2008.08.13, Автор: Ольга Горинова4076 прочтений

Календарь, дизайн, бумага

Теги: Бумага Publish

Творческий процесс непостижим. Ноотдельные его элементы увидеть можно, и в первую очередь это касается подбора материалов.

Как дизайнеры обыгрывают возможности нетривиальных марок бумаги при создании календарей? Рассмотрим признанные лучшими на всероссийских и международных конкурсах, организованных производителями и поставщиками бумаги.

Дворцовое ожерелье Санкт-Петербурга

Геральдическая символика придаёт календарю особый шикПодарочно-помпезный, великолепный календарь от «Келла» победил в конкурсе «Мэтр полиграфии — Оргтайм» и был отмечен специальным дипломом конкурса «Поющая бумага», организованного Fedrigoni и «Берег». Он создавался фирмой «для себя» и демонстрирует полиграфические и художественные возможности «Келлы», которая работает преимущественно с дизайнерскими коллекциями. Это прекрасный презент любому корпоративному клиенту. Как и в любой подарочной продукции, важную роль играет упаковка — конверт благородного коричневого цвета (бумага Nettuno) с тиснёными золотом гербами.

«Дворцовое ожерелье Санкт-Петербурга» — тематика календаря. Царственные виды дворцов на страницах с численником обрамлены золотым и коричневым — похоже на ожерелье в бархатном футляре. Сочетания цветов (коричневый, бежевый, золотой) подобраны идеально. Страницы перемежаются калькой (GSK), что придаёт оттенок изысканности. Сам календарь также выполнен на чистоцеллюлозной тонированной в массе бумаге Nettuno, хорошо подходящей для представительской продукции. Текстура «микровельвет» способствует благородству календаря. Кроме всего прочего, это изделие в классе limited edition — тираж всего 200 экз.

Совершенство каждой страницы  

Просто блеск!

Блестящий, яркий, позитивный календарь General Line принимал участие в конкурсе «Поющая бумага».

Здесь акценты иные. В последнее время модно оформлять печатную продукцию стразами. Со вкусом подобраны цвета: серебро и красный Pantone. С точки зрения полиграфии, изготовить такой календарь очень просто, но как работают его элементы! Лаконичный и чёткий, он хорошо смотрится на стене. Правда, она потребуется большая — изделие полноформатное! Кстати, большой размер не типичен для современных календарей: в связи с перегрузкой офисов и требованиями эргономики заметна тенденция к небольшим печатным формам.

Обратите внимание на фактуру бумаги и стразы   Большим клиентам — большие календари

Работа выполнена на Sirio Pearl Merida (Fedrigoni) — чистоцеллюлозной тонированной в массе фактурной бумаге со специальным перламутровым покрытием, которое придаёт «живость» и яркость листу.

Временное и вечное

А вот произведение монументального искусства. Во-первых, потому что полноформатное, во-вторых, благодаря тематике — отсчитывая дни и недели, нельзя забывать о вечном. Автор календаря — московская фирма «Сим Торг».

Временное и вечное: числа календаря и бессмертные шедевры   Временное и вечное: числа календаря и бессмертные шедевры

«Взгляд сквозь века» — все листы календаря сделаны в виде коллажей из лучших мировых фресок с цитатами из классиков. Использованная для печати бумага Tintoretto как нельзя лучше подходит для передачи особенностей настенной живописи. Мягкая фактура, высокая способность впитывать краску — всё передаёт ощущение живой фрески.

Ежедневная классика

Классическое исполнение трёхблочника дополняется нотками модерна (узоры) и элементами современной моды (стразы)Календарь от «Центра полиграфии» (Орск) — пример сочетания классики и современных тенденций. Здесь много ручной работы, но эффект впечатляет. Авторы календаря: Инна Золотаева, Антон Свередюк, Артём Тырышкин.

Это наиболее типичный формат календарей — старый добрый трёхблочный табельник. Классическое сочетание насыщенного чёрного цвета подложки (Sirio Black/Black) и серебра в одну краску дополняется популярными нынче стразами. Эти блёстки очень выгодно смотрятся на матовой чёрной поверхности бумаги Sirio. Решение календаря нетривиально: обычно для блока используется офсетная бумага, а здесь создатели удачно экспериментировали с перламутровой калькой и чистоцеллюлозной тонированной в массе дизайнерской бумагой.

Рассказывает Инна Золотаева, коммерческий директор «Центра полиграфии», один из авторов идеи: «Этот календарь, можно сказать, родился сам собой. У нас давно была идея сделать что-то необыкновенное! Мы любим работать с эксклюзивными вещами, но до последнего времени мы делали в основном открытки — с перьями, стразами, сухоцветом — ручной работы. И вот теперь — календарь: подарок нашим клиентам. С одной стороны, полезная, функциональная вещь; с другой стороны, она служит демонстрацией наших огромных возможностей. Выпуская этот табельник, мы хотели показать всё, что можем. Мы выбрали самую лучшую бумагу, использовали стразы. Кстати сказать, сам блок отпечатан шелкографией. В этом году было много переносов праздничных дат, и мы как раз успели сделать календарь так, чтобы все "красные числа" были актуальны».

Круглая вырубка в обложке задаёт календарю В «фотографичном» календаре «Графика Петербурга» стилистика снова классическая и достигается теми же средствами — серебро и Sirio Black/Black с её мягким благородным матовым блеском. Листовой календарь, содержащий стильные чёрно-белые фото северной столицы, — представительский продукт aрт-студии «Графо».

Гармония

Оригинален и очень удачен крупноформатный календарь, сделанный арт-студией «Графо» по заказу медицинской компании «Полисан». Последняя сотрудничает со многими странами, поэтому центральной идеей календаря стал показ их достопримечательностей. Фотографии специально обработаны «под акварель». Но если такое изображение напечатать на мелованной бумаге, оно не получится «живым», будет смотреться искусственно — потеряется эффект мягко лежащей акварели.

Почему выбрали бумагу Nettuno? Её мягкий тон, фактура «микровельвет» и печатные свойства создали необходимый эффект акварели, усиленный коричневым тоном численника. Монументальная форма достопримечательностей обрамляется камерными элементами оформления. Перед нами полная стилистическая, оформительская, сюжетная гармония, целостное, настоящее произведение календарного искусства.

Официально и просто

Специально для Полномочного представительства Президента РФ в Приволжском округе по Республике Башкортостан типографией «Белая река» (Уфа, автор Лиана Сабаева) был создан официальный, лаконичный и красивый табельник в тёмно-синих тонах с золотым тиснением. Цель представительская, поэтому была выбрана бумага Nettuno Blue Navy благородного глубокого оттенка, на которую нанесено золотое тиснение. Волнистые линии по полю создают впечатление официального документа, подчёркивают строгость и важность каждого дня. Мнение директора по маркетингу компании «Берег» Кирилла Усова о мастерстве типографии: «Тиснение на высшем уровне. Для такого размера, при такой тонкости линий — штамп просто великолепен».

Свойства бумаги позволяют создать акварельный эффект   Один из примеров полной стилистической, оформительской, сюжетной гармонии

«Хитростей особых нет, — комментируют в «Белой реке», — всё основано на мастерстве художника, который делал рисунок на основе фотографии, на его способности видеть, как изображение будет выглядеть в конечном варианте. Штриховой рисунок был выполнен с учётом особенностей тиснения. Мы уже неоднократно выпускали подобные календари с тиснением в одну или две фольги (так как нам надоело просто использовать печатные изображения) и ко времени создания этого табельника уже имели необходимый опыт».

Маленькие шедевры

Крепкая, лаконичная, хорошая работаИз работ малого формата выделим серию настольных перекидных календарей для фирмы BRP, разработанную и выполненную рекламной фирмой «Джокер» (Санкт-Петербург). Внутри для численников использована мелованная бумага, а главный интерес для нас — исполнение обложек. За счёт размера достигается динамика: фирма занимается продажей и ремонтом снегоходов, квадроциклов, катеров. Обложки лаконично и точно обозначают и целевую аудиторию, и характер товаров, и надёжность, и качество. Тиснение или печать по бумагам Sirio, Sirio Pearl, Scotia Original позволяют получить нужный эффект.

К маленьким или большим шедеврам относить следующий календарь от студии «Шеа-дизайн» (Киев), решить сложно. Не заметить его нельзя — разноцветная ёлка на красивой подставке, увешанная стихами и украшенная миниатюрными мышками-оригами, сразу привлекает внимание.

