101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Об уровне "цифровой заболеваемости" на российском рынке

  • Михаил Чикмарёв
  • 26 марта 2007 г.
  • 4141
Первые цифровые машины не претендовали на рынок упаковки, а соперничали с офсетом, поэтому были листовыми. Себестоимость оттиска снижалась, и на них стало интересно печатать не только визитки и буклеты, но и этикетку и даже гибкую упаковку. Интерес производителей сместился к ролевой технике, но оказалось, для выпуска упаковки недостаточно установить системы размотки и намотки.

Почему же «цифра» до сих пор не превратилась в основной, замещающий офсет и флексо вид печати? Во-первых, цифровая техника — не дешёвая игрушка: цена соизмерима с неплохой флексомашиной. Во-вторых, производительность лучших моделей сильно отстаёт от «классической техники» и не превышает 24 м/мин. Потому, даже с учётом времени на приладку, флексографские машины «догоняют» цифровые после тиражей объёмом от 1000 м. В-третьих, высока себестоимость цифрового оттиска из-за пока ещё дорогих расходных материалов. Сегодня порог рентабельности моделей HP Indigo и Xeikon — около 2000 м2 при обычных заказах на самоклейке.

 

Детские болезни

Есть и другой тормоз широкому распространению цифровых машин — послепечатное оборудование, выбор которого — причина сильной головной боли. Появляется много решений от именитых фирм, осознавших цифровые перспективы. Но они, увы, все аналоговые, что означает потребность в тех же формах, штампах, приладке… Преимущества цифровой печати сводятся на нет. Возникает вопрос: зачем печатать «цифрой», а потом тиснить и вырубать, как на флексомашине? Не проще ли печатать и выполнять отделку на обычной технике?

Да, зачастую удобнее. Но печать со сложной персонализацией доступна лишь «цифре», а на коротких тиражах всё-таки можно сэкономить на формах и приладке, хотя бы в процессе печати. Отдадим должное разработчикам: есть и цифровые отделочные модули на базе лазерной высечки или термотрансферной печати. Но им далеко до совершенства: их «родители» заняты активным лечением пока не изжитых «детских болезней».

Российский рынок пока не готов принять с распростёртыми объятиями цифровые этикетки и гибкую упаковку, ибо никто толком не знает, что это такое и какие преимущества даёт. Ну и конечно, все просто-напросто пугаются иметь дело с чем-то новым и непонятным.

Успевшие попробовать «цифру» либо впадают в детский восторг и ни о чём другом слышать не хотят, либо говорят, что она интересна для специфических задач, и возвращаются к привычным методам печати. Последние, скорее всего, не поняли всех функций, неправильно определили способ печати, хотели от «цифры» пока невозможного или пытались отпечатать большие тиражи, что, естественно, будет дороже, чем во флексографии.

Флексографские производства сталкиваются и с другой проблемой — необходимостью иной организации процесса печати, ибо все заказы из дизайн-бюро сразу идут на машину, минуя остальные инстанции. Количество мелких заказов растёт (а их тоже необходимо обрабатывать), и работающие с клиентами менеджеры просто обязаны знать о возможностях и ограничениях цифровой печати, принципиально иных, нежели у обычных производственных процессов.

 

Технологические проблемы

Есть несколько систем цифрового переноса изображения на носитель — электрография, струйная и термотрансферная печать.

Система «праймирования» компании Smag

Среди сторонников сухой электрографии на рынке рулонной печати наиболее известна Xeikon. Ограничения способа — возможные проблемы с рядом запечатываемых материалов, ибо после формирования изображения имеет место нагрев, необходимый для запекания тонера. Следствие — сильные затруднения при работе с плёночными носителями. Качество изображения хорошее и, при правильной допечатной подготовке, сравнимо с офсетом. Не последнюю роль в широком распространении данных машин сыграл плохой маркетинг и частые смены владельцев фирмы. Сейчас компания переживает второе рождение и только в этом году выпустила две новые модели. А то, что один из ведущих игроков рынка цифровых машин, Xerox, так и не разработал версию своих машин для упаковки — скорей, исключение, чем правило.

Ближе всех к промышленному решению проблемы подошла HP Indigo, использующая запатентованную технологию жидкостной электрографии. Качество аналогично офсету и выше при использовании дополнительных цветов. Сейчас эту технику применяют даже для изготовления фотографий в фотолабораториях.

Машина печатает практически по любым материалам, но и в этой бочке мёда есть ложка дёгтя: необходимость предварительного нанесения специального покрытия (праймера) и калибровки машины каждые 2000 оттисков. Правда, проблема с праймером решается как самой HP, поставляющей встроенный модуль праймирования в составе недавно анонсированной модели w3250, так и сторонними производителями, предлагающими автономные блоки: например, от AB Graphic (в сущности, обычная флексомашина) и Smag (модуль ставится на размотчик, требуется лишь скорректировать параметры натяжения полотна).

Струйная печать, ярким представителем которой является Agfa Dotrix, тоже не безгрешна. Если с качеством печати всё нормально, то по стоимости оттиска она, пожалуй, самая дорогая из перечисленных. Проблема и с заменой вышедших из строя или отработавших ресурс печатных головок, ибо необходимо менять всю линейку, а делать это может только производитель. Но, как все остальные, Agfa борется со своими «болячками» и только что представила TransColor, в которой, по её заверениям, и скорость выше, и оттиск дешевле. Этот вид печати любят многие фирмы, даже производители красок. Причина — простота решения, заключающаяся в установке печатных головок OEM-партнёра на любую печатную машину. Однако обеспечить стабильную работу могут далеко не все.

Самый экзотический способ — термотрансферная печать (помните давние времена и повсеместно установленные матричные принтеры?). По сути, идея та же, но реализована на более высоком уровне, с макс. разрешением 1600х400 dpi. Предлагают такие системы (даже 6-цветные) несколько производителей. Есть у технологии важное преимущество перед конкурентами: печать металлизированными красками, которую никто из них делать не умеет. А качеству исполнения позавидуют даже владельцы специализированных машин для горячего тиснения! Используются термотрансферные машины, как правило, для малотиражного производства простых этикеток. Полагаю, успех их ждёт именно в сфере отделки, в составе сложных цифровых печатных комплексов.

 

Светлое будущее

Цифровая печать — вовсе не коллекция недостатков, у неё масса преимуществ перед традиционными технологиями. Первый из безусловных и постоянно рекламируемых плюсов — персонализация (не только нумерация), позволяющая менять на каждой этикетке полноцветное изображение. Второй — отсутствие приладки, ибо первый оттиск уже тиражный. Третий — возможность печати тиража в 1 экземпляр. Четвёртый — намного более простое управление машиной. Пятый — высокое и стабильное качество. Шестой — отсутствие ограничений по шагу печати: раппорт можно менять хоть во время тиража. Седьмой — чистое и экологически безвредное производство. Восьмой — более компактное оборудование. Может быть, достаточно?

За цифровой печатью будущее — с этим не поспоришь. Ни один другой вид полиграфической техники не развивается столь бурно. Ежегодно продаётся всё больше печатных единиц, снижается цена расходных материалов, увеличивается скорость. Не за горами время, когда главными действующими лицами печатного производства будут не печатники в промасленных комбинезонах, а дизайнеры и операторы цифровых станций управления.

Михаил Чикмарёв (info@proflex.ru), генеральный директор компании «Профлекс».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12