2007.07.16, Автор: Александр Лунин12194 прочтений

Себестоимость как критерий выбора технологии печати

Теги: Форум Широкоформатная Трафаретная Стратегия Флексографская Общее Publish

Флексография, шелкография или УФ-печать? Выбери и не ошибись!

Александр ЛунинФлексография, шелкография или УФ-печать? Выбери и не ошибись!

Как оценить три технологии печати с точки зрения себестоимости? Давайте рассмотрим, какие существуют статьи затрат, выясним их вклад в себестоимость печати и влияние на неё тиража. Учесть все нюансы в короткой публикации нельзя, поэтому пройдёмся по основам, выясним достоинства и недостатки каждой технологи и детально сравним себестоимости.

 

Флексография

Способ высокой прямой ротационной печати с эластичных (гибких резиновых, фотополимерных) рельефных печатных форм, которые могут крепиться на формных цилиндрах разных размеров. С помощью валика или растрированного (передача изображения точками) цилиндра, взаимодействующего с ракелем (инструмент для нанесения плёнки), формы покрывают жидкой быстровысыхающей (водорастворимой или на летучих растворителях) печатной краской, которая переносится на запечатываемый материал любого вида, включая невпитывающие. Изображение на печатной форме зеркальное.

Особенности:

  • применяется при среднетиражной печати (от 1000 экз.);
  • требует продолжительной допечатной подготовки (от нескольких часов):
  • обязательная подготовка файла в специализированных программах;
  • изготовление флексоформ;
  • изготовление ракельного ножа и вырубного (если это требуется);
  • печать на специализированных машинах;
  • широкие возможности для применения отделочных технологий: лакирование, каширование, тиснение фольгой и т. д.

 

Этапы технологии

1. Подготовка файла, дизайн.

Во флексопечати качество конечного продукта существенно зависит от дизайна. Так как формы полимерные, есть ограничения по линиатуре. Флексопечать работает с более грубыми растрами, нежели офсет или глубокая печать, — обычно линиатура не превышает 150 lpi. Следовательно, при печати неподготовленных специально для флексографии изображений возможны проблемы. Мелкий шрифт (особенно гарнитуры с засечками) теряет чёткость. При экспонировании с негатива полутонов трудно передать детали в высоких светах и т. д. Для флексографии нет стандартов на состав красок, поэтому достичь стабильно хорошего качества намного сложнее, чем при других видах печати. При экспонировании полутонов трудно передать детали в высоких светах. Больше всего времени уходит на настройку правильной передачи в светах. Часто единственный надёжный ориентир — цветопробные оттиски на специальном оборудовании. Поэтому готовый дизайн всегда должен адаптироваться под конкретную флексомашину, так как практически каждая имеет свои особенности. Ведь не зря же в МГУП есть специальный курс подготовки дизайнеров для флексопечати.

2. Изготовление флексоформ.

Способов два — аналоговый и цифровой. Для первого нужны специальные машины. Для второго — специальные химические реактивы для нанесения изображения. После изготовления флексоформа промывается и сушится в обоих случаях.

3. Печать.

На специальных машинах. Есть множество конфигураций флексомашин с разной шириной печати (до 2500 мм) и скоростью до 250 м/мин. Многие модели имеют секционное строение, что позволяет добавлять различные отделочные технологии. Печать является законченной и не требует дополнительных действий.

Достоинства флексографии:

  • большой выбор типов носителей для печати;
  • печать на очень толстых материалах;
  • относительная экономичность на широком диапазоне тиражей;
  • гибкость конфигурации форм для печати оттисков разных размеров;
  • применение красок на водной основе, что относит флексографию к экологически чистому производству;
  • при определённых тиражах очень низкая себестоимость;
  • печать металлизированными красками;
  • объединение послепечатных процессов (ламинирования, вырубки штампом, склейки) в одну линию.

Недостатки:

  • длительная и затратная допечатная подготовка;
  • большое значение растискивания точки растра;
  • трудности репродуцирования в тенях и высоких светах, проблема печати мягких цветовых переходов;
  • невозможность печати шрифтов с малыми кеглями, особенно вывороткой;
  • неэкономичность при малых тиражах;
  • качество печати меняется от машины к машине, готовый дизайн необходимо адаптировать под каждую машину;
  • отсутствие промышленных стандартов.

 

Шелкография

Вид трафаретной печати, в котором изображение наносится масляными или водяными красками на сетку (из шёлка или другой прочной материи), натянутую на рамку (участки сетки, соответствующие пробельным местам композиции, покрывают непроницаемым для краски составом); при печатании краска продавливается ракелем через отверстия сетки на воспринимающую поверхность.

Особенности:

  • применяется при среднетиражной печати (от 1000 экз.);
  • совокупность технологий: натяжения формных рам, выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и т. д.
  • требует продолжительной допечатной подготовки (от нескольких часов):
  • для изготовление трафаретов (в зависимости от количества цветов), которыми наносится изображение, нужны специальные материалы (эмульсия, ретушь, промывочные растворы и т. п.), после изготовления или промывки требуется просушка трафарета;
  • изготовление ракеля и рамы, на которую будет натягиваться трафарет;
  • печать на специализированных станках (иногда такой станок можно собрать самостоятельно);
  • печать производится по цветам, требуется время, чтобы предыдущий цвет высох.

 

Этапы технологии

1. Подготовка изображения.

2. Изготовление трафарета.

Изображение, которое нужно напечатать, выводится в позитиве на прозрачную плёнку с помощью ФНА. Если используется калька и обычный лазерный принтер, слишком низкую оптическую плотность полученной плёнки приходится повышать специальными аэрозолями. После этого плёнку вместе с печатной формой, покрытой специальным фоточувствительным раствором, помещают в экспозиционную камеру. Её УФ-лампы освещают форму сквозь плёнку, раствор на не закрытой чёрными участками плёнки поверх-

ности формы затвердевает. После экспонирования водоструйным агрегатом с формы вымывают не затвердевшие остатки раствора. После такой обработки форма (сито из тонких шёлковых или синтетических нитей) представляет собой трафарет с нужным изображением.

3. Изготовление рамы.

Делают из разных материалов, часто из дерева, но из-за его специфических свойств (набухание от воды, дефекты от присутствия сучков и т. п.) возникают проблемы, поэтому такие рамы покрывают лаком или водостойкой краской.

4. Изготовление ракеля.

5. Натягивание трафарета на раму.

От этого зависит, появятся ли искажения на запечатанном изображении — линейные и несовпадение контуров разных цветов при многокрасочной печати.

6. Нанесение изображения.

После него требуется время на просушку. При нанесении нескольких цветов после каждого требуется просушка, и только потом наносится следующий. Наносить можно вручную и на специальных машинах.

Достоинства шелкографии:

  • большой выбор типов носителей для печати и красок;
  • более толстый по сравнению с другими типами печати красочный слой, изображение устойчиво к внешним воздействиям;
  • простота — при малых тиражах наносить можно вручную, без затрат на покупку дорогостоящего оборудования;
  • для старта достаточно всего 200-300 долл.

Недостатки:

  • длительная и затратная допечатная подготовка, требующая множества расходных материалов и времени;
  • печать тиража менее 100-500 экз. невыгодна;
  • недолговечность трафарета и ракеля — проблемы при многотиражной печати;
  • искажения в случае плохой натяжки трафарета на раму;
  • сушка при изготовлении трафаретов и во время нанесения изображения;
  • низкое разрешение, зависящее от размера ячейки материала, используемого при изготовлении трафарета;
  • краски, «держащиеся» на новых материалах, подбираются только опытным путём;
  • экологически небезопасно — краски содержат летучие химические растворители.

 

Цифровая УФ-печать

Вид печати при помощи цифровой струйной пьезоэлектрической технологии. Чернила отверждаются (полимеризуются) под действием УФ-излучения.

Особенности:

  • применяется при малой и средней тиражной печати (от 1 эксклюзивного экз.);
  • печать с помощью RIP и на специальных принтерах;
  • не требует длительной допечатной подготовки, готовый файл можно печатать практически сразу.

 

Этапы технологии

1. Подготовка изображения.

Применяются специализированные программы — Photoshop, Corel Draw и т. п., обычно не занимает много времени.

2. Печать.

Изображение с помощью RIP отправляется на принтер, печатающий прямо на материал. Сушка моментальная, после печати изображение не требует дополнительных действий и готово к сдаче заказчику (иногда надо вырезать изображение из цельного листа материала).

Достоинства УФ-печати:

  • большой выбор типов носителей для печати и красок;
  • высокое качество;
  • прямая печать без специальной обработки материалов (кроме некоторых случаев);
  • отсутствие вредных испарений;
  • мгновенное высыхание;
  • УФ-чернила имеют низкую прозрачность (высокую кроющую способность), в результате цвета более насыщены;
  • экологичность — допустима в интерьерах и для товаров с повышенными санитарными требованиями.

Недостатки:

  • при средней и большой тиражной печати на фоне других типов печати невыгодна;
  • высокая стоимость принтеров.

 

Вывод

Сравним затраты на этапах изготовления изображения и сведём в таблицу. Все данные ориентировочные и рассчитаны на 4-цветную печать на 1 м2, стоимость оборудования не учитывается.

Какую же технологию выбрать, если требования к конечной продукции позволяют манёвр, а себестоимость — важнейший параметр?

1. 1–50 экземпляров

Выгоднее всего печатать с помощью цифровой УФ-технологии, не требующей трудоёмкой допечатной подготовки. Тираж будет сделан быстро и по себестоимости окажется ниже, чем при флексопечати и шелкографии, потратиться придётся только на чернила. Затраты на изготовления флексоформ, трафаретов и других вспомогательных инструментов будут высоки, конечная себестоимость тоже.

2. 50–500 экземпляров

Шелкография или цифровая УФ-печать. Себестоимость в обоих случаях соизмерима. Цена шелкографского отпечатка при увеличении тиража падает. Но разрешение и качество изображения на УФ-принтере будут выше.

3. От 500 и выше

УФ-печать не совсем удобна: время изготовления тиража будет намного выше, к тому же флексография и шелкография будут иметь преимущество по себестоимости. Предпочтительнее всё же последняя — флексоформы более тиражестойки относительно трафаретов. Зато шелкография иногда позволяет работать практически в «домашних условиях».

Об авторе: Александр Лунин (lunin@sun-nsk.ru), специалист отдела развития «САН-Новосибирск».


Таблица

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus