101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

"Фундамент" для печати *

  • 25 июня 2007 г.
  • 4159
Pис. 1. Подготовка трафарета методом «натяжение и приклеивание»

Рама для трафаретной печати - как фундамент для дома: главное - сформировать несущую структуру трафарета, придать ему жёсткость. Изготавливается из дерева, лёгких сплавов, мягкой стали. Хотя трафаретная ткань и определяет стабильность размеров переносимого на запечатываемый материал изображения, не следует исключать влияние рамы. Именно она определяет точность приводки и другие параметры печати. Не гарантирующая стабильной работы рама лишает смысла использование качественных трафаретных тканей.

Pис. 2. Стандартная самонатягивающаяся роллерная рама (с вращающимися вокруг собственных осей сторонами)

Есть два типа рам. Наиболее распространена неподвижная конструкция, на которой при помощи специального устройства натяжения фиксируется и приклеивается трафаретная ткань (рис. 1). Второй вид — самонатягивающиеся рамы (рис. 2) со встроенным механизмом натяжения, не требующие приклеивания ситовой ткани. Их достоинство — дополнительная регулировка натяжения на последующих стадиях работы. Выбор конструкции рамы зависит от субъективных предпочтений и требований производственного процесса.

Выбор

Рамы постоянно подвергаются механическим и химическим воздействиям, потому предпочтительны стойкие к коррозии конструкции: длительное воздействие ржавчины приводит к каталитическому повреждению трафаретных тканей. Распространённый вид защиты от коррозии — покрытие рамы химически стойким лаком. Поверхность рамы, к которой приклеивается сетка, должна быть гладкой и не иметь выступов, способных повредить сетку, привести к её разрыву во время натяжения или на последующих стадиях работы. Конструкция должна выдерживать стягивающие усилия трафаретной ткани, уравновешивать их — её элементы не должны ни прогибаться, ни скручиваться внутрь, иначе параметры натяжения будут нарушены, что негативно скажется на качестве печати.

Материал

Как ни странно, деревянные рамы частенько встречаются даже на передовых производствах. Но стандартизация процесса печати, потребность в снижении количества переменных факторов и стоимость высококачественных деревянных рам со специальной обработкой заставляют от них отказаться. Единственный выход — стальные или алюминиевые рамы, хотя первые (если речь не идёт о нержавеющей стали или покрытых защитных лаком конструкциях) не являются коррозионно-стойкими. Их преимущества — низкая цена и размерная стабильность. Препятствует их распространению большой вес, особо заметный при работе с крупными форматами. Большинство печатников отдают предпочтение алюминиевым рамам: они не ржавеют, легки, устойчивы к деформациям, продаются в широком ассортименте профилей и толщины.

Профиль

Натянутая трафаретная ткань подвергает раму значительной нагрузке, которую необходимо компенсировать. Если её противоположные стороны изгибаются внутрь, натяжение в центре трафарета ослабевает. Искривление рамы и неравномерное натяжение остаются неизменными до её восстановления (регенерации), что влияет не только на цветовое совмещение, но и на качество печати из-за нестабильного давления ракеля и неравномерного отрыва сетки от печатного материала. Потому столь важен правильный выбор профиля рамы для каждого её размера. В его основе — нормы европейской Ассоциации производителей трафаретной печати (ESMA). Некоторые форматы и поперечные сечения алюминиевых рам приведены в табл. 1.

Таблица 1 Рекомендуемые параметры алюминиевых рам

Часто встречаются секционные рамы с вертикальными стенками двойной толщины (рис. 3), помогающими противостоять скручиванию. Прогиб внутрь предотвращают широкие горизонтальные стенки. Есть рамы с усиливающей пластиной, приваренной внутри центральной части секционного элемента (рис. 3б).

Pис. 3. Форма профиля непосредственно влияет на стабильность рамы и распределение натяжения
Pис. 4. Стандартная стальная трубчатая рама сваривается с небольшим наружным изгибом всех элементов, что увеличивает её стойкость на этапе натяжения

Новые рамы

Pис. 5. Шерохование поверхности новой рамы улучшает её сцепление с тканью

Их следует очистить и высушить до нанесения адгезива, ибо основное условие качественного приклеивания сита — идеальная чистота поверхности рамы, исключающая жировые или масляные загрязнения, пыль и грязь, отсутствие заметных выступов. Иногда для надёжного крепления сетки и исключения риска её сползания на последующих стадиях техпроцесса нужна специальная подготовка в виде «шерохования» рам (рис. 5) наждачной бумагой средней зернистости или электрическим шлифовальным кругом. Ситуация облегчается при покупке предварительно шерохованных рам. Окончательная их очистка, в т. ч. от металлических частиц, — после шерохования. Для надёжного приклеивания сетки рекомендуется предварительное покрытие поверхности новой рамы клеевым слоем. Это можно делать за 5 минут до фиксации сетки или сразу при поступлении рам на производство. Хотя всё чаще появляющиеся на рынке высококачественные адгезивы избавляют от подобной необходимости.

Рамы б/у

Обычно используемые для перенатяжения, они также должны иметь подготовленную для крепления ткани поверхность. Основное требование к её состоянию — однородность и отсутствие сгустков старого клея, способных проткнуть или порвать натягиваемую ткань, помешать её плотному прилеганию к поверхности рамы (рис. 6). В качественно изготовленных рамах не должны встречаться неровности из-за сварки и острые края. Лучший способ проверить плоскостность рамы — положить её на печатный стол станка или стекло экспозиционной рамы. Даже при наличии небольших деформаций от рамы следует немедленно избавиться: не говоря о неизбежных проблемах с давлением ракеля, во время экспозиции трафарета можно даже разбить стекло экспозиционной рамы.

Pис. 6. Перед нанесением адгезива удостоверьтесь, что сетка плотно прилегает к поверхности рамы
Pис. 7. Работы по нанесению трафаретного адгезива должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с использованием маски, защищающей от паров растворителя

Резюме

  1. Трафаретная рама непосредственно влияет на печать, в частности, на стабильность и равномерность натяжения ткани.
  2. Работа с деформированными рамами ведёт к неравномерному давлению ракеля и неоднородности красочного слоя, несёт опасность механического повреждения оборудования.
  3. Обоснованность затрат на приобретение трафаретных рам определяют технологические требования и ожидаемая производительность.
  4. Поверхность рамы перед приклеиванием ткани должна быть идеально чистой. Если рама уже использовалась, с неё следует удалить все виды наслоений - частицы ткани или старого клея.
  5. Габариты и прочность профиля рамы должны быть пропорциональны её общему размеру.

* Статья открывает серию публикаций, подготовленных на основе книги технического специалиста SAATI Андре М. Пейскенса, выпущенной «АТ Десайн» в 2001 г. Печатается с официального разрешения SAATI и «АТ Десайн».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 39