101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

M-real уходит из красного

  • Наталья Балова
  • 5 ноября 2007 г.
  • 4016
Наталья БаловаКрупнейший производитель бумаги оптимизирует производство, стремясь заложить надёжный фундамент прибыльности для акционеров.

Остросюжетный триллер 1996 г. Exit in Red с Микки Рурком в главной роли на русском языке шёл под названием «Выход в красное». На самом деле переводчики просто не смогли подобрать удачный эквивалент игре слов, связывающей кровь и деньги. Ведь устойчивое выражение «in the red» на языке финансистов означает «влезший в долги, убыточный», в то время как «out of the red» — наоборот, «приносящий прибыль».

Жизнь — не триллер, но и в ней никто не застрахован от убытков и поражений. Именно поэтому даже очень крупные компании, заботясь о прибыльности, просто обязаны принимать трудные, упреждающие решения. О том, что предприняла и чего добилась на этом пути M-real, мы узнали во время поездки в Финляндию, где журналистов принимало высшее руководство концерна, а представители бумажных фабрик допустили нас в святая святых…

Идиллическая картинка ночного Хельсинки

На пресс-конференции в штаб-квартире концерна в Хельсинки главный исполнительный директор и президент M-real Микко Хеландер очертил масштаб бизнеса. Фабрики расположены в 9-ти странах; представительства — более чем в 70‑ти странах; общий товарооборот — 5,6 млрд евро. Продукция — бумага книжно-журнальная (publishing), полиграфическая (commercial printing) и офисная (office papers), картоны (consumer packaging). В каждом секторе рынка концерн на 2‑3‑м месте в Европе по обороту. Все производства сертифицированы по стандартам ISO. С Россией M-real сотрудничает уже более 100 лет, в 2006 г. на экспорт в нашу страну было отправлено около 200 тыс. т бумаги и картона (3% оборота), из России концерн получает около 10% древесины с совместного предприятия Metsa-Botnia.

Проблемы концерна М-real (общие для всех производителей бумажной отрасли) — последствия ошибок, допущенных в 90-х годах, когда было создано слишком много бумагоделательных мощностей. Баланс спроса и предложения нарушился, цены снизились; ситуацию ухудшило и обесценивание доллара — продукция, продаваемая за евро, стала заметно дороже. Сопутствующие факторы — экспансия азиатских производителей на европейский рынок, рост цен на нефть и все энергоносители, на основное сырьё бумажников — древесину.

M-real начала реорганизацию бизнес-процессов раньше остальных производителей, но инициатива была поддержана всеми крупными европейскими компаниями (Stora Enso, UPM, Norske Skog и др.). Смысл изменений — повышение рентабельности. И речь идёт не только о внутренней реструктуризации, но и о реструктуризации и консолидации всей европейской бумагоделательной отрасли.

Сказано — сделано!

Микко Хелландер: «При плановой цифре 100 млн евро, за счёт снижения внутренних издержек удалось сэкономить 140 млн»

В марте 2006 г. приступили к переоценке имеющихся бизнесов, картина оказалась неутешительной: рентабельность снижается, издержки растут, отрицательный поток наличности (вследствие значительных инвестиций на проект в Уругвае). Первые шаги по «выходу из красного» были сделаны в октябре 2006 г. - начали реорганизацию, второй этап которой стартовал в феврале 2007 г.

Закрыли нерентабельные мощности: 2 бумажные фабрики в Англии и Финляндии, 2 БДМ и 1 картоноделательную машину в Германии и Финляндии (общей мощностью 555 тыс. т в год). Продали часть активов, в т. ч. MAP Merchant Group была продана Antalis (Франция), что совместно с другими мерами даст около 680 млн евро. По достигнутым соглашениям, Antalis-MAP превращается в крупнейшего дистрибьютора бумаги M-real.

Изменения предполагают и значительное сокращение персонала: в конце 2006 г. в компании работало 16 490 человек, ожидаемая численность к концу 2008 г. — 9000 чел.

Оцените масштаб БДМ — там вдалеке, справа, красная точка. Это человек

Результат комплекса мер — стабильное увеличение рентабельности, снижение издержек, укрепление финансового положения. Благодаря снижению мощностей M-real и других компаний цены меняются — на немелованную (офисную) бумагу уже выросли, то же ожидается и с мелованной. Руководство концерна уверено в результативности предпринятых мер и стабильности изменений.

На достигнутом останавливаться не собираются. В конце года заработает завод по производству целлюлозы в Уругвае: он позволит компании на 100% удовлетворять потребности в целлюлозе. При общем дефиците сырья, это ещё больше укрепит её позиции. В перспективе M‑real стремится к специализации. Избавившись от неэффективных бизнесов и увеличив долю в оставшихся, компания сконцентрируется на производстве картона и отдельных видов бумаги.

О бумаге и картоне

Руководитель подразделения журнальных бумаг Грегори Геттингер отметил, что общее сокращение мощностей основных производителей доведёт загрузку мощностей в 2008 г. до 96%.

Подразделение потребительской упаковки представил Мика Йокио. Все мощности по выпуску картона расположены в Финляндии. Именно на них были потрачены основные инвестиции в период реорганизации. Рынок этот очень перспективный — спрос на картон постоянно растёт, его доля в общем обороте M‑real — более 20% (1 млрд евро). Россия — один из трёх важнейших рынков сбыта в 2007 г., поэтому запланировано увеличить поставки в нашу страну. Основные преимущества для клиентов — близость производителя, отсюда низкие транспортные издержки.

В M-real трепетно относятся к экологии. В Mettsaliitto Group (M‑real в неё входит) есть даже должность вице-президента по вопросам окружающей среды. Занимающий её Юкка Каппинен объяснил: политика компании — контроль всей цепочки производства, от дерева до готовой пачки бумаги. Вся продукция снабжается «профилем бумаги», в котором расписаны все экологические параметры. Для европейского заказчика это важно уже давно, а российские потребители тоже к этому придут.

На родине Galerie

Главный секрет качества трёхслойного мелования Galerie Art — в OptiCoater

Книжно-журнальную бумагу выпускают на трёх фабриках (две — в Финляндии), общая мощность 1,3 млн т. Фабрику Кангас, где производят самую известную в России марку Galerie, нам показывал директор по производству Андрес Ек.

Фабрики Кангас и Аанекоски расположены рядом и объединены в одно производство. Всего 3 БДМ, две в Кангасе, обе прошли модернизацию в 2001 г. На них делают бумагу Galerie One среднего мелования 65–150 г/м?, но у неё повышенная пухлость и жёсткость, что позволяет выбирать материал с меньшей плотностью, чем у конкурирующих марок. Достигается это благодаря уникальному сырью (разработка M-real) — химико-термо-механической целлюлозе, в которой частично сохраняются волокна: непрозрачность самой основы большая, а слои мелования далеко друг от друга.

Весь процесс прохождения бумаги постоянно отслеживают камеры и датчики

Мелование в линию даёт ряд преимуществ: экономия на персонале, не надо разматывать материнские рулоны с бумагой после каждой стадии, машина эффективно используется. Недостаток — выше вероятность сбоя. Впрочем, машину каждые 5 недель останавливают для профилактики, упреждая потенциальные поломки.

На соседней фабрике «Аанекоски Пейпер» выпускают знаменитую «галёрку» — бумагу Galerie Art трёхслойного мелования для высокохудожественной печати, а на фабрике «Аанекоски Боард» картоны марок Carta и Galerie. На бумажной фабрике БДМ установлена в 1987 г., модернизирована в 2002 г.; есть 2 каландра для выпуска глянцевой бумаги, один для матовой; 4 листорезки. 30% бумаги остаётся в рулонах, 70% режется в листы.

Лицом к потребителю

Делая всё, чтобы повысить рентабельность, в M-real понимают — это невозможно, если не выпускать качественную и востребованную продукцию. Только тогда у компании есть будущее. А у инвесторов — повод призадуматься: не пора ли прикупить акций «бумажников»?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41