2006.09.04, Автор: Алексей Забусик4478 прочтений

Форма содержания

Теги: Publish

Новое поколение TOC в Adobe InDesign CS2.

Новое поколение TOC в Adobe InDesign CS2.

Прочитав статью М. Иванюшина «Оглавление по списку» (Publish ? 5, 2003), я позавидовал автору, который мог не упоминать о недостатках QuarkXPress, связанных с форматированием автоматического оглавления. У меня такой привилегии нет, т. к. написать я хочу именно о преодолении этих недостатков. И не моя вина в том, что сегодня речь пойдёт о программе, которая ещё до своего рождения была объявлена «убийцей» любимого мною XPress.

Так выглядит оглавление с трёхступенчатой иерархией после «нажатия кнопки» в QuarkXPress 5 (рис. 1). Разумеется, оно требует доработки – разметки стилями символа. Сделать это опытному верстальщику с помощью горячих клавиш нетрудно, но ведь процедуру придбётся повторять после каждого обновления Lists!

Рис. 1. Автоматически сформированное оглавление в QuarkXPress 5

А вот как выглядит это же оглавление после «нажатия кнопки» в Adobe InDesign CS2 (рис. 2). Неправда ли, новый пакет впечатляет? Теперь даже сложное иерархическое оглавление с выделениями можно создавать автоматически и ничего не дорабатывать после обновления. Об этом я и хочу рассказать.

Рис. 2. Автоматически сформированное оглавление в InDesign CS2

Table of Contents (TOC) – инструмент создания автоматически обновляемого оглавления в InDesign CS2. После каждого обновления TOC все изменения заголовков отображаются в их образах в оглавлении. Это касается изменений и в тексте заголовка, и в форматировании символов, которыми он набран. Стили, которыми оформлены образы заголовков в оглавлении, подчиняются общей идеологии стилей в InDesign CS2. В частности, для оформления оглавления можно использовать вложенные стили (Nested Styles).

Сила TOC в InDesign CS2 настолько велика, что уместно говорить о TOC нового поколения. Вот перечень принципиально новых функций:

  1. Character Styles хоть и не участвуют в создании списка стилей TOC, но по умолчанию задействованы в форматировании образов заголовков в оглавлении.
  2. При формировании оглавления номеру страницы и отточию можно автоматически присвоить заранее созданные Character Styles с возможностью их последующего редактирования.
  3. Между образом заголовка и номером страницы можно использовать как привычный по другим программам табулятор, так и любой другой наборный символ (в т. ч. из специально выпадающего меню) или их сочетание.
  4. Образы разных заголовков одного уровня в оглавлении могут не разделяться на абзацы, а автоматически генерироваться в подбор.

В результате оглавление обновляется «нажатием кнопки» без малейшей последующей доработки!

В формировании автоматического оглавления в InDesign CS2 выделим пять шагов:

  1. Создание списка стилей.
  2. Быстрое предварительное форматирование оглавления с использованием "своих" Paragraph Styles.
  3. Разработка Paragraph Styles и Character Styles для оформления оглавления.
  4. Редактирование TOC с использованием Paragraph Styles и Character Styles, разработанных на третьем шаге.
  5. Получение окончательной версии автоматически сформированного, обновляемого и редактируемого оглавления с возможностью использования "послешаговых" настроек.
Рис. 3. Диалог TOC вызывается через меню LayoutБ??Table of Contents

На рис. 3 представлен диалог Table of Contents в развбёрнутом виде (LayoutБ??Table of Contents). В окошке TOC Style задабём имя стиля создаваемого оглавления. Это нужно, чтобы использовать созданную в текущем документе TOC в любом другом документе InDesign CS2. Импорт – через диалог Table of Contents Style в том же меню Layout.

Ниже, в окошке Title, вводим текст, которым будет озаглавлено оглавление: «Содержание», «Оглавление», «В номере», «Contents» и т. п. В этой же строке справа указывается, каким Paragraph Style будет оформлено заглавие будущего оглавления. Имя этого Paragraph Style не должно оказаться в списке стилей TOC.

В противном случае после обновления TOC первым или последним пунктом оглавления (в зависимости от месторасположения оглавления в публикации) будет ни что иное, как образ заглавия оглавления.

Шаг 1. Создание списка стилей | Из правого (Other Styles) окошка группы окон Styles in Table of Contents кнопкой Add переносим имена необходимых Paragraph Styles, используемых в оформлении публикации, в левое окошко – Include Paragraph Styles. Обратное действие – удаление лишнего Paragraph Style из окна Include Paragraph Styles – кнопкой Remove. Character Styles в создании списка стилей участия не принимают.

Шаг 2. Быстрое предварительное форматирование оглавления «своими» стилями | Когда список стилей создан, приступаем к его предварительному форматированию: щелчком левой кнопки мыши выбираем имя стиля из списка, а в расположенном ниже окне Entry Style выбираем для каждой строки списка стилей одно и то же – Same Style. Предварительное форматирование оглавления проходит быстро и позволяет получить текст оглавления с той же иерархией заголовков, что и в публикации.

Шаг 3. Разработка стилей для оформления оглавления | После окончания предварительного форматирования оглавления щбёлкаем ОК и размещаем его текст на странице публикации или рядом с ней на «Рабочем столе». Рекомендую на этой стадии не связывать полученный текст с остальной публикацией.

Не исключено, что, кроме заглавия оглавления и маркера неразмещбённого текста в нижней части бокса, вы ничего не увидите. Это нормально, т. к. для предварительного форматирования оглавления мы использовали «свои» Paragraph Styles – те, которыми оформлены соответствующие заголовки в теле публикации, а в некоторых наверняка были включены опции удержания (например, Start Paragraph In Next Column), которые не позволили разместиться всему тексту оглавления в одном боксе. Это легко исправить. Достаточно выделить весь текст оглавления с помощью , затем, нажав угловой маркер на палитре Paragraph, войти в диалог Keep Options (доступно также через ) и в окошке Start Paragraph установить Anywhere. Теперь текст оглавления появится в боксе.

Полученное оглавление будет отформатировано так же, как соответствующие заголовки в публикации. Теперь, изменяя форматирование текста оглавления, отточий и номеров страниц с помощью управляющей палитры (Control), палитры Tabs и др., создабём:

а) Paragraph Style для образа заголовка каждого уровня иерархии;
б) Character Style для номеров страниц;
в) Character Style для отточия.

Без грамотной разметки текста публикации стилями невозможно эффективно использовать TOC. Обратите внимание: некоторые атрибуты стилей символа для отточия и номера страницы придбётся задать вручную, открыв диалог редактирования соответствующего Character Style.

Идеология Character Style в InDesign CS2 отличается от Character Style в QuarkXPress. Первый может содержать в себе не все атрибуты символа, а только часть. Например, чтобы выделить цветом некоторые символы в трбёх Paragraph Styles (разные гарнитура, кегль, начертание и т. д.), не надо создавать три Character Styles, достаточно создать один Character Style, в диалоге которого пустыми будут все окошки, за исключением Character Color.

При применении такого Character Style к символам различных Paragraph Styles изменяться будет только цвет выделенных символов, а остальные атрибуты (гарнитура, кегль, начертание и т. д.) останутся нетронутыми.

При автоматическом создании Character Style не включает в себя все атрибуты выделенного символа, лишь отличие изменбённого символа от остальных в базовом Paragraph Style. При создании Character Style на основе другого стиля символа вновь созданный Character Style суммирует установки предшествующего Character Style и новые установки, применбённые к выделенным символам. При использовании Character Style поверх другого стиля символа происходит отмена ранее применбённого Character Style, а установки нового Character Style добавляются к установкам базового Paragraph Style.

В InDesign можно встраивать Character Styles в Paragraph Style. При этом создаются Nested Styles – вложенные стили. Их удобно использовать для оформления маркированных и нумерованных абзацев, рубрикации заголовками в подбор и других случаев, где без ручной разметки текста стилями символа требуется акцентировать заданный диапазон символов.

