101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Чтобы краски были в порядке<i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Майк Укена
  • 13 июня 2006 г.
  • 13140
Полки переполнены непонятными банками с пластизолевыми смесями… Из-за неверного подбора красок качество печати на ткани падает, а себестоимость растёт… Пора пересмотреть подход к использованию пластизолей! Анализируем распространённые ошибки и способы их предотвращения.

Странное дело: сначала типографии бьются, чтобы купить пластизолевые краски подешевле, а потом большую часть бездарно растрачивают. Краску неверно выбирают, загрязняют, оставляя без крышки или размешивая грязным шпателем, не до конца собирают с трафарета, неверно разбавляют и, после безуспешных попыток пустить в работу, возвращают на полку, где она постепенно приходит в негодность.

Поверьте, я не голословен: навидался в собственной типографии, и теперь частенько сталкиваюсь с подобным на других производствах. Хочу предостеречь от аналогичных ошибок, рассказав о характеристиках пластизолей, критериях подбора красок и модификаторов, о том, как собирать, упорядочивать и хранить информацию о них.

 

Цвет потерянных денег

Как правило, потери краски — результат не злого умысла, а лени, незнания особенностей пластизоля и неверной работы с расходными материалами. Отчасти виновата и сама краска — ею так просто печатать, что забываешь о затратах.

В цене одежды, украшенной трафаретной печатью, на краску приходится немного, но количество банок на полках неприятно удивляет. Даже в небольшой мастерской с ручной каруселью их на 1000- 3000 долл., а в крупной типографии — до 20 000 долл. К сожалению, значительная часть запасов почти всегда в безобразном состоянии — это непонятные смеси без этикеток. Как определить, подходит ли состав для заказа без данных о компонентах и их соотношении? В последние годы работать стало сложнее — новые специальные составы, краски высокой плотности, «замшевые», гелевые, эластичные добавки и частицы со спецэффектами (блеск, мерцание). Непомеченная банка с красной краской может оказаться чем угодно — от универсального полупрозрачного состава до спортивной непрозрачной с эластомером или высокопигментированной с модификатором вязкости. Корректное этикетирование требует знаний типов красок и модификаторов, их особенностей, а главное — критериев подбора для печати.

 

Коварные пластизоли

Рис. 1. Открытые емкости.

С ними сущая беда в отношении истинной величины вязкости. Достаточно одного дня, и краска приобретает «ложную густоту», исчезающую после размешивания. Такие жидкости называют тиксотропными. Особенно краска густеет при низких температурах и изначально высокой вязкости, даже после размешивания. Если откорректировать настройки машины или ввести в краску добавки до перемешивания, о качественной печати можно забыть. Большинству печатников известно о такой особенности белой краски, но мало кто знает, что это характерно для всех пластизолевых составов. Единственный способ избежать неприятностей — перемешать краску перед печатью или повторно отрегулировать оборудование на начальной стадии, при достижении краской рабочей вязкости. Не жалейте времени и перемешайте краску до начала работы — тираж будет отпечатан гораздо быстрее.

 

Непрозрачность

Производители предлагают пластизолевые краски с разным уровнем непрозрачности для тканей различного типа и цвета. К сожалению, при выборе краски зачастую руководствуются исключительно оттенком, игнорируя состав и непрозрачность. Рассмотрим классификацию красок по кроющей способности, оценим области их применения.

Прозрачные краски. Принцип действия аналогичен цветным солн-цезащитным очкам. При печати по цветной поверхности краска меняет оттенок. Прозрачны, как правило, все триадные краски, даже с двойным и тройным количеством пигмента. Прозрачные краски точнее всех воспроизводят цвета. Ими печатают преимущественно растровые работы, дабы расширить цветовой охват без применения дополнительных красок.

Например, жёлтый и пурпурный при растровой надпечатке дадут совершенно новый цвет — оранжевый, чей оттенок можно точно спрогнозировать, зная количество красок и их взаимное влияние в зависимости от концентрации. Непрозрачные краски тоже дадут оранжевый цвет, но грязного и непредсказуемого оттенка.

Важно помнить, что при запечатывании цветной поверхности оттенок прозрачных красок меняется, а на тёмном материале его можно вообще не различить.

Универсальные краски низкой и средней непрозрачности. Самая обширная и простая в применении категория пластизолей с широким ассортиментом готовых оттенков. Предназначены для печати по белым и светлым поверхностям без нанесения подложки. Не меняют оттенка на материале.

Непрозрачные пластизоли. Гуще универсальных, содержат больше пигмента, а также непрозрачные добавки и белый пигмент (диоксид титана). По частоте использования вторые, а по ошибкам в применении — безусловные лидеры.

Самое распространённое заблуждение — печать непрозрачными пластизолями по белой и светлой одежде: повышенное содержание пигмента утяжеляет красочный слой, и тот теряет интенсивность по сравнению с прозрачными и универсальными красками. Ракелем работать труднее, производительность падает из-за скопления краски на сетке, её избыточный объём неоправданно завышает затраты.

Спортивные пластизоли. Специальные непрозрачные краски для оформления спортивной одежды. Отличаются высоким глянцем и максимальной стойкостью красочной плёнки к истиранию по сравнению с другими составами.

Специальные пластизоли. Остальные краски — металлизированные, блестящие и мерцающие, с эффектом замши и объёма, повышенной плотности, адгезионные составы для флокирования и др.

Белые пластизоли. Подразделяются на перечисленные категории, но столь важны для шелкографии, что заслуживают отдельного описания (на них приходится 25-50 % производственного запаса красок).

Как правило, их используют в качестве основы при печати на тёмной одежде, для нанесения светлых тонов и смешивания дополнительных цветов. В трафаретной печати с ними традиционно связано много ошибок.

Самые распространённые белые краски — непрозрачные, непрозрачные нелиняющие и для смешивания. Непонимание разницы приводит к большим финансовым потерям и ошибкам при подборе цветов (и это ещё не самое худшее). При правильной организации техпроцесса в типографии должны присутствовать все три типа.

В идеале, первый используют только в качестве подложки и нанесения светлых тонов, второй — для одежды с содержанием полиэфира, третий — для нужного оттенка.

К сожалению, большинство обходится одной краской, как правило, непрозрачной нелиняющей, предназначенной для полиэфирных тканей. Типичное объяснение: «проще иметь одну краску, чтобы печатники не путались». Это чревато несколькими проблемами.

Непрозрачная нелиняющая краска дороже, типография тратит лишние средства. Её текстура после сушки грубее, рисунок получается жёстче.

При работе с нелиняющими белыми составами на рубашках могут появляться посторонние изображения (в особенности на 100 % хлопковых тканях пастельных оттенков): в просушенной стопе изделий компоненты нелиняющей краски из нижнего изделия проникают в ткань верхнего, обесцвечивая её.

Типографиям, выполняющим крупные заказы на спортивной одежде из 100 % полиэфира, помимо трёх перечисленных типов белой краски, нелишними будут ещё два — для спортивной одежды и полиэфирная. Первая рекомендуется при особых требованиях к прочности изображения (на футбольных майках), вторая (самая дорогая) имеет максимальное содержание препятствующих линьке компонентов. Для смесевых тканей с 50 % содержанием хлопка она ни к чему, но потребуется для печати на новых полиэфирных материалах — сетке, блестящей ткани, тентовой холщовой ткани.

 

Разбавители и наполнители

Они должны быть на каждом производстве — без них нельзя эффективно печатать на одежде. Имеют разные функции и не взаимозаменяемы: первые уменьшают вязкость пластизолевых красок, вторые снижают интенсивность цвета без ущерба для непрозрачности. Их виды есть в ассортименте многих производителей. Правильное обращение поможет избежать серьёзных проблем при печати и сэкономит массу средств за счёт повышения производительности и сокращения расходов.

Разбавители. Состоят из двух основных компонентов — пластификатора и ПВХ-смолы. Пластификатор — жидкая составляющая пластизолевой краски, в определённой пропорции смешиваемая с ПВХ-смолой, её твёрдой составляющей. При нагревании в сушке смола разбухает и впитывает пластификатор, превращаясь в эластичную плёнку. Если компоненты сбалансированы неверно, она полностью не отвердеет, и после первой же стирки большая часть краски исчезнет. Рекомендую исключительно отверждаемый разбавитель (состав для снижения липкости, или просто разбавитель). Определить, является ли он отверждаемым, можно по цвету (молочно-белый или кремовый). От прозрачного лучше немедленно избавиться. Это не сбалансированный состав, а чистый пластификатор, добавление его в краску в большом количестве чревато проблемами с сушкой.

