2006.06.13, Автор: Дмитрий Белкин2501 прочтений

Стабильный препресс для нестабильной печати

Теги: Допечатные процессы Управление цветом FSP

Нестабильность печатных процессов по сей день не даёт спокойно спать многим полиграфистам.

Нестабильность печатных процессов по сей день не дабёт спокойно спать многим полиграфистам. Для ебё ликвидации прикладываются огромные усилия, проводятся масштабные исследования, совершенствуется оборудование, ищутся решения в различных областях – от обновления расходных материалов до модернизации печатных машин.

И если в офсете добились значительных успехов, то во флексографской печати вопрос стоит остро. Особенно для широкорулонных машин, при запечатывании т. н. промупаковки (чипсы, мороженое, рекламные ПЭ пакеты, макаронные изделия, кетчупы, масложировые продукты и т. д.).

Сочетание сложных многоцветных дизайнов с большими габаритами упаковки и широким спектром специфических запечатываемых материалов не дабёт использовать узкорулонные машины, где качество печати порой сопоставимо с офсетом.

Чем ниже качество печатного процесса, тем выше требования к допечатной подготовке. Следуя этой формуле, остановимся на решениях, позволяющих создавать макеты, для которых влияние нестабильности печатного процесса минимально.

 

Откуда нестабильность?

Рассмотрим, сколь существенной может быть нестабильность, каковы ебё характер, значение и причины.

С проблемой повторяемости одинаковых тиражей (по прошествии месяца и более) сталкиваются во всех секторах флексографской печати, но обеспечение стабильности результата в рамках одного тиража – вопрос, наиболее остро стоящий перед широкорулонными типографиями.

Основные причины нестабильности:

  • несовершенство красочного аппарата (не все машины оснащены ракельными камерами);
  • высокая летучесть растворителей часто используемых спиртовых и водных красок;
  • влияние микроклимата в цеху на свойства краски (температура, влажность);
  • большие тиражи (10-30 км, средний этикеточный тираж – 1000 м);
  • негативное воздействие красок, а точнее, содержащихся в них активных веществ, на печатные формы (набухание полимера);
  • «сложные» запечатываемые материалы с точки зрения приводки и взаимодействия с краской;
  • высокая степень натиска в печатной паре;
  • неустойчивость растровой структуры в области высоких светов 1–4 % (иногда растровые элементы выкрашиваются).

В таблице 1 – максимальные значения отклонений н”E (CIELAB) по чистым цветам, в таблице 2 – значения растискивания.

Таблица 1. Величины цветовых отклонений в пределах среднего тиража, н”E CIELAB

Лучшие результаты, как правило, достигаются на дорогостоящих печатных машинах с современной оснасткой и высокой технологической культурой производства, где стабильность процесса высока и по основным параметрам вписывается в стандартные допуски для офсетной печати. Нас же интересуют следующие два уровня качества.

Таблица 2. Отклонения растискивания в пределах среднего тиража, %

Нестабильность воспроизведения плашечных элементов не может быть скомпенсирована на этапе допечатной подготовки, поэтому основной акцент – на учбёте отклонений растискивания и методах, позволяющих изготавливать устойчивые (полиграфичные) дизайны.

 

Чбёрный нам поможет

Решающий подобные задачи специалист допечатной подготовки должен понимать, что возникновение ахроматических сдвигов неизбежно: с немного более светлым или тбёмным оттиском придбётся мириться до тех пор, пока не повысится стабильность процесса. Мы же хотим обратить внимание на хроматические сдвиги, обусловленные возникновением разнонаправленных отклонений.

Например, если в процессе печати тиража растискивание по всем краскам увеличивается или уменьшается в одну сторону, то с точки зрения сохранения тона изменения можно назвать сбалансированными.

Но, когда возникают отклонения в разных направлениях, пусть даже на меньшую величину, итоговый сдвиг может оказаться критичнее.

Наиболее это заметно в дизайнах, содержащих протяжбённые области, окрашенные в близкие к нейтрально-серым цвета. В офсете этот фактор контролируем и известен под названием «спред полутон» (mid-tone spread), его отклонение ограничено допуском 2–4 %.

Несложно представить, сколь значительными могут быть хроматические сдвиги нейтрально-серых тонов в случае наихудшего качества при возникновении разнонаправленных отклонений. Очевиден вывод – чем меньше триадных каналов используется для воспроизведения того или иного цвета, тем они устойчивее в тираже (рис. 1).

Рис. 1. На цветовых полях столбцов A, B и C смоделировано воздействие нестабильности ростиска печатного процесса. Приведены три идентичных схемы отклонений (А, В, С), базирующихся на худшем варианте (табл. 2) для двух алгоритмов цветоделения – «стандартного» флексографского с минимальным содержанием чбёрного (слева) и «устойчивого», базирующегося на ограничении роли триадных цветов (справа). В центре – результат эталонного цветоделения. Соответствующие значения отклонений и их средние величины приведены в таблице 3.

Основная идея допечатной подготовки, нацеленной на повышение полиграфичности дизайна, – снижение количества одновременно используемых триадных красок (каналов) в цветных областях макета, а в нейтрально-серых или близких к ним – желательная замена триады на чбёрный эквивалент.

В итоге, каждый дизайн потребует ещбё более тщательного рассмотрения, встанет вопрос применения различных профилей (с отличающимися установками цветоделения) для разных областей макета, что существенно осложнит работу. Но глаза боятся, а руки делают.

Привычная формула флексографского цветоделения – без чбёрного или с минимальным его содержанием – перестабёт быть универсальной. Для областей, близких к нейтрально-серым, и пересчбёта из одной цветовой координатной системы в другую (далее – просто пересчбёта) потребуются профили с максимальным моделированием чбёрного во всбём диапазоне тоновых градаций.

Перед специалистом возникает дилемма – реализм или полиграфичность. Советуем заранее согласовывать с заказчиком широту манбёвра, разюяснив причины, и, в дозволенных рамках, выполнять требуемую корректировку, стремясь к максимальной полиграфичности макета.

 

Несколько примеров1

Первый (рис. 2) – пбёстрая мешанина фруктов, на фоне которых рекламируемые продукты в пластиковой упаковке. Его особенность – присутствие большого количества воздействующих на зрительный аппарат человека стимулов, отвлекающих от отклонений в процессе печати. По сути, дизайн изначально полиграфичен.

Рис. 2.

На макете две критичные области – пластиковые баночки нейтрально-серого цвета и протяжбённый светло-оранжевый фон с нисходящим в ноль градиентом в голубом канале, имеющим значительный участок в высоких светах.

В первом случае для пересчбёта применим профиль с максимальной генерацией чбёрного, оставшуюся в каналах CMY информацию ослабим (не менее 4 %), повысим контрастность, усилим чбёрный канал. Информацию из триадных каналов совсем удалить нельзя, т. к. из-за подсвечивания светом, отражбённым от соседних цветных обюектов, происходит хроматический сдвиг нейтрально-серого тона пластиковой поверхности баночек. В этой области не удастся избежать заметных отклонений от оригинала, т. к. после ретуши высоких светов произойдбёт существенное затемнение. Причина – растискивание при печати минимально допустимого значения процента растровой точки в высоких светах (2–3 %) до 10–15 %, что и видно на рисунке.

Для градиента сместим в голубом канале зону обрыва в более контрастную область. Возникающий хроматический сдвиг не будет сильно заметен.

Пересчбёт остальной части сюжета выполним с помощью профиля без генерации чбёрного. Для придания цветового контраста и ретуши высоких светов2 области, содержащие протяжбённые переходы в критичных диапазонах (яблоко, апельсин, помидор, мандарин), сместим в зону более чистых цветов.

Работа со вторым дизайном (рис. 3) требует более тщательного подхода, так как 90 % сюжета – нейтрально-серые или близкие к ним тона. Для пересчбёта – профиль с максимальной генерацией чбёрного для всех областей. Начнбём с самого сложного участка – блистерные упаковки с таблетками.

Рис. 3.

Здесь придбётся в наибольшей степени пожертвовать реалистичностью, существенные отклонения по цвету неизбежны. После пересчбёта в CMYK обюединим два канала (голубой и пурпурный) и затем соединим их с чбёрным. Для этого – функция calculations с алгоритмом смешивания (blending) – multiply. Цель – сохранить деталировку данной части изображения. Теперь удалим информацию в жбёлтом канале. В оставшихся триадных, голубом и пурпурном, корректируя градационную кривую, повысим контрастность до такой степени, чтобы информация оставалась лишь в глубоких тенях. Что придаст насыщенность тбёмным участкам, недостижимую при работе только с чбёрным. Дело и в том, что в рассматриваемых печатных процессах для полноцветных работ часто используют бледную чбёрную краску с малой оптической плотностью.

Следующий характерный фрагмент – картонные коробки. Во всех нейтрально-серых областях оставляем информацию лишь в чбёрном канале, в остальных удаляем. В исходном варианте коробки имели незначительный желтоватый оттенок, но, чтобы воспроизвести его в рассматриваемом печатном процессе, пришлось бы использовать жбёлтый цвет в критичном диапазоне высоких светов. Мы разумно от него отказались – ещбё одна жертва в пользу полиграфичности. Аналогично обрабатываем тени вокруг элементов сюжета, уходя от плавных переходов, столь критичных для флексографии, ограничивая их протяжбённость. Тени становятся уже и светлее, изменения заметнее вокруг верхней части коробки на заднем плане.

И наконец, ампулы – участок, где существенным образом повысить устойчивость не удастся; можно лишь перераспределить информацию между каналами, переложив часть нагрузки с триадных на чбёрный.

 

Заключение

Методика эффективно применима лишь при наличии актуального профиля печатного процесса и данных о его стабильности. Важный фактор – предсказуемость результата, отображаемого на экранной или цифровой цветопробах. Иначе последствия преобразований будут самые неожиданные.

Автор выражает благодарность Сергею Гуняеву и Дмитрию Мартынову из компании «Флексоленд-М» за предоставленные дизайны.

Дмитрий Белкин (belkin@tampomechanika.ru), инженер по цвету компании «Тампомеханика».


1 Все рассматриваемые макеты отражают условия печатных процессов, под которые они готовились. Исходный вариант – Euroscale coated; подготовленный вариант – профиль процесса широкорулонной флексографской печати.

2 Имеется в виду проблема воспроизводимости растра в диапазоне высоких светов, обусловленная технологическими особенностями формного процесса.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus