101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Плёнки нового поколения<i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Мишель Сартор
  • 11 декабря 2006 г.
  • 5315
Благодаря широкому выбору плёночных материалов, полиграфисты предлагают разнообразную по дизайну упаковку для любых применений.

Несмотря на подорожание нефти, сказывающееся на цене традиционных плёнок, сегмент узкорулонной печати на гибких материалах развивается, постоянно предлагая инновационные решения. Именно они стимулируют увеличение объёмов и растущую популярность плёнки в широком спектре отраслевых приложений.

Многие считают, что плёнки преимущественно используются в упаковке. Директор направления плёнок Fasson Roll North America Деррик МакДональд уверен: «Основные рынки для узкорулонной печати на плёнке — товары для дома и личной гигиены, пиво и безалкогольные напитки, решения для защиты изделий, этикетки продуктов питания. Развитию наиболее перспективных направлений способствуют потребители, интересующиеся удобством, простотой применения и транспортировки». В сегменте товаров для дома и личной гигиены МакДональд прогнозирует рост в 3-5%, для пива и прохладительных напитков — больше 10%.

Джим Кэрайдс, отвечающий за разработку продуктов в Sunbelt Sales & Marketing Associates, подчёркивает: «Основные перспективы на рынках товаров личной гигиены (лучший по потенциалу) и длительного пользования, рекламных этикеток и автомобильных товаров».

Росту популярности плёнок способствовало развитие магазинной упаковки. «Одним из основных направлений стали самоклеящиеся этикетки для безалкогольных напитков: часть ведущих поставщиков перешла на «невидимые» полипропиленовые самоклеящиеся пивные этикетки, стремясь повысить привлекательность товара, выделить его на магазинной полке, увеличить рыночную долю», — объясняет Эд Дженкинс, менеджер Innovia Films (Великобритания) по продажам и маркетингу этикеточных и полиграфических материалов в Америке.

Директор направления упаковки, этикетки и технической продукции Treofan America Джон Найт добавляет, что становится больше круговых плёночных этикеток, особенно для бутилированной воды. По его мнению, причина в том, что ёмкости делаются в основном из пластика: «После того, как воду начали разливать в пластиковые, а не стеклянные бутылки, этикетка тоже стала пластиковой». МакДональд считает, что сегмент плёночных материалов растёт на 9-10%, хотя темпы могут утратить стабильность, несмотря на продолжающееся развитие рынков сбыта. Директор отдела плёнок UPM Raflatac Кари Виртанен, оценивающий рост в 6-8%, добавляет: «Рост несколько замедлился с повышением цен». В качестве примера он приводит упаковку с лицевой прозрачной плёночной и оборотной бумажной этикетками: «Рынок остро реагирует на изменения цен, плёночная этикетка не всегда столь выгодна, как раньше, когда по цене не слишком отличалась от бумажной».

Дженкинс добавляет: «Рост доли плёночных материалов в сегменте самоклеящихся этикеток для безалкогольных напитков измеряется двузначными числами, тогда как в сегменте товаров для здоровья и личной гигиены стабильно держится на уровне нескольких процентов. Как производитель отмечу усиление конкуренции и замедление темпов развития рынка плёнок по мере увеличения его объёмов».

Менеджер по стратегическому маркетингу MACtac Тара Фут считает, что рост потребности в плёнках не замедлился: «В определённых сегментах на плёночную этикетку переключаются быстрее, но в целом, по мере уменьшения ценового разрыва между бумагой и плёнкой, её использование будет расти».

 

Перспективная упаковка

Плёнки прочно вошли в нашу жизнь. Рассказывает совладелец фирмы Brushfoil Джим Паркер: «Среди заказчиков специальных металлизированных плёнок, имеющих шероховатую поверхность, имитирующих мазки по ней жёсткой кистью (brushed) и применяющихся для выпуска упаковки и этикетки, — студия 20th Century Fox Home Entertainment, Alcan, Mercedes-Benz и другие известные компании».

Кэрайдс добавляет, что в продукцию Sunbelt Sales & Marketing Associates каждый день упаковывают товары личной гигиены, домашнюю птицу, садово-огородную технику, автомобильные товары, текстиль, электронику, пищевые добавки, безалкогольные напитки, используют для транспортировки.

Товары в плёночной упаковке

По словам Дженкинса, Innovia Films выпускает широкий ассортимент двуосно-ориентированных плёнок (BOPP) разной ширины для самоклеящихся товарных этикеток, в т. ч. прозрачные, белые, металлизированные, без покрытия, с одно- и двусторонним покрытием для запечатывания любым традиционным способом, а также на цифровом оборудовании.

Plastic Suppliers предлагает плёнку EarthFirst на основе полученной из кукурузного сырья полимолочной кислоты (PLA). Вице-президент по развитию бизнеса Рич Айшфельд поясняет, что EarthFirst PLA — уникальный экологически чистый пластик для гибкой упаковки, традиционной и усадочной рукавной этикетки, решений с защитой от вскрытия и оконного производства.

Вице-президент по маркетингу, продажам и техническому обслуживанию Technicote Эрик Букредер считает, что PLA-плёнки будут укреплять присутствие на рынке: «Отличаясь высокой прозрачностью и прочностью, они разлагаются под воздействием влаги и тепла. Инновационный продукт, помимо экологичности, не зависит от колебаний цен на нефть».

 

Сложные технологии

Работать с плёнками изготовителям упаковки сложнее, чем с бумагой. Помимо учёта аспектов поведения при печати оборудование необходимо подстраивать под плёнки, напоминает Виртанен. Понадобятся другие краски, будут отличаться технологии высечки и горячего тиснения.

Найт считает, что главные трудности при работе с плёнками — более тонкие материалы и статическое электричество: «Если в типографии установлено спроектированное под бумагу оборудование, пластики станут проблемой. Придётся модифицировать машины или, как сейчас принято, инвестировать средства в современное оборудование, печатающее в т. ч. и на тонких пластиковых материалах».

«При переходе с бумаги на плёнку изготовители упаковки сталкиваются с проблемами сушки водных красок и лаков. Распространённые проблемы — расслоение адгезионного состава и слабая поверхностная адгезия», — делится опытом Кэрайдс.

Продакт-менеджер Protect-all Print Media Тара Старк подчёркивает, что сложности возникают из-за уровня поверхностного натяжения, имеющего ключевое значение для адгезии красок и покрытий к большинству плёнок: «Для печати флексокрасками по плёнкам HDPE (полиэтилен высокого давления) без покрытия стандартный уровень поверхностного натяжения не должен быть менее 36 дин. Cо временем он снижается, годность материала к печати падает. Избежать этого поможет установка в печатную машину устройства обработки коронным разрядом, повышающего поверхностное натяжение до нужного уровня».

«Победить проблемы при печати помогут плёнки со специальным покрытием. Сложности возникают и при работе со стабильными материалами, которые не растягиваются и достаточно прочны для высокоскоростной обработки: важно понимать особенности используемой плёнки, знать её свойства и технологию выработки», — поясняет Дженкинс.

Многие считают, что проблемы с плёнками стоят не так остро, как раньше. Продакт-менеджер FLEXcon Рик Харрис уверен: «Сложностей стало намного меньше, частично благодаря совершенствованию печатных машин и экструдеров. Характеристики поставляемых нами многослойных материалов (плёнка, покрытие, адгезив, лайнер) тщательно подобраны, рассчитаны на конкретные задачи и приложения, что снимает большинство вопросов».

 

Требования и спрос

У изготовителей упаковки и заказчиков есть определённые требования к материалам, в т. ч. плёнкам. «Полиграфистов интересует надёжность и стабильность материала в печатных машинах разных конструкций и типов. Приемлемой должна быть и цена. Интересы заказчиков сходны — высокое качество (прозрачность, поддержка разных способов печати) при постоянном снижении цен», — утверждает МакДональд.

С ним согласен Виртанен: «Для владельца торговой марки стабильное качество — залог успеха». Он считает, что наращивать скорость печати можно лишь с плёнками стабильного качества.

Найт добавляет: «От полиграфистов требуется этикетка нужной жёсткости. Заказчикам интересны водостойкие краски, ибо пластиковая этикетка водоустойчива. Для плёнок характерен высокий уровень глянца, так что изготовителям упаковки нужно быть готовыми и к таким требованиям».

«Индустрия ждёт повышения качества при снижении затрат: быстрее, лучше, дешевле. Выше производительность и пропускная способность, существенно ниже производственные затраты. Важными факторами становятся качество и стабильность материала», — подчёркивает Дженкинс.

 

Экономика

Себестоимость этикеточных материалов стабильно растёт, в т. ч. из-за подорожания нефти, цены на которую сказались на затратах многих отраслей промышленности, но на плёнках особенно, ибо сырьём для них являются нефтепродукты. «С января 2004 г. плёнки подорожали, в среднем, на 25%, остальные упаковочные материалы — на 13-15%», — комментирует один из экспертов.

Директор по стратегическому развитию MACtac Курт Шрамер уверен: «Цены на материалы из нефтепродуктов будут расти и впредь. Затраты перекладывают на потребителя и снижают за счёт оптимизации процессов (повышения скоростей и снижения отходов), уменьшения толщины материалов».

С ним согласен Паркер: «Плёнки станут дороже, поэтому изготовителям этикеток и упаковки придётся искать более эффективные способы работы, чтобы не повышать стоимость услуг».

Затраты пытаются сокращать, используя более тонкие материалы. Виртанен подчёркивает, что успешная замена возможна лишь при сохранении характеристик плёнки.

Найт уверен, что с повышением цен на нефть возродился интерес к упаковке из возобновляемого сырья — разница в стоимости с традиционными решениями стала существенно меньше: «Цены на PLA-плёнку Biophan почти не выросли, ибо сырьё — не нефть, а кукуруза. Сейчас эти материалы пользуются большим спросом — и для упаковки, и для этикетки».

Но региональный менеджер Multi-Plastics по продажам Роберт Вебер полагает, что подорожание нефти одинаково сказывается на всех направлениях: «От цен на нефть зависит всё, что нас окружает; жизнь и бизнес становятся дороже. Скажутся они и на производстве PLA-пластика из кукурузы — простого выхода из ситуации нет».

И всё же компании прилагают усилия для сокращения производственных затрат. «FLEXcon пытается компенсировать «нефтяной фактор» с помощью производственно-экономических программ, борьбы с отходами, концентрации на выпуске определённых продуктов по приемлемым для заказчиков ценам, благодаря экономии от сокращения ассортимента», — говорит Харрис.

 

Новые решения

Среди достоинств биополимерных PLA-плёнок — технологические особенности, выгодные производителям этикеток. Они характеризуются пониженной температурой усадки, длительным сроком хранения, обеспечивают высокую производительность, имеют естественный уровень поверхностного натяжения 38 дин, отличную стойкость к царапанию, соответствуют требованиям Управления по контролю за продуктами и лекарствами США, сохраняют характеристики при нагреве до 60,5 °С (а не до 40 °С, как другие).

Вместе с тем Вебер считает, что свойства плёнок практически не изменились: «Все эти годы совершенствовались краски и адгезионные составы». С ним согласен МакДональд: «Последние достижения в красочной химии — ускоренное отверждение и улучшенная адгезия для большинства плёночных материалов. Среди инноваций — недорогие «полумягкие» плёнки для широкого спектра продукции, требующего промежуточных по свойствам материалов, находящихся между эластичными и жёсткими плёнками. Их главная черта — объединение преимуществ обоих видов плёнок».

Что действительно изменилось, так это толщина плёнок. По словам Виртанена, производители выбирают более тонкие из-за низкой стоимости. Если раньше средняя толщина составляла 0,05 мм, теперь — всего 0,03 мм. Стали тоньше и лайнеры, истончившись с 0,04 до 0,025 мм.

Найт считает, что серьёзные преимущества открывают многослойные плёнки: «Вместо традиционных трёх слоёв, часто насчитывается пять: к материалу добавляют слои с различной функциональностью, интересной для полиграфиста и потребителя. Можно получить плёнки повышенной жёсткости, что упрощает снижение толщины — главного фактора для экономии средств».

Харрис отмечает: «Плёнки обязаны быть на острие развития, дабы соответствовать требованиям современных технологий: УФ-печати, многокрасочной (например, 12-секционной) печати, струйной печати, горячего тиснения, термопереноса».

 

Что на рынке?

По мере роста популярности плёнок у полиграфистов и заказчиков появляется свобода выбора. «Ассортимент расширился и теперь включает полиэтилен, полипропилен, полиэфир, полистирол, виниловые продукты наряду с различными технологиями обработки — соэкструзия, комбинирование полимеров, различная ориентация молекул (продольно- или двуосно-ориентированная), получаемая при использовании раздува или полива», — объясняет МакДональд.

Набирают популярность мягкие плёночные этикетки для сжимаемых ёмкостей. «Жёсткая этикетка сразу морщится. Она должна быть мягче, дабы сохранить товарный вид, сколько бы раз ни сжимался контейнер», — объясняет Виртанен.

По словам Кэрайдса, за несколько лет значительно расширился выбор синтетических листовых материалов, стало больше вариантов толщины, пористых плёнок, соэкструдированных и ламинированных серий, специальных покрытий».

Сейчас плёнки универсальны. «Их выбор по-прежнему очень обширен — от термостойкого полиэфира и стабилизированного винила для наружного применения, универсальных полипропилена и полиэтилена до PLA, целлюлозных и других биоматериалов из возобновляемых ресурсов», – говорит Дженкинс.

Они продолжают развиваться, занимают уверенные позиции и уже сейчас удовлетворяют всем требованиям полиграфистов. «Изготовитель этикеток подберёт плёнку для любых целей», – уверен Вебер. А будущее обязательно откроет новые возможности.


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com.


 

НАШИ

В России рост потребления плёночных материалов, особенно «суперпрозрачных», остаётся очень высоким. Главное объяснение — глобальный переход всех производителей водочной продукции на самоклеющуюся этикетку, в особенности в сегменте дорогих сортов. И суперпрозрачные плёнки становятся здесь своего рода «индустриальным стандартом». Не стоит забывать и о появлении в этом году нового рынка для самоклеящихся плёнок, ранее полностью занятого сухой этикеткой. Речь о пивной этикетке, где несколько мировых производителей представили сорта лёгкого пива всё с той же суперпрозрачной этикеткой. Этот рынок столь велик, что на ближайшие несколько лет можно уверенно прогнозировать стабильно высокий спрос на данный вид материалов. Что касается специальных плёнок, то в Россию столь же активно поставляется упомянутый в статье материал «brushed» в виде самоклеющейся плёнки PET Brushed Chrome от Avery Dennison под маркой Fasson. Он используется для выпуска этикетки на водку класса «Премиум».

Дмитрий Поляков (Dmitry.Polyakov@eu.averydennison.com), менеджер по маркетингу компании Avery Dennison Roll Materials Europe

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Горячо прижимая

Горячее ламинирование — одна из самых распространённых отделочных операций. Но на обновления в этой сфере обращают внимание гораздо реже, чем на новые печатные машины. Между тем прогресс, пусть и не столь очевидный, наблюдается и здесь.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104