2007.05.14, Автор: Денис Александров2750 прочтений

Цвет по стандарту

Теги: Допечатные процессы Допечатные процессы Управление цветом FSP

Крупные иностранные компании, размещающие производства в различных странах, как, например, TetraPak, разработали и непрерывно совершенствуют технологию Color Communication, стандартизирующую операции преобразования цвета и контроль цветовых...

Крупные иностранные компании, размещающие производства в различных странах, как, например, TetraPak, разработали и непрерывно совершенствуют технологию Color Communication, стандартизирующую операции преобразования цвета и контроль цветовых показателей. Их цель — предсказуемый цвет независимо от того, на каком предприятии печатается заказ. Для того чтобы быть конкурентоспособными, отечественные производители стараются не отставать от лидеров рынка в оснащении программно-аппаратными комплексами контроля и управления цвета.

Наш потребитель сравнительно недавно стал предъявлять высокие требования к цвету упаковки, мотивируя предприятия инвестировать солидные средства в приборы для измерения цвета (денситометры, спектрофотометры), программно-аппаратные комплексы управления цветом (Color Management System, CMS), системы расчёта рецептур смесевых красок (Ink Formulation).

Однако программно-аппаратный комплекс не всегда работает слаженно, не позволяя получить должной отдачи от инвестиций. Часто возникают вопросы: почему цветопроба отличается от тиража, а красочная смесь, изготовленная в колористической лаборатории, неожиданно даёт при печати нежелательный оттенок?..

Конечно, отклонения могут зависеть не только от цветовых измерений, но в рамках одной статьи все причины охватить невозможно. Ограничимся некоторыми злободневными вопросами, решение которых позволит предприятиям повысить эффективность систем контроля и управления цветом.

 

Метрология

Трудно ожидать, что измерительные приборы разных производителей дадут идентичные показания на одинаковых образцах. Даже приборы одной фирмы в силу многих причин (самая распространённая — проникновение пыли в аппарат) серьёзно расходятся в показаниях. К сожалению (и как правило), на полиграфических предприятиях не уделяют должного внимания контролю показаний измерительной техники.

А ведь вред неправильно работающий прибор может принести немалый: рецепт смесевой краски, рассчитанный по неточно измеренному образцу, порой обходится предприятию в тысячи долларов. Самое же главное, что обезопасить себя от подобных случайностей можно без затрат больших усилий и средств. Нужно лишь располагать стандартными образцами фирмы-производителя приборов и паспортом, содержащим достоверные значения их цветовых координат (для спектрофотометров) или оптической плотности (для денситометров).

Регулярно проводя мониторинг показаний приборов с помощью таких образцов, можно, по крайней мере, отследить момент, когда расхождения в измерениях превысят допустимое значение. После чего отдать аппарат в сервисный центр для осмотра и чистки. Если отклонение не превышает 2 ΔE — ряд фирм-производителей предоставляет возможность произвести коррекцию показаний программно, записав непосредственно в память прибора корректирующую таблицу.

Другой важный вопрос — стандартизация параметров измерений. На результат показаний современных спектрофотометров оказывают влияние множество регулируемых пользователем параметров. Поэтому цветовой образец необходимо сопровождать информацией не только о его цветовых координатах (например, Lab), но и данными о приборе и условиях измерения.

Характеристики прибора:

  • модель;
  • геометрия измерения (0/45 или 0/D);
  • светофильтр (No, Pol, D65 и др.);
  • размер апертуры;
  • параметры вычисления координат цвета и цветовых различий:
  • стандартное освещение (D50 или D65);
  • стандартный наблюдатель (2° или 10°);
  • колориметрическая система (Lab, Lch и др.);
  • формула расчёта цветовых различий (ΔE, ΔE CMC, ΔE 2000 и др.);
  • значение допуска цветового различия;
  • количество измерений, на основе которых произведено усреднение;
  • подложка (белая или чёрная).

Информация позволяет избегать часто встречающихся ошибок, связанных с неправильной установкой параметров в спектрофотометре.

 

Стандарт освещения

Очень важный элемент — единые параметры освещения на всех участках предприятия (D50 или D65), позволяющие стандартизовать условия наблюдения. Тип освещения напрямую связан с особенностями системы управления цветом (CMS), особенно с профилем печатного процесса, от которого, например, зависит точность получения цветопробы.

В профиле содержатся Lab-координаты, рассчитанные для определённого типа освещения (ICC-стандарт рекомендует источник D50). Обязательное условие согласования значений Lab с результатами визуальной оценки изображений, выведенных на печать с применением цветового профиля, — идентичность параметров просмотровой лампы спектральным характеристикам источника света, использованным при расчёте цветовых координат для ICC-профиля.

Иными словами, если CMS базируется на цветовом пространстве Lab, то обеспечит требуемый результат для одного источника света, но никак не для всех. Если значения Lab рассчитаны для источника D50, то производить сравнение цветопробы и оттиска нужно только под лампой, воспроизводящей этот стандартный источник. Вывод — нормализованный свет необходим на всех участках, где идёт работа с цветом. Особенно важно заранее оговорить с заказчиком, при каких условиях наблюдения будет делаться заключение о цветовом соответствии между контрактной цветопробой и тиражной продукцией.

 

Собственный стандарт

Залог быстрого «попадания» тиражного оттиска в цветопробу — точный подбор режимов, при которых получен цветовой профиль. Важную роль играет внутренний стандарт предприятия на технологические параметры, непосредственно влияющие на цвет. Технологам необходимо внимательнее относиться к печати тестовых шкал, на базе которых строится ICC-профиль печатного процесса.

Именно при печати шкал и должен формироваться внутренний стандарт на цветовые показатели; это ориентир при выполнении всех заказов, базирующихся на соответствующих профилях. Так как запечатываемых материалов (следовательно, и профилей) на производстве всегда достаточно, данные о параметрах, их определяющих, должны храниться в специальной базе данных (см. схему).

Международный консорциум ICC по цвету даже в новом, четвёртом, формате ничего не сделал, чтобы, применяя тот или иной профиль печатного процесса, пользователь мог извлечь из него информацию о денситометрических характеристиках печатных шкал. А ведь задача не выглядит трудоёмкой и сложной. Что лишний раз подтверждает: не особенно надеясь на помощь со стороны международных комитетов, есть прямой резон устанавливать собственные стандарты, разрабатывать технологию контроля и управления цветом. Иначе оперативно определить причины возникновения цветовых отклонений невозможно; в конечном итоге, сложно добиваться предсказуемости цвета.

Об авторе: Денис Александров (DAlexandrov@xrite.com), технический эксперт компании X-Rite.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus