2007.06.04, Автор: Александр Миловский6539 прочтений

Цветоделение: свобода выбора

Теги: В лаборатории цвета с Александром Миловским В лаборатории цвета с Александром Миловским Управление цветом Publish

В нелёгком деле обработки изображений самым простым и... самым сложным процессом остаётся цветоделение - разделение цветовой информации изображения для изготовления печатных форм.

Александр Миловский

В нелёгком деле обработки изображений самым простым и… самым сложным процессом остаётся цветоделение — разделение цветовой информации изображения для изготовления печатных форм. Казалось бы, всё просто: открыл картинку в Photoshop, команда Image•Mode•CMYK, и всё (цветоделение векторных оригиналов — отдельный вопрос)! Но чёрт, как известно, — в деталях, в нашем случае это выбор настроек цветоделения.

В литературе, особенно переводной, встречается стандартная фраза: «Прежде чем использовать установки, посоветуйтесь со специалистами вашей типографии». Зарубежные авторы предполагают, что самой высокой квалификацией должны обладать непосредственно связанные с производством продукции. В этом есть логика, но что делать тем самым специалистам?! Им-то у кого спрашивать? Вот и выходит, что настройки есть, а откуда они взялись — неизвестно. Попробуем размотать клубок…

Предположим, дизайнеру нужно выполнить цветоделение. Он запрашивает в типографии требования к цветоделённым оригиналам (а лучше — сразу настройки для конкретных программ) и, не задумываясь, использует. И хотя формально при цветоделении у него есть определённая степень свободы (выбор уровня генерации чёрного, финальная цветокоррекция в CMYK), во избежание проблем лучше не экспериментировать.

А откуда настройки взялись в типографии, у специалиста по препрессу? Вот несколько типовых сценариев их происхождения.

1. Достались от предшественника. Весьма распространённый вариант, особенно для молодого специалиста. Боязнь отклониться от работающей схемы заставляет бездумно повторять предшественника, со всеми вытекающими плюсами (какой-никакой, а результат гарантирован) и минусами (не факт, что настройки оптимальны).

2. Вычитал в книжке/журнале. К этому варианту тяготеют экспериментаторы (в хорошем смысле) и авантюристы (в плохом). Всё бы ничего, но книжки-то разные бывают. Экспериментаторы изрядно рискуют — слепая вера в силу печатного слова может стать причиной больших проблем.

3. Подсказал знакомый специалист. Опыт коллег — очень важный ресурс, который надо проверять. К сожалению, квалификация знакомого, как правило, оценке не поддаётся. Специалисты склонны давать общие советы, а вдаваться в тонкости конкретного процесса им попросту некогда.

4. Подсказал незнакомый специалист в Интернете. Вариант близок к предыдущему, но требует немалой душевной устойчивости, чтобы в отечественных форумах получить ценный совет и не обращать внимание на демонстративное неуважение.

5. Взял из отраслевого стандарта. С этого, по возможности, надо начинать. В каждой технологии есть свои особенности, и стандарт их всегда подчёркивает. Надо проверить, отвечают ли его требованиям параметры технологического процесса. Увы, в стандартах печати настройки цветоделения в полном объёме не встречаются, только технологические пределы, но и это немало!

Как бы там ни было, все варианты дают специалисту впечатление обоснованности выбора настроек. А литература и стандарты обеспечивают общее понимание и лишь задают отправную точку — дальше обязательна экспериментальная проверка.

Общий предел краски

Первый фундаментальный параметр TIL — Total Ink Limit (Общий предел краски). Он задаёт максимально разрешённое количество красителя в каждой точке изображения и должен неукоснительно соблюдаться. Будьте особенно внимательны, если выполняется финальная цветовая коррекция в CMYK (в первую очередь в тенях). Чем хуже бумага, тем ниже TIL: сравните журнальные 270–300% с газетными 220–240%. Высокий TIL характерен и для технологий, использующих промежуточную сушку оттиска (до 400%). Знание TIL важно ещё и потому, что наибольшая плотность достигается, именно когда сумма красок приближается к разрешённому пределу. Поэтому логично обеспечить наибольший контраст отпечатку, чётко вписав его в заветную границу по теням.

Для технологического определения TIL есть отраслевые стандарты и специальные печатные тесты, но типографии обычно берут значение по стандарту, при необходимости корректируя его в меньшую сторону.

Цветности красок и тонопередача

Цветности красок (Ink Colors) — важнейший параметр для корректного цветоделения. Программе требуются не только одинарные, но и двойные и тройные наложения красителей (минимум, 7 плашек + цвет бумаги + чёрный), необходимые для решения уравнения Нюберга—Нейгебауэра. Строго говоря, однозначное решение гарантируется только для трёх цветов, четвёртый (чёрный) вводится со значительными допущениями.

