2006.07.10, Автор: Игорь Терентьев6088 прочтений

Картон меняется меняем картон?

Теги: Бумага Publish

Какие новинки нам приготовили производители упаковочных мелованных картонов?

Какие новинки нам приготовили производители упаковочных мелованных картонов?

Мелованные упаковочные картоны — консервативный сектор, бренды здесь формируются и внедряются в сознание заказчиков годами. Но известные производители постепенно улучшают хорошо знакомые марки, а раз в один-два года даже выводят на рынок новые. Мы постарались узнать, что порадовало российские типографии за последний год, а также ознакомились с особенностями выбора материалов для некоторых эксклюзивных упаковочных проектов.

International Paper

В начале 2006 г. на фабрике Квидзин (Польша) был прекращён выпуск макулатурного картона Baltika. Компания сосредоточилась на выпуске картонов, не содержащих макулатурного сырья — Arktika (GC1) и Alaska (GC2). После завершения летом прошлого года модернизации картоноделательной машины PM4 свойства обоих картонов существенно улучшены (особенно показатели гладкости и жёсткости), а годовая мощность выпуска к концу 2006 г. будет доведена до 200 000 т. Как объяснила продукт-менеджер по мелованному картону европейского офиса International Paper Елена Лавренёва, обновлённые спецификации для Arktika и Alaska появятся осенью. В апреле запущено производство Arktika с массой 1 м╡ 180 г, в прайс-листах поставщиков он появится в ближайшее время.

Обновлено руководство пользователя по мелованным картонам от International Paper. 32-страничная брошюра формата А4 содержит подробное описание картонов, глоссарий, рекомендации по хранению, акклиматизации и устранению проблем в печати

Heinzel

В ноябре 2005 г. начались поставки в Россию макулатурного мелованного картона GrunoPlus (GD2) с фабрики De Eendracht karton (Голландия), которая входит в Heinzel group, плотности — от 225 до 325 г/м╡. С мая выпускается картон 350 г/м╡, а с августа планируется производство новой марки GrunoLiner от 180 до 225 г/м╡. По словам директора по продажам «Петробумага» Алексея Ермакова, за прошедший период компанией достигнута устойчивая положительная динамика поставок картона GrunoPlus. Среди первых потребителей упаковки, изготовленной из картона GrunoPlus, — производители кондитерской и фармацевтической продукции, фасовщики чая, каш и т. п. «Переход на новый картон для любого крупного производителя и поставщика – длительный процесс, занимающий 3-4 месяца, период, пока упаковка не пройдет по всей цепочке, вплоть до продаж товара в розничной сети», — отмечает Ермаков. Уже осенью планируется начать поставки и другого картона от De Eendracht karton – NovoPac (GT1; белый оборот; 225—350 г/м╡).

M-real

Коен Верпланчке, технический менеджер подразделения упаковочных материалов M-real: «Растёт спрос на мелованный лайнер для гофрокартона — он позволяет создавать транспортную тару, которая по качеству печати на ней не отличается от красочной упаковки продуктов, напечатанной на «плоском» мелованном картоне. Такую тару можно размещать прямо в торговых залах, не рискуя отпугнуть покупателей»

В подразделении «Потребительская упаковка» в этом году осуществляется два важных инвестиционных проекта. На комбинате фабрики Simpele инвестированно 60 млн евро в производство картона и листорезку. Объём выпуска будет увеличен со 170 000 т до 215 000 т в год (производство листорезки – со 120 000 т до 175 000 т в год), модернизированная картоноделательная машина была запущена 6 апреля 2006 г. В результате картоны Simcote (GC2) и Simwhite (GC1) будут выпускаться с более высокой жёсткостью и пухлостью, что позволит дополнительно сэкономить 5-6% на плотности картона при сохранении жёсткости. Также будут улучшены внешний вид и стабильность характеристик картона. По словам Игоря Семёновых (представительство M-real в Москве), официальные спецификации на обновлённые Simcote и Simwhite появятся в августе.

Развивается новая концепция экспресс-доставки (Express Board) – 3-7 дней доставки картона Simcote в любую точку Европы из специальных центров по экспресс-доставке, организованных в Европе. Благодаря увеличению мощности, будут сокращены также сроки поставки по стандартным заказам.

Запланирована серьёзная модернизация в конце июля, начале августа фабрики Kemi (производство мелованного крафт-лайнера). Впервые в Европе там будет введена в эксплуатацию новая система формирования верхнего мелованного слоя крафт-лайнера.

MM-Karton

По информации менеджера по региональным продажам ООО «ММ Картон Раша» Николая Толстова, с начала 2006 г. в Россию поставляются марки Linoplex, Lino-Freeze и Lino-Freeze GR KIT 7-9, производимые фабрикой Eerbeek (Эрбек, Голландия). Она входит в концерн MM-Karton.

Linoplex (GC2) — мелованный картон из первичных волокон. Его основа из механической древмассы обеспечивает отличные показатели толщины и жёсткости, гарантирует высокую прочность упаковки. Предназначен для производства высококачественной картонной упаковки для чая, кофе, конфет, подарочных бутылок, видеокассет, компакт-дисков и т. д.

Lino-Freeze (GC2) — мелованный картон из первичных волокон специально разработан для производства упаковки для продуктов глубокой заморозки. Возможен прямой контакт с пищевыми продуктами. Низкий уровень абсорбции воды (пропитан в массе). В отличие от картона с полиэтиленовым покрытием полностью и легко утилизируется.

Lino-Freeze GR KIT 7-9 (GC2; 215—450 г/м╡) — новый мелованный картон из первичных волокон. Производится с начала 2006 г. Те же характеристики, что и у Lino-Freeze, но подходит для прямого контакта с жирной пищей (чипсы, кальмары и пр.).

Ещё одна новая марка, выпускающаяся с июня 2006 г., — мелованный картон из первичных волокон Lino-Freeze GR KIT 9-11 (GC2). Имеет те же характеристики и то же назначение, что и Lino-Freeze GR KIT 7-9, но подходит и для упаковки кормов для домашних животных. Более высокие показатели жиростойкости, поскольку жир, содержащийся в кормах для животных, агрессивнее, чем в обычных пищевых продуктах.

В июне 2006 г. на фабрике установлен новый янки-цилиндр (yankee cylinder) диаметром 5,5 м. Это позволит улучшить показатели глянца и гладкости у перечисленных марок.

Sappi

По словам главы представительства Sappi Fine Paper Europe Александра Колкова, назвавшего картон Algro Design «нашим единственным и неповторимым» (обладает одним из самых высоких показателей белизны среди аналогов на европейском рынке), поставки в Россию начались весной 2006 г. Это сульфатный, чистоцеллюлозный картон (SBS; 160–350 г/м╡) одностороннего мелования, оборот — покрытие пигментом для улучшения внешнего вида и печатных свойств. Сферы применения: упаковка косметики, парфюмерии, кондитерских изделий, CD и DVD и другой высококачественной упаковки, печать рекламной продукции.

Umka

На фабрике в Белграде прошла плановая реконструкция. Первый этап завершился в январе, второй — в июне. Мощность повышена до 75 000 т картона в год, а до конца года планируется довести её до 100 000 т. Возобновлены поставки в Россию UMKA Special NEW (GT2). Макулатурный «триплекс» картон «эконом-класса» с трёхкратным мелованием лица и однократным мелованным оборотом предназначен для промышленной упаковки: стиральный порошок, зубная паста, кондитерские изделия, пищевые продукты, косметика и личная гигиена, бытовые товары, фирменные папки, постеры, обложки для тетрадей. Благодаря трёхкратному мелованию, возможна многоцветная печать с хорошей цветопередачей. Разрешён для контакта с пищевыми продуктами.

