2012.01.1238093 прочтений

"Обычный софт" для дизайнеров упаковки и этикетки *

Теги: Допечатные процессы Publish

Специалист по полиграфическим и производственным процессам делится впечатлениями о программах для дизайнеров, работающих в упаковочной и сопутствующих отраслях.

Прежде чем выбирать программу для создания упаковки, рассмотрим задачу в комплексе. Условно её можно разделить на две части: оформление поверхности или графические элементы дизайна; структурное (трёхмерное) проектирование упаковки. Две составляющие должны объединиться в удачную и эффективную упаковку, будь-то сегмент бытовых товаров, предметов роскоши или промышленной тары.

Графические программы далеко не всегда ограничиваются одной сферой применения. Многие способны реализовать широкий спектр дизайнерских задач и интегрироваться с другими совместимыми приложениями. Наглядный пример — пакет Adobe Creative Suite, включающий программы Adobe Illustrator, InDesign, Photoshop, Acrobat Professional и Dreamweaver.

Для дизайнеров пакет давно стал отраслевым стандартом: поддерживая практически любые типы входных файлов, он позволяет без проблем комбинировать иллюстрации, фотографии, тексты. Объединённые в линейке приложения делают работу с каждым элементом интуитивной — именно в этом и кроется секрет огромной популярности Adobe Creative Suite. Пакет стал выбором многих молодых дизайнеров, а в колледжах графического дизайна его изучают как стандартное отраслевое ПО.

Добавим сюда распространённость и универсальность, которые программы типа Photoshop обеспечивают дизайнерам, фотографам, ретушёрам и иже с ними, — и получим гибкость, ранее доступную лишь с системами класса high-end. Комбинация из векторных (линии) и растровых (пиксели) приложений трансформировалась в действительно мощный пакет для графического дизайна.

Частично функции пакета есть и у других программ, но комплексных аналогов у него почти нет. Основной программой многих верстальщиков по-прежнему остаётся QuarkXPress, но немалая стоимость приложения (особенно многопользовательских лицензий) постепенно свела на нет его востребованность среди дизайнеров. Безусловно, остаются и те, кто вырос на Quark и в жизни не перейдёт на InDesign, но это лишь вопрос личных предпочтений.

Достоинство пакета Adobe Creative Suite по сравнению с отдельными программами вёрстки, самой известной из которых всё ещё остаётся QuarkXPress, на мой взгляд, заключается в интеграции приложений. Другие же варианты в основном ориентированы не на профессиональных дизайнеров, а на обычных пользователей. Термин «настольные издательские системы» стал настолько обыденным, что грань между профессиональными и бытовыми программами постепенно стирается, хотя в отношении качества эти сегменты продолжает разделять глубокая пропасть.

Я начинал с Quark и Pagemaker, ныне почившем предшественнике InDesign. В то время считалось, что по функциональности Pagemaker значительно уступает Quark, но потом я переключился на InDesign с сопутствующими приложениями. Будучи страстным фотографом-любителем, не уставал поражаться широчайшим возможностям Photoshop, хотя поначалу активно использовали программу для ретуширования и редактирования изображений типографии и препресс-бюро, и только потом дизайнеры взяли её на вооружение как инструмент для творчества.

Отличие упаковочного дизайна от классического — в многообразии форм и размеров наряду с широким ассортиментом материалов, которым нужно придать объёмную форму: всевозможные картонные коробки, формованный пластик (всё чаще заставляющий хмуриться ратующего за экологию потребителя), запечатанная флексографией или офсетом рукавная упаковка с контролируемой средой, металлические банки, развивающееся направление вакуумной и мягкой упаковки с контролируемой средой для скоропортящихся товаров типа кофе и сушёных фруктов.

Трёхмерный дизайн упаковки

Вторая составляющая программного решения для создания упаковки — ПО для трёхмерного дизайна. Таких приложений великое множество, отличаются они сложностью и сферой применения. В некоторых можно даже вращать упаковку вдоль разных осей, оценивать глазами пользователя и «брать» в руки. Удобна функция расчёта внутренней вместимости упаковки: даже изделия сложной формы можно спроектировать так, чтобы они вмещали точный объём продукта.

Поскольку дизайн упаковки, в отличие от графического, исключительно многогранен и не сводится к двухмерной плоскости, одна единственная программа, на мой взгляд, не способна удовлетворить всех требований рынка. Сейчас пользователям доступна масса отличных продуктов. Особенно отмечу пакет Strata 3D CX (приложения Foto 3D CX 2, Enfold 3D CX, Design 3D CX 6 и Live 3D CX 2), разработанный в тесном сотрудничестве с Adobe. Например, приложение Enfold 3D интегрировано с ПО Illustrator.

Инструмент Strata Design 3D для трёхмерного моделирования по существу является конструкторской программой, но подходит и для создания объёмной упаковки — бутылок, контейнеров и пр. В очередной раз упомяну о полной интеграции с программами обработки изображений типа Photoshop.

