2008.06.23, Автор: Дэйв Аткинсон3866 прочтений

Цвет по высшему разряду *

Теги: Допечатные процессы FSP

Технология многокрасочного цветоделения Hi-Fi (High Fidelity)Color - давно устоявшийся термин для описания растровой печати. Флексографии стоит почаще о нём вспоминать.

В основе цветоделения Hi-Fi — расширение стандартного триадного комплекта до 6-7-ми цветов с целью увеличения цветового охвата. Помимо известных коммерческих технологий (Hexachrome, Opaltone, FMsix), есть и ряд нестандартных разработок. Все они нацелены на преодоление характерных для триадной печати ограничений, особенно в отношении смесевых цветов, за счёт расширения цветового охвата и увеличения оптической плотности плашек.

Цветовые веера Opaltone

Общие преимущества

Все системы Hi-Fi дают схожие потенциальные преимущества производствам и заказчикам. Для первых — снимающий необходимость в смесевых красках расширенный цветовой диапазон, сокращение простоев и частоты смывок. По сравнению с привычным однокрасочным оттенком, формируемые из 6-7-ми базовых красок смесевые цвета наносятся анилоксовыми валами с повышенной линиатурой. Для создания плашек не нужны большие объёмы краски, что увеличивает скорость печати и повышает качество вывороток. Более того, реже меняются краски, сокращаются время настройки и парк анилоксовых валов, снижаются отходы, уменьшаются складские запасы краски при минимальных её возвратах, ибо всё, что нужно, — 6-7 стандартных цветов. Дополнительные выгоды получают печатающие много разновидностей одного заказа, где каждый макет включает, к примеру, 8 цветов, совпадая с остальными лишь по 3-4-м. В подобных случаях требуются частая смена печатных форм и смывка, тогда как с эффективной системой Hi-Fi макеты компонуют на одной форме, перерыв между сменами форм и смывками резко увеличивается. Как следствие, снижается величина минимального заказа.

Потенциальный клиент выигрывает и от улучшения воспроизводимости работ при использовании разных способов печати и форматов упаковки, улучшенного визуального восприятия (особенно при конвертации элементов макета в 6- или 7-красочную систему вместе с линиями и плашками), более стабильного цвета и качества печати.

Основные проблемы

Изображение, отпечатанное по технологии HexachromeНо даже намного превышающий возможности триадного процесса цветовой охват систем Hi-Fi не отвечает всем требованиям печати смесевых оттенков. И 7 красок не снимут потребность в специально заказываемых цветах и смывках форм, если клиент не вписывается в доступную цветовую гамму. Когда при флексографской печати на прозрачной плёнке нужен белый кроющий, отдельные чёрные цвета для линий и растра, печатная секция под непосильный для Hi-Fi смесевой цвет, понадобится 10-красочная машина. Особые сложности при многокрасочной печати возникают с приводкой. И позитивные, и негативные элементы реализуются комбинацией красок, при воспроизведении шрифтов вывороткой нужна очень высокая точность приводки, достижимая лишь на бесшовных формах. Для эффективной работы с цветом Hi-Fi такие формы становятся неотъемлемым условием хорошего результата.

При многокрасочной печати традиционным растром нельзя забывать об углах растрирования. Вместо традиционного комплекта — 6 или 7 форм, тогда как углов цветоделения всего 4. Поэтому угол для красного или оранжевого тот же, что и для голубого: при печати красной краской голубая не нужна, и наоборот. Угол зелёного тот же, что и для пурпурного. Синему присваивается угол чёрного, но не жёлтого, дабы сохранить 30º сдвиг между цветами. Не стоит забывать и про частотно-модулированный растр. Отметим проблему с цветопробой — вариантов для работы с расширенным цветовым охватом не так много.

Программное обеспечение

Расширенное цветовое пространство Hexachrome в координатах CIELabДля создания цвета Hi-Fi есть множество программных инструментов, которые не следует путать со стандартизированными алгоритмами Hexachrome, Opaltone и FMsix, реализующими «фирменные» способы многокрасочной печати.

Одна из программ для работы с цветом Hi-FiInkWizard от Esko Graphics — модуль в составе PackEdge, преобразующий задания в любое цветовое пространство и поддерживающий нестандартные цветовые базисы и общепринятые (Hexachrome, Opaltone, FMsix). Предусмотрено исключение из обработки не подлежащих цветоделению отдельных объектов (например, штрих-кодов). Specialcolor предлагает набор инструментов ICISS (Interactive Colour Independent Separation Software), позволяющий изготовить цветоделённые формы для любой комбинации красок на любом выводном устройстве.

Pantone Hexachrome

6-красочную растровую печать Hexachrome, в которой специально изготовленные триадные краски CMYK дополнены оранжевой и зелёной, предложила в 1995 г. для коммерческого применения Pantone. Огромный опыт работы компании над цветовыми стандартами сделал технологию самой известной из систем Hi-Fi Color. По сравнению со CMYK, она на 50% расширяет цветовой охват и позволяет воспроизводить 90% всех цветов Pantone (CMYK только 60%). Комплект программных надстроек Pantone HexWare для Adobe Photoshop и Illustrator даёт возможность выбрать и скорректировать цвет, сгенерировать экранную цветопробу, выполнить цветоделение. Дизайнерам и печатным производствам предлагаются цветовые веера Hexachrome: 2000 оттенков на мелованной и немелованной бумаге, каждый под уникальным номером Pantone с процентным содержанием цветов. Ключ к успешной работе с любой системой Hi-Fi — плотное сотрудничество с производителями, в первую очередь, лицензированными поставщиками красок Pantone, работающими во всех уголках земного шара. Важно, что Hexachrome поддерживается множеством дизайнерских программ, систем управления техпроцессом и рядом цветопробных устройств.

Opaltone

7-красочную систему, разработанную австралийской Opaltone Graphic Solutions, анонсировали в 1998 г.: стандартные CMYK плюс красный, зелёный и синий, ПО для цветоделения, три цветовых веера с 2280 оттенками OMS (Opaltone Matching System), отпечатанных с характерной для флексографии оптической плотностью. Для векторных программ вроде Freehand и Illustrator предлагаются цифровые цветовые палитры, для Adobe Photoshop — профессиональная программная надстройка. С помощью указанного инструментария производится цветоделение на 6 красок (CMY плюс RGB) с воспроизведением составного чёрного по схеме RGB — основную часть заказов можно отпечатать всего в 6 красок.

FMsix Относительно новая 6-красочная система, созданная исследовательским отделом MY Cartons в сотрудничестве с MAN Roland, Creo (теперь часть Kodak), Sun Chemical и ArtWork Systems, протестированная и опробованная на собственных линиях для печати по картону. Продвижением технологии занимается MY PrinTech — основанная в 2003 г. специально для этой цели дочерняя фирма, продающая лицензии на работу с системой всем заинтересованным печатным производствам и препресс-бюро. В зависимости от воспроизводимого изображения, стандартная триада CMYK дополняется двумя красками трёх специальных цветов (оранжевый, зелёный и синий), разработанными Sun Chemical, — из 7-ми красок одновременно задействуется лишь 6. Растровые изображения печатаются CMYK, смесевые оттенки переводятся в подходящую 6-цветную комбинацию. Стохастическое растрирование (FM), в т. ч. используемое при печати смесевых оттенков, исключает муар и наложение цветов. По информации разработчика, FMsix обеспечивает не только преимущества расширенного цветового охвата, но и упрощает цветоделение: в других системах растровые и векторные элементы всегда формируются 6-7-красочным комплектом, их раздельная цветовая оптимизация невозможна.

Выводы

Цветовые системы Hi-Fi Color применяются давно, хотя успешными не стали, несмотря на изначально большой интерес. Разрабатываются они, как правило, под офсет: отсюда и 6 красок, и совместимость со всеми коммерческими офсетными машинами. 7-красочная Opaltone создавалась с прицелом на флексографию, поэтому цветовые веера отпечатаны с соответствующими значениями оптических плотностей.

Последние технологические достижения дали флексографии инструменты для реализации преимуществ Hi-Fi Color — 10-красочные сервоприводные печатные машины и бесшовные формы. Возможно, на фоне непрерывных ценовых битв и наращивания производительности флексографским производствам (в первую очередь, работающим с УФ-красками) пришло время пересмотреть взгляды на преимущества технологий Hi-Fi.


