101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Конкурирующие союзники *

  • Дейв Аткинсон
  • 25 июня 2007 г.
  • 4704

Тип доминирующей технологии печати упаковочной продукции зависит от региона, специфики заказов и среднего тиража. В Азии — это глубокая печать, в Северной Америке — флексография, в Европе обе делят рынок поровну, борясь за право печати гибкой упаковки: флексографию выбирают для коротких тиражей, глубокую печать — для длинных. Офсет лидирует в сегменте упаковочного картона (за исключением сигаретной упаковки, для которой предпочитают глубокую печать). Флексография воцарилась в сфере гофрокартонной тары, мешков и бумажных пакетов. В сегменте этикеток в той или иной степени представлены все способы печати, хотя при выпуске самоклеящейся продукции высокую печать вытесняет УФ-флексография. До недавнего времени единственной точкой пересечения флексографии и офсета был упаковочный картон: пару лет назад первая отвоевала несколько процентов. Однако недавние офсетные разработки могут кардинально изменить ситуацию.

У флексографии есть и другой конкурент, появившийся 10-15 лет назад, — цифровые печатные технологии. На производство упаковки, сейчас выполняющейся флексографским способом, реально претендуют три «цифровых» кандидата. Работающая с жидким тонером рулонная HP Indigo ws4050 предназначена для печати по этикеточным материалам и лёгкому картону, широкому спектру бумаги и плёнок, включая термоусадочные. Использующая сухой тонер рулонная Xeikon 330 ориентирована на этикетку, а рулонная Agfa Dotrix, помимо этикетки, способна охватить и иные сферы. Стоит упомянуть о большеформатных листовых машинах, запечатывающих высококачественный гофрированный картон. При относительно низкой скорости (7‑24 м/мин для рулонных машин) и дорогих расходных материалах цифровое оборудование пока не конкурирует, а дополняет парк действующих машин. Самый серьёзный потенциал в цифровой сфере у струйных УФ-технологий, которые могут превратиться в реального конкурента флексографии.

Офсет

Оборудование этого типа в основном листовое и до сих пор использовалось для выпуска определённых видов продукции — этикеток, запечатки элементов картонной и баночной тары, верхнего слоя гофрированного картона. Рулонные офсетные машины традиционно работали с коммерческими заказами — журналы, газеты, корпоративные отчёты и др. (изделия с фиксированной длиной оттиска или рубки). А ведь большая часть упаковочных материалов должна выпускаться не на листовом, а на рулонном оборудовании (при условии варьирующейся длины оттиска). Экономичная рулонная модель с большим количеством вариантов длины оттиска стала камнем преткновения для офсета: ранее при корректировках раппорта приходилось менять печатные аппараты в секциях. Для каждой нужен был набор кассет, а это не только значительные средства, но и длительные переналадки. Рулонная офсетная печать упаковки была целесообразна лишь для заказов с ограниченными вариантами длины оттиска. Кроме того, традиционные офсетные краски не годятся для невпитывающих плёнок, а характеристики продукции несравнимы с запрашиваемыми для гибких материалов. Дополнительная сложность — отходы из-за цветовых отклонений при восстановлении баланса краска/вода после остановки машины. Отчасти проблемы удалось решить, после чего офсетная печать стала конкурентоспособной в сегменте высококачественной рулонной упаковки (в т. ч. гибкой).

Преодолевая сложности

Отпечатанное офсетным способом изображение одуванчика на гибком упаковочном материале (диаметр оригинала 25 мм)

Производители офсетных машин Drent Goebel и Muller Martini проблему варьирующейся длины оттиска решают с помощью аналогичных флексографским гильз для формного и офсетного цилиндров (при смене длины оттиска менять приходится оба). Технология съёмных гильз позволила легко корректировать длину оттиска на офсетной машине без смены печатной секции. Результат — офсетные рулонные сервоприводные машины с бесступенчатой регулировкой длины оттиска, работающие с широким спектром материалов. Электронно-отверждаемые краски упростили печать по гибким упаковочным материалам: Drent предлагает для высокоскоростной печати системы электронного отверждения (в первую очередь для прямой пищевой упаковки). Сухой офсет мог бы предельно сократить отходы, но по ряду причин не пользуется поддержкой у поставщиков расходных материалов, поэтому большая часть машин комплектуется традиционными системами увлажнения. У разработчиков офсетных машин есть альтернативные способы ускоренного достижения баланса краска/вода для сокращения отходов.

Потенциальные преимущества

Последние модели гильзовых офсетных машин (в т. ч. VSOP от Drent Goebel и Alprinta V от Muller Martini) печатают со скоростью до 400 м/мин, в зависимости от материала и вида красок. Они значительно быстрее флексографских УФ-машин, но уступают новейшему, работающему на сольвентных красках широкорулонному флексографскому оборудованию и машинам глубокой печати (до 600 м/мин). Учитывая, что современные тиражи преимущественно короткие, это не столь важный аргумент для большинства производств. VSOP с шириной оттиска до 1240 мм поставляется в т. ч. и в гибридной комплектации со множеством дополнительных функций.

Перенастраиваемая офсетная машина Drent Goebel

Офсетные формы, как правило, готовят сами типографии: при повреждении в процессе печати её заменят за 10 минут, не полагаясь на репроцентр. Себестоимость офсетной формы почти в 10 раз меньше флексографской, а утилизация проще. По допечатным затратам флексография всегда отличалась от глубокой печати — она быстрее и дешевле (одно из главных достоинств). Но если сейчас поставщики флексопластин не выступят с более дешёвой технологией, аналогичные преимущества предложит и офсет. Что особенно актуально для коротких тиражей, составляющих основу флексографского бизнеса.

Офсетная Muller Martini Alprinta V с облегчёнными графитовыми цилиндрами

Как и во всех гильзовых сервоприводных машинах, 8-красочные формы меняются за считанные минуты. В зависимости от конфигурации флексооборудования и количества меняемых цветов, настройка 8‑красочной работы займёт столько же времени, как и на гильзовой офсетной машине (и даже больше). Все сходятся на том, что качество печати у офсета выше, хотя в некоторых случаях флексография не только предлагает аналогичный уровень, но и превосходит его.

Гильзовая 8-красочная офсетная машина с электронной сушкой недёшева, но дороги и последние флексографские широкорулонные модели, а стоимость оборудования далеко не всегда определяет выбор. Всегда важна себестоимость полиграфической продукции, и если время настройки и затраты на допечатную подготовку невелики, даже очень дорогая машина будет экономична. Офсет с его несомненными преимуществами становится серьёзным конкурентом на рынке рулонной упаковки.

Конкуренция или союз?

Флексографская секция Alprinta V

Пока цифровая печать не в состоянии реально конкурировать с флексографией. Офсет для неё куда опаснее. Именно в его лице флексографские типографии и поставщики (особенно в сегменте высококачественной упаковки) должны видеть потенциальную угрозу и, пока не поздно, принимать меры. Для полиграфиста офсет — далеко не всегда конкурент, поскольку может стать хорошим дополнением традиционной флексографии и глубокой печати. Такой подход негативно скажется на продажах флексомашин, поэтому конкуренция на рынке будет ощутима. Реальным конкурентом технология станет лишь для тех флексографских производств, которые будут ждать, пока офсетчики не обзаведутся соответствующим оборудованием, и только потом начнут претендовать на их долю рынка гибкой упаковки. Специализирующейся на гибкой упаковке компании придётся осваивать офсет, если она решится приобрести такую машину, а офсетной типографии — стать экспертом по гибкой упаковке, дабы претендовать на долю в бизнесе. Но если хорошую флексографскую типографию ещё надо поискать, то с квалифицированным офсетным производством проблем нет!


* Журнал FlexoTech, январь/февраль 2007 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


НАШИ

Хотя в будущее не заглянешь, не будет ошибкой утверждать, что одна технология другую не вытеснит, а их объединение — благо для печатной индустрии. Исходя из этого GiDue разрабатывает комбинированные сервоприводные машины Xpannd, объединяющие технологии и автоматизирующие печать. Главная их особенность — базирование не на офсетной технологии, как в машинах Drent и Muller Martini, а на флексографской.

Автор статьи даёт понятные установки: рулонный офсет — это здорово, и он будет применяться во всех сферах — от гибкой и картонной упаковки до этикетки. Кассетная система, говорит он, уходит в прошлое, ибо требует много времени на переналадку, хотя в Xpannd, как и в машинах других производителей, смена раппортов происходит именно кассетами. Почему? Это не прихоть, а необходимость при печати по тяжёлым материалам вроде картона. Есть тиражи, требующие точности совмещения и настройки растискивания, что особенно важно для работ, связанных с защитой оттиска. Но проблема не в смене формных кассет или гильз, а в количестве отходов тиражного материала в процессе приладки. К сожалению, современные печатные машины, обученные эффективно настраивать баланс краска/вода и восстанавливать параметры печати конкретного тиража, не могут компенсировать отклонения свойств запечатываемого носителя, красок и окружающей среды, учесть абсолютно все конструктивные особенности офсетного аппарата.

Трудно ожидать массового перехода печатников на офсет, вытеснения с рынка флексографской или глубокой печати. Каждый способ выгоден в своём сегменте и успешно удовлетворяет индивидуальные запросы потребителей. Если же говорить о грядущих в полиграфии «революциях», скорее всего они будут связаны с новыми красками и материалами, позволяющими работать с красочными аппаратами более простых конструкций при одновременном повышении качества и скорости печати.

Дмитрий Михайлов (dm@es-print.ru), начальник отдела продаж «ЭС-Принт»


НАШИ

Основные точки пересечения флексографии и рулонного офсета — полимерные упаковочные материалы, самоклеящаяся этикетка и, в меньшей степени, картон. За год после первой публикации статьи ситуация на рынке офсетных машин, обеспечивающих смену формата при помощи гильз, изменилась. Весной 2006 г. производителей подобной техники было лишь два. Недавно к ним присоединилась испанская Rotatek, специализирующаяся на узкорулонных комбинированных офсетных машинах. Первые её «гильзовые» машины прошли тестовую эксплуатацию, в ближайшее время будет официально объявлено о начале их продаж.

Описывая машины с кассетной сменой формата печати, автор упомянул о «длительных» переналадках. На самом деле время переналадки 6-красочной офсетной машины и 6-красочной узкорулонной флексографской сопоставимо. Главное преимущество гильз не в скорости смены тиража (оно есть, но не даёт кардинального выигрыша во времени), а в стоимости комплекта гильз, в 3-4 раза меньшей цены набора кассет.

Не стал бы я говорить и о системах электронного отверждения как о панацее в сфере печати по невпитывающим материалам. Задача давно решается с помощью УФ-сушек и систем водяного охлаждения полотна, отлично знакомых специалистам по узкорулонным флексомашинам. От запаха УФ-красок избавляют системы их отверждения в среде инертного газа.

По ситуации на рынке в целом я согласен с автором. Доля комбинированных машин с офсетными печатными секциями будет заметно расти как за счёт вклада флексомашин для печати упаковки и этикетки, так и машин глубокой печати упаковочной специализации. Очевидная тенденция косвенно подтверждается и тем, что многие производители узкорулонных флексомашин либо уже анонсировали выпуск офсетных, либо активно готовят подобные проекты, не желая терять свою долю рынка.

Алексей Ермохин (ermokhin@terraprint.ru), руководитель отдела решений для производства упаковки и этикетки «Терра Принт»


НАШИ

Рассматриваю статью как выражение правильного, но исключительно субъективного мнения автора. Вопрос о развитии печатной индустрии интересует всех — от проектных и маркетинговых отделов производителей оборудования до отделов исследований рынка потребителей печатной продукции. Тема муссируется на всех переговорах… Я разделяю мнение менеджеров MPS и считаю, что будущее рулонных машин за комбинацией флексографской и глубокой печати. Поживём — увидим.

Сергей Дорофеев (ogard@ogard.ru), директор компании «Огард»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105