2008.05.06, Автор: Дейв Аткинсон8982 прочтений

Технологии растрирования во флексографии*

Теги: Допечатные процессы Растрирование FSP

Флексографский анилоксовый вал наносит красочную плёнку одной толщины, что, по аналогии с большинством печатных технологий, исключает печать полутоновых изображений (карандашные рисунки, фото) с переменной оптической плотностью.

В полиграфии подобный эффект достигается разбивкой каждого цвета на точки или иные мелкие элементы, в совокупности создающие иллюзию вариаций тона. Изменение размера и/или плотности точек даёт диапазон градаций серого от тёмных плашечных тонов до самых высоких светов.

С помощью технологий растрирования цветоделённое изображение преобразуется в мелкие точки (или другие элементы), размер, форма и расположение которых определяются способом растрирования и его разработчиком. Основные варианты для флексографии — доступные от ряда поставщиков традиционный регулярный, стохастический и гибридный растры. Можно нанести на поверхность пластины микрорельефный рисунок для улучшения краскопереноса и нанесения красочной плёнки.

Традиционный растр

Основная часть флексографских производств продолжает работать с традиционным (классическим), но постоянно совершенствуемым амплитудно-модулированным растром (AM). В его основе — равноудалённые растровые точки разного размера: в высоких светах мельче, в тенях крупнее. Располагаются они в узлах стандартной сетки, количество ячеек которой (разрешение), как и размер отдельных элементов, варьируется. Линиатура растра измеряется в линиях точек на дюйм (lines of dots per inch, lpi) и прямо пропорциональна детализации. У каждого цвета определённый угол поворота растра, предотвращающий нежелательные визуальные эффекты вроде муара, что ограничивает цветность отдельных зон оттиска.

Преимущество традиционных растров — мягкие средние тона, хотя в тенях не исключено заливание, а в высоких светах — резкий скачок оптической плотности (бледные, детализированные светлые участки воспроизвести проблематично).

Стохастика

Растры SambaFlex отличает качество печати, стабильность и предсказуемость результатов15 лет назад появилась альтернатива классическому растрированию— стохастический, или частотно-модулированный растр (FM) с псевдослучайно расположенными точками постоянного размера. На тёмных участках они тесно группируются, на светлых расставлены дальше друг от друга. Их распределение контролирует алгоритм, причём генерируемые ранними версиями FM-растров группы точек отличались повышенным растискиванием и зернистостью на плашках. Последующие алгоритмы располагают растровые элементы более упорядоченно, подавляя шумы и забивание. Главное преимущество стохастики — отсутствие углов поворота растра в отличие от традиционных технологий, что исключает муар и уменьшает проблемы при неточностях цветовой приводки.

В глубоких тенях качественнее прорабатываются детали, улучшается воспроизведение светов. Однако для стохастического растра характерна зернистость, особенно в высоких светах и плавных полутонах (кусок сыра, глазурь на пирожном, белая рубашка). Исключение — растры, которые формируют не воспроизводимые во флексографии точки менее 20 мкм.

Высота рельефа может падать

Высота рельефа сохраняется

Мелкие точки подразумевают пропорциональный рост растискивания, их сложнее воспроизводить и надёжно фиксировать на флексографской печатной форме. Но благодаря современным цифровым технологиям работать с FM-растрами проще, чем во времена традиционных плёночных процессов.

Гибридные растры

Объединяют на печатной форме амплитудно- и частотно-модулированные растры, сочетая их преимущества (в частности, исчезают присущие традиционному флексографскому растру резкие разрывы в высоких светах).

Хотя в основе перекрёстно-модулируемой гибридной технологии Agfa Sublima XM — традиционная сетка с розеточной структурой, нежелательные участки классического растра в высоких светах и глубоких тенях плавно заменяются стохастикой. Слишком маленькие растровые элементы вместо дальнейшего уменьшения фиксируются, и участок растрируется по частотно-модулированному алгоритму (в точке перехода размер AM- и FM-элементов одинаков). Полученные псевдохаотичные точки в высоких светах фактически расположены под заданными углами поворота растра.

По заявлению Agfa, это позволяет печатать более высокие линиатуры, не переходя на высоколиниатурные анилоксы. При внедрении технологии определяется минимально допустимая величина печатных элементов, диаметр которых должен быть больше ячеек анилоксового вала, дабы избежать «проваливания» в них.

Суть гибридной технологии Maxtone от Creo (теперь часть Kodak) — замена, как и в Sublima, традиционных растровых элементов стохастическими в тенях и высоких светах с сохранением классической сетки. Заявленные преимущества — плавное воспроизведение градиентных заливок без заметных разрывов. Creo также предлагает технологию HyperFlex для воспроизведения мелких изолированных точек на самых светлых участках гибридного растра. Вокруг растровых точек формируются световые УФ-фильтры: благодаря ограничению ими экспозиционного излучения, глубина рельефа вокруг точек уменьшается, благодаря расширению плеча они укрепляются.

Точки Maxtone без технологии HyperFlex могут не выдержать печать большого тиража

В гибридной технологии растрирования SambaFlex от Esko-Graphics традиционный растр присутствует в средних тонах, в высоких светах и тенях заменяясь стохастикой. Для формирования более плавных переходов и борьбы с артефактами можно задать точку перехода, когда из оригинальной сетки удаляются стохастические элементы. Растры Esko MicroLight обеспечивают дополнительную поддержку изолированным точкам в высоких светах, тогда как альтернативная технология Groovy применяется исключительно к теням изображения. Тон разбивается несколькими бороздками (как на протекторе шины), улучшающими оптическую плотность краски и контраст оттиска. В отличие от упорядоченного микрорельефа, бороздки не забиваются краской — печатная форма легче чистится.

Растры Classic и Quantum Hybrid от Artwork Systems применяются к отдельным объектам (с помощью функций программных пакетов ArtPro или PowerLayout). Недавно появившийся гибридный растр второго поколения Quantum компенсирует характерную для стохастики зернистость за счёт исключительно классических растровых точек. По достижении минимально воспроизводимой на печатной форме точки растровые элементы не уменьшаются, а лишь выборочно удаляются для осветления тона. Форма т. н. точки Quanta свободно задаётся через NexusRIP.

Микрорельеф

Улучшает краскоперенос, воспроизведение плашек и теней изображения. Алгоритм растрирования Plate Cell Patterning от Artwork Systems «накладывает» на векторные и плашечные участки печатной формы специальную ячеистую структуру: для определения её оптимальных параметров (в т. ч. углов поворота растра и линиатур) заказчику предлагаются тестовые формы. При корректном внедрении технология улучшает оптическую плотность плашек, оптимизируя краскоперенос формы и нанесение красочной плёнки. В тенях применяется алгоритм CellCenter: пробельная ячейка добавляется в центр растровой точки. По заявлению разработчиков, помимо улучшения оптической плотности цвета и оптимизации краскопереноса, сокращается проявление вокруг изображений характерных для флексографии ореолов.

Алгоритм растрирования DigiCap от Creo также формирует на поверхности печатной формы зернистый микрорельеф, улучшающий оптическую плотность и распределение краски, подавляющий ореолы. Эффективность методики зависит от типа пластин: при исходно зернистой поверхности она ниже.

Выводы

Чем активнее флексография конкурирует с другими полиграфическими технологиями, тем сложнее воспроизводимые ею сюжеты и выше разрешение. Такие элементы, как детализированные высокие света и глубокие тени, сходящие на ноль градиентные заливки, мелкие шрифты вывороткой на плашках, традиционно были сложны для воспроизведения флексографией из-за мягких рельефных печатных форм и маловязких красок. На некоторых материалах сложно получить хорошую плашку с качественно и равномерно нанесённой краской без классических флексографских ореолов, а ведь это неотъемлемое условие при печати упаковки.

Для постоянно работающих со сложными макетами производств альтернативные технологии растрирования — отличный шанс выполнить работу качественнее. Современное ПО и цифровые технологии позволяют их комбинировать на одной печатной форме. В условиях жёсткой рыночной конкуренции, где каждый производитель стремится выделиться, стоит детально анализировать все возможности, способствующие улучшению качества и визуального восприятия печатной продукции.


* Журнал FlexoTech, сентябрь 2006 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


Наши

Экспансия флексографии всё ощутимей, совсем скоро в Москве появятся флексомашины даже в крупной газетной типографии. Естественна необходимость использовать различные технологии растрирования в одной работе и на одной форме. Тем более, цифровые системы изготовления форм позволяют работать с ними максимально корректно. Большую помощь окажет здесь функция Object Screening популярной программы FlexRIP от EskoArtwork, позволяющая дизайнеру определять параметры растрирования каждого объекта в макете. На одной печатной форме можно реализовать комбинации растров с разными углами, линиатурами и формой точки (см. фото). Важно, что FlexRIP генерирует файлы для вывода форм разного типа (флексографских, офсетных и др.), плёнок для ФНА, есть и модификации для работы с цифровыми печатными машинами.

Алексей Якимов (jam@vipsys.ru ), ведущий эксперт компании «ВИП-Системы»


Наши

Основная идея гибридного растрирования — обеспечить стабильное воспроизведение высоких светов за счёт поддержания стабильного размера растровой точки и некоторого снижения линиатуры в этой части тонового диапазона. Идея столь очевидна, а способы её реализации в современных RIP столь обезоруживающе просты, что имеет смысл рассматривать гибридное растрирование даже не как отдельный тип, а как естественное развитие классических регулярных растров.

Парадоксально, но придуманные для флексографской печати гибридные растры массовое применение нашли в печати офсетной. Очевидная причина — простота внедрения и немедленно достигаемый видимый эффект роста качества. Гибриды не требуют сверхточного выводного и печатного оборудования, прекрасно работают в аналоговом формном процессе (в т. ч. и флексографском), в отличие от стохастики не приводят к значительному изменению цветовых характеристик оттиска. А это означает, что не нужно вносить серьёзных изменений в допечатную подготовку и печатный процесс.

В отличие от офсета, внедрение гибридов и специальных технологий растрирования для флексографской печати — комплексная задача. И дело совсем не в том, что потребуется предварительное тестирование в печати для выбора оптимальных характеристик, — для подавляющего большинства флексотипографий, особенно уже внедривших управление цветом, это препятствие преодолимо. Важно другое — не любой рынок, обслуживаемый флексопечатью, однозначно выиграет от специализированных растров. Гибридные растры востребованы для самоклеящейся этикетки и печати по гофрокартону. А вот для гибкой пищевой упаковки их эффект сомнителен, зато крайне привлекательны технологии растрирования плашек. Опыт внедрения и уже многолетнего применения PlateCell и CellCenter нашими пользователями подтверждает декларируемые производителем преимущества при работе с гибкой упаковкой. Положительный эффект не только в качестве печати, но и в экономии краски.

К сожалению, мало говорят и о том, что у гибридов есть проблемы; самая существенная — обеспечение устойчивости при печати отдельно стоящих растровых точек в светах. Пожалуй, наиболее удачное решение предлагает технология Perfect Highlights от EskoArtwork. Непросто (и дорого) получить пробу с имитацией гибридного растрирования, больше внимания нужно уделять инструментарию линеаризации и тоновой компенсации. И если в офсете можно перевести на печать гибридными растрами весь имеющийся объём заказов, то для флексографии это пока удел отдельных работ.

И небольшое замечание, вызванное авторским утверждением «главное преимущество стохастики — отсутствие углов поворота растра в отличие от традиционных технологий, что исключает муар и уменьшает проблемы при неточностях цветовой приводки». Последнее далеко не так, и производители (в частности, Artwork) неоднократно утверждали обратное. Результаты моих оценок цветового сдвига при неприводке подтверждают, что разницы для стохастики и обычного растрирования не существует.

Александр Дроздов (a.drozdov@legion.ru ), технический специалист группы компаний «Легион»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     


comments powered by Disqus