2007.02.05, Автор: Игорь Терентьев3266 прочтений

Российский рынок CTP: поставщики раскрывают карты

Теги: Допечатные процессы Publish

Ведущие российские поставщики CTP впервые собираются за круглым столом в редакции Publish и объявляют итоги продаж за 2006 г.

Ведущие российские поставщики CTP впервые собираются за круглым столом в редакции Publish и объявляют итоги продаж за 2006 г.

В декабре 2006 г. представители ведущих игроков на российском рынке CTP приняли приглашение редакции и собрались для обсуждения итогов года, тенденций и перспектив. Учитывая состав участников («Терем», «Нисса», «ЯМ Интернешнл», «Полиграфические системы», «ВИП-Системы») и перечень предложенных нами вопросов, событие оказалось беспрецедентным. К сожалению, группа компаний HGS отказалась от участия «по ряду объективных и субъективных причин», поэтому данные о её инсталляциях — наша оценка. «Амос» из Санкт-Петербурга сфокусировала свои усилия на флексографском секторе, поэтому сочла участие нецелесообразным, однако данные о её инсталляциях мы получили. Не смогли присутствовать и представители ГК «Легион», но сообщили основные данные об инсталляциях за 2006 и предыдущие годы. Чуть позже всю запрошенную информацию предоставила «Гейдельберг-СНГ», представитель которой в день мероприятия был в командировке. Пошли нам навстречу и в «Комлайне», сообщив обо всех своих инсталляциях. Фактически, компании, реально и виртуально участвовавшие в круглом столе, осуществили более 95% (104 из 108) инсталляций CTP в России, поэтому наше исследование можно считать достоверным срезом рынка. Не претендуя на абсолютную точность (могли выпасть из поля зрения единичные поставки, а данные о продажах HGS и др. поставщиков — косвенные), мы уверены, что погрешность невелика. Понятен и небольшой разрыв в сумме общего количества инсталляций за все годы по производителям (305) и поставщикам (301) — некоторые производители успели сменить партнёров и схемы продаж, и надеяться на идеальный баланс не приходится.

 

Итоги продаж

Хотя мероприятие состоялось ещё до конца года, последние цифры уточнялись уже в январе, поэтому в них отражены все установки в 2006 г. Итоги продаж представлены на диаграммах. К сожалению, полной картины по продажам за 2005 г. получить не удалось, поэтому приводим данные за 2006 г. и суммарные за всё время поставок CTP в Россию.

Итоговые цифры превысили даже самые оптимистичные ожидания участников рынка — 108 инсталляций! Бесспорный лидер 2006 г. среди поставщиков — «Терем» с 30-ю инсталляциями (27,8% рынка), за ним следуют «Нисса» — 23 (21,3%), «ЯМ Интернешнл» — 12 (11,1%). Открытием года следует считать «Полиграфические системы», буквально ворвавшиеся на рынок CTP и сумевшие за первый год работы установить 9 (8,3%) машин Screen. И это один из двух заметных игроков рынка в 2006 г., представляющих единственный бренд CTP. Далее плотной группой следуют «Гейдельберг-СНГ», HGS (вместе с «Апостроф») и «ВИП-Системы».

Реакция поставщиков вполне предсказуема: очень довольны в «Тереме», добившемся 3-кратного роста относительно 2005 г.; горды успехом «Полиграфические системы». Констатировав, что с 5% ростом план продаж выполнен, «Нисса» комментирует: «Мы достигли поставленных целей, сохранив свою долю рынка». После 5 инсталляций в 2005 г. «Гейдельберг-СНГ» также считает план продаж достигнутым — рост на 60%.

И. Микаэлян: «При всём интересе к беспроцессным пластинам, я считаю, что, будучи ответственной компанией, мы обязаны провести детальное тестирование, подтвердить стабильность новой технологии и только после этого начать её широкий вывод на рынок»

Игорь Микаэлян («ЯМ Интернешнл»): «В 2006 г. мировой спрос на CTP-пластины FujiFilm существенно превысил производственные возможности. Наша компания, ставя во главу угла безусловное выполнение обязательств перед клиентами, была вынуждена учесть создавшийся дефицит и сознательно пойти на ограничение продаж систем CTP. Сегодня мы констатируем, что ввод в эксплуатацию новой производственной линии (в октябре 2006 г.) позволит продвигать фотополимерные CtP FujiFilm в полном объёме». Более чем вдвое ухудшились продажи «ВИП-Систем». Даже объединение результатов двух поставщиков — HGS и «Апостроф», дистрибьюторов сразу трёх марок — не дало им заметной доли рынка. Судя по результатам «Комлайн» (3 машины), компания фокусируется на поставках недорогих систем от RIPit. Тремя инсталляциями офсетных CTP отметился «Амос». Похоже, взял паузу «Легион» — после двух инсталляций DotLine в начале года и подписания договора с Luescher других результатов пока нет.

Несколько неожиданно выглядит итоговая таблица по производителям. ECRM лишь немного отстала от Kodak (по иронии судьбы к этому событию приложил руку дистрибьютор последней). В категории «от 10 до 20» три марки: Screen, FujiFilm и Agfa. Чуть не дотянула Heidelberg, заметно отстала Escher-Grad, а замыкают таблицу «новички» — RIPit и DotLine.

Продажи CTP в России по производителям и технологиям

Ситуация в общем зачёте за всё время развития рынка CTP принципиально не отличается. Явных лидеров среди поставщиков два. За счёт успеха последнего года слегка вырвалась вперёд компания «Терем» с 22,3% рынка, её преследует «Нисса» — 21,3%. Далее с заметным отставанием идут «ЯМ Интернешнл» (13%), «ВИП-Системы» (10%), «Гейдельберг-СНГ» (9,3%). Первая пятёрка удерживает три четверти (76%) рынка CTP в России. На долю следующей пятёрки остаются лишь 21,6%.

Что касается марок, то лидерству Kodak пока ничто не угрожает. В России установлено 80 устройств, или 26,2% рынка. Второе место с заметным отставанием у ECRM — 15,7%, а далее плотной группой следуют сразу пять производителей (Agfa, FujiFilm, Heidelberg, Escher-Grad, Screen), на которых приходится половина российского рынка CTP. В этот список мы по понятным причинам не включаем Esko Graphics, ушедшую с офсетного рынка.

Продажи CTP в России по поставщикам и технологиям

 

Технологии и форматы

Острота конфликта между «тупоконечниками» и «остроконечниками» от CTP на почве продвижения термальной или фиолетовой технологий несколько спала, хотя время от времени словесные схватки на страницах прессы и форумах подливают масла в огонь. В конечном итоге, оптимальных применений для обеих технологий не отрицает никто. Неслучайно доселе продвигавшая исключительно «термал» «Нисса» договорилась о дистрибуции с сугубо «фиолетовой» ECRM, а долгое время занимавшиеся фиолетовыми решениями «ВИП-Системы» стали дистрибьютором термальных машин Agfa.

Что касается распределения сил, цифры вполне красноречивы. По итогам года с перевесом в 10 инсталляций лидируют фиолетовые системы. В фиолетовом секторе 37% приходится на ECRM, 20% — на FujiFilm. Примерно половина термальных систем марки Kodak (24), в погоню ним устремилась Screen (15). Термальные системы работают с одним типом пластин, в то время как «фиолетовый» лагерь в этом смысле неоднороден — примерно две трети приходится на инсталляции для фотополимерных пластин, остальные — для серебряных.

Общая картина инсталляций за все годы схожа — но численное превосходство «фиолетовых» заметнее: 57% (171) против 42% (125).

В какую сторону качнутся весы дальше — предсказать сложно. Вряд ли кто-то сильно удивится, если в наступившем году, наконец, «выстрелят» термальные системы Heidelberg, да и Agfa заявила о направленности на «термал». С другой стороны, можно ожидать продолжения успеха ECRM, а дистрибьютор FujiFilm обосновано рассчитывает на ускоренные темпы роста.

В распределении по форматам появилась новая категория — малоформатные (2-полосные) для металлических форм. Здесь лидирует «Гейдельберг-СНГ» (3 инсталляции). Всё более популярен 4-полосный формат: количество машин в этом секторе лишь немного уступает традиционному оплоту ведущих поставщиков — 8-полосному. Лидер «ЯМ Интернешнл», по 5 машин установили «Нисса», «Терем» и «Гейдельберг-СНГ». В 6-полосном секторе, куда мы отнесли и близкие по формату газетные машины, подавляющее превосходство «Терема» — 15 машин, половина всех инсталляций.

В самом массовом 8-полосном секторе, где главными покупателями являются типографии с оборудованием полного формата, лидирует «Нисса» (9 инсталляций), второе место за «Теремом» (8), почётное третье за новичками, «Полиграфическими системами» (6). В секторе же VLF, где даже единственная продажа — очень масштабный проект, оказалось всего три игрока: лидер «Нисса» — 3 машины, у «Амоса» и «Терема» — по одной.

Что касается распределения по видам типографий, то более половины инсталляций пришлись на коммерческие. CTP в чисто газетных и смешанных установлено примерно поровну. Вероятно, в ближайшие годы будет всё более явной тенденция смещения спроса в направлении универсальных CTP, обеспечивающих высококачественными формами коммерческие машины, и достаточно быстрых, чтобы успевать за газетными цехами. Неслучайно организация Print City провела исследование на тему «Источники дополнительной прибыли для газетных типографий», в котором рассматривается эффективность решений для выпуска газетчиками коммерческой и полукоммерческой продукции. Результаты Publish начнёт публиковать в марте (№ 2).

 

Тенденции и перспективы

Участники обменялись мнениями по поводу тенденций рынка ушедшего года и планов на будущее. «Терем» отметила повышение спроса на более дорогие, чем ECRM, устройства Agfa (включая термальные формата B1). Успешно продаются газетные системы и CTP для серебросодержащих пластин. В ближайшее время компания планирует завершить первую установку фиолетового CTP ECRM формата А3 — интерес к «настоящим» малоформатным устройствам для металлических форм перешёл в практическую плоскость, и это перспективно. «Терем» собирается сохранить достигнутую долю рынка CTP и расходных материалов. Шпилькин ожидает, что вскоре новыми CTP заинтересуются типографии, уже имеющие устройства, купленные в 2001–2004 гг. Помимо обновления и выбора более скоростных, появятся желающие увеличить формат до VLF. Будет продолжаться рост спроса на газетные устройства со стороны региональных типографий. Свободные же от химии пластины нужно попробовать и только потом активно внедрять на рынок.

Андрей Степанов и Дмитрий Волосков («Полиграфические системы»): «Подписав соглашение о поставках CTP Screen на “Полиграфинтер-2005” и установив первую систему в апреле, до конца года мы запустили 9 машин. Стратегически решили заниматься только термальными системами, начиная с формата B2»

Представитель «ЯМ Интернешнл» дал прогноз продаж на 2007 г. — до 110 устройств, существующее равновесие между фотополимерной и термальной технологиями сохранится. Ожидаемое соотношение продаж по типам и форматам: газетные — 30%, VLF — 10%, B1 —25%, B2 — 40%. Он также отметил, как наиболее заметную рыночную тенденцию: практически полное прекращение поставок на мировом рынке так называемых «зелёных» и «серебряных» систем CTP, что связано с качественными и экологическими аспектами их работы. Он отметил, что большая часть «серебряных» систем может быть переоборудована для работы со стандартной фиолетовой технологией, что позволит их владельцам идти в ногу со временем.

«Полиграфические системы» в перспективе оценили долю машин VLF в 5%, а по остальным форматам — в равной пропорции. Общий же прогноз продаж — 120 систем.

«ВИП-Системы» считают, что прошедший год ознаменовал насыщение рынка, поэтому на следующий можно ожидать продажи около 100 машин. Прогноз по форматам: увеличится спрос на доступные по цене 2- и 4-полосные устройства — 20-30% рынка, системы VLF станут покупать в основном для замены ранних поколений — около 8-10%, 6- и 8-полосные машины будут основным сектором продаж — 60-70%.

Алексей Якимов («ВИП-Системы»): «6- и 8-полосные машины в 2007 г. останутся главным сектором продаж CTP»

«Нисса» отмечает, что, на фоне снижения интереса к чисто газетным системам, растёт спрос на 4-полосные и, особенно, 6- и 8-полосные, которые успешно применяются в типографиях, печатающих газеты и коммерческую продукцию. Заметно выросла активность всех игроков в термальном сегменте, а интерес к самым дешёвым решениям спал. Появилась тенденция к замене технологий, а крупные клиенты уже пошли по пути дооснащения. Ещё один вариант развития — модернизация CTP в тех случаях, когда это возможно. Не снижается популярность термальных негативных систем в газетах и крупных издательских типографиях. В наступающем году начнёт расти интерес к беспроцессным решениям в форматах B2 и B3. Прогноз продаж — около 100. «Нисса» считает важным сохранить собственную долю рынка в финансовом выражении, что обеспечит 5-10% роста.

В «Гейдельберг-СНГ» считают, что рост спроса на системы продолжится, причём сама структура продаж изменится в пользу термальных CTP. В планах на 2007 г. — увеличить количество инсталляций на 20-30% (из них 60-70% придётся на термальные).

Представитель Agfa Дж. Занни отметил, что компания будет ориентироваться на комплексные решения, прилагая больше усилий в продвижении термальных CTP и формата VLF. План на 2007 г. — удвоить продажи.

 

К открытому рынку

Участники круглого стола поблагодарили Publish за приглашение и стремление предоставить читателям объективную картину рынка. Мы же были приятно удивлены открытостью участников и готовностью рассказать многие из своих тщательно охраняемых секретов. Будем надеяться, что нам удастся провести такую же встречу и в следующем году, что позволит точнее выявить тенденции и перспективы рынка. Но главное — помочь нашим читателям осознанно сделать выбор решения и его поставщика.


 

Проекты

Предложив поставщикам рассказать о наиболее интересных проектах, мы преследовали двоякую цель: дать читателям более полное представление о диапазоне решений и оценить вектора интересов системных интеграторов.

С точки зрения «Терем», самыми интересными были три проекта. В Москве в типографии «ТалерПринт!» (до этого в ней не было даже ФНА) установлена Agfa Palladio II для серебросодержащих пластин, внедрено растрирование Sublima. Благодаря переходу на АСУТП Apogee, удалось реализовать территориальное разделение офиса, где выполняется приём, подготовка и обработка макетов, и производства, где установлено CTP. Другой любопытный проект — последовательное внедрение трёх CTP ECRM за один год в типографии «Нижполиграф», являющейся лидером книжного рынка России и газетного в Поволжье. А в московской «Медиа-Прессе» произошла смена поколений — параллельно с CTP Autologic (осталось как резервное) установлена Agfa Advantage с мощной АСУТП Arkitex. Вывод из неё выполняется на 2 CTP и 4 ФНА, объединённых в единую сеть.

Представитель «ЯМ Интернешнл» отметил лёгкость, с которой удалось внедрить CTP FujiFilm формата B1 с встроенной пробивкой в типографии «Вся полиграфия», ранее не занимавшейся допечатными процессами и не располагавшей квалифицированным персоналом. Было организовано взаимодействие и обмен данными между тремя офисами и производственной площадкой. И. Микаэлян отметил, что заказчики печатной продукции становятся все более требовательными к качеству и срокам производства, что заставляет российских полиграфистов приобретать системы CTP с максимальным набором функций.

«Полиграфические системы» вспомнили свою первую инсталляцию в активно развивающейся типографии «Профпресса» (Ростов-на-Дону), CTP формата B1. Она интересна тем, что при относительно небольшом ежемесячном потреблении форм (250–300 м2) типографии, специализирующейся на печати по картону, удалось за счёт перехода на прямой вывод решить ряд технологических проблем. Другая уникальная инсталляция сделана в московской типографии «50 копеек» — полностью автоматизированный комплекс на основе CTP Screen 8100. К машине, в которую загружаются три формата пластин в кассетах, за рабочий день можно вообще не подходить. Это произвело большое впечатление на заказчиков.

«ВИП-Системы» отметили рост общей квалификации поставщиков, разрабатывающих решения и внедряющих их на производствах, где ранее вообще не имели опыта работы с цифровыми технологиями. В начале года запуск системы Cobalt 6 в растущем Самарском доме печати занял всего три дня, и в дальнейшем у типографии практически не возникало вопросов по работе с ПО и CTP. А когда там почти полностью поменялась вся команда, то и новые люди быстро освоили систему.

«Нисса» заявила о своих масштабных проектах. В типографии «Советская Сибирь» установлена автоматизированная линия на базе Kodak Trendsetter производительностью более 40 форм в час, которая обеспечит работу газетной рулонной машины Uniset, других рулонных машин и коммерческого листового офсета. Это уже вторая CTP в этой типографии, первая была Trendsetter News 100. Показательно, что две типографии, находящиеся в одном здании («Советская Сибирь» и «Вояж») покупают в общей сложности 4 системы от Kodak — это говорит о степени доверия клиента надёжности и качеству оборудования. Знаковая инсталляция произошла в «Немецкой фабрике печати», где до этого эксплуатировалось две фиолетовых машин от разных производителей. После внедрения термального CTP клиенты отметили резкое снижение брака готовых форм. Масштабная и уникальная инсталляция запланирована на декабрь на «Первом полиграфическом комбинате», где устанавливаются сразу две системы Magnus VLF, одна полностью роботизирована (мультикассетная автозагрузка; проявка, обжиг, сортировка и загибка в линию).

Широко освещается в Интернете инсталляция в «АМ Графикс» — показательный и первый российский проект по внедрению беспроцессных пластин Thermal Direct.

«Гейдельберг-СНГ» выделила инсталляцию Suprasetter S105 в московской «Линия График». Клиент выбрал машину, самостоятельно протестировав доступные на рынке системы пяти основных поставщиков на собственной тестовой полосе. Контракт подписывала компания «Инит», но переговоры и техническое сопровождение вели представители «Гейдельберг-СНГ».


 

Рынок пластин

Первоначально планировалось оценить и просчитать также рынок CTP-пластин, однако не хватило «критической массы» для получения объективных цифр — помимо участников круглого стола, на этом рынке активны Ipris, «МакЦентр», «Легион», PrintHouse и «Реалайн». Поэтому цифр прозвучало немного…

Одновременно с поставками CTP Screen «Полиграфические системы» начали продажу термальных пластин для собственных инсталляций. Итог за первый год — 30 000 м2. «ВИП-Системы» в 2005 г. поставили 27 657 м2, а в 2006 г. — 47 000 м2. Все пластины продавались под собственные инсталляции для фиолетовых CTP. Полумиллионный барьер преодолела «Нисса», большая часть пластин термальные, около 80% для собственных инсталляций. «Терем» отметилась 600 тыс. м2, из которых половина — серебросодержащие, 38% — фотополимерные, 12% — термальные. По сравнению с 2005 г. достигнут двукратный рост, две трети пластин поставляется для собственных инсталляций. Бесспорным лидером рынка остаётся «ЯМ Интернешнл» — более 1 000 000 м2 фотополимерных и термальных пластин (в равной пропорции). И. Микаэлян отметил, что владельцы CTP, в отличие от потребителей аналоговых пластин, отдают предпочтение более высокотехнологичной продукции «премиум-класса», рассматривая ценовые вопросы во вторую очередь.

«ВИП-Системы», «Нисса» и «Терем» дали близкие оценки общего объёма поставок пластин для CTP в 2006 г. — 2,4-2,6 млн м2, оценив его рост примерно в 1,5-1,7 раза. Таким образом, на пятёрку участников, заявивших свои продажи, уже приходится 2,200 млн м2, или около 90% рынка! Из них наибольшую долю занимают термальные (1072 м2), далее следуют фотополимерные (775 тыс. м2) и серебросодержащие (300 тыс. м2).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus