2006.06.13, Автор: Дмитрий Белкин3152 прочтений

Стабильный препресс для нестабильной печати

Теги: Допечатные процессы Управление цветом FSP

Нестабильность печатных процессов по сей день не даёт спокойно спать многим полиграфистам.

Нестабильность печатных процессов по сей день не даёт спокойно спать многим полиграфистам. Для её ликвидации прикладываются огромные усилия, проводятся масштабные исследования, совершенствуется оборудование, ищутся решения в различных областях – от обновления расходных материалов до модернизации печатных машин.

И если в офсете добились значительных успехов, то во флексографской печати вопрос стоит остро. Особенно для широкорулонных машин, при запечатывании т. н. промупаковки (чипсы, мороженое, рекламные ПЭ пакеты, макаронные изделия, кетчупы, масложировые продукты и т. д.).

Сочетание сложных многоцветных дизайнов с большими габаритами упаковки и широким спектром специфических запечатываемых материалов не даёт использовать узкорулонные машины, где качество печати порой сопоставимо с офсетом.

Чем ниже качество печатного процесса, тем выше требования к допечатной подготовке. Следуя этой формуле, остановимся на решениях, позволяющих создавать макеты, для которых влияние нестабильности печатного процесса минимально.

 

Откуда нестабильность?

Рассмотрим, сколь существенной может быть нестабильность, каковы её характер, значение и причины.

С проблемой повторяемости одинаковых тиражей (по прошествии месяца и более) сталкиваются во всех секторах флексографской печати, но обеспечение стабильности результата в рамках одного тиража – вопрос, наиболее остро стоящий перед широкорулонными типографиями.

Основные причины нестабильности:

  • несовершенство красочного аппарата (не все машины оснащены ракельными камерами);
  • высокая летучесть растворителей часто используемых спиртовых и водных красок;
  • влияние микроклимата в цеху на свойства краски (температура, влажность);
  • большие тиражи (10-30 км, средний этикеточный тираж – 1000 м);
  • негативное воздействие красок, а точнее, содержащихся в них активных веществ, на печатные формы (набухание полимера);
  • «сложные» запечатываемые материалы с точки зрения приводки и взаимодействия с краской;
  • высокая степень натиска в печатной паре;
  • неустойчивость растровой структуры в области высоких светов 1–4 % (иногда растровые элементы выкрашиваются).

В таблице 1 – максимальные значения отклонений н”E (CIELAB) по чистым цветам, в таблице 2 – значения растискивания.

Таблица 1. Величины цветовых отклонений в пределах среднего тиража, н”E CIELAB

Лучшие результаты, как правило, достигаются на дорогостоящих печатных машинах с современной оснасткой и высокой технологической культурой производства, где стабильность процесса высока и по основным параметрам вписывается в стандартные допуски для офсетной печати. Нас же интересуют следующие два уровня качества.

Таблица 2. Отклонения растискивания в пределах среднего тиража, %

Нестабильность воспроизведения плашечных элементов не может быть скомпенсирована на этапе допечатной подготовки, поэтому основной акцент – на учёте отклонений растискивания и методах, позволяющих изготавливать устойчивые (полиграфичные) дизайны.

 

Чёрный нам поможет

Решающий подобные задачи специалист допечатной подготовки должен понимать, что возникновение ахроматических сдвигов неизбежно: с немного более светлым или тёмным оттиском придётся мириться до тех пор, пока не повысится стабильность процесса. Мы же хотим обратить внимание на хроматические сдвиги, обусловленные возникновением разнонаправленных отклонений.

Например, если в процессе печати тиража растискивание по всем краскам увеличивается или уменьшается в одну сторону, то с точки зрения сохранения тона изменения можно назвать сбалансированными.

Но, когда возникают отклонения в разных направлениях, пусть даже на меньшую величину, итоговый сдвиг может оказаться критичнее.

Наиболее это заметно в дизайнах, содержащих протяжённые области, окрашенные в близкие к нейтрально-серым цвета. В офсете этот фактор контролируем и известен под названием «спред полутон» (mid-tone spread), его отклонение ограничено допуском 2–4 %.

Несложно представить, сколь значительными могут быть хроматические сдвиги нейтрально-серых тонов в случае наихудшего качества при возникновении разнонаправленных отклонений. Очевиден вывод – чем меньше триадных каналов используется для воспроизведения того или иного цвета, тем они устойчивее в тираже (рис. 1).

Рис. 1. На цветовых полях столбцов A, B и C смоделировано воздействие нестабильности ростиска печатного процесса. Приведены три идентичных схемы отклонений (А, В, С), базирующихся на худшем варианте (табл. 2) для двух алгоритмов цветоделения – «стандартного» флексографского с минимальным содержанием чёрного (слева) и «устойчивого», базирующегося на ограничении роли триадных цветов (справа). В центре – результат эталонного цветоделения. Соответствующие значения отклонений и их средние величины приведены в таблице 3.

Основная идея допечатной подготовки, нацеленной на повышение полиграфичности дизайна, – снижение количества одновременно используемых триадных красок (каналов) в цветных областях макета, а в нейтрально-серых или близких к ним – желательная замена триады на чёрный эквивалент.

В итоге, каждый дизайн потребует ещё более тщательного рассмотрения, встанет вопрос применения различных профилей (с отличающимися установками цветоделения) для разных областей макета, что существенно осложнит работу. Но глаза боятся, а руки делают.

Привычная формула флексографского цветоделения – без чёрного или с минимальным его содержанием – перестаёт быть универсальной. Для областей, близких к нейтрально-серым, и пересчёта из одной цветовой координатной системы в другую (далее – просто пересчёта) потребуются профили с максимальным моделированием чёрного во всём диапазоне тоновых градаций.

Перед специалистом возникает дилемма – реализм или полиграфичность. Советуем заранее согласовывать с заказчиком широту манёвра, разюяснив причины, и, в дозволенных рамках, выполнять требуемую корректировку, стремясь к максимальной полиграфичности макета.

 

Несколько примеров1

Первый (рис. 2) – пёстрая мешанина фруктов, на фоне которых рекламируемые продукты в пластиковой упаковке. Его особенность – присутствие большого количества воздействующих на зрительный аппарат человека стимулов, отвлекающих от отклонений в процессе печати. По сути, дизайн изначально полиграфичен.

Рис. 2.

На макете две критичные области – пластиковые баночки нейтрально-серого цвета и протяжённый светло-оранжевый фон с нисходящим в ноль градиентом в голубом канале, имеющим значительный участок в высоких светах.

В первом случае для пересчёта применим профиль с максимальной генерацией чёрного, оставшуюся в каналах CMY информацию ослабим (не менее 4 %), повысим контрастность, усилим чёрный канал. Информацию из триадных каналов совсем удалить нельзя, т. к. из-за подсвечивания светом, отражённым от соседних цветных обюектов, происходит хроматический сдвиг нейтрально-серого тона пластиковой поверхности баночек. В этой области не удастся избежать заметных отклонений от оригинала, т. к. после ретуши высоких светов произойдёт существенное затемнение. Причина – растискивание при печати минимально допустимого значения процента растровой точки в высоких светах (2–3 %) до 10–15 %, что и видно на рисунке.

Для градиента сместим в голубом канале зону обрыва в более контрастную область. Возникающий хроматический сдвиг не будет сильно заметен.

Пересчёт остальной части сюжета выполним с помощью профиля без генерации чёрного. Для придания цветового контраста и ретуши высоких светов2 области, содержащие протяжённые переходы в критичных диапазонах (яблоко, апельсин, помидор, мандарин), сместим в зону более чистых цветов.

Работа со вторым дизайном (рис. 3) требует более тщательного подхода, так как 90 % сюжета – нейтрально-серые или близкие к ним тона. Для пересчёта – профиль с максимальной генерацией чёрного для всех областей. Начнём с самого сложного участка – блистерные упаковки с таблетками.

Рис. 3.

Здесь придётся в наибольшей степени пожертвовать реалистичностью, существенные отклонения по цвету неизбежны. После пересчёта в CMYK обюединим два канала (голубой и пурпурный) и затем соединим их с чёрным. Для этого – функция calculations с алгоритмом смешивания (blending) – multiply. Цель – сохранить деталировку данной части изображения. Теперь удалим информацию в жёлтом канале. В оставшихся триадных, голубом и пурпурном, корректируя градационную кривую, повысим контрастность до такой степени, чтобы информация оставалась лишь в глубоких тенях. Что придаст насыщенность тёмным участкам, недостижимую при работе только с чёрным. Дело и в том, что в рассматриваемых печатных процессах для полноцветных работ часто используют бледную чёрную краску с малой оптической плотностью.

Следующий характерный фрагмент – картонные коробки. Во всех нейтрально-серых областях оставляем информацию лишь в чёрном канале, в остальных удаляем. В исходном варианте коробки имели незначительный желтоватый оттенок, но, чтобы воспроизвести его в рассматриваемом печатном процессе, пришлось бы использовать жёлтый цвет в критичном диапазоне высоких светов. Мы разумно от него отказались – ещё одна жертва в пользу полиграфичности. Аналогично обрабатываем тени вокруг элементов сюжета, уходя от плавных переходов, столь критичных для флексографии, ограничивая их протяжённость. Тени становятся уже и светлее, изменения заметнее вокруг верхней части коробки на заднем плане.

И наконец, ампулы – участок, где существенным образом повысить устойчивость не удастся; можно лишь перераспределить информацию между каналами, переложив часть нагрузки с триадных на чёрный.

 

Заключение

Методика эффективно применима лишь при наличии актуального профиля печатного процесса и данных о его стабильности. Важный фактор – предсказуемость результата, отображаемого на экранной или цифровой цветопробах. Иначе последствия преобразований будут самые неожиданные.

Автор выражает благодарность Сергею Гуняеву и Дмитрию Мартынову из компании «Флексоленд-М» за предоставленные дизайны.

Дмитрий Белкин (belkin@tampomechanika.ru), инженер по цвету компании «Тампомеханика».


1 Все рассматриваемые макеты отражают условия печатных процессов, под которые они готовились. Исходный вариант – Euroscale coated; подготовленный вариант – профиль процесса широкорулонной флексографской печати.

2 Имеется в виду проблема воспроизводимости растра в диапазоне высоких светов, обусловленная технологическими особенностями формного процесса.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • 9 причин для допечатной проверки PDF

    Всё ещё полагаетесь на зоркий глаз и авось? Есть способ проще.

     

  • Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

    Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

     

  • Всё дело в выборе...

    Организаторы презентации Corel, состоявшейся 12 марта 2019 г. в Москве, преподнесли настоящий сюрприз. Вместо единственной и ожидаемой новости — следующей версии пакета CorelDRAW Graphics Suite 2019 — состоялось ещё два важных дебюта: флагманский пакет вернули на платформу macOS, добавив также браузерную версию CorelDRAW.app. Сразу после презентации мы попросили вице-президента Corel по глобальным продуктам Жерара Метрайе ответить на несколько вопросов.

     

  • Утроение CorelDRAW

    CorelDRAW Graphics Sutie2019 удивляет прежде всего не новым функционалом, а возвращением на платформу macOS и выходом браузерной версии

     

  • Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

    Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.

     


comments powered by Disqus