2011.10.201163 прочтений

Второе дыхание Kotkamills, или План "Б" в действии...

Теги: Бумага Consum

Представитель по направлению Solaris компании Kotkamills Сергей Гусев рассказал нам об изменениях и перспективах после смены владельцев.

Расскажите о компании, что с ней произошло за последнее время?

Kotkamills — это финская бумажная фабрика, интегрированная с другими производствами. Деятельность компании началась в 1872 г., когда выходец из Норвегии Ханс Гутцайт (Hans Gutzeit) построил лесопилку на острове Коткансаари, её ещё называли «норвежская лесопилка», поскольку большинство из 60 рабочих были норвежцами. В 1906 г. для того, чтобы использовать отходы производства, была построена целлюлозная фабрика. И, хотя жители и жаловались на появившийся «запах денег», производство развивалось вполне успешно. В 1941 г. фабрика была полностью разрушена, но в 1944 г. несмотря на продолжающуюся войну ее восстановили. В 1950 г. стали выпускать мешочную бумагу, затем – газетную и для ламинирования. В 1987 г. началось производство журнальной матовой бумаги «Солярис». Сейчас фабрика Kotkamills – фактически три предприятия: лесопилка и две бумажных фабрики. Одна выпускает спецвиды бумаги Absorbex и Imprex для ламинирования строительных и мебельных панелей, опалубки и т. п. В своей нише это один из самых крупных производителей в мире. Бумажная машина на второй фабрике вырабатывает журнальную бумагу Solaris и Solaris Brite.

В последние годы Kotka Mills принадлежала концерну Stora Enso. В июле 2010 г. вместе с некоторыми другими активами она была выкуплена инвестиционной фирмой OpenGate Capital, специализирующейся на приобретении перспективных, но непрофильных для владельцев бизнесов, и получила чуть видоизменённое название Kotkamills.

Бумажная фабрика вдруг стала для Stora Enso непрофильным активом?

У крупных концернов свое видение перспективы, тем более что на фабрике Котка наряду с журнальной производятся и технические виды бумаги. Такое предприятие имеет смысл,  если оно интегрировано, т. е. отходы лесопильного производства используются как сырье для производства бумаги. Собственная электростанция полностью обеспечивает энергией. Получается почти замкнутый производственный цикл. Это, кстати, было одной из причин долгого поиска покупателя — бизнесы на Kotka Mills слишком разноплановые.

OpenGate Capital решила, что игра стоит свеч. Важно, что она полностью сохранила команду и объявила, что будет инвестировать в развитие, что существенно для клиентов, которые строят долгосрочные планы. Сразу после сделки возник вопрос об организации продаж. Была договоренность, что Stora Enso будет агентом компании в течение года, но за это время будет сформирована собственная сеть продаж. И к 1 июля 2011 г. этот процесс был завершён.

Если заглянуть на сайт компании, видно, что она развивается. Одно из свежих изменений — переход на систему управления производством от ABB. Ранее использовалась стандартная для Stora Enso система. Построена и введена в строй система обработки вторичного сырья для выпуска технической бумаги Absorbex Eco (вторичная заменяет 20% химической целлюлозы), а интерес к экологичным продуктам постоянно растёт. В целом, Kotkamills — устойчивая и диверсифицированная компания.

Назовите основные цифры и факты.

Если говорить о бумаге для печати, которая интересует ваших читателей, то мощность по её производству — 180 тыс. т в год. Загрузка пока не 100% — в прошлом году было выпущено 130 тыс. т. Это связано с тем, что в условиях переходного периода компании некоторые издатели перестраховались и воздержались от заказов.

В Россию было поставлено примерно 13 тыс. т. В этом году мы планируем увеличение продаж. Для Kotkamills в силу географической близости Россия считается важнейшим перспективным рынком.

Вся продукция в рулонах — это классическая бумага для печати на рулонных машинах с горячей сушкой. Но у неё очень большой диапазон плотности — от 48 до 75 г/м2. Два вида белизны — 80 (Solaris) и 86 (Solaris Brite). А самое главное — градации пухлости: стандартная 1,2 см3/г (Solaris) и 1,15 (Solaris Brite), далее — 1,35 и 1,55. Если взять бумагу 48 г/м2 с пухлостью 1,2 и 75 г/м2 с 1,55, то это два совершенно разных вида бумаги по свойствам. Интересно, что бумага с пухлостью 1,35 и 1,55 очень хорошо себя зарекомендовала и в листовой печати. Хотя обычно бумага для печати с горячей сушкой не рекомендуется для листовых машин.

Возможно, здесь действительно есть потенциал для роста продаж. Ведь в России типографии всё чаще самостоятельно нарезают листовую бумагу из рулонов или пользуются устройствами для роспуска рулонов на листы на лету и их подачи в печатную машину…

У нас есть планы продавать эту бумагу в листах. Нарезать её будем в России, потому что в Финляндии это дороже. Своих резальных мощностей на фабрике нет, а привлекать сторонние организации получается затратным из-за сложной логистики. Но проект пока на самой ранней стадии.

Раньше продажи Solaris были организованы, как и любой другой типичный рулонный бизнес. Были прямые контракты с большими типографиями и эпизодические продажи через дилеров. Мы решили эту систему изменить. Прямые контракты будут сохранены. Но мы также выбрали двух дистрибьюторов — «Регент-Арт» и «Европапир». И дальнейшее продвижение бумаги будет только через эти два канала. Обе компании располагают сетью филиалов. Когда есть только два продавца, у них появляется стимул развивать этот бизнес. Таким образом, мы приходим в регионы. И, хотя начали так работать совсем недавно, уже есть очень хорошие отзывы из регионов, где клиенты попробовали печатать на Solaris.

Некоторые издатели не обращают особого внимания на нюансы при выборе бумаги для журналов, считая их несущественными. Можете привести примеры, доказывающие обратное?

Особенно нагляден пример из газетного бизнеса. Газета Financial Times печатается на розовой бумаге. И то, что это именно FT, видно уже за версту. Отличный пример того, как сделанный один раз выбор создал бренд.

Мне кажется, этот пример слишком далёк от журнальных реалий. Ведь большинство читателей заметят что-то, только если издатель поменяет меловку на офсет, глянцевую бумагу на матовую или ярко-белую на желтоватую…

Это правда, но сам пример отлично показывает влияние выбора бумаги на формирование бренда. Поверьте, для людей, делающих и читающих настоящие журналы, разница всегда есть.

Речь о наиболее «гламурной» части издательского сообщества? Таких изданиях, как Vogue, Harper’s Bazaar, Esquire и т. д.?

Да, именно так. И это во многом философский вопрос. Кто «хозяин» журнала, кто определяет его имидж? Для недорогого журнала, рассчитанного на массовую аудиторию, выбор бумаги определяется в первую очередь ценой. Конечно, качество должно быть приемлемым. И всё, этого достаточно.

Когда «хозяином» журнала является арт-директор и другие креативные люди, заботящиеся о формировании определённого имиджа, любой нюанс принципиален. Оказалось, что Solaris, несмотря на свою схожесть с некоторыми другими марками, часто выбирают для различных тематических секций и спецвставок. Например, в одном из глянцевых журналов была секция, посвящённая сигарам. Лёгкая фактура волокон в Solaris удачно подчёркивает характерные для сигарной темы изображения, фотографии в стиле «сепия», просто старые снимки, разнообразные коричневые оттенки и мелкие детали. В умелых руках бумага «играет»! Глядя только на спецификации, этого не заметишь, но знающие люди, умеющие различать нюансы, отлично видят разницу. Можно сказать, что Solaris – бумага для людей с тонким художественным вкусом – это про издателей. А если говорить о печатниках, то для тех профессионалов, кто умеет полностью реализовать возможности бумаги. Пожалуй, самый большой опыт печати на бумаге «Солярис» – у типографии «Алмаз-Пресс», и я знаю, что технологи типографии провели целое исследование, чтобы добиться безукоризненного качества.

Есть у бумаги чисто практические преимущества. Например, пухлость 1,55 — редкая для журнальных мелованных бумаг. И при низкой плотности, даже 48 г/м2, удаётся получить издание, сопоставимое по толщине с теми, что печатаются на более плотной бумаге. Это также позволяет сэкономить на почтовой рассылке, где стоимость зависит от массы отправления.

Это важно и для изданий, которые нужно ставить на полки. Отпечатанные на более пухлой бумаге легче раскладывать на вертикальных лотках. Журналы такого же объёма на суперкаландрированной бумаге просто не держатся и сползают. Для журналов, которые распространяются преимущественно в розницу (что характерно для России, где подписка гораздо менее весома, чем на Западе), это очень важный аспект.

Solaris популярна и у издателей книг. В Европе на этой бумаге часто печатают учебники (невысокая белизна облегчает чтение), прописи и кроссворды (удобно писать), комиксы и атласы (бумага не бликует, хорошо прорабатываются мелкие детали).

В последние годы регулярно возникали сложности с поставками рулонной бумаги, связанные с квотированием. Есть ли подобные ограничения для поставок Solaris?

Никаких ограничений и квот на Россию нет. В любой самой сложной ситуации у российских заказчиков будет приоритет. Текущая загрузка позволяет вообще не задумываться о подобных вещах.

Как организуется логистика? Каковы ориентиры по срокам доставки?

Производственный цикл на фабрике довольно короткий — каждый из 48-ми вариантов (сочетания плотности, пухлости и белизны) выпускается раз в две недели. Минимальная партия одного вида — 5 т. Рулоны формируются в соответствии с требованиями заказчиков. В зависимости от условий договора, рулоны забирают прямо с фабрики либо с одного из терминалов в Финляндии. Возможна доставка клиенту автомобильным или железнодорожным транспортом. В среднем, с момента достижения договорённости до поставки проходит месяц. Первый заказ может выполняться дольше, повторные, плановые — быстрее.

Есть эксперты, упорно предрекающие скорый закат традиционного издательского бизнеса, основанного только на бумажных изданиях. А значит — и падение спроса на бумагу. Что Вы об этом думаете? В случае наихудшего сценария есть ли у фабрики «план Б»?

Спорить о том, что подобная тенденция существует, бессмысленно. Но я не верю в полную смерть бумажных изданий. А что касается Kotkamills, то фабрика выпускает не только журнальную бумагу. И её текущая диверсификация — это работающий «план Б».

А если вернуться к Solaris, то при кажущейся «единичности» продукта, у бумаги очень много разновидностей, следовательно, и сфер применения. Более того, сейчас проводят испытания Solaris на цифровых печатных машинах. По моим данным, на электрографических результаты очень хорошие. Поэтому я уверен в хороших перспективах издательской полиграфии, а значит, будет нужна хорошая и разнообразная бумага.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     

  • Вера Бубело: «Если рынок позволит, мы готовы увеличить выпуск мелованной бумаги в любой момент»
     

    Когда в конце 2012 г. Группа «Илим» объявила о планах по выпуску мелованной бумаги в России, это вызвало определённый скепсис среди полиграфистов. О подобных проектах другие компании объявляли и ранее. Но ни один из них не был реализован. Сейчас на дворе уже 2017 г., и мелованная чистоцеллюлозная бумага «Омела» прочно заняла своё место на рынке. Иногда полиграфисты даже жалуются, что её бывает непросто приобрести — «Омела» бывает дефицитным продуктом, поскольку при вполне достойном качестве она обычно продаётся заметно дешевле импортной бумаги. На наши вопросы о текущем состоянии и перспективах производства отечественной меловки отвечает директор по продажам белых бумаг и пиловочника Группы «Илим» Вера Бубело.

     

  • В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

    Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

     

  • Роль бумаги в цифровую эру

    Antalis выступила инициатором и спонсором проекта «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий» французской писательницы и журналистки Вероник Виенн, которая задалась вопросом о роли бумаги в эпоху цифровых технологий и её влиянии на реализацию дизайнерских решений.

    Участники Coffee Chat в Бумажной лавке Antalis

     


comments powered by Disqus