Шаг 4. Редактирование TOC с использованием Paragraph Styles и Character Styles, разработанных для оформления оглавления на третьем шаге | Возвращаемся в TOC и редактируем ебё установки. Сначала повторяем действия шага 2 с той разницей, что повсеместный Same Style заменяем на стили, созданные на шаге 3.

Теперь с помощью кнопки More Options разворачиваем диалог TOC и задабём для каждой строки окна Include Paragraph Styles стиль оформления номера страницы и оформления отточия, также созданные на шаге 3.

Шаг 5. Получение окончательной версии автоматически сформированного, обновляемого и редактируемого оглавления с возможностью использования дополнительных настроек | Целесообразно не просто закрыть кнопкой ОК диалог Table of Content, а сохранить текущий TOC Style, задав ему оригинальное имя.

В зависимости оттого, включена или отключена опция Replace Existing Tables of Contents, обновится существующее оглавление или будет создано новое.

Полученное оглавление удобно для редактирования, гибко обновляется и не требует никаких ручных настроек после очередного обновления.

Наш пример на рис. 2 (типичное оглавление школьного учебника) обновляется автоматически и не требует никаких ручных настроек. Будут ли внесены правки в текст заголовка, изменятся ли атрибуты символов, появятся ли в макете новые заголовки, Paragraph Style которых включбён в список стилей TOC, – все эти изменения после обновления TOC отобразятся в оглавлении. При этом номера страниц и отточия останутся верны своему Character Style.

Остабётся рассказать о дополнительных настройках TOC.

I. Sort Entries in Alphabetical Order – расположение образов заголовков в алфавитном порядке. Причбём как для всего оглавления насквозь, так и для образов заголовков только одного Paragraph Style. Сортировка по алфавиту используется, например, в многотомниках: в последнем томе в алфавитном порядке указываются все произведения с указанием номера тома и страницы в нбём.

II. Create PDF Bookmarks – позволяет при экспорте документа в PDF создать интерактивные закладки. Кроме включения опции, необходимо активизировать функцию Include Bookmarks в диалоге Export Adobe PDF, которая по умолчанию отключена. Результат правильного использования – удобный навигатор по документу PDF. По щелчку на одном из пунктов Bookmarks (Закладки) в Adobe Acrobat осуществляется переход на соответствующую страницу документа.

III. Replace Existing Tables of Contents – в зависимости от того, включена или отключена функция, можно обновить существующее оглавление или создать ещбё один автономный вариант его. Если бокс, в который помещено оглавление, выделен, то, выбрав из меню Layout команду Update Table of Contents, можно, не открывая диалога TOC, обновить оглавление.

IV. Include Book Document – позволяет создать общее оглавление для всех документов, обюединбённых в книгу (Book). Опция доступна только из документа, входящего в состав книги.

V. Run-in – позволяет создать не разделбённое на абзацы оглавление (в подбор), но только не имеющее иерархии. В иерархическом оглавлении в подбор генерируются лишь образы заголовков одного стиля из окошка Include Paragraph Styles. Образы заголовков разных стилей всегда остаются разными абзацами. Для оформления оглавления в подбор следует отменить использование табулятора в Between Entry and Number и заменить его символом из выпадающего списка, любым наборным символом или комбинацией. При этом Character Style, выбранный в окошке Style из строки Between Entry and Number, автоматически назначается символу, заменяющему табулятор с отточием.

VI. Include Text on Hidden Layers – позволяет включать или не включать в оглавление образы заголовков, расположенных на невидимых слоях (разумеется, если стили, которыми они оформлены, добавлены в окошко Include Paragraph Styles). Расположение слобёв друг относительно друга (один над другим) не влияет на последовательность образов заголовков в оглавлении. При формировании оглавления учитывается взаимное расположение заголовков: заголовок, расположенный выше по тексту публикации, отображается выше и в оглавлении. При прочих равных условиях последовательность образов заголовков в оглавлении зависит от времени создания слоя: образы заголовков со слоя, созданного позже, располагаются в оглавлении ниже.

Об авторе: Алексей Забусик (moresolnce@yandex.ru), независимый автор из Севастополя.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus