101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

M-real уходит из красного

  • Наталья Балова
  • 5 ноября 2007 г.
  • 5472
Наталья БаловаКрупнейший производитель бумаги оптимизирует производство, стремясь заложить надёжный фундамент прибыльности для акционеров.

Остросюжетный триллер 1996 г. Exit in Red с Микки Рурком в главной роли на русском языке шёл под названием «Выход в красное». На самом деле переводчики просто не смогли подобрать удачный эквивалент игре слов, связывающей кровь и деньги. Ведь устойчивое выражение «in the red» на языке финансистов означает «влезший в долги, убыточный», в то время как «out of the red» — наоборот, «приносящий прибыль».

Жизнь — не триллер, но и в ней никто не застрахован от убытков и поражений. Именно поэтому даже очень крупные компании, заботясь о прибыльности, просто обязаны принимать трудные, упреждающие решения. О том, что предприняла и чего добилась на этом пути M-real, мы узнали во время поездки в Финляндию, где журналистов принимало высшее руководство концерна, а представители бумажных фабрик допустили нас в святая святых…

Идиллическая картинка ночного Хельсинки

На пресс-конференции в штаб-квартире концерна в Хельсинки главный исполнительный директор и президент M-real Микко Хеландер очертил масштаб бизнеса. Фабрики расположены в 9-ти странах; представительства — более чем в 70‑ти странах; общий товарооборот — 5,6 млрд евро. Продукция — бумага книжно-журнальная (publishing), полиграфическая (commercial printing) и офисная (office papers), картоны (consumer packaging). В каждом секторе рынка концерн на 2‑3‑м месте в Европе по обороту. Все производства сертифицированы по стандартам ISO. С Россией M-real сотрудничает уже более 100 лет, в 2006 г. на экспорт в нашу страну было отправлено около 200 тыс. т бумаги и картона (3% оборота), из России концерн получает около 10% древесины с совместного предприятия Metsa-Botnia.

Проблемы концерна М-real (общие для всех производителей бумажной отрасли) — последствия ошибок, допущенных в 90-х годах, когда было создано слишком много бумагоделательных мощностей. Баланс спроса и предложения нарушился, цены снизились; ситуацию ухудшило и обесценивание доллара — продукция, продаваемая за евро, стала заметно дороже. Сопутствующие факторы — экспансия азиатских производителей на европейский рынок, рост цен на нефть и все энергоносители, на основное сырьё бумажников — древесину.

M-real начала реорганизацию бизнес-процессов раньше остальных производителей, но инициатива была поддержана всеми крупными европейскими компаниями (Stora Enso, UPM, Norske Skog и др.). Смысл изменений — повышение рентабельности. И речь идёт не только о внутренней реструктуризации, но и о реструктуризации и консолидации всей европейской бумагоделательной отрасли.

Сказано — сделано!

Микко Хелландер: «При плановой цифре 100 млн евро, за счёт снижения внутренних издержек удалось сэкономить 140 млн»

В марте 2006 г. приступили к переоценке имеющихся бизнесов, картина оказалась неутешительной: рентабельность снижается, издержки растут, отрицательный поток наличности (вследствие значительных инвестиций на проект в Уругвае). Первые шаги по «выходу из красного» были сделаны в октябре 2006 г. - начали реорганизацию, второй этап которой стартовал в феврале 2007 г.

Закрыли нерентабельные мощности: 2 бумажные фабрики в Англии и Финляндии, 2 БДМ и 1 картоноделательную машину в Германии и Финляндии (общей мощностью 555 тыс. т в год). Продали часть активов, в т. ч. MAP Merchant Group была продана Antalis (Франция), что совместно с другими мерами даст около 680 млн евро. По достигнутым соглашениям, Antalis-MAP превращается в крупнейшего дистрибьютора бумаги M-real.

Изменения предполагают и значительное сокращение персонала: в конце 2006 г. в компании работало 16 490 человек, ожидаемая численность к концу 2008 г. — 9000 чел.

Оцените масштаб БДМ — там вдалеке, справа, красная точка. Это человек

Результат комплекса мер — стабильное увеличение рентабельности, снижение издержек, укрепление финансового положения. Благодаря снижению мощностей M-real и других компаний цены меняются — на немелованную (офисную) бумагу уже выросли, то же ожидается и с мелованной. Руководство концерна уверено в результативности предпринятых мер и стабильности изменений.

На достигнутом останавливаться не собираются. В конце года заработает завод по производству целлюлозы в Уругвае: он позволит компании на 100% удовлетворять потребности в целлюлозе. При общем дефиците сырья, это ещё больше укрепит её позиции. В перспективе M‑real стремится к специализации. Избавившись от неэффективных бизнесов и увеличив долю в оставшихся, компания сконцентрируется на производстве картона и отдельных видов бумаги.

О бумаге и картоне

Руководитель подразделения журнальных бумаг Грегори Геттингер отметил, что общее сокращение мощностей основных производителей доведёт загрузку мощностей в 2008 г. до 96%.

Подразделение потребительской упаковки представил Мика Йокио. Все мощности по выпуску картона расположены в Финляндии. Именно на них были потрачены основные инвестиции в период реорганизации. Рынок этот очень перспективный — спрос на картон постоянно растёт, его доля в общем обороте M‑real — более 20% (1 млрд евро). Россия — один из трёх важнейших рынков сбыта в 2007 г., поэтому запланировано увеличить поставки в нашу страну. Основные преимущества для клиентов — близость производителя, отсюда низкие транспортные издержки.

В M-real трепетно относятся к экологии. В Mettsaliitto Group (M‑real в неё входит) есть даже должность вице-президента по вопросам окружающей среды. Занимающий её Юкка Каппинен объяснил: политика компании — контроль всей цепочки производства, от дерева до готовой пачки бумаги. Вся продукция снабжается «профилем бумаги», в котором расписаны все экологические параметры. Для европейского заказчика это важно уже давно, а российские потребители тоже к этому придут.

На родине Galerie

Главный секрет качества трёхслойного мелования Galerie Art — в OptiCoater

Книжно-журнальную бумагу выпускают на трёх фабриках (две — в Финляндии), общая мощность 1,3 млн т. Фабрику Кангас, где производят самую известную в России марку Galerie, нам показывал директор по производству Андрес Ек.

Фабрики Кангас и Аанекоски расположены рядом и объединены в одно производство. Всего 3 БДМ, две в Кангасе, обе прошли модернизацию в 2001 г. На них делают бумагу Galerie One среднего мелования 65–150 г/м?, но у неё повышенная пухлость и жёсткость, что позволяет выбирать материал с меньшей плотностью, чем у конкурирующих марок. Достигается это благодаря уникальному сырью (разработка M-real) — химико-термо-механической целлюлозе, в которой частично сохраняются волокна: непрозрачность самой основы большая, а слои мелования далеко друг от друга.

Весь процесс прохождения бумаги постоянно отслеживают камеры и датчики

Мелование в линию даёт ряд преимуществ: экономия на персонале, не надо разматывать материнские рулоны с бумагой после каждой стадии, машина эффективно используется. Недостаток — выше вероятность сбоя. Впрочем, машину каждые 5 недель останавливают для профилактики, упреждая потенциальные поломки.

На соседней фабрике «Аанекоски Пейпер» выпускают знаменитую «галёрку» — бумагу Galerie Art трёхслойного мелования для высокохудожественной печати, а на фабрике «Аанекоски Боард» картоны марок Carta и Galerie. На бумажной фабрике БДМ установлена в 1987 г., модернизирована в 2002 г.; есть 2 каландра для выпуска глянцевой бумаги, один для матовой; 4 листорезки. 30% бумаги остаётся в рулонах, 70% режется в листы.

Лицом к потребителю

Делая всё, чтобы повысить рентабельность, в M-real понимают — это невозможно, если не выпускать качественную и востребованную продукцию. Только тогда у компании есть будущее. А у инвесторов — повод призадуматься: не пора ли прикупить акций «бумажников»?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22