101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Полотна нового поколения

  • Владимир Мищенко
  • 12 февраля 2007 г.
  • 10173
Ракельное полотно — один из важнейших компонентов трафаретной печати. А на заре развития шелкографии его изготавливали из обычного каучука…

На качество работы ракельного полотна влияет множество факторов. Из-за трения оно изнашивается, и краска неравномерно продавливается сквозь сито. Сольвентные и УФ-краски заметно сокращают ресурс: полотно постепенно разбухает или размягчается. Играют роль и сильные растворители.

Изготавливают ракельное полотно из трёх видов материалов: каучука, неопрена и полиуретана. Первый — самый дешёвый и доступный. Испытания каучуковых полотен показали, что материал нестоек к истиранию и агрессивным растворителям. Искусственная синтетическая резина из производных продуктов ацетилена (неопрен) немного дороже, но более стойка к химическим и физическим воздействиям.

Наиболее популярны полотна из синтетического пластика (полиуретана), в равной мере применяемого на автоматических и полуавтоматических трафаретных станках. Он дорог, но намного выносливее к истиранию и выдерживает длительное воздействие агрессивных химических веществ. Большинство разновидностей, используемых в трафаретной печати, — изготавливаемые из дифенилметандиизоцианата (МДИ) материалы. Причина их использования — самая высокая среди продуктов этого типа химическая и механическая стойкость.

Твёрдые и мягкие

Главная задача при выборе ракельного полотна — установление его твёрдости, требуемой для конкретной работы. Измеряется она специальным прибором — твердомером (в буквальном переводе с англ. дюрометром) по шкале Шора А, располагаясь в диапазоне 50—95 единиц. Условно, к мягким ракелям можно отнести полотна с твёрдостью 60, к средним — 70, к твёрдым — 80, к полотнам высокой твёрдости — 90 единиц.

Все приборы оснащены диском с цифровой разметкой и индикаторной стрелкой. Чувствительный элемент (игла) при нажатии утапливается в измеряемое изделие, а на «циферблате» отображается число. Для сохранения точности прибор должен проходить ежегодную аттестацию (калибровку).

Наибольшей популярностью, независимо от типа работ, пользуются ракели со средней твёрдостью 70 единиц Шора А, обеспечивающие качественный перенос красочной плёнки на материал. Но на выбор твёрдости сильное влияние оказывает тип краски: более агрессивные (сольвентные и УФ-отверждаемые) способствуют износу ракеля больше, чем стандартный пластизоль или водные краски. Чем жёстче ракельное полотно, тем устойчивее к растворителям. Чтобы предотвратить деформации, используйте более твёрдые полотна.

Затруднить выбор ракеля может тип печатного оборудования. У жёстких полотен коэффициент трения ниже, и они меньше подвержены истиранию. Полотна высокой жёсткости рекомендуются при большой скорости в автоматических машинах: в процессе печати их износ ниже. Более мягкие используются при низком давлении и малом коэффициенте трения, в основном, на ручных станках. Зависит жёсткость ракельного полотна и от печатаемого сюжета. Мягкие ракели переносят более толстый слой краски, чем твёрдые, поэтому рекомендуются при печати плашечных работ. Для растра лучше подойдут жёсткие, продавливающие сквозь сито небольшое количество краски.

При печати растровых работ очень важно настроить давление нажатия и установить ракель под углом 75°, иное значение приведёт к большему переносу краски на запечатываемый материал, растровые точки воспроизведутся нестабильно.

Большинство производителей маркируют ракельные полотна цветом, меняющимся в зависимости от жёсткости. Например, одна из версий: 60 Шор A — прозрачный, 70 — зелёный, 80 — красный, 90 — молочно-матовый. К сожалению, стандартов цветовой разметки нет.

Одно из самых больших новшеств в технологии ракельных полотен за прошедшие 15 лет — совмещение в одном ракеле полотен разной жёсткости, позволяющее формировать двух-трёхслойные полотна, резко улучшающие качество трафаретной печати. Работая с однослойным ракелем, при снижении качества передачи краски печатники увеличивают давление на него, чтобы сгладить изъяны и неровности. Но при этом лезвие изгибается. Избежать этого можно с помощью многослойных и композитных (со стекловолоконной вставкой) ракельных полотен, исключающих изгибы и обеспечивающих постоянство угла атаки.

В многослойных ракелях по краям более мягкий материал (60 или 70 Шор А), в центре твёрдый (90). Прочная армирующая середина не позволяет ракелю изогнуться при увеличении давления. Отметим один из современных способов фиксации угла атаки однослойных ракелей — систему Flex Control от Printer’s Edge: ракеледержатель с регулируемой по всей длине фиксирующей скобой.

При выборе полотна учтите, что у 2-слойного ракеля лишь две рабочих грани (в отличие от 1- и 3-слойного) и он дороже 1-слойного. У 3-слойного, как и у 1-слойного, четыре грани, он стабильнее в работе, но стоит больше, чем 2-слойный и 1-слойный. Композитный ракель — самый дорогой, имеет литой профиль, почти не впитывает краску, обладает большей тиражестойкостью.

 

Ракели — анфас и профиль

Толщина передаваемого ракелем слоя краски зависит от типа его профиля. Среди предлагаемых на рынке профилей — прямоугольный; с V-образной заточкой; с полукруглым краем; с односторонней заточкой; с двух- и трёхслойной заточкой; композитный со стекловолоконной вставкой. Прямоугольный — самый распространённый в трафаретной печати, позволяет печатать на плоских и цилиндрических поверхностях. Профиль с закруглённым краем, как правило, используют в текстильной промышленности и там, где необходим большой перенос краски. Типичные сферы применения скошенных лезвий (V-образный и с односторонней заточкой) — печать по скруглённым поверхностям. Двух- и трёхслойные ракели (70/90 или 70/90/70) удобны тем, что при нажатии не изменяется их угол атаки, а перенос краски полностью выполняет кромка твёрдостью 70 ед. по шкале Шора А.

 

Обслуживание и хранение

При работе с агрессивными красками, во избежание впитывания краски в ракельное полотно, каждая его сторона не должна использоваться более 4 часов. И не следует продолжать работу с полотном после того, как оно начнёт крошиться. Деформация и размягчение — последствия слишком долгого нахождения ракеля в краске. Отработанный ракель вытащите из держателя и протрите очистителем, удалив все остатки краски. Повторно используйте только через 24-48 часов. Ракельные полотна из полиуретана храните в сухом прохладном помещении. Поскольку полотна продаются в бухтах (катушках), а иногда и в виде «нарезки», скрученное полотно нужно сразу распрямить, разложив на столе или повесив на стену.

Важный элемент поддержания ракеля в рабочем состоянии — его заточка. Она осуществляется на специальном оборудовании при помощи шлифовального круга с алмазной крошкой и горячего ножа, дающего идеальную высоту отреза (с точностью до 0,1 мм). Одна из потенциальных проблем — плавление ракельных ножей при слишком высокой скорости шлифовального круга.

Об авторе: Владимир Мищенко (vladimir.mischenko@tampomechanika.ru), технолог бизнес-направления тампонной и трафаретной печати компании «ТампоМеханика».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 36