Тенденции рынка

По данным «Аберкейд консалтинг», в 2005 г. упаковочный картон занимал 17% рынка пищевой упаковки (один из главных потребителей мелованного картона), вслед за лидирующей плёнкой — 61%. Но галопирующие цены на нефть в первую очередь влияют на стоимость синтетических материалов, поэтому в ближайшие годы стоит ожидать повышения интереса к картону. Хотя в России по-прежнему сильны позиции европейских производителей, многие участники рынка отмечают повышение конкуренции со стороны Азии, прежде всего — Китая.

«Тенденция последнего времени — упаковочные картоны (макулатурные и из первичных волокон) производятся с качественным мелованным покрытием, белёной оборотной стороной. Этим спешат воспользоваться экономные потребители, используя подобные материалы как универсальные: и для производства упаковки (как защитной, так и высококачественной), и для создания рекламной полиграфии, — прокомментировала директор по закупкам «Регент-Арт» Елена Афанасьева. — Этим, в частности, объясняется сравнительно невысокий ежегодный прирост дорогого мелованного картона для ВХИ (graphic boards), который традиционно используется для рекламной полиграфии (папки, обложки, визитки, открытки) и высококачественной упаковки, несущей не защитную, а «маркетинговую» нагрузку». По оценке Елены Афанасьевой, объём рынка мелованного картона для ВХИ — 7500 т в год, а ежегодный прирост — около 10%.

Повышается интерес к комбинированным материалам с заданным сочетанием свойств. Привычная практика печати на мелованной бумаге с последующим кашированием на недорогой картон — не единственный путь. Мировые производители могут поставлять уже готовые «бутерброды» с самыми разнообразными поверхностными и внутренними слоями (см. врезку «Конструкторы картонов»). Преимущество — гарантированное качество материала, изготовленного промышленным способом.

Производители упаковочного картона чутко следят за рынком. Неудивительно, что среди последних инноваций International Paper и M-real по улучшению марок — повышение пухлости. Это позволяет заменять привычные марки картона другими, меньшей плотности, при сохранении жёсткости и прочности упаковки. За счёт меньшей массы достигается существенная экономия.

— Здравствуйте, у вас картон есть?
— Конечно, вам какой нужен?
— Нам бы подешевле.

Диалог между стендистом
и посетителем на «Росупак-2006»

Традиционный критерий выбора материала — минимальная цена — по-прежнему правит бал. Но по мере развития рынка его всё больше «догоняют» и другие критерии: по печатным и механическим свойствам, применимости для конкретных задач, надёжности и сервису поставщика. Это особенно характерно, когда решение о выборе материала принимают все заинтересованные стороны — заказчик, дизайнер, типография, поставщик и даже потребители. А производители картона чутко прислушиваются к мнению всех и предлагают оптимальные решения.


Международная классификация картона

Учитывает состав и особенности производства, стоимость материала.

SBB (преимущественно из химической целлюлозы):
GGZ
- литого мелования;
GZ - мелованный;
UZ - немелованный (без покрытия).
FBB (из первичных волокон разных видов):
GG1 - литого мелования с белёным оборотом;
GG2 - литого мелования с пропиткой оборота;
GC1 - мелованный, с белёным оборотом;
GC2 - мелованный, с пропиткой оборота;
GC3 - мелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UC1 - немелованный, с белёным оборотом;
UC2 - немелованный, с белёным оборотом.
WLC (макулатурный):
GT
- мелованный, с пропиткой оборота;
GD1 - мелованный, повышенной пухлости;
GD2 - мелованный;
GD3 - мелованный, пониженной пухлости;
UT1 - немелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UT2 - немелованный, с пропиткой оборота;
UD1 - немелованный, лицевой слой из белёной химической древмассы;
UD2 - немелованный, лицевой слой преимущественно из белёной химической древмассы;
UD3 - немелованный, лицевой слой с добавлением механической древмассы.


Золото, розы, Валерия…

Тиснение надписи «Валерия» и розы на рукаве упаковки делались на стоп-циллиндровой машине, чтобы из-за излишней глубины не повредилась фольга

Как рассказал коммерческий директор Expert.Print.Service Илья Родионовский, главная идея проекта — сделать эксклюзивную упаковку по доступной цене. И хотя в розницу набор из CD и DVD с песнями Валерии (тиражом 20 тыс. экз.) продаётся за 500 руб., его себестоимость намного ниже.

Рукав изготовлен из картона StoraEnso Tamwhite (GC1; 295 г/м╡). Снаружи — холодная припрессовка золотой фольги, печать трафаретным способом в два цвета. Выбор обусловлен тем, что картон имеет мелование оборота и хорошо знаком типографии, исполнявшей заказ. Для внутренней коробки, на которую тиснением нанесена золотая роза, выбрали более доступный StoraEnso Tambrite (GC2; 295 г/м╡) с белёным, а не мелованным оборотом, поскольку снаружи всегда показывается только «лицо» (внутри из-за этого пришлось делать вставку, прикрывающую дно). Для изготовления внутренней коробочки для дисков (didgi-pack), которая тиснилась золотой фольгой и запечатывалась в один цвет металлизированной золотой краской, выбрали чистоцеллюлозный StoraEnso Ensogloss (GZ; 300 г/м╡). Требовалось, чтобы лицо и оборот (виден на внутренних частях корешка) выглядели одинаково, а этот картон имеет двухслойное, двухстороннее мелование.

Содержание дисков на мини-буклете, вложенном во внутреннюю коробочку

Кроме фальцовки для дисков коробочки, все операции по сборке выполнялись вручную. А их было много — приклейка пластиковых держателей для дисков, вложение буклетов во внутреннюю коробку, её сборка и склейка, вложение ароматизированных искусственных лепестков роз (!) в упаковку под обёртку из кальки. Зато подарочный набор удался на славу!


Лягушка-застёжка

Любопытную идею реализовала в маркетинговых материалах Kappa Graphic Board. Хотя коробочка для образцов сделана не из упаковочного, а из переплётного картона Eska, решение застёжки получилось изящным — используется толщина и эластичность материала. Фигурка лягушки входит в высеченное точно по форме отверстие в крышке и удерживает её в закрытом состоянии. Препятствий к реализации подобных застёжек в коммерческой упаковке нет — нужно только использовать материал достаточной толщины.


Конструкторы картонов

Б. Блау: «Среди важнейших тенденций последних лет — увеличение объёмов прямой офсетной печати на картоне. Это удобно и экономически выгодно»

Среди производителей картона Smurfit Kappa стоит особняком. Формально, это новая компания, образованная при слиянии JSG и Kappa в декабре 2005 г. Её суммарный объём продаж (на 2004 г.) — 7,1 млрд долл., численность работников — 42 151, количество фабрик, филиалов и офисов по всему миру — 411. Но гигант создан не на пустом месте, картон Kappa Attica производится с прошлого века, а поставляется в Россию с 2000 г. Об этих и других интересных фактах директор по продажам Smurfit Kappa Attica Берт Блау рассказал на семинаре, организованном её российским партнёром «Европапир СНГ» 21 июня в Москве.

Расскажите о структуре компании и организации производства.

Группа Smurfit Kappa имеет три подразделения: бумажное, гофрокартон и спецматериалы (Specialities). Smurfit Kappa Attica входит в последнее, занимающее первое место в Европе по производству полиграфического картона, плоского и упаковки из него, второе — по выпуску бумажных пакетов, первое в мире по выпуску упаковки с водонепроницаемыми пакетами внутри (обычно это упаковка для вина).

Smurfit Kappa Attica имеет две фабрики в Оуде Пекела (Голландия), объём продаж более 60 млн евро, из них 80% — экспорт. Две машины типа «Фурдринье» производят до 120 000 т макулатурного картона в год. Такой способ производства однослойного и ламинированного картона обеспечивает наибольшую равномерность свойств (по сравнению с машинами ламинирующего типа и VAT). Однослойный картон выпускается с массой 1 м╡ 400–900 г и толщиной 0,7–1,4 мм, многослойный — 550–2000 г/м╡ (0,85–3 мм).

Какова нынешняя продуктовая линейка?

Мы продвигаем продукты под лозунгом «Special board for specialists» (Особый картон для специалистов). Лозунг отвечает нашим возможностям — помимо стандартных марок, всегда готовы прислушаться к мнению клиентов и создать что-то новое, для новых областей применения.

В стандартном ассортименте сейчас пять линий. Картон Luxline создавался специально для производителей высококачественной, «люксовой» упаковки, на которую должны наноситься этикетки. Это ламинированный и неламинированный картон 17-ти вариантов (от крафта до чистоцеллюлозной бумаги) для лица и оборота. Сторона, на которую будет наноситься этикетка или печататься изображение, отличается очень высокой гладкостью.

Displayline — самая современная линия для производителей наружной рекламы и элементов оформления магазинов (POS). Картон отличается высокой гладкостью, жёсткостью и устойчивостью к воздействию внешней среды; подходит для всех видов печати при производстве дисплеев (плакатов на твердой основе) — трафаретной, офсетной, цифровой; отлично переносит биговку, перфорирование и высечку. Предлагается шесть сочетаний лица и оборота: для трафаретной печати, офсета, двусторонний крафт, золотая/серебряная фольга, двусторонний полиэтилен и специальное мелованное покрытие. Специальная проклейка двух последних гарантирует устойчивость к воздействию погодных условий.

Printline — относительно новая линия, специально разрабатывалась для прямой офсетной печати, поэтому во всех вариантах лицо картона ламинировано мелованной, чистоцеллюлозной бумагой. Диапазон толщины 0,67–1,26 мм, что согласуется с допустимыми величинами для специализированных вариантов офсетных машин, предназначенных для печати на картоне. 6 вариантов оборота. Область применения — практически все виды упаковки.

В линии Packline самый широкий ассортимент (28 наименований). Здесь можно найти подходящий вариант почти для любого типа упаковки со специфическими требованиями по прочности, влагостойкости и пр.

Название Foodline говорит за себя — это специальный картон для изготовления картонных тарелочек/подставок (рыба и другие продукты).

Что вы имеете в виду, когда заявляете возможность цифровой печати на картонах Kappa Attica?

Разумеется, по толщине и плотности наши материалы не предназначены для печати электрографическим способом. Речь идёт о широкоформатных струйных принтерах, печатающих УФ-чернилами на жёстких материалах. Мы протестировали картоны с наиболее популярными на рынке принтерами от Vutek, HP Scitex Vision, Zund, Inca, NUR и др. Неплохие результаты достигаются и при печати сольвентными чернилами, но качество изображения зависит от свойств покрытия картона.

В чём преимущества вашей продукции?

Прежде всего отмечу преимущества нашего картона перед другими видами упаковочных материалов.

Пластик — дороже, и цена особенно сильно растёт на фоне увеличения цен на нефть. Его сложнее запечатывать и обрабатывать. К тому же, материал неэкологичен. Любопытный пример: недавно мы заключили контракт в Великобритании, по которому поставляем около 1000 т картона Displayline. Он заменил стремительно подорожавший пластик в качестве материала для дисплеев на автобусах в Лондоне. Их моют дважды в день, но дисплеи гарантированно служат три месяца. В Западной Европе мы удерживаем 50% рынка картона для POS-материалов и наружной рекламы.

Другая альтернатива — микрогофра. Она доступнее, но не так прочна и красива, отличается худшими гладкостью и стабильностью параметров. Традиционный упаковочный картон (не предназначенный для прямой печати) уступает по стабильности параметров и жёсткости, равномерности поверхности и в большинстве случаев требует дополнительной ламинации. Есть ещё дерево, но мы не можем поощрять использование этого материала из экологических соображений, на нём трудно печатать, его сложно обрабатывать.

Что касается аналогов-конкурентов, то наши материалы выигрывают за счёт высоких жёсткости и гладкости, стабильности параметров. У нас очень жёсткие допуски по размерам и другим характеристикам. Например, мы тщательно контролируем состав макулатуры для производства картона — в ней всегда поддерживается определённое сочетание газет и журналов.

Как вам это удаётся?

В Голландии и соседних странах отлажена система сбора и сортировки макулатуры. Мы заказываем у поставщиков строго определённые виды макулатуры — газетную и журнальную.

В каком виде поставляется картон?

В листах стандартных форматов, но по заказу возможна поставка рулонов со втулкой диаметром 152 мм.

Какова динамика продаж в России?

Мы начали работать в 1997 г. с поставки около 100 т картона Foodline. К 2001 г. объём утроился, в 2004 г. было продано уже 991 т, а в прошлом — 1536 т. Прогноз на текущий год — до 2000 т. За организацию поставок в страны СНГ и Балтии отвечает наш агент — Atlantic Star (Рига, Латвия). С некоторыми крупными заказчиками работаем напрямую, с остальными — наши партнёры, среди которых «Европапир СНГ». Мы очень довольны сотрудничеством.


Календарь в конфетной коробке

Создатели календаря «Парадигма-2006» умело сочетали возможности переплётного картона, дизайнерской и традиционной мелованной бумаги

Не устаёт удивлять типография «Парадигма» (Ижевск). Её новый фирменный календарь помещён в треугольную коробку из дизайнерского картона Conqueror «Перламутр—золотой» (250 г/м╡) от ArjoWiggins. Как рассказала начальник отдела маркетинга Эльвира Косарева, необычная конструкция — все листы-месяцы календаря отдельные, после смены их закрепляют оригинальным держателем — определила и выбор материалов. Для листов — переплётный картон толщиной 0,9 мм от Kappa Attica (Нидерланды). Календарь должен обладать хорошей устойчивостью на поверхности, поэтому был нужен жёсткий и прочный материал. Чтобы без проблем запечатать листы в 4 краски и нанести выборочный лак, на картон кашировали матовую мелованную бумагу StoraEnso LumiSilk (Финляндия), 200 г/м╡.

Для маленького держателя со стразами в центре подобрали дизайнерский картон History — «Гравюра» из Тhe Treasure Collection от Gmund. Материал имеет благородную фактуру и блеск, а цвет отлично гармонирует с фонами каждого календарного листа.


Картон–упаковка–товар

Товары массового спроса (фармпрепараты, зубная паста и пр.) пакуются в недорогой макулатурный или целлюлозный эрзац-картон с небелёным крафт-оборотом. Примеры: Galerie Pack X (M-real) — чистоцеллюлозный упаковочный картон из первичных волокон с односторонним двуслойным покрытием лицевой стороны и пигментированным оборотом или картоны Tambrite или Tamwhite (Stora Enso) с двуслойным мелованием лицевой стороны, с содержанием древмассы.

Для продвижения более дорогих товаров (парфюмерия, косметика) требуется материал с более интересными оптическими и печатными свойствами. Это может быть белый чистоцеллюлозный картон с двуслойным мелованием лицевой стороны и белёным оборотом Galerie Vision (M-real). Он запечатывается с двух сторон, прекрасно держит краску, цвета. Как правило, пухлый — марки меньшей плотности не теряют качество.

Для печати полиграфической продукции с самыми высокими требованиями к качеству обычно используют чистоцеллюлозный полиграфический картон с двусторонним двуслойным мелованным покрытием (Galerie Image от M-REAL). Он обладает высокой жёсткостью и стабильностью размеров — при печати подойдёт и меньшая плотность, чем обычно. Высокая белизна и качество мелованного покрытия дают прекрасные результаты при полноцветной печати. — Ольга Бойко, «Александр Браун»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     


comments powered by Disqus