101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Бренд на замке

  • Марсель Шарифуллин
  • 16 июля 2007 г.
  • 6663
Как полиграфия помогает выстроить надёжную защиту от фальсификации.

С тех пор как вышла моя статья «Защита прежде всего» (Publish ? 7, 2000) с обзором защитных технологий в полиграфии, изменилось многое, но проблема защиты, к сожалению, не решена, а лишь обострилась. Абсолютное средство защиты от подделки вряд ли будет изобретено, а тяга мошенников к наживе неправедными способами неистребима. Производство контрафактной продукции увеличивается год от года. Подделывают всё! По данным Kodak, ежегодный мировой объём потерь от подделок выливается в астрономическую сумму, не поддающуюся осмыслению, — 700 млрд долл. (немногим менее ВВП России в 2006 г.)! Некоторые российские эксперты считают, что подделками у нас являются почти половина алкоголя, 30% одежды, почти 40% косметики и лекарств. Не помогает даже всё более жёсткая позиция государства. Для защиты винно-водочной продукции, кроме уникальных этикеток, введены защитные акцизные марки, позволяющие жёстче контролировать оборот спиртных напитков в стране. С точки зрения полиграфии, акцизные марки имеют очень высокую степень защиты, близки к ним сертификаты, векселя и другие ценные бумаги. Обязательные элементы федеральной акцизной марки см. на рис. 1.

Но даже такую продукцию подделывают! Чтобы усложнить жизнь изготовителям фальшивок, а главное — увеличить сборы в бюджеты всех уровней (ибо с «левой» водки никаких налогов не платится), Министерство налогов и сборов (заказчик федеральных специальных марок) регулярно меняет образцы марочной продукции.

Рис. 2. Образцы специального растрирования

Ухудшается ситуация и в фармацевтике. В криминальные хроники начали попадать не только мелкие мошенники-кустари, но и легальные предприятия, даже лидеры отрасли. А ведь здесь ошибка смерти подобна не только в переносном, а и в самом буквальном смысле.

Про компьютерное пиратство (поддельное ПО, музыкальные и видеодиски в «фирменной» полиграфической упаковке) также наслышаны все. Показательные единичные рейды милиции и телевизионные кадры с бульдозерами не делают погоды.

Тиражи пиратских компакт-дисков исчисляются сотнями тысяч. По оценке западных экспертов, мировой рынок только музыкальных пиратских компактов оценивается в 5 млрд долл. Объём продаж чистых «болванок» в несколько раз превышает продажи записанных. Дошло до смешного. Видимо, поняв бесперспективность борьбы, в стоимость чистых компакт-дисков уже включают «налог», призванный покрыть потери музыкальных компаний от пиратства. Таким образом, производители компакт-дисков и записывающих устройств (тех же DVD-RW-дисководов) готовы уменьшить свою прибыль, лишь бы избавиться от жалоб и применения защитных технологий (которые, в частности, могут исказить качество звука) звукозаписывающих фирм.

Поддельные мировые бренды одежды, часов, бытовой техники и электроники, в первую очередь из Азии, заполонили мировой рынок, и никто не знает, как с этим бороться. Понятно, что одних полиграфических методов защиты недостаточно, но у типографий всё-таки есть действенные и эффективные приёмы, соответствующие степени угрозы. О них и поговорим.

 

Как быть

  1. Защита должна быть адекватной — соответствовать степени возможного ущерба от фальсификации продукта. Голограмма на проездном и банковский сертификат на обычной бумаге будут выглядеть одинаково нелепо.
  2. Себестоимость защищённой продукции должна быть максимально низкой за счёт больших тиражей, специального оборудования, уникальных технологий и т. п. Защищённая этикетка не должна сильно повысить себестоимость продукта и уменьшить его конкурентоспособность. Тогда у мошенников просто пропадёт финансовый интерес к затратному и рискованному производству.
  3. Необходимо регулярно менять вид защищённой продукции, нарушая налаженные техпроцессы фальсификаторов и заставляя их тратить новые средства на своё преступное производство. Речь не о полном ребрендинге фирмы, а об изменениях внешности товарных этикеток.
  4. Надо чётко разграничить доступность идентификации защитных элементов. Их можно определить трёмя способами: а) визуально и сенсорно; б) с помощью простых приборов (например, лупы, ИК- или УФ-лампы, сканера, электрического тестера); в) дорогостоящими узкоспециализированными анализаторами. О первой группе элементов должен знать каждый покупатель. Третья, наоборот, не оглашается публике и контролируется только профессиональными экспертами в специальных лабораториях.

Проблема фальсификации акцизных марок не в степенях защиты, а в отсутствии информации о них у потребителя. Самое лучшее — комбинированная защита продукции элементами из разных групп.

 

Допечатный заслон

Дизайнерские методы защиты с помощью особых приёмов вёрстки и программ для обработки изображения, увы, практически исчерпали потенциал. Контрольные и штриховые коды, скрытые изображения, совмещённые рисунки, специальные «дефекты», антисканерные сетки и даже гильоширные элементы и микротекст уже освоены злоумышленниками. Графические элементы легко копируются с помощью современной сканирующей и печатной техники. Да и как можно всерьёз рассчитывать на такую защиту, если даже офисные полупрофессиональные сканеры и цифровые фотоаппараты уже «упёрлись» по разрешающей способности в структуру бумаги или плёнки, на которой отпечатано изображение… Ёмкость компактных носителей информации измеряется терабайтами (все хитросплетения микронных гильоширных сеток умещаются в карте памяти размером с ноготок), а любые совмещающиеся изображения и микрошрифт с высотой букв 0,4 мм легко печатаются большинством принтеров последнего поколения.

Рис. 3. Путеводитель по выставке IPEX-06: логотип PrintCity с использованием пигментов Merck, слово «Guide» — холодным тиснением

Тем не менее, для защиты недорогой продукции вполне оправданны некоторые графические методы: печать тангирных и гильоширных сеток, высокая линиатура до 250 lpi, микрографика, надпечатывание переменной информации. Главное, вовремя менять дизайн, чтобы сбить с толку налаженные производства злоумышленников.

Единственное, что имеет серьёзные шансы на успех в препрессе, — специальные виды растрирования. Линейчатые, концентрические и любые другие «неправильные» виды растров хотя и несколько ухудшают восприятие картинки, но ставят сложнопреодолимый барьер для фальшивок. По крайней мере, их нельзя будет повторить в офсете, не имея в типографии уникальных алгоритмов растрирования. А подделки на уровне цифровая/офсетная печать легко определяются специалистами.

Эффективны и нетрадиционные виды цветоделения: дуплекс, триплекс, 5-, 6- или 7-красочная печать. Правда, тут необходима поддержка печатного цеха — наличие офсетной печатной машины с соответствующим количеством секций. Но эта задача всё же имеет решение. И оно проще, чем внедрение орловской печати.

Для защиты подходят нумерация и печать переменных данных (текста, цифр, штрих-кодов, иллюстраций). Сквозная нумерация позволяет учитывать оборот продукции и широко применяется в маркетинговых акциях.

 

Бумажный щит

Отличный результат по-прежнему дают технологические методы защиты и специальные сорта бумаги с водяными знаками. Металлографию (за рубежом её называют интаглио или калькография) и орловскую печать, ступенчатые защитные волокна, металлизированные полоски, ныряющую защитную нить, специальные (флуоресцентные, химические, радиационные) вкрапления в бумагу, окраску в массе, эффекты растягивания и похрустывания подделать невозможно. Но методы подходят лишь для «Гознака» и нескольких подобных предприятий, обладающих соответствующими лицензиями и оборудованием… Для сотен обычных типографий это недоступная роскошь. Но и среди обычных технологических методов есть эффективные и экономичные.

 

Красочные стрелы

К специальным защитным средствам можно отнести: смесевые краски специальных цветов, магнитные, меняющие цвет в зависимости от температуры (вспомните знаменитого подмигивающего Распутина на одноимённой водке) или излучения, видимые только в УФ-лучах флуоресцентные, ароматические, не сохнущие (для примера потрите смоченную долларовую купюру о лист белой бумаги). Растёт популярность красок OVI, меняющих цвет в зависимости от угла зрения (см. российские банкноты).

Недавно «Гознак» начал рекламировать эксклюзив — муаровый изменяющийся цвет (MVC). Суть в сочетании меняющегося в зависимости от угла зрения цвета и скрытого изображения, видимого только под острым углом в определённых направлениях. Пока технология недоступна для других типографий…

Рис. 4. Рекламный проспект Avantone демонстрирует технологию Diftone

Для устранения основного недостатка печати металлизированными красками (блёклости по сравнению с тиснением) английская Wolstenholme предлагает новые краски Mirasheen (жидкая фольга). Благодаря специальным пигментам и оригинальной рецептуре, по степени блеска они не уступают металлизированной фольге. Фирма уверяет, что комбинация краски с перламутровой бумагой даёт потрясающие эффекты блеска, обеспечивая плавные переходы, тогда как у фольги при тиснении остаются резкие края.

Английская Trustcopy объявила о специальных оптических водяных знаках — слое, дополняющем видимую защиту продукции. Это может быть сложное изображение (портрет) или просто серия цифр. На одном участке этикетки комбинируется до 20‑ти слоёв водяных знаков Trustcopy. Для их воспроизведения подходят практически все материалы и способы — офсет, глубокая и высокая печать, флексография, струйные и лазерные принтеры. Чтобы увидеть знаки, нужна линза-ключ. Её получают все участники цепи поставок (производитель, дистрибьюторы и розничные компании), чтобы проверять продукцию в течение всего пути до потребителя. Фальсификатор о наличии водяных знаков не догадывается и не сможет подделать их или скопировать.

Более высоким уровнем защиты в диапазоне классических защитных красок отличаются краски и лаки, комбинирующие различные защитные эффекты: например, краски термохромные и оптикопеременные (OVI), люминесцирующие разными цветами под УФ-лучами коротковолнового и длинноволнового диапазона, а также ИК-излучением. Благодаря тому, что все эффекты собраны в одной краске, появляется дополнительная возможность для сужения круга лиц, знающих о том или ином защитном эффекте. Например, печатник и потребитель будет знать только о традиционной люминесценции под УФ-лучами длинноволнового диапазона, информация о люминесценции в коротковолновом УФ-диапазоне будет доступна полевыми контролерами (к тому же двухдиапазонные УФ-детекторы редки), а о наличии ИК-люминесценции может знать только узкий круг доверенных лиц.

На Drupa-04 была представлена Metal FX — совместная технология Metal FX Technology (Англия) и Eckart (Германия). Английская компания подготовила ПО для цветоделения на 5 красок, одна из которых серебряная. ПО поставляется на CD c приложением веерного каталога цветов, подложка которых — металлизированная серебряная краска. Немцы подготовили особый состав краски. Печать обычной триадой на 5-красочной печатной машине, причём серебро печатается на первой секции. Прозрачность CMYK-красок обеспечивает просвечивание повышенного блеска MetalFX Silver Base, чем достигается широкий спектр воспроизводимых металлизированных цветов. Печать на офсетной или флексографской машинах, в т. ч. УФ-красками. С помощью ПО Metal FX имитируются голограммы, 3D-эффекты, комбинируются инструменты, симулируются защитные технологии ценных бумаг. Решив не ограничиваться только серебряным цветом, Metal FX Technology разработала систему MetalFX Gold (System 2.0), использующую в качестве основы золотую краску.

Уникальный (а значит, трудно повторяемый) блеск изображению добавит лаковое покрытие с матовыми или металлизированными пигментами. Например, пигменты Iriodin от Merck состоят из мельчайших пластинок натуральной слюды, покрытых тонким слоем оксидов металлов. Преломление и интерференция дают серебристо-белый жемчужный или золотой блеск разных оттенков, переливающиеся цвета. Colorstream создаёт переливающиеся эффекты, плавный переход между цветами в зависимости от угла падающего света.

Не изжила себя ирисная печать на обычных офсетных машинах с небольшой предварительной подготовкой. Результаты — плавное изменение цвета в штриховых, нерастровых изображениях (например, тонких непрерывных линиях). Только надо изготовить и установить в красочные ящики (кипсейки) специальные разделители краски и отключить осевой раскат красочных валиков (возможно практически на всех типах печатных машин). Эффект недостижим никакими другими методами, кроме орловской печати.

Осложнит жизнь фальсификаторов сочетание методов печати: традиционного и сухого офсета, трафарета, «цифры», глубокой и высокой печати. Пусть мучаются!

 

Послепечатные доспехи

Хороший эффект дают защитные технологии при отделке продукции: горячее тиснение (блинтовое или фольгой, конгревом или плоское), бронзирование, глиттер, припрессовка типовых или индивидуальных голограмм, нанесение латентограмм (наклеек, видимых под излучением поляризованного источника света), высечка оригинальной формы, припрессовка стирающей (лотерейной) фольги, микроперфорация в виде текста или графического знака, уменьшающие прочность бумажного материала и не позволяющие повторно использовать продукцию специальные просечки.

В прошлой статье я подчеркивал высокую эффективность тиснения голографической фольгой даже для производства высокозащищённой продукции, но сейчас изменил мнение. Открытая информация о голографических технологиях, появление на рынке расходных материалов и оборудования (азиатского производства) снизили степень защиты голограмм. Кроме высокой стоимости, добавилась недолговечность: голограммы подвержены воздействию внешних факторов и со временем теряют свойства от истирания или перепадов температур. Но нет худа без добра: теперь они доступны рядовым типографиям.

Технология тиснения финской Avantone объединила дифракционную оптику, голографию и печать. Оптические эффекты создаются на поверхности материала при печати без металлизации, ламинации или наклеек. Материал может быть переработан и использован вторично. Традиционная печать основана на субстрактивном синтезе цветов, а эффекты Diftone — на аддитивных цветах и дифракционной решётке и создают бесконечный рисунок динамических изображений.

 

Заключение

Для полноты обзора упомяну о специальных защитных технологиях для гарантийных стикеров с самоклеящейся бумагой и плёнками типа VOID. У материала два клеевых слоя: слабый внутренний и сильный наружный, которым этикетка клеится к защищаемому продукту. Поскольку она одноразовая, о «нарушении границ» станет известно правообладателю. К этому методу защиты можно отнести: стикеры на основе «сухой краски» (ultra destructible vinil) с очень низкой плотностью на разрыв; следящую плёнку void, у которой при разрушении внутреннего клеевого слоя проявляется нестираемое слово «повреждено»; люминесцентное покрытие, обнажающееся при отклеивании защищённой этикетки и легко заметное под светом УФ-лампы. Методы недёшевы и оправданы только для дорогостоящих продуктов.

Список методов защиты полиграфической продукции, конечно, неполон. Но и из рассмотренных технологий даже небольшой универсальной типографии есть что выбрать. Важно соблюсти баланс цен продукта, средств защиты и её эффективности.

Большой тираж снижает себестоимость защиты, при этом можно воспользоваться всеми преимуществами дорогостоящего высокопроизводительного оборудования.

Да, количество фальсифицированной продукции растёт, но производители не будут мириться с потерей миллиардов долларов. Поэтому изготовителям упаковки и этикетки не обойтись без выпуска продукции с защитными технологиями, отвечающими потребностям клиентов. По мнению экспертов, объёмы защитной этикетки ежегодно растут на 14%, и в 2007 г. достигнут 400 млн долл. Такими темпами рынок до 2012 г. возрастёт более чем вдвое. Вспомните ситуацию с штрих-кодами — тогда в большом выигрыше оказались типографии, чуткие в маркетинговой и производственной политике. В последующие 5-8 лет основным направлением развития для упаковки и этикетки, несомненно, станут защитные технологии.

Компании будут обращаться к тем, кто успеет обзавестись солидным портфолио, включая явную и скрытую защиту. Если не хотите, чтобы ваша типография оказалась побеждена, защищайтесь уже сейчас!

Об авторе: Марсель Шарифуллин (www.marsel.ru).


 

Спецбумага на заказ

Нет правил без исключений. Под давлением рынка расширяются сферы применения ранее закрытых методов защиты. «Гознак» наметил программу выпуска недорогой бумаги с водяными знаками (см. сайт Санкт-Петербургской фабрики). Многие поставщики бумаги предлагают клиентам защищённую продукцию. Правда, ассортимент и цены оставляют желать лучшего, но лиха беда — начало.

ГК «Дубль В» представила уникальную технологию «Цандерс Эфалин форм» от Zanders: на бумажное полотно выборочно наносится специальный слой, влияющий на проникновение краски в структуру бумаги. Благодаря этому пигментация части волокон меняется. Слой может обладать дополнительными эффектами (перламутровый, разноцветный и защитный). По словам менеджера Zanders Манфреда Этшайда, патенты на технологию выданы фабрике «Рефлекс» ещё в 2004 и 2005 гг.

В отличие от привычных водяных знаков технология воспроизводит и тонкие структуры. Дизайн бумаги — в стандартных или индивидуальных цветах. Для уникального водяного знака делается цилиндр для нанесения слоя по макету заказчика (1800 евро), который потом можно использовать для разных видов бумаг (эфалин, калька). Бумага изготовляется за 4–6 недель. Цена, кроме единовременных затрат на цилиндр, на 10% выше стоимости основы. Завод гарантирует, что подобной бумаги не будет больше ни у кого: цилиндр индивидуален — только под заказы его владельца. Преимущества очевидны: знаки не подделать традиционными печатными способами, эффект защиты дают флуоресцентные, отливающие перламутром и другие спецматериалы.


 

Невидимые часовые

Крупные производители тратят огромные суммы на борьбу с подделками, поэтому защитные технологии находятся в постоянном развитии. Недавно Eastman Kodak Company объявила о решениях Kodak Security Solutions, разработчика новых технологий защиты. Запатентованная новинка Traceless System основана на невидимых добавках (маркерах) в краски и специальных сканирующих устройствах. Первые смешиваются как с обычными красками, тонерами, лаками и другими красителями, так и с бумажной массой, пластмассой, порошками, пигментами, реактивами и тканями в процессе их производства. Маркеры абсолютно безвредны и не скажутся на потребительских свойствах защищаемой продукции.

Наибольший защитный эффект даёт сочетание закрытых технологий Kodak с известными методами защиты: водяными знаками, магнитными красками (MICR), персонализацией печати и др. За счёт недоступности секретных технологий и патентной защиты фальсификаторы не смогут воспользоваться решениями Kodak Security Solutions, а дешёвые и простые детекторы позволят потребителям легко проверить подлинность товаров.

Для внедрения защитных технологий Security Solutions может использоваться традиционный офсет или ЦПМ Kodak. Компания активно сотрудничает по этому вопросу с клиентами из разных отраслей: фармацевтики, косметики, ювелирной, производства ценных бумаг, лотерейных билетов, пищи и алкоголя.

«Сан Кемикэл» активно внедряет на рынок машиночитаемые технологии SunGuard. Это система «замок-ключ»: на защищаемый продукт наносится уникальная химическая метка, которую обнаруживают и подтверждают ручным детектором. В лаборатории Sun Chemical Security разрабатывается пигмент – химическая метка, имеющая уникальную кривую люминесценции под воздействием ИК-света. На основе этой кривой рассчитывается специальный математический код, учитывающий интенсивность и длину волны различных пиков. Код и необходимое ПО встраиваются в ручной детектор, который воздействует на метку ИК-излучением, считывает полученный сигнал и рассчитывает код на его основе – при совпадении с оригинальным прибор выдаёт сигнал о подлинности метки.

Метка может быть введена в практически любую краску или лак, в том числе в краски и лаки более низкого уровня защиты или в основу голографической фольги. Метка не может быть обнаружена в видимом диапазоне света или под УФ- или ИК-излучением, не оказывает влияния на цвет и свойства красок и лаков, в которые введена. Качество распознавания метки детектором не зависит от цвета используемой краски или бумаги. Для контроля нанесения метки существуют специальные автоматические системы контроля качества, которые могут быть установлены на листовую или рулонную печатную машину.

В системе SunGuard также есть решения для отслеживания распространения товара или документа за счёт нанесения невидимой переменной информации (например, буквенно-цифрового кода) – технология помогает в борьбе с нелегальным распространением товаров.

SunGuard позволяет печатать скрытые коды или другую переменную информацию о месте производства, партии и зоне распространения товара на бумаге или картоне струйным способом. В данном случае код может быть скрыт в любом месте – на поле бланка и в области печати изображения или текста, он также не может быть обнаружен визуально или стандартными детекторам, поэтому его нельзя подделать. Специальная цифровая камера V300 используется для поиска, просмотра и записи информации. Считанный код может быть загружен в компьютер для использования в системе управления и контроля распространения товара.


 

Технология двойного назначения

Широкие возможности для защиты предоставляет ламинирование (технология, изначально создававшаяся для защиты отпечатков) специальными плёнками. Один из ведущих производителей – южнокорейская GMP – имеет в своём ассортименте несколько видов плёнки со стандартными голографическими узорами. Но ещё более интересна возможность тиснения в линию, предлагаемая GMP для серий автоматических высокопроизводительных ламинаторов Pioneer и Challenger. Вместо стандартного зеркального вала устанавливается вал-эмбоссер, который прямо в процессе ламинирования на полной скорости наносит на листы рельефный узор. Эмбоссеры могут быть со стандартными узорами, а также заказными – в последнем случае клиенту гарантируют, что его узор будет уникальным.

Ещё один вариант защиты – плёнка для ламинирования с нанесенными на её внутренний слой различными видами обычной и специальной печати. Помимо офсетной или трафаретной одно- или многокрасочной печати, можно использовать «ультрафиолетовую». GMP предлагает либо невидимую в обычном свете и светящуюся в УФ-лучах, либо видимую, но под УФ-лучами светящуюся тем же цветом, но намного ярче. Такая печать на плёнке имеет чёткие очертания, не «расплывается» при ламинировании и может иметь различные цветовые варианты (голубой, желтый, зеленый, розовый и пр.). Возможны также два варианта «шёлковой» печати – изображение на плёнке обладает определённым голографическим эффектом и изменяет свой цвет в зависимости от угла зрения (цвета – голубой и золотистый).

Диструктирующая (или «переходящая») печать наносится на плёнку любым цветом и внешне выглядит как обычная, однако при попытке деламинации изображение разрушается: часть его остается на ламинационной пленке, а часть на бумаге. Возможно сочетание с ультрафиолетовой печатью, усиливающей степень защиты.

Ещё вариант: объемное давление с внутренней стороны ламинационной пленки, сохраняющее рельеф и после ламинирования.

К специальным защитным также относятся производимые GMP плёнки с магнитной полосой и весьма распространенные в России плёнки с маскировкой штрих-кода.


Защищено электроникой

Защитными технологиями будущего можно назвать внедрение системы радиочастотной идентификации (RFID). На Западе микрочипы им-плантируются повсеместно — в документы, банкноты, ценные бумаги, этикетки, которые могут использоваться для определения подлинности или нести персонализирующую информацию о человеке или продукте. Фармацевты США и Великобритании с помощью RFID пытаются сократить процент ошибок при розничном отпуске лекарств. «Умные этикетки» позволяют вести надёжный учёт дорогостоящих фармацевтических препаратов, наркотических средств, биологических реактивов для прикладных и исследовательских целей. Складская и торговые системы на базе радиочастотной идентификации контролируют, кто и когда вынимает и кладёт препараты, проверяют наличие доступа у конкретных сотрудников лабораторий, автоматически пополняют запасы и передают информацию о наличии товаров через Интернет. Да и в России применение RFID всё шире. Свежий пример — бесконтактные билеты на метро, созданные при содействии Raflatac.

Последней преградой для массового применения чипованных этикеток остаются дороговизна и сложность их изготовления. Сейчас многие крупнейшие производители бумаги и красок экспериментируют с антеннами для RFID-этикеток — их делают прямо на бумаге с помощью печати токопроводящими красками! «Сан Кемикэл» уже поставляет водно-дисперсионную флексографскую краску для печати RFID-антенн.

Есть надежда, что нанотехнологии снизят стоимость микросхем, элементов питания и других компонентов системы RFID, резко расширив сферу её применения. И тогда станут реальностью картины из фантастических рассказов… Приходите вы в аптеку, а автоматика выдаёт подобранную упаковку лекарств, ориентируясь на данные вашей больничной карты, последние рекомендации лечащего врача, распространение эпидемий в вашем городе и советы мировых светил от медицины, что и чем можно заменить. А откуда это известно аптекарю? Всё просто: система опознала вас по радиочастотному датчику, закреплённому на теле или одежде, а историю болезни и советы врачей взяла из базы данных в Интернете. Или другая сказка: идёте вы по супермаркету, а дисплеи и динамики со стеллажей здороваются с вами по имени-отчеству и рекомендуют продукты, ориентируясь на показания врачей, ваши предпочтения и степень пустоты холодильника у вас дома. Потребности и предпочтения супермаркет узнал из собственного архива данных и напрямую через Интернет у ваших холодильника, СВЧ-печи, гардероба и шкафчика в ванной комнате. Да только зачем при такой автоматизации вообще ходить по магазинам и аптекам?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59