2009.11.16, Автор: Род Хайес1791 прочтений

В поисках выигрышной комбинации*

Теги: FSP

Очередное поколение готовящихся к выводу на рынок комбинированных печатных машин имеет множество полезных модулей. Например, встроенные секции цифровой печати, в т. ч. шрифтами Брайля.

Инвестиции в специализированные, но гибкие и универсальные комбинированные машины — не массовое явление. Наоборот, число желающих реализовать подобные планы пока сравнимо с небольшой группой зрителей, покидающих трибуны за пять минут до конца футбольного матча. Стимулом к развитию направления стали интенсивные разработки компьютеризированных сервоприводных технологий, подкрепляемые небольшим, но устойчивым спросом на подобные машины.

Nilpeter расширяет границы возможностей средне- и узкорулонной печати

Многие модели вызывают восхищение, например Mark Andy XP-5000, поддерживающая работу с широким спектром материалов. В каждую её секцию могут устанавливаться разнообразные устройства, в т. ч. модули флексопечати водными и УФ-отверждаемыми красками, офсетной и трафаретной печати, холодного и горячего тиснения фольгой, ротационной высечки и конгрева. Столь же хорошо известны офсетные машины Drent1 со множеством опций, в т. ч. для печати красками электронного и УФ-отверждения. Не стоит забывать и о только что обновлённом модельном ряде Gallus RCS. Продолжает расширять границы возможностей своих систем средне- и узкорулонной печати Nilpeter, оставаясь одним из несомненных лидеров рынка в условиях постоянно усиливающейся конкуренции.

Актуален вопрос: сколько типографий реально нуждается в машине, способной комбинировать нанесение изображений офсетом, флексографией, трафаретом, цифровой и глубокой печатью? Многообразию предложений прямо противоречит факт: спрос на высокотехнологичные агрегаты не так уж велик.

В ассортименте Focus Label Machinery — заслуженно уважаемые флексомашины, включая серии WebFlex и ProFlex. Первая — прекрасный пример обсуждаемой тенденции: в рулонной машине (2–10 красочных секций) могут использоваться модули флексографской и трафаретной печати, холодного тиснения фольгой для ширины печати 330 и 440 мм. Как отмечает директор Дэвид Ли, «машина рассчитана на узкоспециализированный рынок, явных предпосылок к её популяризации нет. Основные доходы на рынке этикеточной печати нам приносят продажи модульных систем ProFlex и агрегатов CentraFlex с центральным печатным цилиндром».

Heidelberg представила комбинированную печатную машину Gallus, адаптированную под печать электронных компонентов

По мнению Ли, максимальный спрос на рынке «нестандартных» систем связан с устройствами цифровой печати: «Количество установок цифровых модулей на флексомашины растёт. Полагаю, со временем цифровая печать станет главенствующей, а флексографская и другие конвертинговые технологии будут играть лишь второстепенную роль». Тем не менее он не склонен ждать значительных перемен в ближайшем будущем: «Главная проблема развития цифрового направления не столько в технологиях, сколько в сроках их окупаемости».

Отражают ли его взгляды общую позицию отрасли? При отсутствии чётких обоснований правомерности мнений сказать трудно, но чутьё подсказывает, что мыслит он верно. На полках супермаркетов не так много упаковки, с которой бы не справилось подавляющее большинство работающих на рынке флексографских и офсетных печатных машин.

Чего в магазинах действительно много — так это образцов холодного тиснения фольгой, модули которого легко устанавливаются на работающее оборудование. Самая яркая тенденция — широкое применение спецэффектов, достигаемых с помощью поверхностных лаков. Печатная продукция стала более чем востребованным товаром, и, желая усилить позиции, многие печатники в дополнение к привлекательной цене предлагают большой спектр дополнительных услуг.

Это учитывает Edale, активно участвующая в изготовлении ЦПМ Agfa :Dotrix. «Нам всё сложнее конкурировать с оборудованием из стран с низкими производственными затратами. В ответ разработали встраиваемые в печатные машины высокотехнологичные опции», — говорит её директор по экспорту Бернхард Гроб.

Специализация: широкая или узкая?

К числу названных им опций относятся модули печати RFID-этикеток, впечатывания голограмм, нанесения специальных покрытий, холодного тиснения фольгой, струйной УФ-печати, повторного запечатывания. Ограничителем выступают не технологии, а широта воображения заказчика. Директор Edale подчёркивает, что рынок подобных услуг ещё предстоит сформировать: «Не спорю, преимущества автономного конвертинга — в обеспечении традиционно высоких скоростей рулонной печати. Но с повышением объёмов специализированной продукции появляется смысл выполнять все операции за один прогон». Может быть и так, но решающим этот фактор назвать сложно. Та же дилемма характерна и для листовой офсетной печати. Директор по продажам Man Roland в Великобритании Гэри Домен реалистичнее смотрит на будущее полиграфии: «Современная листовая машина в состоянии комбинировать массу высокотехнологичных функций, включая холодное тиснение фольгой, нанесение специальных покрытий флексографским способом в лакировальной секции. А качество и стабильность отслеживаются встроенными системами типа Eagle Eye. Но редкие типографии всё это постоянно задействуют».

Цифровой модуль Agfa :Dotrix в составе печатной машины Edale

На его взгляд, многие печатные производства сейчас пытаются выйти на узкоспециализированные рынки, причём небезуспешно, но ведь такие заказы составляют не более 20% от месячных объёмов: «При прибыльности до 40% подобный бизнес зачастую подобен глазури на торте. За удержание компании на плаву отвечает товарная печать по основному направлению, нишевые рынки приносят дополнительные средства на развитие».

Той же точки зрения придерживается Ли: «Масса типографий усердно работает над выходом на узкоспециализированные рынки, задействуя собственные, оригинальные, и заимствованные идеи. Помочь им в этом может поставщик печатного оборудования».

Ветер перемен

Вносят лепту в перемены и производители расходных материалов, в первую очередь формных пластин. Но для них важна перспектива: ведь сложная комбинированная машина не что иное, как узкоспециализированный продукт. В год подобных агрегатов обычно производится 5–6 штук.

Кто-то скажет, что типографиям сейчас лучше переждать с крупными инвестициями, работать с той техникой, какая есть. И это верно: прибыльные узкоспециализированные услуги с высокой добавочной стоимостью можно реализовать в составе имеющихся звеньев производственной цепочки.

Один из примеров специализированной техники — система конгревного тиснения Bobst Acubraille. Небольшой модуль по принципу работы напоминает ротационный аппарат для биговки, которым комплектуются самонаклады обложек на линиях бесшвейного скрепления. В ответ на директиву ЕС, согласно которой на фармацевтической продукции должен присутствовать шрифт Брайля, венгерская типография STi установила Acubraille на одном из производств картонной упаковки в Германии. Другой пример выводимых на рынок узкоспециализированных продуктов — разработки в сфере струйной УФ-печати. Atlantic Zeiser представила 4-цветный аппарат Gamma 70 для нанесения переменных данных на широчайший спектр материалов, на площади размером с кредитную карту. Триадная растровая печать дополняется лакированием в линию на скоростях, не сильно уступающих стандартным рулонным машинам. Приняла компания во внимание и директиву по шрифту Брайля, анонсировав струйную систему Braillejet на базе высоковязких чернил.

Самая лучшая стратегия в нынешней ситуации — не сидеть сложа руки. Как говорил Эйнштейн, многократное повторение одной методики в расчёте на принципиально иной результат — позиция глупца. Настало время определить долгосрочную стратегию, учитывающую и особенности комбинированных машин.

Никто не спорит, что при определённых обстоятельствах они способны ставить рекорды производительности и сроков окупаемости. Но сейчас их образцы — в большей степени лишь демонстрация возможностей их разработчика, отражение его видения будущего печатной отрасли. В течение года он может изготовить лишь считанное число экземпляров подобной техники, покрывая капитальные затраты доходами от продаж востребованных серийных моделей.

Планируя долгосрочные инвестиции, никто не ориентируется на высказывания правительственных чиновников об ожидаемом 3-процентном росте производства в 2010 г. Аналогично демонстрации возможностей комбинированной техники не должны становиться причиной их приобретения. В обоих случаях самые точные расчёты будут перечёркнуты неверными предпосылками.

Единственно разумная и реалистичная база долгосрочного инвестирования в комбинированную технику — волна обращений в типографию с заказами, требующих объединения печатных технологий. Не помешает анализ клиентской базы и основных потребностей потенциальных целевых групп. В итоговый список должны войти клиенты, заинтересованные в комбинировании цифровых технологий, трафарета и офсета для изготовления заказов в экономически выгодных объёмах.


* Журнал FlexoTech, май/июнь 2009 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.
1На момент написания статьи ещё не была анонсирована покупка Muller Martini технологий Drent Goebel. — Прим. ред.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Антикризисная выставка для клиентов
    "Наш ответ кризису - инновации". Под таким девизом в середине ноября Windmoeller & Hoelscher провела на заводе в Ленгерихе собственную выставку (День открытых дверей) "Экспо-2009", которую посетили более 1000 специалистов. Об итогах мероприятия нам расска
  • Фитнес для самоклейки
    Визит на стенд UPM Raflatac во время выставки "ПолиграфИнтер-2009" был весьма продуктивным: здесь состоялся разговор с директором по продажам Дмитрием Стречиным.
  • Комфортная работа с двухсторонними лентами *
    При работе с плоскими печатными формами и бесшовными формными гильзами в равной степени необходима компрессионная подложка на формном цилиндре или монтажной гильзе. Иначе о высоком качестве печати можно забыть.
  • 35 лет с флексографией
    19 ноября в местечке Ной-Изенбург под Франкфуртом-на-Майне состоялось знаменательное событие: DuPont Packaging Graphics отпраздновала 35-ю годовщину со дня представления на рынок флексографских фотополимерных пластин Cyrel.
  • Лизинг или кредит: что выбрать?
    Автор и ведущий рубрики - Сергей Иванов, генеральный директор компании "ИКБ Лизинг".

comments powered by Disqus