Рис. 2. Этикетки на ёмкостях. Когда на банках подробная информация по цвету, типу и составу краски, непрозрачности и дате изготовления, краска для тиража всегда будет подобрана верно

Оптимально скомбинированный разбавитель содержит смолу и пластификатор, поэтому не вызовет сложностей при отверждении краски даже при не слишком точной дозировке.Наполнители. C ними сложнее, поскольку в основе — это непигментированная краска. Почти все краски совместимы с одной-двумя разновидностями наполнителей. Для непрозрачных обычно есть и непрозрачная, мягкая основа-наполнитель.

Для универсальных и прозрачных составов, как правило, один наполнитель, соответствующий вязкости серии красок.

Непрозрачные наполнители-основы понижают интенсивность тона непрозрачной краски при сохранении уровня её непрозрачности. Мягкие наполнители смягчают красочный слой изображения, отпечатанного непрозрачной краской по светлым тканям. Непрозрачного наполнителя-основы нужно немного (максимум 1:1). Соотношение мягких наполнителей при работе с красками высокой непрозрачности может достигать 3:1. Они существенно понижают и вязкость таких красок, помогая уменьшить толщину красочной плёнки — ускоряя высыхание отпечатков и повышая производительность.

Хотя непрозрачными красками с наполнителем можно печатать по светлым тканям, яркость и интенсивность оттенка будут ниже обычного — в таких случаях предпочтительнее универсальные краски. Не забудьте об особенностях использования наполнителя с триадными красками: для растровой печати применяйте только рекомендованные производителем прозрачные основы.

 

Хранение и работа

Перейдём к принципам работы с пластизолевыми красками. Важнейшие моменты — правильное смешивание, отсутствие грязи в красках, уменьшение отходов.

Смешивание красок. Пластизоли размешивают медленно, чтобы избежать выделения тепла из-за трения. В противном случае, в зоне контакта с поверхностью смесителя, краска начнёт отверждаться. Особенно это актуально для вращающихся мешалок «сверлильного» типа, поэтому предпочтительнее низкоскоростные лопастные мешалки. На рынке предлагается несколько марок подобных устройств, рассчитанных на подготовку 3,5-19 л краски.

Не забудьте крышку. Почему-то в типографиях банок с краской всегда больше, чем крышек… Многие считают, что, открыв банку, закрывать её уже необязательно (рис. 1). Настоятельно рекомендую так не поступать. Крышки важны, поскольку работа с текстилем всегда связана с большим количеством пыли и волокон. Попав в краску, посторонние включения существенно ухудшают её свойства. Чтобы убедиться в этом, снимите верхний слой краски из давно открытой банки и используйте для печати на средней или мелкой сетке. Сразу заметите, как плохо она проходит через сито, а удалить из ячеек грязь, скорее всего, не удастся без специального очищающего состава.

Контроль отходов. Один из лучших способов контроля красочных отходов — система расчёта рецептур. В ассортименте крупных производителей красок всегда есть, как минимум, одна серия сертифицированных оттенков Pantone или их имитации. Преимущество подобных комплексов — смешивается строго необходимое количество краски. Немного попрактиковавшись, типография сократит отходы больше чем наполовину.

Новейшие рецептурные системы поддерживают краски со средней непрозрачностью для печати по светлым и тёмным тканям. Для светлых — без добавок, для тёмных — с подложкой. Специальное ПО анализирует данные по отходам. Вы вводите информацию, и программа, исходя из количества краски и номеров оставшихся Pantone, рассчитывает, какие оттенки могут быть изготовлены из остатков.

Но и это не гарантирует избавления от отходов, которым не находится применение. Тогда их можно собирать, сортируя по цветам. Достаточно 2-3 ёмкостей: в первую попадают краски без белых пигментов (или с минимальным их количеством), во вторую — с содержанием белого пигмента, в третью — нестандартные (объёмные, металлизированные, мерцающие и другие краски со специальными эффектами).

Когда в первой ёмкости наберётся литров пять, добавьте немного чёрного пигмента — полученная краска подойдёт для несложных одноцветных заказов. Случается, что чёрный пигмент переходит на другие цвета, контактируя с ними при печати способом «сырая по сырой», поэтому его лучше изолировать.

Во второй ёмкости вполне могут выявиться интересные светлые и средние оттенки. Иногда, чтобы получить рабочую краску, достаточно влить немного свежей — дело случая. Не забывайте, что смесь с большим количеством белого пигмента всегда непрозрачна.

В третьей — самые настоящие отходы. Жидкая пластизоль во всех странах отнесена к категории опасных веществ, чего нельзя сказать о высохшей краске. Щедро нанесите краску на ненужный картон и несколько раз пропустите через сушку. Теперь отходы готовы к отправке на свалку.

 

Инвентаризация

Последний шаг — контроль использования пластизолевых красок: все ёмкости должны иметь этикетки с подробным описанием содержимого (рис. 2), а само складское хозяйство нужно упорядочить (рис. 3). Это самый простой способ избежать ошибок с красочными смесями и сократить отходы, но именно им в типографиях чаще всего пренебрегают. Для начала разберёмся с этикетками.

В составе систем расчёта рецептур — ПО, рассчитывающее процентные составы и оснащённое утилитами для распечатывания этикеток с информацией о компонентах смеси.

Когда таковых нет, сделайте этикетки сами, указав цвет смеси (лучше с образцом), состав с точным количеством компонентов и дату смешивания, отметив специальные характеристики (например, стойкость к линьке) и уровень не-прозрачности.

Как только этикетки появились на всех банках, приходит время следующего шага — разделения склада на категории:

  • готовые к использованию купленные банки и краски без добавок;
  • смеси с низким и средним уровнем непрозрачности;
  • непрозрачные смеси;
  • модификаторы.

Работающим со спортивной формой и спецэффектами понадобятся дополнительные полки для соответствующих красок. Разделив материалы по категориям, упорядочите их по цвету и непрозрачности.

Рис. 3. Упорядоченное хранение красок. Банки отсортированы по цвету, непрозрачности и/или способу применения красок

Теперь можно быстро подобрать нужный состав для конкретного заказа и следить за заполнением склада, не подменяя краски. И точно указывать краску на сопроводительном листе заказа, гарантированно получая нужный цвет и непрозрачность. Результат — соответствие краски типу ткани и сетки, т. е. уменьшение проблем при выполнении заказов.

Краски — не самый дорогостоящий компонент одежды, украшенной трафаретной печатью, но они могут испортить результаты работы, если будут подбираться неверно. Единственный способ исключить подобные сложности и избежать лишних отходов — поддерживать порядок на полках, фиксируя всю важную информацию на этикетках. Минимизация усилий при поиске краски снижает затраты, повышает производительность, уточняет работу с цветами и уменьшает брак. Результат — высокое качество печати и довольные клиенты.

Майк Укена, 15-летний опыт работы в шелкографии; бывший владелец салона трафаретной печати по текстилю; директор по технической подготовке Ассоциации трафаретной печати и графики; член Академии трафаретной печати; технический представитель отдела продаж Union Ink.


 

НАШИ

Очень хорошая и своевременная статья, помогающая добиться значительной экономии краски и вспомогательных компонентов (замедлители, катализаторы, растворители, смывки), избежать ошибок, связанных с добавками, меняющими свойства красок.

В нашей студии количество пластизолевых и сольвентных красок давно свели к необходимому минимуму, сократив дополнительные расходы на приобретение редко используемых цветов. Помогает система цветоделения, основанная на применении базовых цветов производителя красок, позволяющая работать с многокрасочными изображениями без смесевых пантонов для каждого дизайна, как предлагают все программы по цветоделению. Что даёт возможность пользоваться красками разных производителей с одинаково хорошим результатом.

Маркировка банок с готовыми красками для синтетических тканей и красок для печати по различным пластикам исключает ошибки с такими добавками как замедлитель и пуф в пластизолевых красках. Первый нужно добавлять строго по инструкции к каждой серии красок. Если готовая к печати краска не подписана, почти со 100% уверенностью скажу, что печатник, забыв, куда и что было добавлено, вторично добавит замедлитель, очень сильно изменив адгезию и свойства готовой смеси. Основные признаки таких ошибок: краска перестаёт держаться на пластиках, полипропилене и других материалах, из глянцевой становится матовой, меняет силу поверхностного натяжения. Итог — брак и необоснованное обвинение производителя или продавца краски. Для пластизолевых красок основная причина потери качества — пыль: сколько её летит над станком при печати футболок, объяснять, думаю, не нужно.

Если нельзя отделить колерную от печатного цеха, обязательно введите жёсткие правила и штрафные санкции для персонала за открытые банки. Подписанная банка с пантоном исключает вероятность его повторного изготовления нерадивым печатником только из-за того, что он его не нашёл. Дисциплина и порядок на рабочем месте дают столь серьёзную экономию средств и материалов, что многие будут приятно удивлены цифрам. Наши сотрудники за долгие годы работы сами пришли к такому стилю работы; для крупных и средних производств рекомендую систему поощрений за соблюдение правил и взыскания за нарушения технологии, приводящие порой к катастрофическим последствиям.

Стоимость испорченных материалов значительно превышает заработную плату всего персонала, банальная невнимательность и разгильдяйство одного сотрудника сводит на нет всю работу фирмы. Следуя советам статьи, вы внесёте пусть небольшие, но очень полезные, а главное, бесплатные усовершенствования в работу производства, дающие большой экономический эффект даже на маленьком предприятии.

Андрей Короб, руководитель студии «Рея»

Подавляющее количество публикаций в отраслевых журналах посвящено технологиям и оборудованию для печатного, допечатного или послепечатного процессов. Эта затрагивает, на первый взгляд, несущественный вопрос — как хранить и утилизировать пластизолевые краски.

Согласимся, правильное хранение и грамотная классификация красок не только сокращают расходы на них, но и повышают качество печати, ибо способствуют правильному использованию красок, разбавителей и добавок. На многих российских производствах, в т. ч. при печати на текстиле, — идеальный беспорядок среди банок с краской. Отсутствие этикеток с информацией о содержащихся в краске компонентах не позволяет впоследствии правильно её применять. Иногда, помимо разбавителей и наполнителей, в краску добавляют компоненты, сокращающие срок её жизни. И тогда уж непременно надо иметь на банке сведения об их содержании — работа с такой краской по истечении заданного срока может привести к браку. Одна из таких добавок — катализатор для печати по синтетиче-ским тканям.

Правильное использование красящих материалов требует знания их свойств; приведённая в статье классификация по областям применения не даёт потеряться в многообразии красок и добавок различного назначения, в т. ч. для создания специальных эффектов.

Важна и тема грамотности печатников при использовании красок. Хотя речь шла лишь о белых, проблема в равной мере относится и к остальным. К сожалению, сплошь и рядом — практика подбора кадров не по их компетентности и способности к восприятию, усвоению и анализу информации, а по принципу снижения расходов на оплату труда. Итог — печатники не могут разобраться и грамотно использовать постоянно расширяющийся красочный ассортимент. Результат — прямые финансовые потери, во-первых, из-за невозможности предложить заказчикам новые виды продукции, что не позволяет успешно конкурировать на рынке, во-вторых, вследствие частого брака из-за ошибок в применении материалов. Приведу один показательный пример. На крупном производстве из-за невнимательного отношения печатника к рекомендациям поставщика краски и неспособности разобраться в артикулах, в пластизоль, при смешении цветов, вместо базы-наполнителя добавлялась вспенивающаяся база. И отпечаток получался не мягкий и эластичный, а хрупкий, грубый на ощупь, с толстым, трескающимся слоем краски. Для выяснения причины потребовалось немало времени, за которое ряд заказчиков был безвозвратно потерян.

Наталья Беляева (nataly@sericol.ru), к. т. н., технолог компании «АТ Десайн»

Поучителен не только текст статьи, но и несколько приведённых в ней фотографий. Вот красочное «хозяйство» неведомого нам предприятия трафаретной печати: картина, удивительно напоминающая российскую действительность — в 99 % шелкографских производств мы видим то же самое. Ещё больше удивляет, что, покупая краску, заказчик торгуется за каждую копейку, получает скидку и удовлетворение от покупки, а потом теряет в печатном цеху на порядок больше из-за ненадлежащего отношения к организации работы. Однако, краску явно перемешивают, как и советует автор. Действительно, пластизольные краски всех производителей обладают тиксотропными свойствами. Поэтому мы, описывая характеристики своих красок, всегда указываем вязкость. Причина — краска сильно меняет её из-за увеличения скорости сдвига (воздействия ручного или автоматического ракеля). Предварительное перемешивание — необходимость, которую, увы, игнорируют, хотя именно оно гарантирует правильный результат ещё на стадии создания печатного образца.

На другом фото поистине красочное многообразие. Каждый производитель красок предлагает ассортимент для работ любой сложности — различные виды белых, различающихся по непрозрачности цветных, низкотемпературных, специальных… Но наши покупатели часто стремятся с помощью одной серии решить все проблемы. Сориентироваться в море предлагаемой продукции помогут статьи, подобные этой. Жаль, что они редки в печати. Не стоит пренебрегать и специальными книгами, одну из которых (по пластизольным краскам) недавно выпустила наша компания.

Татьяна Павлова (spika_t@mail.ru) , генеральный директор компании «СПИКА-Технология»


* Перепечатывается с разрешения журнала Screen Printing. Подписка на сайте www.stmediagroup.com. Дополнительная информация по трафаретной печати — www.screenweb.com.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 14