2007.11.05, Автор: Наталья Балова2825 прочтений

M-real уходит из красного

Теги: Последняя страница Бумага, картон Publish

Крупнейший производитель бумаги оптимизирует производство, стремясь заложить надёжный фундамент прибыльности для акционеров.

Наталья БаловаКрупнейший производитель бумаги оптимизирует производство, стремясь заложить надёжный фундамент прибыльности для акционеров.

Остросюжетный триллер 1996 г. Exit in Red с Микки Рурком в главной роли на русском языке шёл под названием «Выход в красное». На самом деле переводчики просто не смогли подобрать удачный эквивалент игре слов, связывающей кровь и деньги. Ведь устойчивое выражение «in the red» на языке финансистов означает «влезший в долги, убыточный», в то время как «out of the red» — наоборот, «приносящий прибыль».

Жизнь — не триллер, но и в ней никто не застрахован от убытков и поражений. Именно поэтому даже очень крупные компании, заботясь о прибыльности, просто обязаны принимать трудные, упреждающие решения. О том, что предприняла и чего добилась на этом пути M-real, мы узнали во время поездки в Финляндию, где журналистов принимало высшее руководство концерна, а представители бумажных фабрик допустили нас в святая святых…

Идиллическая картинка ночного Хельсинки

На пресс-конференции в штаб-квартире концерна в Хельсинки главный исполнительный директор и президент M-real Микко Хеландер очертил масштаб бизнеса. Фабрики расположены в 9-ти странах; представительства — более чем в 70‑ти странах; общий товарооборот — 5,6 млрд евро. Продукция — бумага книжно-журнальная (publishing), полиграфическая (commercial printing) и офисная (office papers), картоны (consumer packaging). В каждом секторе рынка концерн на 2‑3‑м месте в Европе по обороту. Все производства сертифицированы по стандартам ISO. С Россией M-real сотрудничает уже более 100 лет, в 2006 г. на экспорт в нашу страну было отправлено около 200 тыс. т бумаги и картона (3% оборота), из России концерн получает около 10% древесины с совместного предприятия Metsa-Botnia.

Проблемы концерна М-real (общие для всех производителей бумажной отрасли) — последствия ошибок, допущенных в 90-х годах, когда было создано слишком много бумагоделательных мощностей. Баланс спроса и предложения нарушился, цены снизились; ситуацию ухудшило и обесценивание доллара — продукция, продаваемая за евро, стала заметно дороже. Сопутствующие факторы — экспансия азиатских производителей на европейский рынок, рост цен на нефть и все энергоносители, на основное сырьё бумажников — древесину.

M-real начала реорганизацию бизнес-процессов раньше остальных производителей, но инициатива была поддержана всеми крупными европейскими компаниями (Stora Enso, UPM, Norske Skog и др.). Смысл изменений — повышение рентабельности. И речь идёт не только о внутренней реструктуризации, но и о реструктуризации и консолидации всей европейской бумагоделательной отрасли.

Сказано — сделано!

Микко Хелландер: «При плановой цифре 100 млн евро, за счёт снижения внутренних издержек удалось сэкономить 140 млн»

В марте 2006 г. приступили к переоценке имеющихся бизнесов, картина оказалась неутешительной: рентабельность снижается, издержки растут, отрицательный поток наличности (вследствие значительных инвестиций на проект в Уругвае). Первые шаги по «выходу из красного» были сделаны в октябре 2006 г. - начали реорганизацию, второй этап которой стартовал в феврале 2007 г.

Закрыли нерентабельные мощности: 2 бумажные фабрики в Англии и Финляндии, 2 БДМ и 1 картоноделательную машину в Германии и Финляндии (общей мощностью 555 тыс. т в год). Продали часть активов, в т. ч. MAP Merchant Group была продана Antalis (Франция), что совместно с другими мерами даст около 680 млн евро. По достигнутым соглашениям, Antalis-MAP превращается в крупнейшего дистрибьютора бумаги M-real.

Изменения предполагают и значительное сокращение персонала: в конце 2006 г. в компании работало 16 490 человек, ожидаемая численность к концу 2008 г. — 9000 чел.

Оцените масштаб БДМ — там вдалеке, справа, красная точка. Это человек

Результат комплекса мер — стабильное увеличение рентабельности, снижение издержек, укрепление финансового положения. Благодаря снижению мощностей M-real и других компаний цены меняются — на немелованную (офисную) бумагу уже выросли, то же ожидается и с мелованной. Руководство концерна уверено в результативности предпринятых мер и стабильности изменений.

На достигнутом останавливаться не собираются. В конце года заработает завод по производству целлюлозы в Уругвае: он позволит компании на 100% удовлетворять потребности в целлюлозе. При общем дефиците сырья, это ещё больше укрепит её позиции. В перспективе M‑real стремится к специализации. Избавившись от неэффективных бизнесов и увеличив долю в оставшихся, компания сконцентрируется на производстве картона и отдельных видов бумаги.

О бумаге и картоне

Руководитель подразделения журнальных бумаг Грегори Геттингер отметил, что общее сокращение мощностей основных производителей доведёт загрузку мощностей в 2008 г. до 96%.

Подразделение потребительской упаковки представил Мика Йокио. Все мощности по выпуску картона расположены в Финляндии. Именно на них были потрачены основные инвестиции в период реорганизации. Рынок этот очень перспективный — спрос на картон постоянно растёт, его доля в общем обороте M‑real — более 20% (1 млрд евро). Россия — один из трёх важнейших рынков сбыта в 2007 г., поэтому запланировано увеличить поставки в нашу страну. Основные преимущества для клиентов — близость производителя, отсюда низкие транспортные издержки.

В M-real трепетно относятся к экологии. В Mettsaliitto Group (M‑real в неё входит) есть даже должность вице-президента по вопросам окружающей среды. Занимающий её Юкка Каппинен объяснил: политика компании — контроль всей цепочки производства, от дерева до готовой пачки бумаги. Вся продукция снабжается «профилем бумаги», в котором расписаны все экологические параметры. Для европейского заказчика это важно уже давно, а российские потребители тоже к этому придут.

На родине Galerie

Главный секрет качества трёхслойного мелования Galerie Art — в OptiCoater

Книжно-журнальную бумагу выпускают на трёх фабриках (две — в Финляндии), общая мощность 1,3 млн т. Фабрику Кангас, где производят самую известную в России марку Galerie, нам показывал директор по производству Андрес Ек.

Фабрики Кангас и Аанекоски расположены рядом и объединены в одно производство. Всего 3 БДМ, две в Кангасе, обе прошли модернизацию в 2001 г. На них делают бумагу Galerie One среднего мелования 65–150 г/м?, но у неё повышенная пухлость и жёсткость, что позволяет выбирать материал с меньшей плотностью, чем у конкурирующих марок. Достигается это благодаря уникальному сырью (разработка M-real) — химико-термо-механической целлюлозе, в которой частично сохраняются волокна: непрозрачность самой основы большая, а слои мелования далеко друг от друга.

Весь процесс прохождения бумаги постоянно отслеживают камеры и датчики

Мелование в линию даёт ряд преимуществ: экономия на персонале, не надо разматывать материнские рулоны с бумагой после каждой стадии, машина эффективно используется. Недостаток — выше вероятность сбоя. Впрочем, машину каждые 5 недель останавливают для профилактики, упреждая потенциальные поломки.

На соседней фабрике «Аанекоски Пейпер» выпускают знаменитую «галёрку» — бумагу Galerie Art трёхслойного мелования для высокохудожественной печати, а на фабрике «Аанекоски Боард» картоны марок Carta и Galerie. На бумажной фабрике БДМ установлена в 1987 г., модернизирована в 2002 г.; есть 2 каландра для выпуска глянцевой бумаги, один для матовой; 4 листорезки. 30% бумаги остаётся в рулонах, 70% режется в листы.

Лицом к потребителю

Делая всё, чтобы повысить рентабельность, в M-real понимают — это невозможно, если не выпускать качественную и востребованную продукцию. Только тогда у компании есть будущее. А у инвесторов — повод призадуматься: не пора ли прикупить акций «бумажников»?

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Сложная сумма простых слагаемых

    На этот раз мы решили посчитать готовый промонабор. Точно такой же, как найденный недавно главным редактором в его почтовом ящике. Набор включал три продукта: 1) конверт евро 4+0, без окон; 2) буклет А4, 4+4, матовая меловка 150 г/м2, фальцовка типа гармошка, карточка на двухстороннем скотче; 3) карта пластиковая, стандартная, 85х55 мм, 4+4, нумерация 4 знака на лице, вид нумерации на усмотрение производителя. Отгрузка: конверт отдельно, буклет с вклеенной картой. Тираж 200, 500 или 1000 экз. Будут готовые макеты.

     

  • Предвыборный набор

    18 марта 2018 г. состоятся выборы Президента России. Это хороший повод, чтобы посчитать печать предвыборного набора:

    1) Афиша А3, 115 гр/м2, 4+0, 1000 экз.

    2) Листовка А4, офсет 80 гр, 4+4, 5000 экз.

    3) Брошюра А5, 16 полос, 4+4, 115 гр/м2, 5000 экз.

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     

  • На память о главном: готовимся к Новому году

    Перед самым главным праздником — Новым годом — мы решили ещё раз повторить запрос на открытки (Publish № 12, 2016, http://www.publish.ru/articles/201612_20013659), но решили сделать это на месяц раньше. Разве типографии не мечтают о заказчиках, которые делают всё загодя? Итак, наш запрос: открытка евроформата со сгибом, 20×20 см в развороте, 20×10 см в готовом виде, 1 биг, печать — 4+4, бумага — мелованная матовая 300 г/м2, тиражи — 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus