2007.09.04, Автор: Билл Эслер7197 прочтений

В поддержку "зелёной" полиграфии*

Теги: Экология Расходные материалы Publish

Краски, химия, оборудование, бумага - в распоряжении полиграфистов масса средств, соответствующих принципам экологической ответственности.

Краски, химия, оборудование, бумага — в распоряжении полиграфистов масса средств, соответствующих принципам экологической ответственности.
В мае Mohawk анонсировала сертифицированные по системе Лесного попечительского совета FCS углеродно-нейтральные сорта Beckett Expression и Concept; а её цифровая мелованная бумага 50/10 на 15% состоит из бытовой макулатуры.

Узнать отношение общественности к проблемам экологии несложно — достаточно посмотреть телевизор, подключиться к Интернету или пролистать газеты. Почти половина (47%) окончательно убедившихся в глобальном потеплении жителей США (77% на момент январьского опроса Pew Foundation) причиной его считают деятельность человека, в т. ч. сжигание ископаемого топлива с выделением углекислого газа (CO2). Ещё больше накалило ситуацию решение Верховного Суда США, в марте признавшего углекислый газ загрязнителем окружающей среды, входящим в юрисдикцию Агентства защиты окружающей среды США.

Какое отношение это имеет к полиграфии? На выработку энергии для производства бумаги, выпуска полиграфической продукции и упаковки (варка целлюлозных волокон, сушка, электричество для производственных операций) расходуются огромные объёмы природных ископаемых. Целлюлозно-бумажная и полиграфическая отрасли на 4-м месте по энергопотреблению, уступая лишь химической, угле- и нефтепромышленности, чёрной металлургии. Отследив общий расход энергии на операции и материалы, получим т. н. «углеродный след», по которому оценивается влияние предприятия на окружающую среду (40% объёмов углекислого газа — результат работы электростанций, вторые по значимости загрязнители — автомобили: 20%). Многие начинают задумываться, как он повлияет на продажи печатной продукции. В мае на конференции PIA/GATF «Offset & Beyond» (Офсет и не только) в Торонто основными идеями докладов генеральных директоров двух крупнейших типографий (Люка Десджардинса из Transcontinental и Тони Гаглияно из Joseph Communications) стал эффект от перехода к «экологически ответственной полиграфии».

Этикеточная бумага Avery Environmental с экологическим сертификатом

Отмечая появление новых ценностей, основная из которых — забота об окружающей среде, Десджардинс заверил 650 участников конференции, что цифрами такой эффект измерить сложно. Но в компании уверены в значимости и необратимости тенденции, ускоряющей распространение электронных аналогов печатной продукции.

Приведёт ли забота об окружающей среде к исчезновению бумаги, вытесненной компьютерными мониторами и MP3-аксессуарами? Десджардинс так не считает. Решив действовать активно, Transcontinental в сотрудничестве с Cascades paper с апреля предлагает клиентам-издательствам печать книг на бумаге, изготовленной исключительно из бытовой макулатуры. В свою очередь, типография St. Joseph Communications с персоналом в 2000 человек, в прошлом году вложившая 50 млн долл. в машины MAN Roland и расширение производства, главной целью считает сокращение выбросов углекислого газа.

Система управления и регенерации растворителей Technotrans eco.cleam очищает загрязнённые растворы для повторного использования в печатной машине, позволяя экономить на утилизации

«Полиграфисты — потребители природных ресурсов, — подчеркнул Гаглияно. — Мы хотим восстановления окружающей среды, от которой зависят и бизнес, и уровень жизни».

Presstek предлагает свободные от химии печатные пластины серии Freedom (вверху), Pro, Applause и PearlDry

Борьбу с «углеродным следом» компания начала в 1990 г. с восстановления лесов — на данный момент высажено уже 2 млн не подлежащих вырубке деревьев. Североамериканское предприятие первым в регионе получило сертификат FSC для рулонной типографии с сушкой, прошло сертификацию EcoLogo в Оттаве, стало придерживаться «дружественной старовозрастным лесам» политики. Здесь ограничили выбросы разрушительных для озона летучих органических соединений, перерабатывая побочные продукты рулонной печати с сушкой с помощью современных регенеративных установок дожига (технология RTO, regenerative thermal oxidizer).

Компании, в т. ч. полиграфические, давно соблюдают требования к охране окружающей среды, подчиняясь ужесточившимся требованиям к утилизации химических отходов и выбросам в атмосферу летучих органических соединений. Большое подспорье в этом — специализированные устройства контроля и системы восстановления химикатов. Традиционно проходящая в марте национальная конференция по вопросам охраны здоровья и окружающей среды (National Environmental Health & Safety), спонсорами которой выступают группы поставщиков полиграфической продукции, представляющие производителей красок, газетные, флексографские, трафаретные и офсетные типографии, предприятия глубокой печати, в этом году иниции-ровала пересмотр экологических требований и технологий.

Установить систему регенерации растворителей на Rapid Impressions решили не только для соответствия законодательным требованиям: учли на предприятии экономические факторы и вопросы охраны окружающей среды. Коммерческая типография недавно приобрела систему MAN Roland и уверена, что та себя окупит.

«Основная часть выбросов летучих органических соединений на нашем предприятии приходится именно на растворители», — рассказывает президент Джим Косовски. Система восстанавливает очистные растворы на базе растворителей для повторного использования в печатной машине. По словам Косовски, расход растворителя составляет около 240 л в неделю. При средней стоимости 3 долл./л налицо серьёзная экономия.

С тех пор как в марте журнал GAM предложил типографиям поделиться предложениями по рационализации производства и сокращению выбросов углекислого газа, в редакцию не перестают поступать письма. Самые популярные меры — ветровая электроэнергия, сертификация по системе Лесного попечительского совета (FSC) и смена химикатов на менее агрессивные.

Установившая устройство регенерации растворителей от MAN Roland типография MOSAIC рассчитывает ежегодно экономить 25 000 долл. на растворителе и 10 000 на его утилизации

Берлингтон из широкоформатной цифровой типографии Light-Works рассказал, что в апреле на предприятии установили струйный УФ-принтер Durst Rho 600 Pictor, чтобы «озеленить» техпроцесс, сделать привлекательнее для экологически ответственных заказчиков. Как пояснил президент компании Марти Фельдман, чернила для нового принтера не содержат летучих органических соединений и полностью соответствуют директиве Европейского Совета 1999/13/EC.

В марте, в рамках инициированной Rainforest Alliance программы SmartWood, типография полного цикла Oliver Printing сертифицировала «цепочку движения продукции» (Chain of Custody Certification), пройдя проверку на соответствие стандартам FSC. В Oliver печатают продукцию только на бумаге с логотипом FSC, гарантируя заказчикам, что она изготовлена исключительно из проверенной древесины.

«Это важно и для нас, и наших клиентов, проводящих экологически ответственную политику», — объясняет президент Джордж Оливер. Бумагу в типографию поставляют RIS, Millcraft и xpedx.

Идя навстречу заказчикам, полиграфисты от простого соответствия законодательным требованиям переходят к экологически рациональным технологиям. Wal-Mart, планирующая к 2013 г. сократить потребление упаковки на 5%, сообщает, что за 4 недели к стартовавшего 1 февраля проекту по оценке экологичности упаковки присоединились 2268 поставщиков.

По информации Stora Enso, с апреля все каталоги и годовой отчёт сети универмагов Nordstrom печатает на бумаге Arbor с 30% содержанием бытовой макулатуры и сертификатом FSC (поставщик Strategic Paper Group). Сертификат FSC, выданный серии Arbor после независимой экспертизы, подтверждает: древесина, из которой она изготовлена, получена с территорий «ответственного лесопользования», отвечающих жёстким экологическим и социоэкономическим стандартам. В Nordstrom уверены, что практически все типографии-партнёры планируют сертификацию по стандартам FSC.

Curtis Packaging присоединилась к Коалиции производителей безопасной упаковочной продукции (Sustainable Packaging Coalition), продолжив курс на экологически чистую упаковку, и призывает другие компании занять активную позицию в этом вопросе. Вице-президент по продажам Дональд Дроппо (младший) уверен, что цели коалиции полностью соответствуют корпоративным: «Мы работаем на энергии исключительно из возобновляемых источников (85% от ветровых установок). Наша компания одна из немногих в Северной Америке получила сертификат FSC и положительно отмечена Управлением по охране окружающей среды». Вместе с Curtis Packa-ging в составе коалиции также Kraft Foods, Starbucks и Microsoft.

Североамериканское представительство Sappi Fine Paper объявило о сертификации целой линейки продукции по системе «экологически рационального лесопользования» (Sustainable Forestry Initiative, 2005–2009 гг.). Теперь у самых популярных в регионе торговых марок компании (в т. ч. McCoy, Opus и Lustro) по два сертификата — FSC и SFI.

Avery Dennison выпустила на рынок серию RIS Environmental из 45-ти мелованных и немелованных экологически чистых материалов с разными текстурами и отделками, среди которых макулатурные сорта, бумага с сертификатами Green Seal и/или Green-E, а также отбеленная без использования активного хлора.


* Журнал Graphic Arts Monthly, май 2007. Copyright © 2007, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


( Наши

По российским меркам полиграфическое производство довольно «чистое», так как используемые технологии обычно совершеннее, чем в других отраслях промышленности. Но прогрессивные типографии стремятся минимизировать вредное влияние производства. Например, в офсетной печати часто используются добавки в увлажняющий раствор с пониженным содержанием изопропилового спирта (3-5%) и совсем без него. Крайне важны биоразлагаемые запечатываемые материалы на основе полимолочной кислоты, но пока ещё очень дороги и неудобны в работе. Лаборатории по всему миру совершенствуют их для производства упаковки.

Краски на основе растворителей постепенно заменяют на водные или УФ-отверждаемые, особенно во флексографии и струйной печати. Но и те не всегда экологичны — в погоне за снижением себестоимости производители используют более агрессивные химикаты. Во многих водных материалах содержится аммиак и растворители, а в материалах УФ-отверждения — свободные амины, растворители, агрессивные мономеры и фотоинициаторы, после распада которых образуются летучие токсичные вещества (отсюда остаточный запах обычного УФ-лака). УФ-технология также снижает энергопотребление производства, но тут будущее за ещё более экономичным оборудованием — светодиодами.

Наша компания, понимая всю серьёзность проблемы, не остаётся в стороне от её посильного решения. Мы активно продвигаем материалы, соответствующие европейским и американским требованиям экологической безопасности, оказываем технологическую поддержку при переходе на более экологичные технологии (печать без изопропилового спирта, использование материалов УФ-отверждения для светодиодных сушек и т. п.).

Надеемся, всё больше наших полиграфистов будут ответственно относиться к выбору материалов и технологий, а их примеру последуют предприятия других отраслей. — Александр Макаров, главный технолог группы компаний «Танзор»


( Наши

Сейчас все начинают осознавать простой факт: чтобы бизнес стал успешным, он должен быть прибыльным, социальным и экологичным. В отличие от денежной составляющей, социальный аспект современного российского полиграфического рынка пока ещё не так активно освещается прессой, хотя последствия полного игнорирования решений этого вопроса не менее катастрофичны, чем проблема глобального потепления. Возможно, проблемы экологии нам ближе, так как последствия бездумного отношения к природе каждый ощутил на себе.

В типографии «МС Принт» совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Южном округе Москвы разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Регулярно производятся замеры воздуха рабочей зоны на содержание паров керосина, ацетона, бензола, толуола, фенола, формальдегида и т. д.; а также уровень шума, УФ-радиация, электромагнитные поля и излучения. Особый контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и утилизацией производственных отходов. Замеры в соответствии с графиком мероприятий осуществляет орган федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Считаю, такие мероприятия, несмотря на увеличение расходных статей типографии, помогают поддерживать технологическую дисциплину, служат основой для создания комфортной рабочей атмосферы в полном смысле слова, а значит, способствуют повышению производительности труда. Пока ещё мы не дошли до того, чтобы менять краску на печатной машине только потому, что она содержит больше вредных веществ, чем экологически чистый аналог. Да и клиенты выбирают бумагу, руководствуясь своими представлениями о белизне, а не о способах отбеливания. Но даже выработка подобных программ дисциплинирует и заставляет чаще задумываться о происходящем. Мы сами создаём те условия, в которых живём, и несём за это полную ответственность. — Игорь Тулин, заместитель генерального директора типографии «МС Принт»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Больше зелени!
     

    Забота об экологии на Западе уже давно стала своеобразной визитной карточкой любой серьёзной компании. Тенденция не обошла и полиграфию. Например, будучи в штаб-квартире Heidelberg, я обратил внимание, как много усилий и ресурсов тратится на развитие в этом направлении. Всё больше оборудования покидает стены сборочных цехов с лейблом CO2 Neutral — «углеродно-нейтральный». Типографиям такое оборудование обходится дороже стандартного, но дело не только в имидже. Для многих полиграфистов экологичность становится дополнительным конкурентным преимуществом в борьбе за экологически ответственных клиентов, как правило, представляющих крупные международные корпорации.

     

  • С заботой о цифровых типографиях
    О том, как в Mondi видят своё развитие в сегменте материалов для цифровой печати, нам рассказал менеджер по развитию бизнеса «Монди Сейлз СНГ» Андрей Комаров.
  • Быстрее, лучше, экологичнее
    Расходные материалы для печати на "ПолиграфИнтер".
  • В поддержку "зелёной" полиграфии*
    Краски, химия, оборудование, бумага - в распоряжении полиграфистов масса средств, соответствующих принципам экологической ответственности.
  • Круглосуточно, без выходных, химии и формных процессоров

    В типографии «Парето-Принт» рассказали делегации польских полиграфистов о своём успешном опыте работы с беспроцессными пластинами Kodak.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Китайцы уже не те?

    Пластины азиатского производства занимают всё большую долю мирового и российского рынка. И поставщики объясняют это не только традиционной доступностью продуктов из Поднебесной, но и реальным ростом их качества и его стабильности. Однако о массовых продажах наиболее высокотехнологичных пластин (свободных от химии или беспроцессных), изготовленных азиатскими компаниями, речь пока не идёт.

     

  • Путеводитель по FESPA 2018: расходные материалы

    Мы собрали и систематизировали для вас информацию о готовящихся к показу на главной выставке года расходных материалах для широкого формата, а также для трафаретной, тампонной и других спецвидов печати.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     


comments powered by Disqus