2008.10.02, Автор: Дейв Аткинсон4496 прочтений

Универсальные ракели *

Теги: Флексографская печать FSP

Хотя камер-ракельные системы разрабатывались для оптимизации дозирования краски в планетарных флексомашинах, нынешняя главная причина их установки- наращивание скорости печати без риска разбрызгивания краски.

Камерные ракели устанавливаются на все современные высокопроизводительные флексомашины, включая новейшие узкорулонные для работы с широким спектром материалов. Благодаря ряду преимуществ (в частности, автоматической смывке), ими часто доукомплектовывают уже работающие на производстве машины — услугу предлагают все поставщики оборудования.

Конструкционные сложности

Главная задача при конструировании камерных ракелей — предотвращение утечки краски, а в случае её возникновения — защита запечатываемого полотна. Добиться этого непросто, поскольку камеру от протекания защищают лишь дозирующий и герметизирующий ножи с двумя торцевыми уплотнителями. Для надёжной работы ножи и уплотнители должны не сильно, но очень плотно, за счёт прецизионной конструкции, прилегать к анилоксовому валу. На более широких машинах от камеры требуются жёсткость и высокая точность сборки, чтобы не допустить протекания краски на высоких скоростях.

Сдвоенная жёсткая камера FlexoArt изготовлена из нержавеющей стали, защищена от протекания, приспособлена к работе с водными красками, минимизирует давление ножа. Предлагаются камеры семи профилей, в зависимости от диаметра анилоксового вала, с небольшим удельным весом 10 кг/м, облегчающим их демонтаж для чистки. Весьма удобен механизм быстрой замены изношенных ракельных ножей и уплотнителей, сокращающий простои при печати. В камер-ракельных системах FlexoArt ножи меняются без инструментов благодаря механизму GripTite.

AkeBoose недавно представила сразу три модели камер-ракельных систем. Система фиксации ножей толщиной до 1 мм в камере Nova XLS оптимальна для широкорулонных машин до 3,6 м. Бюджетная камера Nova Compact — для узкорулонной печати; удельный вес облегчённой камеры Nova AS не превышает 4,5 кг/м (новая патентованная система крепления ножей ускоряет и облегчает их замену, упрощает очистку камеры). Уже известная Classic Hybrid проектировалась с расчётом на краски и лаки высокой вязкости.

Камер-ракельная система на старой печатной машине

Помимо защиты от протекания, лёгкости и простоты регулировки, камер-ракельные системы должны быть простыми для очистки, не затягивать смену тиражей. Когда они для очистки снимаются, предпочтительнее лёгкие конструкции с быстро заменяемыми ножами и уплотнителями. Облегчённую камеру проще демонтировать, что важно при работе с верхними секциями планетарных машин. Быстрота крепления ножей и уплотнителей не только экономит время при их смене в процессе печати, но и облегчает подготовку камеры к очистке.

Производители широкоформатных планетарных машин, в дополнение к камер-ракельным системам, как правило, предлагают опциональную систему автоматической смывки водных и сольвентных красок. По окончании тиража она удаляет из камеры краску и, переключившись с красочного резервуара на промывочный, многократно очищает камеры и прилегающие трубы смывочным раствором. Все печатные секции могут обрабатываться одновременно — смывка всей машины при смене тиража занимает считанные минуты.

Для работающих с УФ-красками камер-ракельных систем в высокоскоростных узкорулонных машинах автосмывка не применяется, дольше простои при смене тиражей. Камеры, насосы и трубы приходится смывать вручную, высоковязкие УФ-краски удалять намного труднее.

Новые разработки

AkeBoose Nova ASПоследние модели широкоформатных планетарных машин (например, Windmöller & Hölscher) могут печатать сольвентными красками на скорости 1000 м/мин, водными — 600 м/мин. Вязкость последних при печати по гибким упаковочным плёнкам почти вдвое больше, чем у сольвентных, концентрация пигмента значительно выше. Для таких W&H разработала камер-ракельные системы, призванные бороться с характерным расслоением и оседанием пигмента. В камеру водные краски подаются мембранными насосами из нержавеющей стали, небольшим расходом для предотвращения вспенивания. Так как засохшие водные краски не растворяются, нельзя допускать их высыхания на поверхности анилокса. Решает проблему автосмывка Turbo Clean: после быстрого удаления краски из камер они тут же очищаются. Более открытая структура ячеек анилоксового вала облегчает подачу и смывку краски.

Ракельные ножи

В камер-ракельной системе два ножа: один дозирует красочную плёнку, второй обеспечивает герметичность. Они не всегда одинаковы, но для оптимальной работы камеры выбор ножа критичен. Широкий выбор ракелей, предлагаемых для флексопечати, учитывает различные производственные требования. С ракелями связан ряд проблем при печати, включая царапины на анилоксовых валах, разбрызгивание краски и преждевременный износ ножей, — производители стараются решить их.

Шведская Swedev находится в самом сердце мирового производства стали и для своих ракельных ножей использует специально изготовленные стальные полосы. Их мелкозернистая структура отличается повышенным содержанием равномерно распределённых карбидовых включений. Преимущества (в дополнение к повышенному качеству печати) — замедленный износ, меньшее количество металлической крошки, пониженное трение и не столь сильные последствия при образовании царапин. Компания также предлагает износостойкие ракельные ножи с многослойным покрытием, более твёрдым и не таким пластичным, как стальная основа. Здесь считают, что с развитием нанотехнологий функциональных покрытий станет больше. В отличие от сольвентных и водных, для высоковязких УФ-красок в Swedev рекомендуют более толстые ракельные ножи.

Английская Benton Graphics поставляет ламельные (ступенчатые) ракели, изготавливаемые без шлифовки. Max Daetwyler Corporation (MDC) специализируется на ракельных ножах с покрытием, предлагая 10 их вариантов. Подобные решения появились в 1995 г. и с тех пор стали популярными настолько, что занимают 80% поставок компании. Среди заявленных преимуществ — более чистая печать, пониженное трение об анилоксовый вал, исключающее заусенцы, увеличенный в 5 раз срок эксплуатации. Разработанный компанией «мягкий» нож Soft Blade с покрытым никелем специальным лезвием призван решить проблему царапин на анилоксовом валу. Благодаря покрытию, он дольше служит и качественнее дозирует краску, более прочен и устойчив к коррозии. Дополнительная проблема при работе с высоковязкими УФ-красками — их разбрызгивание, особенно на высоких скоростях печатной машины. Природа явления изучена плохо, но хорошо известно, что утолщённое лезвие сводит разбрызгивание к минимуму. Зачастую приходится искать компромисс, поскольку толстое лезвие недостаточно точно отмеряет краску, увеличивая растискивание. Решить проблему, не поступаясь точностью дозирования, поможет ракельный нож MDC One Step от Daetwyler, утолщённый в месте контакта с держателем (отмеряющее краску лезвие остаётся тонким).

В сотрудничестве с известным производителем анилоксов BTG Eclepens разработала полностью совместимый с его валами износостойкий ракельный нож с керамическим покрытием. По информации создателей, ножи Duroblade продляют срок эксплуатации анилоксового вала. Покрытие улучшает дозирование краски, исключает царапины и образование крошки, удлиняет срок службы ножа. Один из заказчиков, печатающий тиражи свыше миллиона метров, выяснил основную причину простоев оборудования — ею оказались процедуры замены ракелей. После перехода на ракели с керамическим покрытием он отметил 10-кратное увеличение срока их службы по сравнению с традиционными стальными: теперь ракели меняют не чаще раза в неделю. По его словам, практически исчезли царапины на анилоксах, сократилась частота их очистки и восстановления. Ещё одна рекомендуемая сфера применения для этих ракельных ножей — печатные секции с абразивными белыми красками.


* Журнал FlexoTech, апрель 2008 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


НАШИ

Как показывает наш опыт обслуживания машин с ракельными системами, очень многое зависит от их производителя. В более дорогих расход ракелей и торцевых уплотнений существенно меньше. В первую очередь, это связано с большой продуманностью систем, в которых просчитаны технологические нюансы, влияние многих факторов сведено к минимуму. При выборе системы следует уделять большое внимание особенностям очистки и замены ракеля, иначе потери времени могут занять существенное место в технологическом процессе.

Многие технологи экспериментируют с использованием ракелей, и есть производства, где на одной машине могут стоять по два-три их вида — каждый для конкретной задачи (в секции белой краски, дозирующие и герметизирующие). Может быть, это неудобно печатнику, но производство получает огромный выигрыш — ракели работают дольше, налицо экономия времени на их замену, без остановки можно печатать длинные тиражи. В итоге — высокое качество и повторяемость тиражей, существенные экономические выгоды для предприятия. Это именно тот случай, когда работает принцип «время — деньги»!

Андрей Семичев (a.semichev@gmail.com), генеральный директор компании UV-Service

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Этикеточный тюнинг

    О своём намерении выйти в сектор этикеточной печати Konica Minolta заявила в 2013 г., представив прототип устройства на Labelexpo Europe. Серийная машина bizhub PRESS C71cf была выпущена уже через два года к следующей главной этикеточной выставке. ЦПМ оказалась очень удачно позиционирована между промышленными решениями высшего класса и начального уровня — спустя ещё два года, в сентябре 2017 г., был преодолён рубеж в 100 инсталляций. Одновременно компания объявила о выпуске новой модели — AccurioLabel 190, ставшей результатом глубокого «тюнинга» предыдущей, которую она заменила.

     

  • Carton Excellence Award 2018

    Лучшая картонная упаковка по итогам международного конкурса с 20-летней историей.

     

     

  • Plug & Play для флексотипографий

    В Nilpeter — новый региональный менеджер по продажам Дам Виссинг. Во время его визита в Москву в ноябре 2018 г., мы побеседовали с ним и директором по развитию их российского дистрибьютора «Терра Принт» Михаилом Нестеренко.

     

  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     


comments powered by Disqus