101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Стабильный препресс для нестабильной печати

  • Дмитрий Белкин
  • 13 июня 2006 г.
  • 3541
Нестабильность печатных процессов по сей день не даёт спокойно спать многим полиграфистам. Для её ликвидации прикладываются огромные усилия, проводятся масштабные исследования, совершенствуется оборудование, ищутся решения в различных областях – от обновления расходных материалов до модернизации печатных машин.

И если в офсете добились значительных успехов, то во флексографской печати вопрос стоит остро. Особенно для широкорулонных машин, при запечатывании т. н. промупаковки (чипсы, мороженое, рекламные ПЭ пакеты, макаронные изделия, кетчупы, масложировые продукты и т. д.).

Сочетание сложных многоцветных дизайнов с большими габаритами упаковки и широким спектром специфических запечатываемых материалов не даёт использовать узкорулонные машины, где качество печати порой сопоставимо с офсетом.

Чем ниже качество печатного процесса, тем выше требования к допечатной подготовке. Следуя этой формуле, остановимся на решениях, позволяющих создавать макеты, для которых влияние нестабильности печатного процесса минимально.

 

Откуда нестабильность?

Рассмотрим, сколь существенной может быть нестабильность, каковы её характер, значение и причины.

С проблемой повторяемости одинаковых тиражей (по прошествии месяца и более) сталкиваются во всех секторах флексографской печати, но обеспечение стабильности результата в рамках одного тиража – вопрос, наиболее остро стоящий перед широкорулонными типографиями.

Основные причины нестабильности:

  • несовершенство красочного аппарата (не все машины оснащены ракельными камерами);
  • высокая летучесть растворителей часто используемых спиртовых и водных красок;
  • влияние микроклимата в цеху на свойства краски (температура, влажность);
  • большие тиражи (10-30 км, средний этикеточный тираж – 1000 м);
  • негативное воздействие красок, а точнее, содержащихся в них активных веществ, на печатные формы (набухание полимера);
  • «сложные» запечатываемые материалы с точки зрения приводки и взаимодействия с краской;
  • высокая степень натиска в печатной паре;
  • неустойчивость растровой структуры в области высоких светов 1–4 % (иногда растровые элементы выкрашиваются).

В таблице 1 – максимальные значения отклонений н”E (CIELAB) по чистым цветам, в таблице 2 – значения растискивания.

Таблица 1. Величины цветовых отклонений в пределах среднего тиража, н”E CIELAB

Лучшие результаты, как правило, достигаются на дорогостоящих печатных машинах с современной оснасткой и высокой технологической культурой производства, где стабильность процесса высока и по основным параметрам вписывается в стандартные допуски для офсетной печати. Нас же интересуют следующие два уровня качества.

Таблица 2. Отклонения растискивания в пределах среднего тиража, %

Нестабильность воспроизведения плашечных элементов не может быть скомпенсирована на этапе допечатной подготовки, поэтому основной акцент – на учёте отклонений растискивания и методах, позволяющих изготавливать устойчивые (полиграфичные) дизайны.

 

Чёрный нам поможет

Решающий подобные задачи специалист допечатной подготовки должен понимать, что возникновение ахроматических сдвигов неизбежно: с немного более светлым или тёмным оттиском придётся мириться до тех пор, пока не повысится стабильность процесса. Мы же хотим обратить внимание на хроматические сдвиги, обусловленные возникновением разнонаправленных отклонений.

Например, если в процессе печати тиража растискивание по всем краскам увеличивается или уменьшается в одну сторону, то с точки зрения сохранения тона изменения можно назвать сбалансированными.

Но, когда возникают отклонения в разных направлениях, пусть даже на меньшую величину, итоговый сдвиг может оказаться критичнее.

Наиболее это заметно в дизайнах, содержащих протяжённые области, окрашенные в близкие к нейтрально-серым цвета. В офсете этот фактор контролируем и известен под названием «спред полутон» (mid-tone spread), его отклонение ограничено допуском 2–4 %.

Несложно представить, сколь значительными могут быть хроматические сдвиги нейтрально-серых тонов в случае наихудшего качества при возникновении разнонаправленных отклонений. Очевиден вывод – чем меньше триадных каналов используется для воспроизведения того или иного цвета, тем они устойчивее в тираже (рис. 1).

Рис. 1. На цветовых полях столбцов A, B и C смоделировано воздействие нестабильности ростиска печатного процесса. Приведены три идентичных схемы отклонений (А, В, С), базирующихся на худшем варианте (табл. 2) для двух алгоритмов цветоделения – «стандартного» флексографского с минимальным содержанием чёрного (слева) и «устойчивого», базирующегося на ограничении роли триадных цветов (справа). В центре – результат эталонного цветоделения. Соответствующие значения отклонений и их средние величины приведены в таблице 3.

Основная идея допечатной подготовки, нацеленной на повышение полиграфичности дизайна, – снижение количества одновременно используемых триадных красок (каналов) в цветных областях макета, а в нейтрально-серых или близких к ним – желательная замена триады на чёрный эквивалент.

В итоге, каждый дизайн потребует ещё более тщательного рассмотрения, встанет вопрос применения различных профилей (с отличающимися установками цветоделения) для разных областей макета, что существенно осложнит работу. Но глаза боятся, а руки делают.

Привычная формула флексографского цветоделения – без чёрного или с минимальным его содержанием – перестаёт быть универсальной. Для областей, близких к нейтрально-серым, и пересчёта из одной цветовой координатной системы в другую (далее – просто пересчёта) потребуются профили с максимальным моделированием чёрного во всём диапазоне тоновых градаций.

Перед специалистом возникает дилемма – реализм или полиграфичность. Советуем заранее согласовывать с заказчиком широту манёвра, разюяснив причины, и, в дозволенных рамках, выполнять требуемую корректировку, стремясь к максимальной полиграфичности макета.

 

Несколько примеров1

Первый (рис. 2) – пёстрая мешанина фруктов, на фоне которых рекламируемые продукты в пластиковой упаковке. Его особенность – присутствие большого количества воздействующих на зрительный аппарат человека стимулов, отвлекающих от отклонений в процессе печати. По сути, дизайн изначально полиграфичен.

Рис. 2.

На макете две критичные области – пластиковые баночки нейтрально-серого цвета и протяжённый светло-оранжевый фон с нисходящим в ноль градиентом в голубом канале, имеющим значительный участок в высоких светах.

В первом случае для пересчёта применим профиль с максимальной генерацией чёрного, оставшуюся в каналах CMY информацию ослабим (не менее 4 %), повысим контрастность, усилим чёрный канал. Информацию из триадных каналов совсем удалить нельзя, т. к. из-за подсвечивания светом, отражённым от соседних цветных обюектов, происходит хроматический сдвиг нейтрально-серого тона пластиковой поверхности баночек. В этой области не удастся избежать заметных отклонений от оригинала, т. к. после ретуши высоких светов произойдёт существенное затемнение. Причина – растискивание при печати минимально допустимого значения процента растровой точки в высоких светах (2–3 %) до 10–15 %, что и видно на рисунке.

Для градиента сместим в голубом канале зону обрыва в более контрастную область. Возникающий хроматический сдвиг не будет сильно заметен.

Пересчёт остальной части сюжета выполним с помощью профиля без генерации чёрного. Для придания цветового контраста и ретуши высоких светов2 области, содержащие протяжённые переходы в критичных диапазонах (яблоко, апельсин, помидор, мандарин), сместим в зону более чистых цветов.

Работа со вторым дизайном (рис. 3) требует более тщательного подхода, так как 90 % сюжета – нейтрально-серые или близкие к ним тона. Для пересчёта – профиль с максимальной генерацией чёрного для всех областей. Начнём с самого сложного участка – блистерные упаковки с таблетками.

Рис. 3.

Здесь придётся в наибольшей степени пожертвовать реалистичностью, существенные отклонения по цвету неизбежны. После пересчёта в CMYK обюединим два канала (голубой и пурпурный) и затем соединим их с чёрным. Для этого – функция calculations с алгоритмом смешивания (blending) – multiply. Цель – сохранить деталировку данной части изображения. Теперь удалим информацию в жёлтом канале. В оставшихся триадных, голубом и пурпурном, корректируя градационную кривую, повысим контрастность до такой степени, чтобы информация оставалась лишь в глубоких тенях. Что придаст насыщенность тёмным участкам, недостижимую при работе только с чёрным. Дело и в том, что в рассматриваемых печатных процессах для полноцветных работ часто используют бледную чёрную краску с малой оптической плотностью.

Следующий характерный фрагмент – картонные коробки. Во всех нейтрально-серых областях оставляем информацию лишь в чёрном канале, в остальных удаляем. В исходном варианте коробки имели незначительный желтоватый оттенок, но, чтобы воспроизвести его в рассматриваемом печатном процессе, пришлось бы использовать жёлтый цвет в критичном диапазоне высоких светов. Мы разумно от него отказались – ещё одна жертва в пользу полиграфичности. Аналогично обрабатываем тени вокруг элементов сюжета, уходя от плавных переходов, столь критичных для флексографии, ограничивая их протяжённость. Тени становятся уже и светлее, изменения заметнее вокруг верхней части коробки на заднем плане.

И наконец, ампулы – участок, где существенным образом повысить устойчивость не удастся; можно лишь перераспределить информацию между каналами, переложив часть нагрузки с триадных на чёрный.

 

Заключение

Методика эффективно применима лишь при наличии актуального профиля печатного процесса и данных о его стабильности. Важный фактор – предсказуемость результата, отображаемого на экранной или цифровой цветопробах. Иначе последствия преобразований будут самые неожиданные.

Автор выражает благодарность Сергею Гуняеву и Дмитрию Мартынову из компании «Флексоленд-М» за предоставленные дизайны.

Дмитрий Белкин (belkin@tampomechanika.ru), инженер по цвету компании «Тампомеханика».


1 Все рассматриваемые макеты отражают условия печатных процессов, под которые они готовились. Исходный вариант – Euroscale coated; подготовленный вариант – профиль процесса широкорулонной флексографской печати.

2 Имеется в виду проблема воспроизводимости растра в диапазоне высоких светов, обусловленная технологическими особенностями формного процесса.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41