2008.08.04, Автор: Дейв Аткинсон4336 прочтений

Контрактная цветопроба *

Теги: Допечатные процессы FSP

Для проверки заказа, в т. ч. правильности содержимого и цвета, несколько раз выводятся пробные оттиски - лишь после этого он идёт в печать.

Завершающий этап — контрактная цветопроба (производственная, итоговая): как правило, твёрдый носитель с тиражным изображением высокого качества демонстрирует заказчику предполагаемый результат допечатной подготовки и печати. При отсутствии претензий он подписывает цветопробу, давая разрешение на печать, в противном случае помечает необходимые изменения. После подписания составляется контракт, цветопроба становится документом для печатников.

Контрактная цветопроба должна точно отображать ключевые элементы макета. Решает задачу ПО, обеспечивающее управление цветом пробных отпечатков, отвечающее за профилирование цветового пространства машины, учитывающее соответствующую информацию при создании цветопробы. Результат качественной цветопробы— довольный и уверенный клиент, отсутствие сюрпризов при печати.

Проблемы флексографской цветопробы

Цветопробная система DuPont CromalinС точки зрения контрактной цветопробы, флексография всегда была проблематична: широкий спектр запечатываемых материалов; множество специальных цветов в упаковке; металлизированные краски; печать плашек и растровых участков одного цвета на разных секциях машины; высокое растискивание; стремление к минимальной растровой точке. В идеале, флексографская цветопроба для воспроизведения растискивания (а главное — для точного соответствия цветам заказчика) выводится на тиражном материале с формой точки, углами растра и линиатурой, аналогичными печатной форме.

Решений для контрактной цветопробы много (и аналоговых, и цифровых), одни больше подходят флексографии, другие меньше. Как правило, цифровая цветопроба не генерирует растровые элементы, затрудняя имитацию растискивания, особенно при низколиниатурной печати по впитывающим материалам вроде гофрокартона. Такая цветопроба не отображает потенциальных проблем, возникающих из-за наложения углов растра.

Основная масса цветопробных систем не работает с тиражными материалами, а для флексографии это критично, ибо носитель напрямую влияет на базовые параметры печати— цветовой тон, оптическую плотность, растискивание, треппинг, баланс серого. В некоторых цифровых решениях недостаток пробуют компенсировать эмуляцией запечатываемого материала.

Если даже цветопроба изготовлена на тиражном носителе, необходимо учесть тип красок, оценить возможности ПО управления цветом, передающего диапазон оттенков печатной машины. Для этого пользуются красками (чернилами), расширяющими цветовой охват цветопробных устройств (в идеале, с наличием металлизированных оттенков).

Важный момент — обработка файлов при выводе цветопроб и изготовлении печатных форм на различных растровых процессорах: RIP всегда должен быть один.

Аналоговые цветопробные решения

Пробопечатное устройство Corniche DotMatchСчитается, что самая надёжная цветопроба — аналоговая, отпечатанная на машине, где будет выполняться заказ, на тиражном материале, с помощью тех же форм и красок. Это дорого и длительно, но иногда того стоит.

Тщательный контроль над созданием любой цветопробы необходим: лишь тогда предварительный пробный отпечаток соответствует тиражному оттиску. Руководствуясь результатами тестовой печати, препресс-бюро должно сформировать цветовой профиль машины, учесть его в допечатной подготовке. Для удобства печатника на цветопробу и печатную форму добавляются контрольные шкалы цветовых плотностей и градаций растискивания. Препресс-бюро отвечает и за такой важнейший фактор, как стабильный вывод печатных форм.

Альтернатива печатной машине— дублирующий печатный процесс пробопечатный станок. Такой подход выбрала Corniche, разработав систему флексографской «влажной» цветопробы DotMatch, в основе которой две барабанные цветопробные машины JM Heaford, работающие с водными, сольвентными и УФ-отверждаемыми красками. В условиях имитации по собственной технологии профиля печатной машины заказчика, для вывода цветопробы используется тиражный материал, рабочие печатные краски и формы. Доводка системы заняла полгода, но теперь любой желающий может получить контрактные пробы, точно отображающие характеристики флексографского печатного процесса. DotMatch учитывает технологические ограничения и часто используется на начальных этапах проектов для решения проблем с дизайном. В дополнение к ней компания предлагает цифровые цветопробные решения. К аналоговым системам относится автономная 4-красочная DuPont Cromalin. Чувствительный к УФ-излучению фотополимерный лист прикатывается к подложке и экспонируется сквозь фотоформы для избирательного отверждения фотополимерного слоя. Затем удаляется вместе с отвердевшими его фрагментами, открывая оставшиеся на подложке неотверждённые липкие участки, на которые наносится пигмент соответствующего цвета. Процесс повторяется для каждого цвета. Оттенок и насыщенность пигмента подстраиваются под показатели печатной машины, хотя добиться полного соответствия кривой растискивания проблематично. Вывод традиционной цветопробы Cromalin— процесс долгий и дорогой, она работает с ограниченным спектром материалов, добиться соответствия при печати тиража непросто. Раньше технология широко применялась, но сдала позиции с появлением цифровых решений (в т. ч. цифровой цветопробы Cromalin).

Цифровые цветопробы

Цветопробная система Kodak ApprovalПоявившиеся несколько лет назад цифровые решения снимают необходимость в выводе негативов и печатных форм, сокращая затраты и время на получение цветопроб. Из рыночного ассортимента для вывода флексографских контрактных проб используются Kodak Approval NX, DuPont Digital Cromalin и системы на базе цветопробного принтера Epson Stylus Pro 4000. Для цифровой цветопробы важна точность управления цветом, этому служат специальные решения по управлению цветопробными устройствами, например, от GMG. Цифровая цветопроба Kodak Approval NX работает по принципу переноса изображения на требуемый носитель. Печать — на промежуточном листе, который ламинируется к нужному материалу. В отличие от других решений, вместо CMYK-чернил и тонеров, Approval работает по сухой термальной технологии— с передающими под нагревом краситель лентами цветной плёнки 13-ти цветов, включая CMYK, непрозрачный белый, золотую фольгу, металлизированный серебряный, синий, оранжевый и зелёный. Комбинирование носителей даёт широкую цветовую палитру, включая металлизированные оттенки. Устройство высокого разрешения Approval NX, наряду с растровыми элементами, воспроизводит тонкие векторные линии и текст. Цветопробное устройство DuPont Digital Cromalin— крупноформатный струйный принтер со специальными, расширяющими цветовой охват чернилами, воспроизводящими большую часть палитры Pantone. Профилирующее ПО учитывает при создании тестовых шкал специфику печатной машины. Можно печатать на промежуточном носителе, позволяющем перенести изображение на нужный материал. Струйный принтер Epson на пигментных чернилах UltraChrome (CMYKLcLm, Light Black и один из двух видов дополнительных чёрных)— недорогое устройство для вывода цветопроб высокого качества. Быстросохнущие чернила устойчивы к воде и выцветанию. По информации Corniche, качество цветопроб на базе принтеров Epson в комбинации с цветопробным ПО GMG приближается к результатам Digital Cromalin или аналогично ему. При этом их вывод в десятки раз быстрее и дешевле.

Оправдать ожидания

Качественная контрактная цветопроба— залог успешной и экономичной печати. Если она реально отображает возможности печатной машины, печатник доволен, а клиент без опасений подписывает тираж. Снимается необходимость в одобрении цвета при запуске тиража, а это процесс длительный и даже затратный, если недовольный клиент настаивает на снятии заказа с машины. Точная цветопроба в интересах каждого: печатник придерживается оптимального графика выпуска заказов, клиенту не нужно приезжать на утверждение тиража. Налицо тенденция к выпуску удалённых цветопроб, когда электронные файлы пересылаются на цифровое печатное устройство клиента, а результаты его вывода становятся контрактной пробой. Хотя методика требует точной и постоянной калибровки комплексов в составе ПО и принтера, при соблюдении требований это идеальное решение для крупных потребителей, утверждающих заказы из разных географических точек.


* Журнал FlexoTech, сентябрь 2007 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


Наши

Основной вывод из статьи — решений много, но ни одно в полной мере не решает проблемы контрактной пробы. Печать пробных оттисков на специальной машине (по сути, полноценный флексографский техпроцесс) делает такую пробу дорогим удовольствием, т. к. бюджет абсолютного большинства тиражей сильно вырастает после включения в него затрат на печать пробного тиража. Таким образом, пробная печать на машине — решение «не для всех», им пользуются лишь крупнейшие производства с самыми «длинными» тиражами. Цифровые же цветопробы не только значительно дешевле, но и в большинстве случаев позволяют с высокой точностью показать цвета, которые будут в тираже. Присущие им ограничения иногда не позволяют использовать их для создания «100%» контрактной пробы. Аналоговые технологии класса DuPont Chromalin закономерно сдают позиции, ибо высококачественная имитация цвета — задача для них более сложная, чем для цифровых систем, работающих со струйными устройствами. Абсолютное большинство проб сейчас приходится на цифровые системы благодаря балансу цены, качества и возможностей.

Если говорить о контрактной пробе как о физической копии будущего тиражного оттиска, то в реальных ситуациях она требуется далеко не всегда. Гораздо чаще нужны пробы, по которым анализируют качество цветоделения и цветокоррекции, оценивают общий вид дизайна, проверяют ошибки допечатной подготовки. Такие популярные у нас в стране системы, как EFI Colorproof XF и GMG ColorProof, успешно справляются с этими задачами. Очень часто именно такая проба, выполненная на цветопробном материале струйной печатью, служит в качестве контрактной. Конечно, не каждый заказчик согласен, что в цветопробе изначально есть отличия от тиража (как правило, различны подложка и растровая структура), но в большинстве случаев такого оттиска достаточно, так как он имитирует главное — цвет в будущем тираже.

Александр Дроздов (a.drozdov@legion.ru ), Вадим Юрков (vyurkov@legion.ru ), технические специалисты группы компаний «Легион»


Наши

Наша фирма поставляет, настраивает и обслуживает цветопробное оборудование более 10 лет, знаем все технологии, о которых написал Аткинсон. Каковы общие тенденции на рынке цветопробных систем для флексографии у нас в стране?

Первая — постепенный отход (несколько позже, чем в Европе) от аналоговых, таких как Cromalin и Matchprint. Объясняется сложностью точной имитации цветопередачи флексомашин, большими затратами времени и средств на их изготовление, трудностями с самим оборудованием и расходными материалами (снято с производства оборудование и некоторые материалы, например, негативные пигментные плёнки Matchprint, позволявшие делать цветопробу непосредственно с негативных фотоформ; запчасти дороги и дефицитны). На смену аналоговым пришли цифровые системы.

С последними связана другая тенденция — переход со специализированных устройств печати на стандартные, выпускаемые серийно. В основном — струйные принтеры Epson, реже — HP и Canon. Причина — струйные принтеры уже вторглись в мир «настоящей цветопробы», их стоимость существенно ниже, а обслуживание проще. Итог — системы на базе специализированных принтеров редки, их доля на рынке снижается, многие сняты с производства лет пять назад (термосублимационные Rainbow и Tektronics, струйный барабанный Rainbow 4700 и т. д.).

Не последним фактором активного развития доступных цифровых систем стали недорогие (от 1000 долл.), но точные спектрофотометры, позволившие калибровать систему и контролировать цветопередачу. Цифровые цветопробы проще, чем аналоговые, настраивать для имитации цветопередачи флексомашин (с помощью стандартных ICC-профилей либо встроенными средствами цветопробных RIP).

Цифровая цветопроба, как и аналоговая, не может идеально имитировать оттиск флексомашины, печатать на реальных тиражных материалах и воспроизводить характерные особенности растровых точек и краёв плашек, с великим трудом имитирует печать плашки и полутоновых изображений в разных красочных секциях. Но многие особенности флексопечати успешно воспроизводятся. Например, эффективно используются цифровые системы на базе струйных принтеров Epson, имитирующие на цветопробе растр с линиатурами до 120-133 lpi. Кое-где для имитации печати на прозрачных материалах с белилами изготавливают даже гибридную цветопробу. Сначала на прозрачной плёнке на принтере Epson печатается работа, затем с помощью обычного аналогового порошкового устройства Cromalin наносится белая подложка. Некоторые цветопробные RIP имитируют характерное полошение при печати по гофрокартону.

Общая тенденция развития цветопроб — смещение в сторону цифровых систем на базе серийных принтеров и специализированных растровых процессоров, где с некоторым ущербом в точности имитации флексографского оттиска (имеются в виду технологические особенности, а точность цветопередачи находится на весьма высоком уровне) обеспечиваются высокая скорость, небольшая стоимость, простота в работе и гибкая настройка.

Алексей Грибунин (Gribunin@unit.ru ), технический директор компании Unit Color

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     


comments powered by Disqus