* Журнал FlexoTech, сентябрь 2006 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


Наши

Многокрасочное цветоделение — идея привлекательная, прежде всего, с экономической точки зрения. Выгоды от внедрения подобных технологий могут стать реальными только при условии перевода на Hi-Fi существенной части заказов. Трудности на этом пути в состоянии охладить пыл любого энтузиаста. Причём вопрос с углами растра, первым встающий перед задумавшимися о Hi-Fi-печати, на самом деле имеет простой ответ. Главное, что для успешного внедрения Hi-Fi необходима комплексная модернизация всех стадий производства: нужны печатные машины с идеальной приводкой, жёсткий контроль качества на всех стадиях, опытный препресс, оснащённый специализированным ПО, желательно CtP, дорогие и нестандартные цветопробные решения. Просчитать заранее экономический эффект от немалых инвестиций непросто, а результат будет виден только после внедрения новых технологий на всех перечисленных этапах. Немаловажный сдерживающий фактор — отсутствие широкомасштабного опыта внедрений и классных специалистов. И в Европе, и в России единицы предприятий, реально работающих с Hi-Fi. Это одна из основных причин, по которым большинство поставщиков подобных технологий вместе с решениями предлагают и услуги по внедрению.   

Впрочем, есть и поводы для сдержанного оптимизма: очевиден рост интереса к подобным технологиям, доступно новое «железо» для цветопробных решений (принтеры с расширяющими цветовой охват чернилами, мониторы с охватом AdobeRGB), уже появились программные продукты следующего поколения, обеспечивающие существенно больший уровень автоматизации и интегрированные непосредственно в рабочий поток. Прогресс в области ПО наиболее заметен: например, технология Equinox от EskoArtwork использует при переводе в многокрасочные цветовые модели данные из стандартных ICC-профилей, но позволяет гибко управлять цветоделением и заранее оценивать точность преобразования. Поскольку механизм встроен непосредственно в ПО для допечатной подготовки, уже на ранних стадиях работы с заказом можно принять решение о целесообразности печати Hi-Fi. Ещё один замечательный пример — технология GoP от X-Rite позволяет быстро адаптировать существующие профили для многокрасочного цветоделения при смене колористики печатных красок и материала.

Значительные вложения производителей в разработку решений для Hi-Fi свидeтельствуют о несомненной их востребованности, пусть и не на рынке массовой печати.

Александр Дроздов (a.drozdov@legion.ru ), Вадим Юрков (VYurkov@legion.ru ), технические специалисты группы компаний «Легион»


Наши

В последнее время крупные российские флексографские предприятия активно задействуют систему Opaltone. Правильно отмеченные в статье преимущества — увеличение скорости печати, повышение её качества и снижение отходов — омрачались тем, что достигать их приходилось, используя традиционные программные инструменты, например Adobe СS. Такой инструментарий, в силу его универсальности, не всегда эффективен при нестандартном цветоделении, предпочтительнее специализированные, ориентированные на флексопечать модули, продукты, позволяющие уже на стадии допечатной подготовки продемонстрировать результат заказчику. Если говорить о растровой графике, то инструмент Colortone от EskoArtwork максимально расширяет возможности цветовых каналов, позволяя делать раскладку по 6-ти цветам, в т. ч. нестандартным. Работа ведётся со всем изображением, независимо от имеющихся слоёв. Есть интеллектуальные функции для преобразования графики: автоматически определяются участки, где требуется коррекция, производится независимая настройка различных участков. Функция цветоделения для флексографии — это независимый пересчёт цветовых каналов: визуальное восприятие изображения не меняется, а диапазон плотностей по каждому цвету фиксирован (например, 10–90%). Упомянутый в статье модуль InkWizard графического редактора PackEdge позволяет конвертировать работы с растровой или векторной графикой в любое цветовое пространство. Одновременно поддерживаются системы HiFi Color (Pantone Hexachrome, Opaltone, FM6 и др.) и пользовательская цветовая палитра. Примеры применения модуля приведены на иллюстрациях.

До применения InkWizarda   После применения InkWizard

Вышеназванные инструменты работают исключительно на компьютерах PC, но это не сужает их возможности, а наоборот, делает их всё более распространёнными.

Алексей Якимов (jam@vipsys.ru ), ведущий эксперт компании «ВИП-Системы»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     


comments powered by Disqus