2007.11.05, Автор: Александр Миловский4557 прочтений

Вспышка слева, вспышка справа...

Теги: В лаборатории цвета с Александром Миловским В лаборатории цвета с Александром Миловским Управление цветом Обработка графики Publish

Автоматика современных цифровых фотокамер достигла небывалых высот. Многие фотографы благополучно забыли слово "экспонометр", отдавшись "умной" электронике, и просто наслаждаются съёмкой.

Александр Миловский

Автоматика современных цифровых фотокамер достигла небывалых высот. Многие фотографы благополучно забыли слово «экспонометр», отдавшись «умной» электронике, и просто наслаждаются съёмкой. Это закономерно, более того — цифровые камеры имеют огромный потенциал по контролю экспозиции. Например, фотоаппарат может не только рассчитать оптимальные параметры съёмки для кадра в целом, но и избирательно разделить его на зоны с разной экспозицией, а то и вовсе адаптируясь в каждом пикселе съёмки. Это лишь вопрос времени и вычислительной мощности. Уже сейчас мы можем найти это в виде специальных программных режимов типа «салют», «ночной портрет», «движущийся объект» и т. п. Впрочем, есть надежда, что и в те светлые времена «умелые» руки начинающих, а также ухищрения инженеров и программистов не оставят нас без работы. А посему займёмся вопросами исправления классических дефектов экспозиции.

Все дефектные изображения поделим на два класса: недо- и переэкспонированные (слишком тёмные и светлые). В первом случае есть риск возникновения «провала в тенях», когда не разглядеть детали в области высоких плотностей. При избыточной экспозиции эффект противоположный — «засвет», когда детали становятся неразличимыми из-за слишком высоких яркостей. И «провал» и «засвет» могут быть художественными приёмами, которыми охотно пользуются фотографы, но чаще это брак съёмки.

По закону подлости дефект возникает на самом ответственном месте кадра, чаще всего — на физиономиях. Засветы на лицах бывают трёх видов:
   1) блики вспышки (при фронтальной съёмке результат практически неизбежный);
   2) засвет отдельных цветовых каналов (обычно красного, часто возникает при съёмке в прямых солнечных лучах, реже при окрашенном освещении);
   3) тотальный засвет (результат грубого промаха, когда все цветовые каналы не несут светотеневой информации — эдакая «лепёшка с глазками»).

Сразу отбросим последний вариант как малоперспективный. Чудес не бывает — если в лице нет светотени, то восстановить её можно только изобретательным рисованием. А вот с бликами и засвеченными каналами можно и нужно бороться.

Блики вспышки обычно выглядят как белые пятна. Чаще всего — на лбу, щеках, подбородке, т. е. округлых частях лица. Как правило, никаких сложных деталей на этих местах нет, поэтому нужно просто разровнять эти участки в тон кожи. Каждый ретушёр знает, что простая заливка цветом — самое бездарное решение. Лицо становится плоским, а границы заливки очевидными. Более опытные применяют к слою с заливкой режим наложения Darken (Замена тёмным), но результат всё равно остаётся навязчиво плоским.

Идеальное решение не должно убивать округлость форм. Поэтому выделим области бликов так, чтобы в выделение попали и прилегающие нормальные участки цвета кожи. А затем с помощью размытия добьёмся эффекта «затягивания» бликов. На начальной стадии воспользуемся одним из цветовых каналов для выделения самых светлых участков. Теперь по шагам.

Рис. 1. Тоновая коррекция копии цветового канала для получения маски выделения
  1. Открываем изображение и переходим в палитру каналов Channels.
  2. Находим цветовой канал, в котором блики наиболее контрастны (обычно Blue).
  3. Дублируем цветовой канал и применяем к нему тоновую коррекцию так, чтобы блик и прилегающие участки были белыми, а всё остальное нужно провалить в глубокие тени. Например, командой Image•Adjustments•Levels (рис. 1). Белой пипеткой щёлкаем по краю блика, а чёрной - по средним по тону участкам. Важно, чтобы в зону выделения попали не только сами блики, но и соседние участки кожи, они дадут цвет при "затягивании"!
  4. Загружаем полученный канал как выделение (<Ctrl> + щелчок по каналу в палитре).
  5. Переключаемся в палитру Layers. Копируем содержимое выделения из исходного изображения на новый слой (Layer•New•Layer via Copy).
  6. Включаем блокировку прозрачности (рис. 2) для полученного слоя (если этого не сделать, при последующем размывании участок попросту растворится).
    Рис. 2. Блокировка прозрачности слоя
  7. Применяем фильтр размытия (сгодится практически любой), например, Filter•Blur•Gaussian Blur. Подбираем величину радиуса так, чтобы блик "затянулся" насколько возможно.
  8. Снимаем блокировку прозрачности слоя.
  9. Снова применяем сглаживающий фильтр (обычно с теми же параметрами, что и раньше), чтобы обеспечить естественность сопряжения обработанного участка. Заплатка готова. Скорее всего, она включает не только области бликов, но и другие зоны, поэтому воспользуемся слой-маской для коррекции.
  10. Создаём чёрную слой-маску для слоя-заплатки - удерживая <Alt>, щёлкаем по кнопке добавления слой-маски.
  11. Белой мягкой кистью рисуем в слой-маске, проявляя только нужные участки в районе бликов. Далее шаги необязательные, но повышающие натуралистичность результата.
  12. Уменьшаем до половины непрозрачность слоя-заплатки (Opacity = 50%).
  13. Дублируем слой-заплатку и назначаем дубликату режим наложения Darken (Замена тёмным) (рис. 3).
    Рис. 3. Два полупрозрачных слоя в режимах Normal и Darken
  14. Объединяем верхний дублированный слой (тот, что в режиме Darken) с нижележащим, нормальным.
  15. При необходимости уменьшаем непрозрачность объединённого слоя (обычно до 75%). Результат на рис. 4.
Рис. 4. Изображение до и после устранения бликов

Об авторе: Александр Миловский, эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe (www.milovsky.ru).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus