2007.03.052738 прочтений

Beeline для формного цеха

Теги: Допечатные процессы Формные процессы Publish

Лет двадцать назад мало кто мог предположить, что типографии навсегда избавятся от плёнок, монтажных столов и копировальных рам. Разделят ли их судьбу устройства обработки форм?

Лет двадцать назад мало кто мог предположить, что типографии навсегда избавятся от плёнок, монтажных столов и копировальных рам. Разделят ли их судьбу устройства обработки форм?

Знающие английский не могут не одобрить выбор торговой марки для известного оператора мобильной связи, ведь «beeline» означает кратчайшее расстояние между двумя точками. Считается, что именно его (line) выбирает пчела (bee), возвращаясь в улей. Эволюция технологий в полиграфии также подчинена правилу выбора самых коротких путей — именно необходимостью ускорить и упростить формные процессы руководствовались создатели первых систем CTP. Мы попросили ведущих поставщиков CTP высказаться о перспективах беспроцессных и свободных от химии решений. Первые полностью избавляют типографии от возни с устройствами обработки экспонированных форм, вторые — только от «химической зависимости».

CTP без процессора

Михаил Кувшинов, «Нисса Центрум»

Вектор развития технологий вообще и полиграфической, в частности, направлен на максимальное ускорение технологических процессов, удаление промежуточных операций и этапов. CTP делает историей фотоплёнку, как ранее ФНА «убили» ручной монтаж. Следующим, давно ожидаемым шагом многие считают отказ от проявления пластин — экспонированная пластина напрямую отправляется в печатную машину. CTP становится принтером — больше нет подключения к воде, канализации, затрат на мытьё проявки, она не занимает места. Сокращается номенклатура расходников — не надо заказывать и хранить химию, утилизировать отходы. Особенно важно, что не надо покупать недешёвую CTP-проявку. Устраняется последняя заметная причина брака в изготовлении термальных CTP-пластин — аналоговый процесс проявления. Наконец, процесс экологичен — это плюс, даже если пока он не приносит прибыли.

Естественно, гладко бывает только на бумаге. У беспроцессной CTP-технологии есть недостатки — действительные и мифические. Есть и свободная от химии технология, которую часто путают с беспроцессной. В этом варианте процессор, вода, отходы остаются, но химический проявитель заменяется водой или гуммирующей жидкостью. Достоинство — снижение экологической нагрузки, хотя и чуть меньшее, чем в беспроцессном варианте. Но почти все упомянутые экономические бонусы уходят. Поэтому на Западе, где экология законодательно отображается на экономику, свободные от химии варианты встречаются, а у нас — нет. Задайте три простых вопроса при выборе беспроцессной технологии:

  1. Что нужно купить дополнительно к CTP?
  2. Какие расходные будут, кроме самих пластин?
  3. Что мне придётся выбросить, если я передумаю и перейду к проявляемым пластинам?

Действительно беспроцессный вариант — только когда ответ на все три вопроса «ничего».

Теперь о недостатках. Беспроцессные пластины дороже. Но и отсутствие процессора — значительная экономия. Точно так же простой оборудования при обслуживании проявки, цена химии, её хранения и утилизации, место, занимаемое канистрами и проявкой, электричество и вода и т. п. — всё это можно перевести в деньги. В центре Москвы важнейшим фактором может оказаться экономия места, а в небольшой региональной типографии — цена процессора, который при малом объёме вывода просто не окупится. В среднем, экономическая точка перелома лежит где-то в районе 1000 м╡ пластин в месяц. Если меньше — беспроцессная технология, скорее всего, подойдёт. Если больше — скорее, нет. Однако крупнейший клиент «Нисса Центрум» в СНГ потребляет несколько тысяч «квадратов» в месяц и не собирается покупать проявку. Так что считать надо в каждом конкретном случае. Для многих типографий, особенно небольших, беспроцессная технология дешевле. И неудивительно — она для них и создана. Тиражестойкость беспроцессных пластин — до 100 тыс., хотя по опыту на реальной бумаге цифры тиражестойкости любых пластин лучше делить на два. Этого достаточно для небольшой коммерческой типографии, но мало для упаковочной. Светочувствительность: пластина Thermal Direct после экспонирования при обычном освещении может храниться 1 час в темноте, в родной пачке — две недели.

Недостатки мнимые. Пугают загрязнением системы увлажнения машины. Kodak Thermal Direct используется уже годы, клиентов — сотни, и ни у кого проблем не возникает. Ведь Kodak создала эмульсию, эффективно выводящуюся на первые листы приладочной бумаги за счёт взаимодействия с краской. То же с проблемой низкого контраста — на пластинах видно изображение, читается текст 12-го кегля.

Очень важен практический опыт. Пластины Kodak Thermal Direct во всём мире используют более 300 клиентов с различной печатной базой. Именно Kodak Magnus 400 с Thermal Direct российские клиенты увидели при посещении европейского демоцентра Ryobi. Но ещё важнее опыт отечественный, и он исключительно позитивен. Впервые пластины Kodak Thermal Direct в металле «Нисса Центрум» показала на «ПолиграфИнтер-2005». Тогда же были проведены промышленные тесты у клиентов, показавшие полную работоспособность технологии и не выявившие никаких скрытых проблем. Заметим, что ни один конкурирующий с Kodak Thermal Direct продукт в России не прошёл даже этой стадии. Базируясь на полученной в результате тестов уверенности, «Нисса Центрум» за 1,5 года поставила ряд комплексов, работающих с пластинами Thermal Direct. Не все наши партнёры выразили заинтересованность в получении заметной огласки, но один пример у всех на виду. Открытость московской типографии «АМ Графикс» и её директора Андрея Федотова беспрецедентна. Здесь на CTP Kodak Magnus 400 за несколько месяцев выведены многие тысячи пластин Thermal Direct и отпечатаны самые разнообразные тиражи. На интернет-форум выложены фото инсталляции, этапы подготовки помещений, цифры и факты по статистике работы. Андрей вовсе не ограничивается позитивом, но скрупулёзно (зато с юмором) обсуждает даже незначительные недостатки. Далеко не всякое оборудование выдержит такое пристальное изучение, и то, что оно выпало на долю беспроцессной технологии Kodak, ярко доказывает бесспорный факт: технология, основанная на термальном экспонировании и пластинах Thermal Direct, реально работает, не имеет скрытых проблем и экономически эффективна в отечественных условиях.

Легко и бездумно!

Алексей Якимов, «ВИП-Системы»

Лев Толстой в романе «Анна Каренина» сформулировал русскую мечту — «чтобы было легко и бездумно»… Какое отношение это имеет к CТP-технологиям? Самое прямое!

Ни для кого не секрет, что размеры растровой точки на пластине зависят от проявки пластины в процессоре для обеих технологий — термальной и фиолетовой. Выход — пластины, не требующие обработки химикатами.

Беспроцессные пластины AGFA производятся по технологии ThermoFuse, она не использует аналоговые процедуры — это действительно бинарный цифровой процесс. Принцип формирования изображения — негативный, т. е. термальный (ИК) лазер при экспонировании воздействует на участки пластины, соответствующие печатающим элементам. Термопластичные частицы чувствительного слоя расплавляются, объединяются и прочно закрепляются на алюминиевой основе пластины, образуя печатные элементы. Ещё на стадии экспонирования окончательно формируются печатные элементы, которые не нуждаются в химическом проявлении, и никакая последующая обработка не может их изменить. Для защиты алюминия пробельных участков от окисления кислородом воздуха требуется гуммирование перед печатью. Поэтому две простые операции — очистка и гуммирование — объединены в один процесс, выполняемый в модуле гуммирования.

Технология CTP устранила плёнку и связанные с ней проблемы, а сегодня ThermoFuse минимизирует оставшиеся сложности, обусловленные необходимостью химической обработки пластин. Изготовление форм проходит стабильнее.

Технология обладает серьёзными преимуществами перед другими: 100% бинарность записи изображения, простота и стабильность в работе, исключение из процесса не только плёнки, но и влияния химикатов и оборудования для проявки печатных форм, низкая стоимость приобретения и минимальные эксплуатационные расходы, экологическая безопасность, сокращение времени техобслуживания оборудования (исчезает необходимость частых промывок процессора для проявки пластин), высокая устойчивость покрытия к механическим повреждениям (царапинам) и воздействию химических веществ, отличное поведение форм в печатной машине, быстрый выход на баланс краска–вода.

Максимальные удобства в работе обеспечивает комплексное решение от AGFA: CTP AGFA Acento, онлайн-модуль для промывки и гуммирования, ПО AGFA Apogee. Сбывается мечта. Допечать становится простой и бездумной, а результат предсказуем и стабилен.

Плюсы и минусы свободы

Антон Рулёв, «Терем»

В ассортименте AGFA есть пластины беспроцессные и не требующие для обработки агрессивной химии. Первые выпускаются с 2000 г. под именем Thermolite+, вторые — с 2002 г. под марками Amigo и Azura. В результате маркетинговой политики AGFA пластины Thermolite+ доступны только клиентам Heidelberg, приобретающим печатные машины DI 74. Поскольку в России таких машин нет, материал у нас практически неизвестен.

Пластины Azura, основанные на технологии пластин Thermolite+, которую в AGFA именуют Thermofuse, предназначены для коммерческой печати. Об этом свидетельствуют их разрешение 2–98% и линиатура до 200 lpi.

У пластин Amigo диапазон воспроизводимых градаций шире — от 1 до 99%, их тиражестойкость можно повышать дополнительным нагревом до 500 000 отт. Правда, платой служит применение для отмывки пробельных элементов поверхностно-активных веществ, в отличие от тёплого гуммирующего состава для Azura или холодной воды для Thermolite+.

Среди преимуществ пластин Azura/Amigo — использование экологически безвредных материалов для обработки. Но этот параметр сложно назвать основным в современных российских реалиях, так как при общей высокой культуре производства на предприятиях, внедряющих новые технологии, отношение к загрязнению окружающей среды, скорее, равнодушное, чем ответственное. Дополнительный фактор, сдерживающий широкое внедрение таких материалов, — высокая цена на материал. Это неудивительно, ведь компании, производящие беспроцессный материал, одновременно являются производителями традиционных проявителей, регенераторов и т. п., составляющих значительную долю оборота, который при новом порядке становится не нужен.

Ещё один козырь — очень широкий диапазон параметров обработки, т. е. экспонирования и проявления. Пожалуй, это достойный повод, чтобы внедрить данные пластины в производство. Особенно если оно новое или до этого на предприятии не было собственного полноценного допечатного участка.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Допечатные процессы как фундамент

    Полиграфическая компания «МДМ-Печать» с момента своего основания сделала ставку на допечатные решения Kodak, ставшие залогом стабильности качества и своеобразным фундаментом эффективности и надёжности производства.

     

  • Напечатал? Оживи!

    Главная претензия современных маркетологов к печати — её «нединамичность». Мол, если вы это даже напечатали «цифрой», где интерактивность, анимация и прочие прелести цифрового века? Этой проблемой озаботились многие, но в Konica Minolta создали одно из самых дружественных решений — genARate.

     

  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • 9 причин для допечатной проверки PDF

    Всё ещё полагаетесь на зоркий глаз и авось? Есть способ проще.

     

  • Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

    Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

     

  • Всё дело в выборе...

    Организаторы презентации Corel, состоявшейся 12 марта 2019 г. в Москве, преподнесли настоящий сюрприз. Вместо единственной и ожидаемой новости — следующей версии пакета CorelDRAW Graphics Suite 2019 — состоялось ещё два важных дебюта: флагманский пакет вернули на платформу macOS, добавив также браузерную версию CorelDRAW.app. Сразу после презентации мы попросили вице-президента Corel по глобальным продуктам Жерара Метрайе ответить на несколько вопросов.

     


comments powered by Disqus