Тонопередача — основная характеристика печатного процесса, которой был посвящён один из выпусков колонки («Обобщённая тонопередача»). Основной параметр, описывающий нормальную тонопередачу в печати, — Dot Gain (растискивание).

Импровизировать в выборе параметров красок (Inks) и растискивания категорически не рекомендуется. Тем более опасно пытаться визуально настраивать цветности одинарных и двойных наложений по отпечатку/цветопробе и т. п. Либо измерить, либо взять стандартный набор.

Алгоритм генерации чёрного

Самый интересный и запутанный. Перевод из 3-компонентной цветовой модели (RGB или Lab) в 4-компонентную CMYK подразумевает, что 3 входные переменные перешли в 4 выходных. Математически это означает, что появляется дополнительная степень свободы, позволяющая в значительной степени произвольно вводить в изображение чёрный цвет!

Изначальная причина введения чёрного — недостаточная плотность отпечатка в глубоких тенях при использовании только голубого, пурпура и жёлтого. Обратите внимание: речь не о сохранении, а об усилении плотности! То есть чёрного вводилось заметно больше, чем исключалось цветных компонентов. Увеличение плотности теней — первая функция чёрного цвета в изображении.

Вторая — замещение цветных составляющих для снижения общего количества краски. Суть её в эквивалентном замещении цветных составляющих соответствующим количеством чёрного, причём во всём диапазоне, а не только в тенях. Идея замещения цветных составляющих реализована в Photoshop в виде алгоритма GCR — Gray Component Replacement (замена серого компонента). Для GCR характерны высокие значения Black Ink Limit (обычно 100%).

В выборе способа формирования и обработки канала чёрного существует большая степень свободы. Его плотность или контраст могут усиливаться в широких пределах, если не превышен TIL. К тому же чёрный нейтрален, а значит, не даёт дисбаланса цветов. Поэтому нет причин бояться экспериментировать с каналом чёрного как при выборе способа генерации, так и в постобработке.

Предел чёрной краски

Теоретически, особенности некоторых технологий печати не позволяют положить максимум чёрного в глубоких плотных тенях. Например, при печати по сырому красители чёрный и жёлтый могут вступить в химическое взаимодействие, приводящее к нежелательным эффектам. Тогда целенаправленно ограничивают максимальное содержание чёрного компонента (скажем, 70-80%). Для точного определения величины используются специальные печатные тесты.

Но могут быть более простые причины снижения предела чёрного. Например, читаем в требованиях к цветоделению типографии «Black Ink Limit = 95%». Замечаем, что рабочий диапазон плотностей для всех красителей 5–95%, и делаем вывод, что типография таким образом пытается гарантировать отсутствие смыкания печатных элементов в глубоких тенях.

Если же значение общего предела чёрной краски не задано или не очевидно, имеет смысл оставить его равным 100%.

Профили для цветоделения

При цветоделении задействуется система управления цветом (Color Management Systems). Программные механизмы цветоделения используют как простые табличные и процедурные профили.

Табличный профиль ставит в соответствие цвету его цветоделённые координаты и выводится в специализированных программах (например, ProfileMaker) на основании данных цветовых измерений и выбранных параметров генерации чёрного. Чаще всего такие профили однонаправленные, т. е. в них хорошо реализовано прямое преобразование цвета в CMYK, но обратный переход сильно хромает или вообще отсутствует (впрочем, это не страшно). Проблема в том, что параметры генерации чёрного прописаны намертво, и для разных вариантов цветоделения нужно держать целую серию профилей.

Процедурные профили автоматически генерируются на лету (например, в Adobe Photoshop), реализуя более простой, хотя и не всегда надёжный результат. Главное преимущество — оперативность задания настроек. Недостаток — упрощения в модели наложения красок (гипотеза линейной независимости красителей). Иногда эффективнее цветоделение со стандартным набором красок и последующей цветокоррекцией.

Гарантии цвета

Помните, что цель цветоделения — обеспечить нужные цвета на выходе, т. е. на оттиске. До сих пор самый надёжный способ получить гарантированный цвет — задать проверенные CMYK-координаты однажды выведенного образца. Печатные шкалы цветового охвата сгодятся не только для построения профиля печатного устройства, но и для попадания в проверенные цвета и проверки цветоделения.

Об авторе: Александр Миловский (www.milovsky.ru), эксперт по вопросам цветокоррекции и цветовоспроизведения, арт-директор студии «3D Master» (Санкт-Петербург), сертифицированный эксперт Adobe.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus