![](http://www.osp.ru/data/293/994/1235/065_1.gif)
Кто бы мог подумать, что бейсболисты и работники переплетного цеха сталкиваются с одинаковыми проблемами! Недавно команда «Колорадо Рокки» применила нестандартный прием: хранить все бейсбольные мячи в камере с постоянной температурой, предохраняя их от высыхания. Мячи становятся удобнее для ловли питчерами, а баттерам сложнее их отбивать.
Это очень похоже на то, что придумывают специалисты в послепечатных работах для сохранения контроля над некоторыми «скользкими» операциями с запечатываемыми материалами. Недостаточная акклиматизация бумаги стала причиной потерь времени, прибыли и заказчиков для многих «послепечатников». К тому же современная мелованная бумага, отличающаяся высоким содержанием каолина и других наполнителей, действительно стала более гладкой и скользкой.
К счастью, на этот раз нам удалось заручиться помощью опытнейших «питчеров» полиграфической отрасли. Профессионалы в области послепечатной обработки имеют в своем арсенале различные приемы борьбы с бумажными «ловушками» — проблемами при высечке, фальцовке, швейном и клеевом скреплении, УФ-лакировании и цифровой печати.
Высечка
Чтобы сократить брак и ускорить изготовление тиража, обязательно учитывайте толщину и влажность материала, советует Боб Уиндлер, президент Diecrafters. Эта компания имеет 55-летний опыт высечки, финишной обработки, слепого и горячего тиснения заказов любой тиражности.
Толщина листов должна быть одинаковой
![]() |
В процессе фальцовки, чем толще бумага, тем оказывается сложнее выполнить работу |
«Никогда не смешивайте в одной работе плотности, марки и даже партии бумаги — по крайней мере, не посоветовавшись со специалистами-послепечатниками, — предостерегает Уиндлер. — Когда в одном заказе толщина материала варьируется, операторам высечных станков приходится настраиваться на самые толстые листы в тираже. А это порождает цепную реакцию проблем». Тонкие листы высекаются со слишком большим усилием и могут распадаться на части. Операторы, чтобы избежать разрывов листов, вынуждены делать больше пазов в ножах, но это приводит к появлению неопрятных, грубых краев.
Сухая не работает
![](http://www.osp.ru/data/297/994/1235/065_10.gif)
«Хрупкая, сухая бумага часто рвется, — делится своим наблюдением Уиндлер. — Естественно, это тоже требует дополнительных пазов в высекальных ножах». Считается, что сухая бумага отрицательно влияет на качество бигования, поскольку волокна в ней более хрупкие. Некоторые виды бумаги также оказываются сложнее в работе: бумага без покрытия обычно обрабатывается проще, чем мелованная, к тому же для первой требуется меньше прокладок. «Часто оказывается, что бумага с тиснением довольно ломкая, — добавляет Уиндлер, — даже после тщательной биговки». Избежать этих проблем поможет контроль над параметрами температуры и влажности в процессе печати.
А тем, кто готов потратить время и деньги на придание лоска готовым изделиям, слегка подпорченным использованием дополнительных пазов, Уиндлер советует сделать еще одну подрезку. Следы от пазов можно также удалить шлифованием после высечки.
Фальцовка смеси партий
![](http://www.osp.ru/data/303/994/1235/065_2.gif)
От смешения разных партий бумаги предостерегает Джек Рикард, президент Rickard Bindery. Вариации пухлости наблюдаются даже в пределах партий с одинаковыми базовыми характеристиками: например, немелованный обложечный картон массой 1 м2 216 г бывает толщиной от 0,2 до 0,325 мм, в зависимости от производителя. Это важно, объясняет Рикард: материал толщиной до 0,25 мм неплохо фальцуется, а чуть более толстая бумага (0,3 мм и более) уже требует других технологий фальцовки и оборудования. Если в процессе печати был переход на другую партию бумаги, нужно обязательно пометить, в каком месте тиража это было сделано, и передать информацию в послепечатный цех.
![](http://www.osp.ru/data/301/994/1235/065_3.gif)
Половина здания Rickard Bindery (общая площадь — 7,5 тыс. м2) отводится под оборудование для фальцовки. Здесь выполняются фальцовка миниатюрных и крупноформатных изданий, географических карт и 12-полосных тетрадей для шитья проволокой; шитье кольцевой скобой; различные виды склейки; ротационная биговка; обработка персонализированных тиражей; заклейка конвертов и автоматическая поэкземплярная упаковка в пленку.
Предварительная биговка толстых материалов
![](http://www.osp.ru/data/275/994/1235/065_4.gif)
«Чем толще материал, тем с большим количеством переменных предстоит иметь дело», — отмечает Рикард. Он советует всегда делать предварительную биговку при использовании бумаги с массой 1 м2 более 150 г. Если к изданию не предъявляется высоких требований по точности фальцовки, связанных с совмещением цветовых переходов на разворотах, то и применяя толстую бумагу можно положиться на встроенные в фальцаппараты модули предварительной биговки. Но прежде чем отказываться от биговки штампом, нужно тщательно оценить последствия.
«Аккуратнее выполняйте фальцовку бумаги толще 0,25 мм на кассетных аппаратах — возможно появление волнистых изломов», — предупреждает Рикард. Толстые листы трескаются, когда заворачиваются вокруг валиков, зато в ножевых аппаратах волнистые изломы исключены.
Берегитесь волокон
В процессе фальцовки волокна могут рваться, из-за чего бумага ломается. Но правильный подбор фальцовочных ножей, оборудования и режима работы спасает заказ. По словам Рикарда, разрывная нагрузка на волокна бумаги с увеличением скорости работы повышается в геометрической прогрессии — бывает достаточно снизить скорость фальцевальной машины, чтобы проблемы исчезли.
Скрепление пружинами/перфорирование
![]() |
«Чтобы в процессе переплета пружинами Wire-O не произошло наложения отверстий на текст, нужно оценить и учесть толщину книги еще до печати», — советует Бренда Слекьюм, исполнительный директор Specialties Bindery. |
Specialties Bindery специализируется на крупнотиражных послепечатных работах включая изготовление «механических» переплетов, таких как на Wire-O, металлических спиральных, пластиковых пружин и гребенок; а также клеевое скрепление, ротационное бигование и др.
Оценить толщину книги
Книги толщиной до 11 мм можно переплетать пружиной 3:1, считает Слекьюм, а для книг толще 12 мм нужна пружина 2:1. «Если подготовить и отпечатать макет с отступом шириной 10 мм, а потом использовать пружину 2:1, перфорированный текст гарантирован», — объясняет она.
Наложение клея и бесшвейное скрепление
«Как ни странно, но источником проблем со склеиванием может быть низкое качество бумаги», — отмечает Чак Клайн, президент консультационной компании в области послепечатных операций Binding Solutions LLC.
Направление отлива
![](http://www.osp.ru/data/279/994/1235/065_8.gif)
К сожалению, экономичность печатных работ может зависеть от выбранного направления волокон в листах. «Если удается разместить больше полос на печатном листе, развернутом на 90°, печатники так и поступают. И переплетному цеху придется иметь дело именно с таким заказом», — говорит Клайн.
Глянцевая и матовая мелованная бумага
Бумагу таких типов с плотностью более 90 г/м2 особенно трудно использовать для клеевого скрепления, отметил Клайн. Считается, что эффективно применение полиуретановых реактивных клеев (polyurethane reactive, PUR), но они дороже и требуют особого обращения.
По мнению президента Seaboard BinderyФрэнка Шира, некоторые переплетные компании стараются избегать заказов на бесшвейное скрепление мелованной бумаги, но они не вызовут проблем, если использовать клей PUR, а машинное направление бумаги в текстовом блоке сделать параллельным корешку.
Seaboard Bindery выполняет бесшвейный переплет обычными и PUR-клеями, швейное скрепление, подборку, обрезку, фальцовку и поэкземплярную упаковку.
Содержание вторичного сырья в бумаге
![]() |
Выбор качественной бумаги и тщательное планирование работ помогут избежать задержек на послепечатной стадии |
Адгезия бумаги из вторсырья хуже, поскольку вторичные волокна короче первичных. К счастью, как отмечает Клайн, содержание вторичных волокон в бумаге ограничено — производители знают, что при превышении определенной величины качество бумаги существенно страдает. Не мешает убедиться и в том, что волокон в бумаге больше, чем наполнителей. «Иногда для книжных блоков покупается бумага плотностью 90 г/м2, но если 80% ее составляет каолин, клею просто не хватает волокон, за которые он мог бы удержаться», — предупреждает Клайн.
В любом случае, советует он, перед выполнением клеевого скрепления убедитесь в том, что используете качественную бумагу. Следует проверить пористость, гибкость, толщину покрытия и массу 1 м2. «Не забывайте о правиле большого пальца при планировании работ», — добавляет Шир. Обычное бесшвейное скрепление позволяет изготавливать книги толщиной 37 мм и даже больше.
Проверка бумаги перед УФ-лакированием
По мнению Марка Берда, президента Finishbinders, пористая бумага впитывает УФ-лак, в результате чего блеск и прочность лакированной поверхности на истирание ослабляются. «Но чистоцеллюлозная бумага после лакирования приобретает желтоватый оттенок», — говорит он.
Finishbinders оказывает широкий спектр послепечатных услуг для коммерческих типографий: УФ-лакирование, ламинирование, изготовление коробок и папок, клеевое и швейное скрепление, поэкземплярная упаковка и др.
Не забывать о противоотмарывающем порошке
«Иногда избыток противоотмарывающего порошка приводит к тому, что УФ-покрытие приобретает шероховатый и даже напоминающий наждачную бумагу вид», — рассказывает Берд. Он добавляет, что заказы, для которых используется слишком много порошка, отнимают больше времени на стадии финишных операций. «Снижение производительности связано с тем, что валики послепечатного оборудования приходится отчищать от порошка каждые 15 минут», — говорит он.
Цифровая печать
![](http://www.osp.ru/data/283/994/1235/065_7.gif)
Как считают Дэвид Кларк и Фрэнк Романо, авторы книги «Новейшее руководство для дизайнеров по цифровой, переменной цветной и оперативной печати по требованию» («The very last designer’s guide to digital, on-demand and variable-data color printing»), машины с сухим тонером извлекают из бумаги большую часть влаги. Бумага, которая сначала была пересушена в цифровой печатной машине, а затем попала в клеевой переплет перпендикулярно направлению отлива, при нормальной влажности начинает деформироваться волнами, а корешок книги изгибается.
Авторы предлагают возвращать бумаге влагу, помещая ее в условия «достаточной влажности», но предупреждают, что волнистая бумага, которая пробыла в высушенном состоянии более 72 часов, уже не восстановит первоначальную форму. «Контроль над температурой и влажностью имеет первостепенное значение», — заключают они.
![](http://www.osp.ru/data/281/994/1235/065_9.gif)
«Новейшее руководство…» от Digital Printing Council издательства PIA и GATFPress стоит 35 долл. (25 долл. — для членов PIA и GATF). Заказ — www.gain.net.
* Журнал «Американский печатник», июнь 2002 г. © American Printer, a PRIMEDIA publication. All rights reserved, 2003.