой многих верстальщиков по-прежнему остаётся QuarkXPress, но немалая стоимость приложения (особенно многопользовательских лицензий) постепенно свела на нет его востребованность среди дизайнеров. Безусловно, остаются и те, кто вырос на Quark и в жизни не перейдёт на InDesign, но это лишь вопрос личных предпочтений.

Достоинство пакета Adobe Creative Suite по сравнению с отдельными программами вёрстки, самой известной из которых всё ещё остаётся QuarkXPress, на мой взгляд, заключается в интеграции приложений. Другие же варианты в основном ориентированы не на профессиональных дизайнеров, а на обычных пользователей. Термин «настольные издательские системы» стал настолько обыденным, что грань между профессиональными и бытовыми программами постепенно стирается, хотя в отношении качества эти сегменты продолжает разделять глубокая пропасть.

Я начинал с Quark и Pagemaker, ныне почившем предшественнике InDesign. В то время считалось, что по функциональности Pagemaker значительно уступает Quark, но потом я переключился на InDesign с сопутствующими приложениями. Будучи страстным фотографом-любителем, не уставал поражаться широчайшим возможностям Photoshop, хотя поначалу активно использовали программу для ретуширования и редактирования изображений типографии и препресс-бюро, и только потом дизайнеры взяли её на вооружение как инструмент для творчества.

Отличие упаковочного дизайна от классического — в многообразии форм и размеров наряду с широким ассортиментом материалов, которым нужно придать объёмную форму: всевозможные картонные коробки, формованный пластик (всё чаще заставляющий хмуриться ратующего за экологию потребителя), запечатанная флексографией или офсетом рукавная упаковка с контролируемой средой, металлические банки, развивающееся направление вакуумной и мягкой упаковки с контролируемой средой для скоропортящихся товаров типа кофе и сушёных фруктов.

Трёхмерный дизайн упаковки

Вторая составляющая программного решения для создания упаковки — ПО для трёхмерного дизайна. Таких приложений великое множество, отличаются они сложностью и сферой применения. В некоторых можно даже вращать упаковку вдоль разных осей, оценивать глазами пользователя и «брать» в руки. Удобна функция расчёта внутренней вместимости упаковки: даже изделия сложной формы можно спроектировать так, чтобы они вмещали точный объём продукта.

Поскольку дизайн упаковки, в отличие от графического, исключительно многогранен и не сводится к двухмерной плоскости, одна единственная программа, на мой взгляд, не способна удовлетворить всех требований рынка. Сейчас пользователям доступна масса отличных продуктов. Особенно отмечу пакет Strata 3D CX (приложения Foto 3D CX 2, Enfold 3D CX, Design 3D CX 6 и Live 3D CX 2), разработанный в тесном сотрудничестве с Adobe. Например, приложение Enfold 3D интегрировано с ПО Illustrator.

Инструмент Strata Design 3D для трёхмерного моделирования по существу является конструкторской программой, но подходит и для создания объёмной упаковки — бутылок, контейнеров и пр. В очередной раз упомяну о полной интеграции с программами обработки изображений типа Photoshop.

Foto 3D CX — современный дизайнерский инструмент, хорошо адаптируемый под работу с упаковкой: тоже имеет отдельный программный модуль для Photoshop, но в отличие от Photoshop преобразует двухмерное изображение в трёхмерное и работает с ним, как с виртуальным продуктом.

Тем, кто ещё не понял, почему для работы непременно нужны два программных пакета, напомню: дизайн упаковки подразумевает графическое оформление поверхности в специализированной программе плюс структурный дизайн с использованием соответствующих инструментов моделирования. И хотя каждая программа представляет собой образец высоких технологий, ни одна не способна комбинировать трёхмерный структурный дизайн с созданием графики, которую затем можно качественно нанести полиграфическими способами. Одна дело — визуализация упаковки, и совсем другое — разработка дизайн-макета.

Примеры объёмных моделей упаковкиКак специалисту в области полиграфии мне прекрасно известно, что для эффективного нанесения печати на упаковку любой формы её предпочтительно перевести в плоский вид. Само собой, имеются и исключения: ротационная шелкография и термотрансферный деколь прекрасно работают с объёмными формами, но у этих технологий свои ограничения — и по уровню детализации, и по продуктивности.

Расположить на плоскости заготовки коробок и рукавные этикетки труда не представляет. После печати их вырезают, бигуют и склейкой придают нужную форму. Даже металлические коробки зачастую запечатывают в виде плоских листов УФ-офсетом, после чего штампуют или фальцуют, гофрируя либо сваривая края.

С цилиндрическими объектами типа бутылок или банок всё не так однозначно — готовому продукту невозможно придать изначально плоскую форму. Или всё же можно? Для бутылок используют рукавные этикетки, которые затем под воздействием температуры принимают форму ёмкости. Банки для напитков можно делать в два этапа: запечатать в виде диска, придать форму цилиндра, а затем приварить крышку. Тут потребуется узкоспециализированная программа, способная применить к обычному графическому файлу предварительно заданные параметры дисторсии с учётом того, как должна выглядеть готовая этикетка или металлическое изделие. Только в этом случае готовое изображение будет смотреться, как задумано.

К счастью для дизайнеров, подобные программы уже есть в распоряжении производств и заводов. Всё, что нужно, — обычная графика, созданная в одном из упомянутых выше пакетов. Единственное условие — специфические шаблоны, которые предоставит сам производитель.

САПР программы

Ещё одна полезная в производстве упаковки категория программ — САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). С помощью лазера они высекают изделия сложных форм из проблематичных для обработки материалов, причём с высочайшей степенью точности.

САПР-программы часто используют и при создании упаковки по традиционным технологиям: для получения резального и биговального инструментария. При этом точность результата на порядок превышает ручные операции, когда в фанере ножом формируются канавки, а затем в них вручную вбиваются режущие линейки.

Хотя сами дизайнеры в этих программах работают редко, необходимо понимать роль подобных приложений в производственном процессе. В ином случае дизайнер просто не сможет эффективно подготовить дизайн-макет, а создание упаковки, не приспособленной под массовое производство, иначе как вопиющей ошибкой не назовёшь. Мастерство заключается в том, чтобы продукт и его упаковка выглядели привлекательно и оригинально, но оставались относительно простыми и экономически выгодными для выпуска.

Высокотехнологичные программы применяют не только при проектировании отдельных изделий: они в состоянии имитировать торговые интерьеры, давая возможность проанализировать оптимальные варианты размещения товара. Пользователь может пройтись вдоль полок виртуального магазина, взять в руки продукт и рассмотреть каждую деталь — по аналогии с реальным миром.

Подобные достижения открывают перед дизайнерами товаров и упаковки новые возможности. Мы живём в крайне интересное время и можем лишь догадываться, какие ещё сюрпризы уготовило для нас будущее.

Рассмотренный мною перечень ПО для дизайнеров ни в коем случае не является исчерпывающим: это лишь примеры приложений и программных пакетов, применяющиеся в создании высококачественных продуктов и образцов упаковки.


* Журнал FlexoTech, март, 2011. Публикуется с разрешения издательства Whitmar Publications Ltd. © 2011.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     


comments powered by Disqus