2008.02.27, Автор: Александр Гришин5917 прочтений

Чтобы растр не дробился

Теги: На самом деле... На самом деле... FSP

Многие флексографские производства, специализирующиеся на выпуске гибкой упаковки и самоклеящейся этикетки, сталкиваются при печати с проблемой дробления 1. Особенно актуально это для работающих на узкорулонных машинах среднего и эконом-класса.

Поступательное развитие рынка, переход начавших деятельность в 90-е годы производств с термочеков на более сложную продукцию, повсеместная смена спиртовых и водных красок на УФ-отверждаемые, а также повышение рабочих линиатур (с 90–133 до 150–175 lpi) сделали проблему дробления весьма острой. Столкнулись с ней и мы при работе на двух машинах с шириной печати 254 мм. Специфика подобной техники — небольшой вес, механическая скорость 90–100 м/мин (рабочая 35–60 м/мин).

Систематический анализ выполненных работ позволил выяснить причины, казалось бы, непонятных и загадочных результатов. На самом деле, причины дефектов просты, докопаться до них раньше мешало отсутствие времени и дефицит дотошных и требовательных заказчиков.

Обнаруженных нами причин оказалось более чем достаточно:

  • изображения с 30% растром;
  • неправильно подобранный тип монтажной ленты;
  • сколы керамического слоя на торцах анилоксового вала (рис. 1);
  • грязь (остатки смазки, пыль) между зубьями шестерни привода формного цилиндра (рис. 2);
  • износ зубьев шестерни привода печатной секции (рис. 3);
  • царапины, порезы, вмятины на поверхности формного цилиндра (рис. 4);
  • люфты в блоках привода печатной секции и крепления формного цилиндра.

  

    

Выяснилось, что решать проблему можно тремя способами: корректировкой макета, механической перенастройкой печатной секции, применением специальных вспомогательных средств. Четвёртый, «недокументированный» — своевременная чистка машины и замена (восстановление) дефектных, изношенных (повреждённых) деталей.

Макет

Создавая дизайн, нужно учитывать технические возможности печатной машины, исключать ошибки в начальной стадии. Вот несколько советов.

  1. Использовать более устойчивую к повышенному натиску растровую точку эллиптической формы (рис. 6).
  2. Если позволяет дизайн оригинала, заменить растровое изображение плашкой (рис. 7), устраняющей исходную причину дробления и обеспечивающую стабильное воспроизведение цвета при повторных тиражах.

Слева — круглая растровая точка, отчётливо видимый эффект дробления в нижней части этикетки, в центре — эллиптическая растровая точка, справа — плашечное воспроизведение проблемного участка краской Pantone

Механические настройки

Увеличение давления между цилиндрами печатной секции (рис. 8, 9).

Слева — эффект дробления в правой части этикетки при стандартной настройке: минимальном давлении между цилиндрами печатной секции (дуктором и анилоксом, ракелем и анилоксом, анилоксом и формным цилиндром, формным и печатным цилиндрами). Справа — увеличение давления между анилоксом и формным цилиндром решает проблему

К сожалению, метод изменения давления между анилоксом и формным цилиндром не всегда эффективен, ибо нарушает цветовоспроизведение — уменьшается оптическая плотность (толщина красочного слоя), изменяется конфигурация растровой точки, повышается растискивание, ускоряется износ деталей и узлов печатной машины.

Вспомогательные средства

Правильный выбор корректирующих монтажных лент, способных решать многие задачи. Среди их преимуществ — быстрота и лёгкость монтажа/демонтажа, сохранение демпфирующих свойств при продолжительной работе, снижение уровня вибрации и биения формных валов. Вполне по силам справиться им и с дроблением, за счёт компенсации биения в печатной системе (рис. 10, 11).

Эффект дробления на капоте автомобиля. Печатные формы 1,7 мм, монтажная лента (0,38 мм) на вспененной основе средней жёсткости, со слабой адгезией к форме и сильной — к формному цилиндру. Плотность заполнения на этикетке в области капота изображённой машины 38%   Дробление отсутствует. Использована применяемая для тонких растровых работ очень мягкая демпфирующая лента той же толщины, с пониженной адгезией к печатной форме и вспененной основой низкой плотности  

2. Специализированная смазка

Назначение смазки — устранение люфтов шестерён привода формного и печатного цилиндров: зубъя словно «склеиваются» друг с другом (рис. 13). Рекомендуемые дей-ствия: при остановленной печатной машине нанести немного смазки на зубья шестерни привода формного цилиндра пластиковой или деревянной палочкой. Ни в коем случае не делать этого при вращении шестерён! По окончании работы смазку удалить смоченными в бензине «Калоша» зубной щёткой и ветошью.

Специальная смазка и наглядный результат её работы


1 Эффект возникает при радиальном биении формного цилиндра и избыточном давлении между формным и печатным цилиндрами. Изображение печатающего элемента на оттиске получается двойным (с небольшим смещением) или смазывается и деформируется в форме огурца.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus