101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Предотвращение и диагностика разрывов полотна *

  • В. Н. Румянцев
  • 8 мая 2006 г.
  • 5399
Часть 5 (начало в Publish ? 10, 2005; ? 1–3, 2006)

Разрывы в сушильном устройстве (сушке)

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Поворотные штанги с поддувом

Используются в рулонных машинах для печати с сушкой и в газетных машинах.

1. Неправильно отрегулированное давление воздуха приводит к разрыву бумажной ленты.

  • Слишком низкое давление - контакт ленты со штангой и разрыв.
  • Слишком высокое давление - риск разрыва/смещения ленты возрастает пропорционально снижению устойчивости в боковом направлении.

2. Перед включением давления печати (натиска) в печатных секциях подайте воздух в поворотные штанги, иначе лента заденет поверхность штанг и порвётся.

3. Грязные или повреждённые воздуходувные отверстия могут стать причиной контакта ленты со штангой и её разрыва.

Сушка горячего воздуха

При разрыве ленты сразу проверьте целостность бумажной ленты в сушке. Если лента не повреждена, ищите проблему в другом месте. То же правило действует и при множественных разрывах, причиной которых может стать, например, ослабившее бумагу излишнее увлажнение в комбинации с пиковым натяжением.

1. Значительные колебания натяжения

Несоответствие натяжения между стабилизатором натяжения, охлаждающим цилиндром и фальцаппаратом или неверное давление прижимных валиков.

Для оптимальной работы сушки натяжение должно быть стабильным при ускорении машины, её торможении и в процессе печати. Натяжение должно быть достаточно высоким, чтобы не допустить колебаний и контакта со штангами, и достаточно низким, чтобы не «перетягивать» ленту, которая в длинной сушке не имеет механических опор. В системе с регулировкой натяжения ленты с помощью стабилизатора ключевым является охлаждающий цилиндр; существенное значение имеет соотношение натяжения ленты между охлаждающим цилиндром и фальцаппаратом.

2. Значительное смещение ленты

Приводит к разрыву бумажной ленты, когда её край задевает за стенку выходного паза сушки или попадает на край охлаждающего цилиндра. Только одна из возможных причин относится непосредственно к сушке.

  • Натяжение по ширине ленты существенно меняется. Для проверки возьмите рулон из другой партии.
  • Если бумагопроводящий валик установлен неправильно, один край ленты будет натянут больше другого. Тот же результат даёт неверно настроенный прижимной ролик в механизме автосклейки.
  • Офсетные полотна загрязнены, неодинаковой толщины или неправильно установлены.
  • Существенная разница в увлажнении у разных операторов и по сторонам машины.
  • Воздуходувные штанги * в сушке не отцентрированы или находятся не на требуемой высоте.

Если лента постоянно смещается, а ни одна из перечисленных причин неактуальна, сервисный инженер должен провести серию тестов с чистой и запечатанной бумагой для выявления причин нарушений — разрегулировка, неверное управление натяжением, проблемы с сушкой.

* Воздуходувные штанги, часто называемые воздуходувными соплами (камерами), предназначены для подачи горячего воздуха на запечатанную ленту. — Прим. науч. ред.

3. Контакт и разрыв бумажной ленты
Наросты из остатков бумаги и краски контактируют с бумажной лентой и царапают её, становясь причиной разрыва
«Заблокированные» сопла для подачи воздуха и красочные наросты приводят к контакту ленты с воздуходувными штангами
Край бумаги задевает за воздуходувную штангу

Частая причина разрывов бумажной ленты в сушке — обрывки бумаги, попадающие на поворотные штанги из вентиляционной системы. Чем чаще случаются в машине разрывы (по любой причине), тем выше риск разрывов в сушке, поскольку после каждого инцидента частицы бумаги оказываются в сушке, засасываются в вентиляцию и застревают на сетке защитного фильтра. При повышении температуры они сгорают, образуя мелкие частицы, которые проникают сквозь сетку и оседают на воздуходувных штангах. Следствия:

  • На отверстиях воздуходувных штанг возникают твёрдые наросты из остатков бумаги и краски, тормозящие и надрывающие бумажную ленту, что приводит к разрыву.
  • Из-за различных наслоений давление в воздуходувных штангах падает, и лента начинает задевать за них, оставляя на поверхности краску. Ещё одна причина контакта бумаги со штангами - неверная регулировка штанг, не учитывающая их расширение при нагреве.

Полностью исключить попадание бумажных частиц на/в воздуходувные штанги нельзя, но их реально свести к минимуму.

  • Тщательно удаляйте остатки бумаги из сушки после разрывов ленты (проще и быстрее сделать это с помощью промышленного пылесоса).
  • Наросты из остатков бумаги и краски на воздуходувных штангах удаляются скребком.
  • Периодически вынимайте и прочищайте внутренние полости воздуходувных штанг (раз в 6-12 месяцев).

Контакт края ленты

При запечатывании бумажной ленты максимальной ширины в сушке часто возникают проблемы с влажными краями ленты. Волокна материала разбухают, края ленты становятся волнистыми и задевают за воздуходувные штанги, оставляя на них краску (обычно с одной стороны), которая постепенно образует острые твёрдые наросты. При боковом смещении ленты они надрывают бумагу, вызывая разрыв.

Минимальное рекомендуемое расстояние от края ленты до зоны печати 10–15 мм, в противном случае резко увеличивается риск контакта ленты со штангами и разрыва бумаги. Экономия от уменьшения боковых полей вряд ли оправдает потери от снижения производительности.

4. Температура сушки

Температура ленты на выходе в сушках старого/нового типов достигает 125–140/100–120 °C. Устанавливайте её минимальное значение, достаточное для испарения растворителя.

  • Слишком высокая температура вытягивает из бумаги влагу, делая её хрупкой и склонной к разрывам. Основные признаки - пожелтение и пузырение.
  • При повышенной температуре начинают испаряться красочные смолы, оставляя толстый тёмный налёт вокруг отверстий для подачи холодного воздуха.
  • Слишком высокая температура на выходе - причина осадка краски на поверхности охлаждающего цилиндра. Лента прилипает к остаткам краски и рвётся (к тому же результату приводит высокая температура охлаждающего цилиндра).
  • Если температура в сушке недостаточна, лёгкие красочные растворители конденсируются и капают на бумажную ленту, приводя к разрыву в сушке или на охлаждающем цилиндре.
5. Место склейки рвётся в сушке, если самоклеящаяся лента:
  • несовместима с высокой температурой;
  • не была как следует приклеена к ленте запечатываемого материала;
  • перед склейкой покрылась пылью;
  • подверглась воздействию растворителя при смывке офсетных полотен.

Секция охлаждающих цилиндров

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Налёт на поверхности охлаждающего цилиндра

Постепенно цилиндр становится липким настолько, что рвёт бумажную ленту.

1.1 Капли смол (конденсата)

Тяжёлые летучие компоненты красочных смол, соединяясь в сушке с остатками бумаги, образуют густую тёмную смолоподобную субстанцию. Она оседает в сушке и дымоходе, оттуда капает на бумажную ленту, которая переносит смолы на второй охлаждающий цилиндр (самая распространённая конфигурация секции охлаждения).

Избегайте слишком высокой/низкой температуры в сушке, сведите к минимуму подачу воздуха через отверстия в ней.

1.2 Разбрызгивание краски

Эмульгированные частицы краски из красочного корыта и с увлажняющих валиков попадают на обе стороны бумажной ленты. Основная часть оседает на первом охлаждающем цилиндре, некоторое количество — на втором. Снимаемый с цилиндра налёт состоит из нескольких цветов. Источник проблем — краска, осевшая на цилиндр первой.

См. раздел «Краска и увлажнение».

1.3 Конденсация растворителя граничного слоя

Рядом с поверхностью бумажной ленты формируется граничный слой из лёгких остаточных паров масляных растворителей, который оседает на первом охлаждающем цилиндре, ухудшая теплопроводность и оставляя пятна на бумаге. Дополнительно усугубляет проблему неравномерное распределение растворителя в краске.

  • При постоянных проблемах проконсультируйтесь по составу краски и растворителей с производителем.
  • Установите на обоих цилиндрах очистное устройство.
2. Регулировка температуры охлаждающих цилиндров
  • При слишком низкой температуре охлаждающего цилиндра после остановки машины на нём конденсируется влага. Намокшая и ослабшая из-за конденсата лента при запуске машины порвётся. Дополненная малым натяжением, пониженная температура становится причиной складок по направлению движения ленты, приводящих к разрыву бумаги.
  • Слишком высокая температура стимулирует на поверхности цилиндра образование красочного осадка, к которому бумага прилипает и рвётся (тот же результат даёт высокая температура охлаждающего вала).
  • Если первый цилиндр отберёт слишком много тепла, это чревато "шоком" красочной плёнки и пятнами на приёмке.
  • Температура последнего охлаждающего цилиндра меньше 21 °C - проблемы со статическим электричеством.
  • Температура последнего охлаждающего цилиндра выше 32 °C - пятна на приёмке.
  • Оптимальные настройки подразумевают постепенное снижение температуры от одного цилиндра к другому.
  • Температура подаваемой в первый цилиндр воды не должна быть меньше точки росы для воздуха в помещении типографии.
  • Температура последнего охлаждающего цилиндра не должна быть меньше точки росы для воздуха в типографии или выше 30 °С.
3. Неправильное соотношение натяжений

Секция охлаждения действует по принципу отбора энергии, регулируя скорость бумажной ленты за счёт привода цилиндра.

При разгоне, печати и торможении соотношение натяжений должно соответствовать настройкам стабилизатора натяжения и фальцаппарата.

4. Плохо настроенный прижимной валик

Перекошенный валик протягивает ленту неравномерно, она смещается — проверьте настройки.

Разрывы ленты в печатной секции

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Датчики обнаружения склейки мешают устройству продольной резки фальцаппарата

При выборе шаблона склейки обратите внимание на расположение датчиков склейки: они не должны мешать устройству продольной резки фальцаппарата.

2. Затор из-за длинного хвоста склейки

Установите минимальную длину хвоста в устройстве склейки.

3. Верхние прижимные ролики

Ролики должны лишь слегка касаться бумажной ленты.

  • Слишком большое усилие надорвёт ленту.
  • Слишком низкое усилие - причина неравномерного натяжения и колебания ленты.
4. Прижимные валики

Должны равномерно давить на ленту по всей ширине. При настройке поместите между валиками кусок (ленточку) бумаги и увеличивайте давление, пока она не начнёт рваться.

5. Устройство продольной резки

Проверяйте настройки системы продольной резки и остроту ножа еженедельно, а также в случае плохой работы. Правильно отрегулированный нож не должен сильно прижиматься к блоку опорных роликов.

Некачественная разрезка может стать причиной затора.

1. Воронка фальцаппарата
2. Прижимные валики/ролики
3. Рубящий или фальцующий цилиндр
4. Подборочный или ножевой цилиндры
5. Перьевой выкладыватель («паук»)
6. Выводной транспортёр
6. Неправильный угол наклона воронки фальцаппарата, изношен носик воронки

Не меняйте заводские настройки.

  • Неправильный угол наклона воронки ведёт к образованию складок и повышает риск разрыва бумажной ленты.
  • То же относится к изношенному носику воронки.
  • Неверно настроенные прижимные валики (неправильное давление или перекос).
7. Неправильный угол наклона поворотных штанг

Повышенный риск смещения бумажной ленты.

Нужные настройки штанг отметьте маркером.

8. Неверно отрегулировано давление воздуха

Отрегулируйте давление на поворотных штангах и на воронке: при высоком давлении неминуемы смещения ленты, при низком — складки. На новых машинах поворотные штанги покрыты специальным составом и не требуют подачи воздуха.

9. Остатки материала на воронке и поворотных штангах

Частая причина складок и разрывов бумажной ленты.

Регулярная очистка.

Одна из распространённых причин загрязнения оттисков на машинах с сушкой — недостаточный контакт бумажной ленты с первым охлаждающим цилиндром, из-за чего на нём конденсируется растворитель, и бумага переносит его дальше по машине.

10. Неправильное натяжение бумажной ленты
  • Для новых машин пользуйтесь автоматической настройкой.
  • В старых руководствуйтесь проверенными значениями.

Неверно настроенная скорость охлаждающего цилиндра в машинах с сушкой дестабилизирует натяжение.

11. Неправильные разрезка или фальцовка

При настройке и замене компонентов следуйте инструкциям производителя.

Любые проблемы при разрезке или фальцовке приводят к затору (забивке). Причины — неверные настройки и повреждённые детали (фальцующий нож и валики, марзаны, захваты, графейки).

12. Перья выкладывателя

Регулярное техническое обслуживание.

Грязные, повреждённые или неверно отрегулированные перья — причины затора бумаги в фальцаппарате.

13. Настройки направляющих

Всегда правильно регулируйте направляющие.

Некорректные настройки приведут к затору бумаги.

14. Грязь на датчике затора в фальцаппарате

Регулярная очистка.

15. Выводной транспортёр

Проверьте правильность настройки транспортирующих лент, при износе и повреждениях ленты заменяйте.

16. Подборочный или ножевой цилиндры не отрегулированы

Откорректируйте настройки. Если позволяет модель (обратитесь к инструкции), отрегулируйте на работающей машине, проверив натяжение и отсутствие складок.

17. Скорость стекера * или пространственного транспортёра не соответствуют скорости машины

Синхронизация поможет избежать заторов на приёмке.

Регулярные техобслуживание и проверка.

* Стекер — устройство для формирования привёртки или стопы тетрадей, газет. — Прим. науч. ред.

Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев


* В части пособия «Предотвращение и диагностика разрывов полотна» (Roll to Web Converting) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Специальные символы, которыми в пособии выделяются важнейшие моменты:

Ь - диаметр
> - больше
< - меньше
м/с - метров в секунду
м/мин - метров в минуту
PSA (Pressure Sensitive Adhesive) - двусторонние самоклеящиеся ленты для склейки
Склейка движущихся лент и неподвижных лент:
При описании общих моментов для двух технологий используются термины "сращивание" или "склейка" лент. Если речь идёт о конкретном устройстве, употребляется полное название: "устройство склейки движущихся лент" или "устройство склейки неподвижных лент".

Рекомендуется
Не рекомендуется
Негативные последствия: лишние затраты (отходы, время и т. д.)
Безопасность

Некоторые полиграфисты считают, что окантовка внешних границ изображения по краю бумажной ленты (2 мм от края) дополнительно фиксирует бумагу и сокращает риск контакта с воздуходувными штангами. Окантовка представляет собой 20% заливку триадных цветов различной ширины по линии обреза.

Производители сушильных устройств стараются решить проблему, разрабатывая специальные воздуходувные штанги и экспериментируя с подачей воздуха в сушку.


Разрывов в фальцаппарате легко избежать: достаточно следить за работой машины, исправлять ошибки, отмечать нетипичные явления, проводить регулярное техобслуживание и работать в соответствии с инструкцией.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.

Что делать, когда нечего делать?

Последние несколько лет меня удивляет нытьё некоторых коллег на недостаточную загрузку их типографий. У меня и в некоторых знакомых мне типографиях уже лет пять — ровно обратные проблемы: очередь из заказов на несколько месяцев вперёд. На моём рынке нет больших прибылей, но явно есть свободное место и неудовлетворённый спрос.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110