Foto 3D CX — современный дизайнерский инструмент, хорошо адаптируемый под работу с упаковкой: тоже имеет отдельный программный модуль для Photoshop, но в отличие от Photoshop преобразует двухмерное изображение в трёхмерное и работает с ним, как с виртуальным продуктом.

Тем, кто ещё не понял, почему для работы непременно нужны два программных пакета, напомню: дизайн упаковки подразумевает графическое оформление поверхности в специализированной программе плюс структурный дизайн с использованием соответствующих инструментов моделирования. И хотя каждая программа представляет собой образец высоких технологий, ни одна не способна комбинировать трёхмерный структурный дизайн с созданием графики, которую затем можно качественно нанести полиграфическими способами. Одна дело — визуализация упаковки, и совсем другое — разработка дизайн-макета.

Примеры объёмных моделей упаковкиКак специалисту в области полиграфии мне прекрасно известно, что для эффективного нанесения печати на упаковку любой формы её предпочтительно перевести в плоский вид. Само собой, имеются и исключения: ротационная шелкография и термотрансферный деколь прекрасно работают с объёмными формами, но у этих технологий свои ограничения — и по уровню детализации, и по продуктивности.

Расположить на плоскости заготовки коробок и рукавные этикетки труда не представляет. После печати их вырезают, бигуют и склейкой придают нужную форму. Даже металлические коробки зачастую запечатывают в виде плоских листов УФ-офсетом, после чего штампуют или фальцуют, гофрируя либо сваривая края.

С цилиндрическими объектами типа бутылок или банок всё не так однозначно — готовому продукту невозможно придать изначально плоскую форму. Или всё же можно? Для бутылок используют рукавные этикетки, которые затем под воздействием температуры принимают форму ёмкости. Банки для напитков можно делать в два этапа: запечатать в виде диска, придать форму цилиндра, а затем приварить крышку. Тут потребуется узкоспециализированная программа, способная применить к обычному графическому файлу предварительно заданные параметры дисторсии с учётом того, как должна выглядеть готовая этикетка или металлическое изделие. Только в этом случае готовое изображение будет смотреться, как задумано.

К счастью для дизайнеров, подобные программы уже есть в распоряжении производств и заводов. Всё, что нужно, — обычная графика, созданная в одном из упомянутых выше пакетов. Единственное условие — специфические шаблоны, которые предоставит сам производитель.

САПР программы

Ещё одна полезная в производстве упаковки категория программ — САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). С помощью лазера они высекают изделия сложных форм из проблематичных для обработки материалов, причём с высочайшей степенью точности.

САПР-программы часто используют и при создании упаковки по традиционным технологиям: для получения резального и биговального инструментария. При этом точность результата на порядок превышает ручные операции, когда в фанере ножом формируются канавки, а затем в них вручную вбиваются режущие линейки.

Хотя сами дизайнеры в этих программах работают редко, необходимо понимать роль подобных приложений в производственном процессе. В ином случае дизайнер просто не сможет эффективно подготовить дизайн-макет, а создание упаковки, не приспособленной под массовое производство, иначе как вопиющей ошибкой не назовёшь. Мастерство заключается в том, чтобы продукт и его упаковка выглядели привлекательно и оригинально, но оставались относительно простыми и экономически выгодными для выпуска.

Высокотехнологичные программы применяют не только при проектировании отдельных изделий: они в состоянии имитировать торговые интерьеры, давая возможность проанализировать оптимальные варианты размещения товара. Пользователь может пройтись вдоль полок виртуального магазина, взять в руки продукт и рассмотреть каждую деталь — по аналогии с реальным миром.

Подобные достижения открывают перед дизайнерами товаров и упаковки новые возможности. Мы живём в крайне интересное время и можем лишь догадываться, какие ещё сюрпризы уготовило для нас будущее.

Рассмотренный мною перечень ПО для дизайнеров ни в коем случае не является исчерпывающим: это лишь примеры приложений и программных пакетов, применяющиеся в создании высококачественных продуктов и образцов упаковки.


* Журнал FlexoTech, март, 2011. Публикуется с разрешения издательства Whitmar Publications Ltd. © 2011.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Рисуем шоколад или Когда искусственное лучше натурального

    Иногда вместо фотографии реального продукта на упаковке лучше поместить его рисованное изображение.

     

  • Допечатные процессы как фундамент

    Полиграфическая компания «МДМ-Печать» с момента своего основания сделала ставку на допечатные решения Kodak, ставшие залогом стабильности качества и своеобразным фундаментом эффективности и надёжности производства.

     

  • Напечатал? Оживи!

    Главная претензия современных маркетологов к печати — её «нединамичность». Мол, если вы это даже напечатали «цифрой», где интерактивность, анимация и прочие прелести цифрового века? Этой проблемой озаботились многие, но в Konica Minolta создали одно из самых дружественных решений — genARate.

     

  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • 9 причин для допечатной проверки PDF

    Всё ещё полагаетесь на зоркий глаз и авось? Есть способ проще.

     

  • Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

    Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

     


comments powered by Disqus