2012.03.22, Автор: Михаил Борисов2546 прочтений

W2P: будущее полиграфии?

Теги: Допечатные процессы Publish

Технология "вебпечатная машина" пропагандируется как панацея от множества полиграфических напастей. "Вылечить" всех она, конечно, не может. Но помочь развитию бизнеса, особенно в секторе оперативной полиграфии, способна.

Экономический кризис, отголоски которого ощущаются до сих пор, привёл к значительным переменам в сферах управления и производства. Компании пересматривают бизнес-модели и решительно сокращают накладные расходы. Снижение себестоимости позволяет понизить стоимость услуг и, если не увеличить количество клиентов, то, как минимум, удержать их на прежнем уровне, что в условиях финансовой неопределённости рассматривается как хороший результат. Среди мер по повышению эффективности полиграфического производства — активное использование струйных технологий и систем управления процессами, печать на широкоформатных принтерах и технология «веб–печатная машина» (Web-to-Print или, как часто сокращают в англоязычных источниках — Web2print, W2P). Все они в той или иной степени снижают себестоимость за счёт высокотехнологичных способов производства. Рассмотрим W2P как наиболее динамично развивающуюся сферу.

Как это работает

В общих чертах классическая система W2P работает так: производитель печатной продукции размещает на сайте программу для онлайн-расчёта стоимости заказа и разнообразные конструкторы основных видов полиграфической продукции. Можно менять шаблоны, настраивать цвет фона, добавлять логотип и надписи. Для максимального охвата аудитории ПО часто предлагается в виде SaaS (software as a service — поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ через интернет), поэтому потребителю даже не нужно тратиться на её приобретение. Кстати, специализированное ПО для приёма заказов на фотокниги — типичный пример систем W2P, но об этом чуть ниже.

Другой вариант — предварительное единоразовое согласование с типографией макета, разработанного собственными силами, после чего сотруднику достаточно вбить новые реквизиты в поля шаблона-визитки, остальное — дело сугубо техники (печать персонализированной продукции). Результат, как правило, передаётся в печать в стандартном виде — через PDF.

Технология особенно актуальна для крупных компаний с массой разбросанных филиалов, поскольку обеспечивает единство корпоративного стиля. Аналогична ситуация с выпуском рекламных материалов — независимо от удалённости, весь спектр продукции будет в рамках утверждённого стиля, причём расходы на доставку будут ниже, поскольку печать может выполняться на соседней улице.

Другой сегмент аудитории W2P — домашний, которому интересно создание фотоальбомов, сувенирной продукции, поздравительных открыток и т. п. Для них есть множество редакторов, аналогичных Photoshop Elements, а основной их элемент — всё те же готовые шаблоны. Как правило, они имеют широкий спектр возможностей по оформлению страницы и отдельных её элементов плюс традиционный функционал для лёгких модификаций изображений (удаление эффекта красных глаз, усиление контрастности и цветности, повышение чёткости и пр.). По окончании оформления заказчик нажимает кнопку отправки заказа на печать и в кратчайшее время самостоятельно забирает заказ либо оформляет доставку.

Рыба… выздоравливает с головы

W2P обоюдовыгодна сторонам, прежде всего, по продажам и потребительской ценности: заказчик может обойтись без общения с персоналом на принимающей стороне, чем устраняется проблема различной интерпретации как постановки задачи, так и методов её решения. Всё максимально формализовано и стандартизировано. То есть внедрение W2P дисциплинирует и оздоровляет типографию «с головы» — на этапе взаимодействия с заказчиком, поощряя распространение стандартизации на остальные производственные этапы.

Ведь с точки зрения внутренних процессов предприятия, W2P позволяет повысить производительность труда, сократить время прохождения заказа (расчёт заказов может затягиваться из-за нерегламентированности процесса взаимодействия сторон), снизить себестоимость за счёт частичного сокращения персонала на приёмной стороне (затраты на зарплату сотрудников становятся всё более весомой частью расходов типографии). В результате предприятие может снизить цену для потребителя и увеличить количество заказов за счёт тех, что ранее считались нерентабельными. Как правило, ПО для управления W2P стараются интегрировать с существующими системами оплаты, управления печатным оборудованием и доставки. Это позволяет отделам компании координировать действия. Более того, можно принимать заказы круглосуточно, т. е. покрывать временные интервалы, когда обычный офис не работает из-за незначительного потока заказов. Это особенно актуально для домашнего сегмента, где большинство решений принимается в позднее время.

От W2P к печати по требованию

Сегмент печати по требованию, неразрывно связанный с W2P, на Западе переживает бурный рост. Чтобы отечественным типографиям не оставаться в стороне от прогресса, важно знать, в каком направлении им вскоре предстоит двигаться. Хотя информация почерпнута из зарубежных источников, с определёнными оговорками подходит и для нас. Все тенденции делятся на два вида: происходящие в ПО и затрагивающие оборудование для оперативной печати, поскольку без него ПО не представляет ценности.

Тенденции в области совместного использования оборудования офсетной и цифровой печати представлены Э. Трибьютом в теме номера, поэтому остановимся подробнее на ПО. Главная тенденция тут — внедрение гибких систем управления переменными данными. Очень хорошо она прослеживается на примере продукции Adobe — на базе универсального формата FXG происходит обмен данными между всеми редакторами (InDesign, Illustrator, Flash, Scene), когда предварительно подготовленный шаблон дополняется полями с переменными данными и необходимыми тегами разметки. Подобные системы чрезвычайно гибки, поскольку могут использовать в качестве источника данных информацию из различных баз данных.

Другая тенденция — интеграция с уже существующими системами, а их на современном предприятии немало: бухгалтерский учёт, участок предпечатной подготовки, складские программы, система доставки, учёт предоставления скидок, отслеживание кредитных лимитов, автоматизация персонализированной рассылки и пр. Возможно использование специализированных сервисов, вроде Adobe Omniture для ведения маркетинговой деятельности. Чем глубже интеграция, тем кумулятивный эффект выше.

Специалисты из AmazingPrint подсчитали: если система позволяет избежать хотя бы трёх телефонных разговоров в неделю, в годовом выражении экономия составит 30 чело-
веко-часов (4 полных рабочих дня) при одновременном росте скорости отгрузки готовой продукции на 20%. Внедрение системы в одном из крупных книжных магазинов Британии снизило долю ошибок (неразборчиво заполненные поля, опечатки и др.) с 10% до 0,1%. Даже если цифры были округлены в лучшую сторону, они всё равно дают представление об эффективности системы.

Не стоит забывать, что подобные глубоко интегрированные системы нуждаются в хорошей инфраструктуре, чтобы справляться с большими объёмами информации, — ведь каждый компонент даёт очередную нагрузку на всю систему. Поэтому даже средние предприятия чётко ориентируются на серьёзные решения, когда заказчики переходят от формирования выходного PDF по алгоритмам мелких разработчиков (в т. ч. через бесплатные библиотеки) к серверным решениям, например на базе InDesign Server. Это позволяет на специально отведённом для таких целей компьютере обрабатывать значительные объёмы информации и предлагать дополнительные возможности, расширяя базу для получения добавочной стоимости.

Обязательный элемент любой современной системы — кросс-медийность. В применении к типографии это означает обязательную поддержку всех традиционных форматов: JDF (билеты заданий), XML (универсальное средство передачи данных ), EDI, PDF, XLS (работа с базами данных), и новых, связанных с постепенным дрейфом предприятий за пределы исключительно печати.

Возьмём новое направление для типографий и принт-салонов — интернет-услуги. Представьте, что клиент (розничный магазин) в дополнение к традиционным формам рекламной деятельности (флаера, буклеты и пр.) хочет разместить в интернете информацию о скидках на конкретные группы товаров с указанием сроков акции. Чем ситуация с изготовлением подобных интернет-баннеров кардинально отличается от изготовления, скажем, листовок с переменными данными? Только форматом вывода. Но это не проблема — есть решение под Flash (использование Flex) либо, в случае с HTML5, последующая конвертация через Wallaby. Интересные решения в данной нише имеются у одного из ведущих провайдеров услуг печати по требованию ZetaPrints (система Magento).

При подготовке статьи я постоянно удивлялся разнообразию областей, где находит себе тёплое местечко печать по требованию в сочетании с W2P. Вот специалисты из Customizo предлагают посетителям сайта самостоятельно подобрать желаемый цвет футболок, маек, бейсболок (да в общем всей спортивной одежды) и украсить их понравившимся изображением из огромнейшей базы тематических рисунков. Услугами печати на ткани пользуются многочисленные спортивные клубы, школы и просто желающие выглядеть неординарно, так что на отсутствие заказов тут не жалуются.

Некоторые крупные типографии пошли ещё дальше и, покупая услуги хостинга у крупных провайдеров оптом, предлагают клиентам оперативной печати услуги субхостинга. Клиент сэкономит, а типография задействует избыточные ресурсы. Как правило, оптовая и розничная цена на хостинг различается на порядок, так что поле для манёвра есть.

Сложные системы не построить без современных методов доступа и взаимодействия с пользователем, поэтому типографиям скоро понадобятся специалисты по построению удобных пользовательских интерфейсов и удалённому взаимодействию с базами данных. Беглый анализ рынка фриланса показал, что сейчас печатным салонам требуются специалисты по Ajax (асинхронный обмен), Flash и ActionScript (в основном версии 3 — пользовательский интерфейс, в т. ч. с уже готовыми элементами из SDK), библиотекам типа jQuery, HTML5, PHP, MySQL (взаимодействие с БД), Google WebKit и др.

С точки зрения маркетинга, система W2P — не что иное, как инструмент электронной коммерции. Вполне возможно, что скоро для продвижения услуг типографиям потребуется обученный персонал, сопровождающий бизнес через странички в Facebook, Twitter и аналогичных социальных сетях. С учётом роста числа их пользователей будет расти и эффективность подобных маркетинговых усилий.

Из-за значительного спроса на услуги W2P всё чаще возникают вопросы с оптимальным размещением тиражей. Для компоновки длинных заказов (например, книг) в последнее время предпочтение отдаётся крупноформатным машинам, на одном листе которых умещается несколько заказов. Соответственно будет расти спрос на специализированное ПО, управляющее сложными шаблонами спуска полос.

Проблемы

Услуги W2P есть во многих крупных городах бывшего Союза, однако их развитие сдерживается рядом факторов. Основной связан с особенностями отечественного менталитета: традиционно в наших краях личное общение заказчика с исполнителем было обязательным условием ведения бизнеса. Формализация процесса на локальном рынке приживается тяжело и, по всей вероятности, пережитки прошлого будут продолжать играть существенную роль в ближайшем будущем.

Но есть ощутимый стимул — удешевление заказов клиентов. Тут большое значение имеет осведомлённость руководителя о современных тенденциях оперативной печати. Ведь с точки зрения персонала на приёмке, данная технология — зло, поскольку убирает необходимость в использовании их труда, снижается ценность особо «авторитетных» работников, и они готовы доказывать, что с новой системой проблем становится не меньше, а больше.

Сдерживает подъём и отсутствие информации о подобных услугах, поскольку с распространением цифровой техники и снижением спроса на фотопечать потребитель и печатный салон оказались разъединены. Такие услуги есть у нескольких крупных типографий, но в силу различных причин активно не рекламируются, хотя стоимость их вполне демократична.

Выводы

W2P, развивающая технологию печати по требованию, в связи с постоянным сокращением тиражей и увеличением ассортимента выпускаемой продукции имеет неплохие перспективы. Однако сила привычки на нашем рынке достаточна сильна, чтобы делать точные прогнозы. Но прогресс неотвратим, к тому же экономическая неопределённость толкает владельцев бизнеса на серьёзные шаги по сокращению затрат и расширению комплекса услуг. И в этом смысле W2P просто не может быть не востребованной. Это понимают и крупные поставщики решений для цифровой печати. Совсем недавно HP и EFI приобрели разработчиков инструментов автоматизации, имеющих в своём портфолио решения W2P.

Что касается тенденций, то значительное место в бизнесе зарубежных типографий постепенно занимают направления, не связанные с традиционными сферами полиграфического бизнеса. Идёт активная конвергенция сервисов, ещё недавно рассматриваемых как совершенно непрофильные (особенно интернет-ориентированных), вполне возможно, типографии скоро станут похожи на современные торговые мультикомплексы, где можно приобрести всё, а не только заказать печать.


Об авторе: Михаил Борисов (bmike68b@gmail.com), пишет для Publish полезные советы по допечатной подготовке и обзоры ПО.

И здесь Adobe…

Среди множества решений для сегмента B2B выделяются серьёзные системы, одна из которых (хотя это кого-то и удивит) — Adobe Scene. Пакет имеет уже 7-ю версию и представляет собой полнофункциональный механизм управления всеми задачами, связанными с печатью переменных данных в самом широком смысле этого слова. Удобство, с точки зрения дизайна, – в «родной» поддержке линейки продуктов Creative Suite (InDesign, Illustrator, Photoshop) и наличии инструментария разработчика Accelerator SDK для создания собственных модулей автоматизации. Пакет ориентирован на типографии, готовые приложить существенные усилия к разработке собственного решения W2P. Желающим получить всё на блюдечке с голубой каёмочкой лучше обратить внимание на другие решения.


Успех в W2P

Яркий пример успешного внедрения технологии W2P — международная типография Vistaprint. Во II кв. 2012 фин. года её продажи достигли 300 млн долл. (плюс 21% относительно аналогичного периода предыдущего года). Особенно интересны такие цифры: количество исполненных заказов — 8,3 млн (то есть около 90 тысяч в день!), а средняя стоимость заказа (включая затраты на обработку и доставку) — 34,6 долл. Стоит ли говорить, что количество заказов постоянно растёт, а их средняя стоимость падает? Очевидно, что переработать всю эту массу заказов и получить прибыль без серьёзной автоматизации, начинающейся с W2P, невозможно.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     

  • Газетно-журнальная автоматизация: от дистанционного утверждения до интеллектуального спуска полос

    Современные системы для автоматизации техпроцессов повышают эффективность работы — это аксиома. В ПК «Экстра М» весь последний год активно внедряли функционал для дистанционной загрузки и одобрения заданий на печать на базе решений Agfa Graphics.

    Полиграфический комплекс «Экстра М» (Красногорск) — одна из крупнейших газетно-журнальных типографий России. Она оснащена двумя рулонными скоростными газетными машинами Man Roland Geoman и Uniset. Для выпуска журнальной продукции используются две рулонные машины Man Roland Rotoman-70 и Goss M-600A, а также листовая шестикрасочная Roland-706. Для бесперебойного снабжения такого серьёзного печатного парка требуется мощный допечатный комплекс. Его основу составляют решения Agfa Graphics. В результате последней серьёзной модернизации, произошедшей в 2013 г. (мы писали об этом в статье Ю. Захаржевского «Не снижая темпа»; Publish № 11, 2013; http://www.publish.ru/articles/201310_20013128), парк оборудования был пополнен новейшей моделью Advantage N TR XXT, а два CTP ADVANTAGE CL-3850 прошли модернизацию. Через три года мы снова вернулись в «Экстра М». На этот раз чтобы узнать об опыте использования специализированного допечатного ПО в этой типографии.

     


comments powered by Disqus