В основе цветоделения Hi-Fi — расширение стандартного триадного комплекта до 6-7-ми цветов с целью увеличения цветового охвата. Помимо известных коммерческих технологий (Hexachrome, Opaltone, FMsix), есть и ряд нестандартных разработок. Все они нацелены на преодоление характерных для триадной печати ограничений, особенно в отношении смесевых цветов, за счёт расширения цветового охвата и увеличения оптической плотности плашек.
Общие преимущества
Все системы Hi-Fi дают схожие потенциальные преимущества производствам и заказчикам. Для первых — снимающий необходимость в смесевых красках расширенный цветовой диапазон, сокращение простоев и частоты смывок. По сравнению с привычным однокрасочным оттенком, формируемые из 6-7-ми базовых красок смесевые цвета наносятся анилоксовыми валами с повышенной линиатурой. Для создания плашек не нужны большие объёмы краски, что увеличивает скорость печати и повышает качество вывороток. Более того, реже меняются краски, сокращаются время настройки и парк анилоксовых валов, снижаются отходы, уменьшаются складские запасы краски при минимальных её возвратах, ибо всё, что нужно, — 6-7 стандартных цветов. Дополнительные выгоды получают печатающие много разновидностей одного заказа, где каждый макет включает, к примеру, 8 цветов, совпадая с остальными лишь по 3-4-м. В подобных случаях требуются частая смена печатных форм и смывка, тогда как с эффективной системой Hi-Fi макеты компонуют на одной форме, перерыв между сменами форм и смывками резко увеличивается. Как следствие, снижается величина минимального заказа.Потенциальный клиент выигрывает и от улучшения воспроизводимости работ при использовании разных способов печати и форматов упаковки, улучшенного визуального восприятия (особенно при конвертации элементов макета в 6- или 7-красочную систему вместе с линиями и плашками), более стабильного цвета и качества печати.
Основные проблемы
Но даже намного превышающий возможности триадного процесса цветовой охват систем Hi-Fi не отвечает всем требованиям печати смесевых оттенков. И 7 красок не снимут потребность в специально заказываемых цветах и смывках форм, если клиент не вписывается в доступную цветовую гамму. Когда при флексографской печати на прозрачной плёнке нужен белый кроющий, отдельные чёрные цвета для линий и растра, печатная секция под непосильный для Hi-Fi смесевой цвет, понадобится 10-красочная машина. Особые сложности при многокрасочной печати возникают с приводкой. И позитивные, и негативные элементы реализуются комбинацией красок, при воспроизведении шрифтов вывороткой нужна очень высокая точность приводки, достижимая лишь на бесшовных формах. Для эффективной работы с цветом Hi-Fi такие формы становятся неотъемлемым условием хорошего результата.При многокрасочной печати традиционным растром нельзя забывать об углах растрирования. Вместо традиционного комплекта — 6 или 7 форм, тогда как углов цветоделения всего 4. Поэтому угол для красного или оранжевого тот же, что и для голубого: при печати красной краской голубая не нужна, и наоборот. Угол зелёного тот же, что и для пурпурного. Синему присваивается угол чёрного, но не жёлтого, дабы сохранить 30º сдвиг между цветами. Не стоит забывать и про частотно-модулированный растр. Отметим проблему с цветопробой — вариантов для работы с расширенным цветовым охватом не так много.
Программное обеспечение
Для создания цвета Hi-Fi есть множество программных инструментов, которые не следует путать со стандартизированными алгоритмами Hexachrome, Opaltone и FMsix, реализующими «фирменные» способы многокрасочной печати.
Одна из программ для работы с цветом Hi-Fi — InkWizard от Esko Graphics — модуль в составе PackEdge, преобразующий задания в любое цветовое пространство и поддерживающий нестандартные цветовые базисы и общепринятые (Hexachrome, Opaltone, FMsix). Предусмотрено исключение из обработки не подлежащих цветоделению отдельных объектов (например, штрих-кодов). Specialcolor предлагает набор инструментов ICISS (Interactive Colour Independent Separation Software), позволяющий изготовить цветоделённые формы для любой комбинации красок на любом выводном устройстве.
6-красочную растровую печать Hexachrome, в которой специально изготовленные триадные краски CMYK дополнены оранжевой и зелёной, предложила в 1995 г. для коммерческого применения Pantone. Огромный опыт работы компании над цветовыми стандартами сделал технологию самой известной из систем Hi-Fi Color. По сравнению со CMYK, она на 50% расширяет цветовой охват и позволяет воспроизводить 90% всех цветов Pantone (CMYK только 60%). Комплект программных надстроек Pantone HexWare для Adobe Photoshop и Illustrator даёт возможность выбрать и скорректировать цвет, сгенерировать экранную цветопробу, выполнить цветоделение. Дизайнерам и печатным производствам предлагаются цветовые веера Hexachrome: 2000 оттенков на мелованной и немелованной бумаге, каждый под уникальным номером Pantone с процентным содержанием цветов. Ключ к успешной работе с любой системой Hi-Fi — плотное сотрудничество с производителями, в первую очередь, лицензированными поставщиками красок Pantone, работающими во всех уголках земного шара. Важно, что Hexachrome поддерживается множеством дизайнерских программ, систем управления техпроцессом и рядом цветопробных устройств.
7-красочную систему, разработанную австралийской Opaltone Graphic Solutions, анонсировали в 1998 г.: стандартные CMYK плюс красный, зелёный и синий, ПО для цветоделения, три цветовых веера с 2280 оттенками OMS (Opaltone Matching System), отпечатанных с характерной для флексографии оптической плотностью. Для векторных программ вроде Freehand и Illustrator предлагаются цифровые цветовые палитры, для Adobe Photoshop — профессиональная программная надстройка. С помощью указанного инструментария производится цветоделение на 6 красок (CMY плюс RGB) с воспроизведением составного чёрного по схеме RGB — основную часть заказов можно отпечатать всего в 6 красок.
Выводы
Цветовые системы Hi-Fi Color применяются давно, хотя успешными не стали, несмотря на изначально большой интерес. Разрабатываются они, как правило, под офсет: отсюда и 6 красок, и совместимость со всеми коммерческими офсетными машинами. 7-красочная Opaltone создавалась с прицелом на флексографию, поэтому цветовые веера отпечатаны с соответствующими значениями оптических плотностей.Последние технологические достижения дали флексографии инструменты для реализации преимуществ Hi-Fi Color — 10-красочные сервоприводные печатные машины и бесшовные формы. Возможно, на фоне непрерывных ценовых битв и наращивания производительности флексографским производствам (в первую очередь, работающим с УФ-красками) пришло время пересмотреть взгляды на преимущества технологий Hi-Fi.
* Журнал FlexoTech, сентябрь 2006 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.
Наши
Многокрасочное цветоделение — идея привлекательная, прежде всего, с экономической точки зрения. Выгоды от внедрения подобных технологий могут стать реальными только при условии перевода на Hi-Fi существенной части заказов. Трудности на этом пути в состоянии охладить пыл любого энтузиаста. Причём вопрос с углами растра, первым встающий перед задумавшимися о Hi-Fi-печати, на самом деле имеет простой ответ. Главное, что для успешного внедрения Hi-Fi необходима комплексная модернизация всех стадий производства: нужны печатные машины с идеальной приводкой, жёсткий контроль качества на всех стадиях, опытный препресс, оснащённый специализированным ПО, желательно CtP, дорогие и нестандартные цветопробные решения. Просчитать заранее экономический эффект от немалых инвестиций непросто, а результат будет виден только после внедрения новых технологий на всех перечисленных этапах. Немаловажный сдерживающий фактор — отсутствие широкомасштабного опыта внедрений и классных специалистов. И в Европе, и в России единицы предприятий, реально работающих с Hi-Fi. Это одна из основных причин, по которым большинство поставщиков подобных технологий вместе с решениями предлагают и услуги по внедрению.
Впрочем, есть и поводы для сдержанного оптимизма: очевиден рост интереса к подобным технологиям, доступно новое «железо» для цветопробных решений (принтеры с расширяющими цветовой охват чернилами, мониторы с охватом AdobeRGB), уже появились программные продукты следующего поколения, обеспечивающие существенно больший уровень автоматизации и интегрированные непосредственно в рабочий поток. Прогресс в области ПО наиболее заметен: например, технология Equinox от EskoArtwork использует при переводе в многокрасочные цветовые модели данные из стандартных ICC-профилей, но позволяет гибко управлять цветоделением и заранее оценивать точность преобразования. Поскольку механизм встроен непосредственно в ПО для допечатной подготовки, уже на ранних стадиях работы с заказом можно принять решение о целесообразности печати Hi-Fi. Ещё один замечательный пример — технология GoP от X-Rite позволяет быстро адаптировать существующие профили для многокрасочного цветоделения при смене колористики печатных красок и материала.
Значительные вложения производителей в разработку решений для Hi-Fi свидeтельствуют о несомненной их востребованности, пусть и не на рынке массовой печати.
Александр Дроздов (a.drozdov@legion.ru ), Вадим Юрков (VYurkov@legion.ru ), технические специалисты группы компаний «Легион»
Наши
В последнее время крупные российские флексографские предприятия активно задействуют систему Opaltone. Правильно отмеченные в статье преимущества — увеличение скорости печати, повышение её качества и снижение отходов — омрачались тем, что достигать их приходилось, используя традиционные программные инструменты, например Adobe СS. Такой инструментарий, в силу его универсальности, не всегда эффективен при нестандартном цветоделении, предпочтительнее специализированные, ориентированные на флексопечать модули, продукты, позволяющие уже на стадии допечатной подготовки продемонстрировать результат заказчику. Если говорить о растровой графике, то инструмент Colortone от EskoArtwork максимально расширяет возможности цветовых каналов, позволяя делать раскладку по 6-ти цветам, в т. ч. нестандартным. Работа ведётся со всем изображением, независимо от имеющихся слоёв. Есть интеллектуальные функции для преобразования графики: автоматически определяются участки, где требуется коррекция, производится независимая настройка различных участков. Функция цветоделения для флексографии — это независимый пересчёт цветовых каналов: визуальное восприятие изображения не меняется, а диапазон плотностей по каждому цвету фиксирован (например, 10–90%). Упомянутый в статье модуль InkWizard графического редактора PackEdge позволяет конвертировать работы с растровой или векторной графикой в любое цветовое пространство. Одновременно поддерживаются системы HiFi Color (Pantone Hexachrome, Opaltone, FM6 и др.) и пользовательская цветовая палитра. Примеры применения модуля приведены на иллюстрациях.
Вышеназванные инструменты работают исключительно на компьютерах PC, но это не сужает их возможности, а наоборот, делает их всё более распространёнными.
Алексей Якимов (jam@vipsys.ru ), ведущий эксперт компании «ВИП-Системы»