101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Имитация смесевых цветов на цифровой цветопробе

  • Теги
  • FSP |
  • Алексей Грибунин
  • 9 сентября 2009 г.
  • 7709

В программах, так или иначе имитирующих спотовые цвета (ЦЦС или программы цветоделения), используется четыре метода обработки и отображения цвета: табличные; профили Named Color; многокананальные (multichannel), или nColor профили; аналитические. В первых двух смесевые цвета выделяются в независимые каналы, не связаны с триадными и обрабатываются отдельно. При использовании многоканальных профилей спотовые цвета, по сути, приравниваются к триадным: их обработка также производится в модуле CMM (Color Management Module). Общая черта первых трёх методов — базирование на выполненных измерениях.

Рис. 2. Схема использования в ЦЦС профилей Named-Color

Аналитические методы выделены условно и в чём-то напоминают табличные, ибо тоже основываются на измерениях. Но их главная особенность — преимущественная опора на гибко управляемый математический аппарат, нежели на опытные данные. Все методы хорошо справляются с воспроизведением 100-процентных плашек смесевых цветов (здесь и далее предполагаем, что требуемый цвет укладывается в охват цветопробного выводного устройства, иначе все сравнения бессмысленны). Несколько хуже дело c воспроизведением полутонов спотовых цветов. Наиболее сложной операцией было и остаётся воспроизведения цвета, получаемого в результате наложения (оверпринта) смесевого цвета на триадный или другой смесевой.

Табличные (библиотечные) методы

Встречаются чаще всего: практически в любом растровом процессоре начального уровня есть встроенная библиотека смесевых цветов — файл, в котором названиям цветов ставятся в соответствие координаты Lab или значения CMYK, позволяющие воспроизвести оттенок на каком-либо устройстве. Библиотеки Lab предпочтительнее, ибо универсальны и не требуют перенастройки при изменении характеристик печати (например, смене типа бумаги). В большинстве растровых процессоров предусмотрен импорт библиотек из текстовых файлов в формате ASCII, используемом для хранения данных во многих программах профилирования (X-Rite ProfileMaker или Heidelberg PrintOpen), либо в формате CSV и ему подобных. В итоге можно создать собственную библиотеку (например, проведя замеры образцов) или взять готовую из другой программы (для единообразного воспроизведения смесевых цветов на ЦЦС разных производителей).

Рис. 3. Схема использования в ЦЦС многоканальных профилей

В зависимости от предоставляемых возможностей библиотеки можно разделить на следующие виды (от простых к сложным):

  • без возможности задания полутонов;
  • с заданием растискивания;
  • с заданием Lab-координат полутонов;

с заданием Lab-координат полутонов и регулировкой наложений. Из библиотеки извлекается информация о Lab-координатах 100-процентных плашек смесевых цветов. Координаты Lab для полутонов также берутся из неё либо вычисляются методом интерполяции. Базируясь на имеющихся величинах и рассчитанных в модуле CMM Lab-координатах триадных цветов, определяются Lab-координаты цветов наложения, которые транслируются в ICC-профиль выводного устройства. Когда в накладываемых цветовых каналах информация содержится только в одном из них, проблем с вычислениями нет. И если цветовой охват системы печати позволяет воспроизвести данный оттенок, он будет напечатан с высокой точностью. Когда не пусты несколько каналов, расчёт Lab-координат наложения становится узким местом метода. Дело в том, что растровый процессор не располагает информацией о кроющей силе реальных красок (чернил) и величине треппинга. Расчётные алгоритмы производителями не афишируются, и без тестирования трудно понять, сколь корректно RIP обрабатывает сложные оверпринты смесевых цветов. Наличие в RIP ЦЦС функций регулировки цветов наложений и задания параметров полутонов смесевых цветов (с помощью Lab-координат или хотя бы кривой растискивания), по меньшей мере, показывает, что производитель видит проблему и стремится дать нам инструменты её решения.

Профили Named-Color

В статье «Цветопробу — на контроль» я подробно останавливался на их использовании для имитации смесевых цветов. Упрощённо, профили Named-Color (стандартный тип дополнительного профиля выводного устройства, описанный в спецификации консорциума ICC) можно рассматривать как таблицы, в которых названию смесевого цвета ставятся в соответствие его колориметрические характеристики (обычно Lab-координаты) и координаты в цветовом пространстве конкретного выводного устройства, для которого создан профиль. То есть информация в профиле Named-Color почти идентична содержащейся в библиотеках смесевых цветов ЦЦС, причём простейших, не влияющих на воспроизведение полутонов. Интересная особенность — присутствие в профиле Named-Color тэга хроматической адаптации (СhromaticAdaptationTag), осуществляющего пересчёт цвета под условия наблюдения, отличные от стандартных (D50, 20). Но операция мало востребована, а при некотором навыке подобную можно выполнить в обычной ЦЦС, создав вторую библиотеку смесевых цветов для требуемого освещения. Информация о процентных составляющих каждого смесевого цвета поступает в CMM, где с помощью профиля Named-Color рассчитываются их Lab-координаты, которые должны получиться при их воспроизведении данными красками (чернилами). На основе этих значений и Lab-координат триадных цветов, полученных из модуля CMM, вычисляются Lab-координаты цветов наложения, транслируемые в ICC-профиль печатающего устройства. Узкое место метода, как и при использовании библиотек, — возможности модуля расчёта цвета наложения. Касаясь применения профилей Named-Color в программном обеспечении, отметим, что с момента написания статьи «Цветопробу — на контроль» ничего не поменялось — профили востребованы слабо, их поддержка ограниченна, создают их лишь несколько программ.

Рис. 4. Диалоговое окно подключения многоканального профиля в пакете EFI ColorProof XF

Многоканальные профили

Как и в предыдущем случае — стандартная разновидность ICC-профилей выводного устройства. Распространены шире, нежели Named-Color, поддерживаются большинством серьёзных производителей цветопробного ПО, создаются с помощью профессиональных пакетов ICC-профилирования. Все задействованные в них цвета равноправны и участвуют в цветоделении наравне с триадными. Цветовых каналов в таком профиле 5–10. К примеру, к многоканальным относятся ICC-профили получившего широкую известность 6-цветного метода воспроизведения цвета Hexachrome (CMYKOG) или Opaltone (CMYKRGB).

Информация о процентных составляющих каждого цветового канала поступает в модуль CMM, где с помощью многоканального профиля рассчитываются Lab-координаты цвета, который необходимо воспроизвести на конкретном устройстве с помощью конкретных красок (чернил). Полученные координаты транслируются в ICC-профиль выводного устройства. Если его цветовой охват позволяет напечатать данный цвет, он будет воспроизведён с высокой точностью. Нетрудно видеть, что характерных для первых двух методов проблем с расчётом цветовых наложений нет. Все операции выполняются внутри модуля CMM, точность расчёта в основном определяется точностью многоканального ICC-профиля. На практике она оказывается заметно выше даже чем при использовании качественных пользовательских библиотек. Один из проведённых автором экспериментов позволил воспроизвести цветовые наложения с отклонениями не более 3–5 DE, тогда как при работе с таблицами отклонения для различных цветов порой превышали 8–10 DE (смесевые цвета выбирались так, чтобы цвет наложений заведомо укладывался в цветовой охват выводного устройства). Однако платой за высокую точность и предсказуемость результатов работы с профилями nColor являются сложность и дороговизна их построения. Для полноценной работы необходимо располагать профилями для каждого из возможных наборов CMYK и смесевых цветов, встречающихся в заказах. А их могут быть десятки и даже сотни, а поскольку построение профиля требует печати тестового тиража, эти наборы представляют собой уникальные цветовые модели. Как бы данный подход ни выглядел красиво и правильно в теории, в условиях реального производства он нереализуем. Об использовании многокрасочных профилей для цветоделения и повышения точности работы цветопробы имеет смысл задумываться лишь при заказах с небольшим количеством постоянных наборов спотовых цветов.

Аналитические методы

Отличие программных пакетов для аналитической обработки смесевых цветов от систем, базирующихся на библиотеках, — в развитых настройках алгоритмов расчёта цветовых наложений. Алгоритмы производители обычно не публикуют, ибо те базируются на закрытых запатентованных решениях, не имеющих ничего общего с открытыми стандартами управления цветом. Используются эти программы редко ввиду высокой стоимости и сложности работы с ними. Мне приходилось сталкиваться с уникальными программами, написанными для конкретного заказчика, с учётом его требований к методике расчёта и выводимым данным. Подобное практикуется при разработке систем цветоделения, в которых может присутствовать (как правило, в роли вторичной) функция получения цветопробы. Одна из самых известных подобных программ — Aurelon ICISS (рис. 5).

Рис. 5. Окно отображения цветовой палитры на рабочие цветовые каналы Aurelon ICISS

Макеты со спотовыми цветами

Чтобы ЦЦС распознала спотовые цвета в макете и корректно их обработала, необходимо соблюсти несколько условий. Формат файла задания должен поддерживать сохранение дополнительных каналов. Обычно применяются предварительно сепарированные Postscript или PDF форматы, но большинство ЦЦС поддерживают In-RIP сепарированные Postscript или PDF. Как правило, рекомендуется пользоваться только этими форматами, т. к. с передачей спотовых цветов даже в стандартном EPS-формате могут возникнуть проблемы. В случае ЦЦС, работающей с многоканальными профилями, может быть применён формат DCS-2. Но прежде чем его задействовать, проверьте правильность распознавания каналов. В библиотеке ЦЦС должна присутствовать запись, определяющая, каким цветом воспроизводить дополнительные каналы. Цвет из библиотеки выбирается строго по имени (например, «Pantone 385 C» и «Pantone 385 CVC» могут рассматриваться как два разных цвета), поэтому следует придерживаться одинаковых их наименований в макетах и таблице спотовых цветов ЦЦС.

Контроль точности воспроизведения спотовых цветов на цветопробе

Во всех ЦЦС есть механизм проверки точности цветовоспроизведения в соответствии с критериями ISO 12647-7. В стандарте заданы допуски только для печати триадой CMYK, поэтому он не применим для контроля оттисков со смесевыми цветами. В некоторых ЦЦС точность их воспроизведения проверяется на этапе калибровки, но процесс трудоёмкий и не предусматривает контроля окончательных оттисков. В 4-й версии растрового процессора EFI ColorProof XF проблема устранена. Методика Dynamic Wedge базируется на одноимённой контрольной шкале из нескольких десятков цветных полей, размещаемой в «хвосте» цветопробы. Эти поля RIP генерирует автоматически в зависимости от цветового охвата работы, включая в шкалу, при их наличии, задействованные в макете спотовые цвета (рис. 6). После распечатки пробы и измерения оператором шкалы с помощью спектрофотометра модуль контроля ColorVerifier генерирует отчёт, содержащий отклонения DE полученных цветов от имитируемых.

Рис. 6. Вид цветопробы, содержащей служебную информацию, шкалы Dynamic Wedge и Ugra/Fogra MediaWedge v.2.2

К сожалению, в состав шкалы не входят полутона спотовых цветов и их наложения, а ведь именно в этом наибольшая проблема таких цветопроб. Надеемся, производители ЦЦС не остановятся на достигнутом и продолжат совершенствовать технологии получения и проверки цветопроб для нужд упаковочной отрасли.

Об авторе: Алексей Грибунин (gribunin@unit.ru), технический директор компании Unit Color.


Рис. 1. Схема использования в ЦЦС табличного (библиотечного) метода воспроизведения спотовых цветов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 14