101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Цвет по стандарту

  • Денис Александров
  • 14 мая 2007 г.
  • 3416
Крупные иностранные компании, размещающие производства в различных странах, как, например, TetraPak, разработали и непрерывно совершенствуют технологию Color Communication, стандартизирующую операции преобразования цвета и контроль цветовых показателей. Их цель — предсказуемый цвет независимо от того, на каком предприятии печатается заказ. Для того чтобы быть конкурентоспособными, отечественные производители стараются не отставать от лидеров рынка в оснащении программно-аппаратными комплексами контроля и управления цвета.

Наш потребитель сравнительно недавно стал предъявлять высокие требования к цвету упаковки, мотивируя предприятия инвестировать солидные средства в приборы для измерения цвета (денситометры, спектрофотометры), программно-аппаратные комплексы управления цветом (Color Management System, CMS), системы расчёта рецептур смесевых красок (Ink Formulation).

Однако программно-аппаратный комплекс не всегда работает слаженно, не позволяя получить должной отдачи от инвестиций. Часто возникают вопросы: почему цветопроба отличается от тиража, а красочная смесь, изготовленная в колористической лаборатории, неожиданно даёт при печати нежелательный оттенок?..

Конечно, отклонения могут зависеть не только от цветовых измерений, но в рамках одной статьи все причины охватить невозможно. Ограничимся некоторыми злободневными вопросами, решение которых позволит предприятиям повысить эффективность систем контроля и управления цветом.

 

Метрология

Трудно ожидать, что измерительные приборы разных производителей дадут идентичные показания на одинаковых образцах. Даже приборы одной фирмы в силу многих причин (самая распространённая — проникновение пыли в аппарат) серьёзно расходятся в показаниях. К сожалению (и как правило), на полиграфических предприятиях не уделяют должного внимания контролю показаний измерительной техники.

А ведь вред неправильно работающий прибор может принести немалый: рецепт смесевой краски, рассчитанный по неточно измеренному образцу, порой обходится предприятию в тысячи долларов. Самое же главное, что обезопасить себя от подобных случайностей можно без затрат больших усилий и средств. Нужно лишь располагать стандартными образцами фирмы-производителя приборов и паспортом, содержащим достоверные значения их цветовых координат (для спектрофотометров) или оптической плотности (для денситометров).

Регулярно проводя мониторинг показаний приборов с помощью таких образцов, можно, по крайней мере, отследить момент, когда расхождения в измерениях превысят допустимое значение. После чего отдать аппарат в сервисный центр для осмотра и чистки. Если отклонение не превышает 2 ΔE — ряд фирм-производителей предоставляет возможность произвести коррекцию показаний программно, записав непосредственно в память прибора корректирующую таблицу.

Другой важный вопрос — стандартизация параметров измерений. На результат показаний современных спектрофотометров оказывают влияние множество регулируемых пользователем параметров. Поэтому цветовой образец необходимо сопровождать информацией не только о его цветовых координатах (например, Lab), но и данными о приборе и условиях измерения.

Характеристики прибора:

  • модель;
  • геометрия измерения (0/45 или 0/D);
  • светофильтр (No, Pol, D65 и др.);
  • размер апертуры;
  • параметры вычисления координат цвета и цветовых различий:
  • стандартное освещение (D50 или D65);
  • стандартный наблюдатель (2° или 10°);
  • колориметрическая система (Lab, Lch и др.);
  • формула расчёта цветовых различий (ΔE, ΔE CMC, ΔE 2000 и др.);
  • значение допуска цветового различия;
  • количество измерений, на основе которых произведено усреднение;
  • подложка (белая или чёрная).

Информация позволяет избегать часто встречающихся ошибок, связанных с неправильной установкой параметров в спектрофотометре.

 

Стандарт освещения

Очень важный элемент — единые параметры освещения на всех участках предприятия (D50 или D65), позволяющие стандартизовать условия наблюдения. Тип освещения напрямую связан с особенностями системы управления цветом (CMS), особенно с профилем печатного процесса, от которого, например, зависит точность получения цветопробы.

В профиле содержатся Lab-координаты, рассчитанные для определённого типа освещения (ICC-стандарт рекомендует источник D50). Обязательное условие согласования значений Lab с результатами визуальной оценки изображений, выведенных на печать с применением цветового профиля, — идентичность параметров просмотровой лампы спектральным характеристикам источника света, использованным при расчёте цветовых координат для ICC-профиля.

Иными словами, если CMS базируется на цветовом пространстве Lab, то обеспечит требуемый результат для одного источника света, но никак не для всех. Если значения Lab рассчитаны для источника D50, то производить сравнение цветопробы и оттиска нужно только под лампой, воспроизводящей этот стандартный источник. Вывод — нормализованный свет необходим на всех участках, где идёт работа с цветом. Особенно важно заранее оговорить с заказчиком, при каких условиях наблюдения будет делаться заключение о цветовом соответствии между контрактной цветопробой и тиражной продукцией.

 

Собственный стандарт

Залог быстрого «попадания» тиражного оттиска в цветопробу — точный подбор режимов, при которых получен цветовой профиль. Важную роль играет внутренний стандарт предприятия на технологические параметры, непосредственно влияющие на цвет. Технологам необходимо внимательнее относиться к печати тестовых шкал, на базе которых строится ICC-профиль печатного процесса.

Именно при печати шкал и должен формироваться внутренний стандарт на цветовые показатели; это ориентир при выполнении всех заказов, базирующихся на соответствующих профилях. Так как запечатываемых материалов (следовательно, и профилей) на производстве всегда достаточно, данные о параметрах, их определяющих, должны храниться в специальной базе данных (см. схему).

Международный консорциум ICC по цвету даже в новом, четвёртом, формате ничего не сделал, чтобы, применяя тот или иной профиль печатного процесса, пользователь мог извлечь из него информацию о денситометрических характеристиках печатных шкал. А ведь задача не выглядит трудоёмкой и сложной. Что лишний раз подтверждает: не особенно надеясь на помощь со стороны международных комитетов, есть прямой резон устанавливать собственные стандарты, разрабатывать технологию контроля и управления цветом. Иначе оперативно определить причины возникновения цветовых отклонений невозможно; в конечном итоге, сложно добиваться предсказуемости цвета.

Об авторе: Денис Александров (DAlexandrov@xrite.com), технический эксперт компании X-Rite.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 62