Тиснение и печать по бумаге из дизайнерской коллекции дают нужный эффект   Оригинальность идеи покоряет. Для каждого месяца — своя мышка

Но сами численники — это собственно мышки: на боку каждой отпечатан месяц. Ёлка-сувенир имеет 3 яруса и 4 стороны, получается 12 полочек для мышек. Календарь-трансформер сделан с выдумкой, веселит и удивляет. И ёлка, и коробка-подставка, в которую она в случае необходимости убирается, и сами мышки сделаны из прочной и гибкой бумаги Sirio Pearl — она яркая и лёгкая, а металлический оттенок придаёт календарю особую праздничную красоту. И опять использованы стразы — мышиные глазки. Оригинальность идеи берёт за душу, сразу чувствуется работа настоящих художников.

Заряд радости и творческой энергии несёт и календарь типографии «Наш дом» (Пенза). «Мой город» посвящён детским рисункам и семейным праздникам.

На обложке — весна!    Чтобы всех поздравить!

Созданию настроения способствует всё: от ярко-зелёной, весенней, солнечной обложки с тиснением блестящей фольгой до детских рисунков-шедевров на каждом листе. Обложка — бумага Sirio, внутренние листы — Tintoretto Stucco. А отмечены здесь не только праздники, но и именины, чтобы можно было поздравить всех-всех-всех!

Нестандартность в подходах — ещё одна тенденция современных календарей, что подтверждают номинации «Мэтра полиграфии»: «Нестандартность в подходах» и «Новое решение».

Новые времена старого кино

Победителем в номинации «Нестандартность в подходах» стал казанский «Центр оперативной печати». Его корпоративный календарь-планинг «Фильмотека» создан под девизом «Полиграфия и кино». Рассказывает коммерческий директор А. Н. Эскин: «Студия рекламных решений "Птица", разработавшая дизайн-концепцию, организована недавно — в 2007 г. Но её основатели уже порадовали интереснейшими проектами, в т. ч. уникальным в своём роде календарём.

Старые кинофильмы в новом формате   Лучший способ подчеркнуть индивидуальность фирмы — оригинальный продукт

Это отнюдь не случайная продукция — мы специализируемся на полиграфических услугах. Сейчас многие типографии выпускают календари и другую рекламную продукцию, но всё больше заказчиков размещают нестандартные заказы, желая выделиться из общей массы. А чем подчеркнуть индивидуальность? Отделкой. Поэтому мы часто используем всевозможные виды послепечатной обработки.

   На каждый месяц — знаменитый фильм

Полиграфический левФорма календаря нестандартная — в виде старинного кинопроектора. В каждом месяце представлен известный фильм (создатели, исполнители главных ролей, дата выхода, награды и др.). Плюс планинг для записей дел и важных событий с удобными отрывными листами на каждую неделю года. В своём фирменном календаре мы постарались отразить широкие возможности нашего производства: вырубка необычной формы (Sirio Black Black), использование дизайнерских видов бумаги Constellation Jade e 36 Riccio № 82136 (декабрь), E 46 ONDA № 83146 (июль) и печать на них фолиевыми красками, тиснение золотом, выборочное лакирование люминесцентным, пигментированным и глянцевым УФ-лаками, нанесение серебра на бумагу Sirio Black Black № 22470 480 г/м2
методом шелкографии, конгрев, перфорация (в т. ч. на бумаге Sirio Black Black № 22470, 480 г/м2), применение в конструкции пластиковых болтов. Бумага выбиралась дизайнером и технологом производства так, чтобы подчеркнуть художественный замысел и наш потенциал».

Лев для полиграфического спасения

Подмеченное сходство линий логотипа с линиями вырубного штампа помогло воплотить концепцию«Служба полиграфического спасения» ООО «Альянс БМП» выпустила оригинальный настенный календарь руководителя, также удостоенный конкурсных наград. Чем он отличается? Форматом 60×90 см, в багетной раме с вырубленными проёмами для рулона бумаги длиною 8 м. При вытягивании рулона из нижней щели лист с соответствующим месяцем отрывается по линиям перфорации.

В календарной сетке отмечены дни рождения сотрудников типографии, размещены их рисованные «портреты», с комментариями об их мечтах и желаниях. В верхней части листов с месяцами расположен рекламный герой компании — лев, выполненный в технике лепки из пластилина в сочетании с векторным рисунком, изображающим оборудование типографии.

А в нижней части листов — стихи, посвящённые работе специалистов типографии. Например, такие:

Лев повсюду ходит с нами,
Любознательный такой!
Коллективу он как знамя,
Как рекламный наш герой.
Столик, плёнка, освещенье,
Точность глаза, верность рук.
Копировщик-Лев в мгновенье
Форму сделает нам вдруг.

Рассказывает старший арт-менеджер «Службы полиграфического спасения» Ольга Ерёмина: «Календарь изготовлен как подарок в честь дня рождения фирмы руководителю нашей типографии. Идея — объединить корпоративную стилистику предприятия с индивидуальными чертами каждого работника, с его желаниями и стремлениями. У нас есть давняя традиция — отмечать дни рождения всех сотрудников. Обычно именинник приносит что-нибудь сладкое. Начальник производства командует временно приостановить работу. В этот момент обычно входит директор с букетом цветов и подарком. А чтоб директор не забывал, что подарить, в календаре отмечены все желания сотрудников!

Оригинальные решения для каждого листа   Фантастика красок

В ходе проекта автору хотелось подчеркнуть, что каждый человек, какую бы он должность не занимал, вносит неоценимый вклад в развитие предприятия. И делает это, надо сказать, достаточно профессионально. Можно было написать целую историю в картинках о каждом специалисте, но лаконичнее всё выразить в стихах, пластилиновых львах и портретах.

Поскольку наша компания имеет народное имя "Служба полиграфического спасения", весь проект был реализован в течение недели. Бумага, подходящая для плоттера HP, печатающего плакаты с фотокачеством, — Lomond, матовая 180 г/м2.
Для паспарту использован матовый картон василькового цвета. Из остатков от вырубки паспарту изготовлены дополнительные элементы в качестве цветовой поддержки, используемые по всему полю основы календаря как аппликация.

Перламутр — удачный выбор для зимнего месяца   Древний рисунок на скале

Портреты сотрудников были выполнены карандашом за пару дней. Львы получались как-то сами по себе из пластилина. А вот их характер и образ рождался уже при фотосъёмке. Удивительно, но при разных ракурсах у льва было разное настроение!

Создание такого календаря — это попытка отойти от решения стандартной продукции в одной плоскости. Безусловно, существуют календари объёмные, изготовленные с помощью вырубных штампов. Но это массовое производство, а здесь — эксклюзивный продукт. Его отличительная черта — неполиграфические элементы: деревянный вал, цилиндры, подшипники, саморезы».

Жизнь в печатном формате

Полиграфическая компания «Эллипс», трижды лауреат конкурса «Мэтр полиграфии», и в этом году получила 1-е место в номинации «Лучший квартальный календарь с применением цифровой печати». Создатели рассказывают: «Наша компания представила новый, технологически сложный настольный календарь "Жизнь в печатном формате". Концепция разработана нашей дизайн-студией. В изготовлении применены самые современные виды отделки: художественное лакирование УФ-лаком, объёмная шелкография, термоподъём. Календарь признан на конкурсе лучшим настольным 2008 г.

Белая матовая Colotech+ хорошо подходит для водяных знаков   Эффект объёмного изображения за счёт кальки

Мы скомбинировали разные виды печати и отделки, преобразив типовой календарь в элитный подарок. Креативные идеи дизайнеров нашего бюро воплощаются искусными печатниками в полной мере. Здесь представлены все технологии и способы печати на фактурных бумагах по аналогии с явлениями природы и деятельностью людей».

Получается, что календарь не просто даёт информацию о днях и числах, но и знакомит клиентов с возможностями «Эллипса». Обложка в стиле фэнтези на белой матовой бумаге для цифровой печати Colotech+ отличается ярким, насыщенным дизайном со множеством деталей. Девушка и вихревой поток вокруг неё создают атмосферу круговерти жизни, рождения новых идей. Соответственно, бумага для печати выбрана гладкая, краски на ней печатаются легко и ровно.

На январском листе («Кириус металлик», цвет «жемчуг») тонированная в массе бумага с перламутровым блеском придаёт дополнительное мерцание загадочным венецианским маскам.

«Древний рисунок на скале» на странице февраля стал выразительнее, благодаря неровной поверхности дизайнерской бумаги Feutre Marque с тиснением фетр (цвет «старый белый»). «Здесь мы продемонстрировали и печать шелкографией: ящерица выглядит чётко, ярко, будто только что нарисована на стене», — объясняют создатели.

Занимательна апрельская страница: «Белая гладкая бумага идеально подходит для печати видимых на просвет водяных знаков, а своё умение мы показали на примере привлекательного фото с водяными кругами».

В двойной майской странице бумага «Кириус металлик» с перламутровым блеском замечательно передала бархатистую поверхность лепестков, а при наложении сверху кальки «Хроматико» цвета «киви» появился эффект объёмного изображения.

Счастья и сыра в Новом году!

Сделано с выдумкой и душой!В номинации «Новое решение» победила замечательная «Крыска», созданная дизайнерами «Полиграф». По конструкции и оформлению настенный фирменный картонный календарь-конверт — стилизованный грызун с 12-ю сегментами-месяцами. Текущий месяц шарнирно закрепляется на конверте, прижат «лапами» крыски, и его можно поворачивать относительно указателя-носа.

Каждый месяц сделан в виде какой-нибудь вкусности: ломтика сыра, куска колбасы. Рассказывает один из создателей календаря Олег Кравченко: «Одна из самых ярких полиграфических тенденций — использование интересных материалов для создания оригинальных календарей. В недалёком прошлом в моду вошли календари на пружинках. Эволюция заключалась в увеличении количества — 1, 2, 5… Скучновато! За счёт только дизайна уже не выделиться… Мы стараемся предложить клиентам как можно большее разнооб-разие календарей, сделанных с выдумкой, с душой. В прошлом году наш фирменный календарь представлял из себя короб с тремя бутылками алкогольных напитков (бальзамов и ликёров), на которых были этикетки-календари с ползунком».

И вот — новая задумка: сегмент текущего месяца подвешивается «на съедение», а остальные пока спрятаны. Конверт-туловище выполнен с помощью полноцветной офсетной печати на мелованном картоне марки «Нева» с УФ-лакированием. Вырубка на стандартном полиграфическом оборудовании с последующей склейкой. Сегмент-месяц («ломтик») — цифровая печать на финском мелованном картоне (255 г/м2), с вырубкой на стандартном полиграфическом оборудовании.

«Наш календарь предназначен для рассылки клиентам. Мы специализируемся на упаковке из картона и микрогофрокартона, поэтому хотелось сделать сувенир, который показывал бы наши креативные и технические возможности. Главный критерий в выборе картона — прочность: все части «крыски» подвижны, и она должна проработать целый год!»

Подведём итоги

Что интересно и что характерно для жанра календаря? Оригинальность — в первую очередь. Творческая задумка или шикарное исполнение — верные способы акцентировать внимание зрителя, дать визуальную информацию о специализации хозяина календаря. Второй фактор оригинальности — креатив дизайнеров. Складные и подвесные, трёхблочные и трансформеры — все календари не только исполняют своё прямое назначение, но и демонстрируют мастерство создателей.

А самое важное — подбор бумаги. Фактура, цвет, способность впитывать краску, гибкость, прочность — всё важно! Нельзя не сказать и о дополнительных элементах оформления: «писком» этого года стали стразы.


Поющая бумага

Кирилл Усов: «Календарь — продукция представительская. В зависимости от того, для кого сделан, меняется исполнение. Для рекламного агентства уместен календарь с выдумкой, например, «ёлочно-мышиный». Для банка нужна классика… Спортивный магазин предполагает иной подход. Благодаря нашему международному конкурсу дизайна «Поющая бумага», мы наглядно убедились в таланте и огромных возможностях всех наших партнёров!»


Мэтр полиграфии: Оргтайм

Конкурс проводится в среде разработчиков и производителей полиграфической продукции, связанной с организацией (планированием) времени пользователя. Предмет рассмотрения — календари, ежедневники, еженедельники, планинги и нестандартные полиграфические средства, соответствующие тематике конкурса. Основная цель — поощрить интересные решения в области создания сложных полиграфических изделий для организации рабочего времени пользователя.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     

  • Роль бумаги в цифровую эру

    Antalis выступила инициатором и спонсором проекта «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий» французской писательницы и журналистки Вероник Виенн, которая задалась вопросом о роли бумаги в эпоху цифровых технологий и её влиянии на реализацию дизайнерских решений.

    Участники Coffee Chat в Бумажной лавке Antalis

     


comments powered by Disqus