2006.04.03, Автор: Андрей Лыгун4269 прочтений

МФУ: всего и побольше

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя Publish

Сколько орехов нужно, чтобы получилась куча? А сколько функций, чтобы их было много? Оказывается, достаточно двух - печать и копирование. Такие минимальные требования предъявляются к устройству, претендующему на звание многофункционального.

Сколько орехов нужно, чтобы получилась куча? А сколько функций, чтобы их было много? Оказывается, достаточно двух — печать и копирование. Такие минимальные требования предъявляются к устройству, претендующему на звание многофункционального. Некоторые аппараты умеют больше — сканировать, отправлять/принимать факсы, передавать электронную почту и даже работать в качестве документ-сервера.

Как и в предыдущей статье о многофункциональных устройствах (Publish ? 4, 2005), мы сконцентрируемся на «верхнем» сегменте этого класса — цветных лазерных аппаратах формата А3. Хотя термин «лазерные» не совсем правилен — многие аппараты в нашем обзоре построены на светодиодной технологии. Поэтому слово «лазерный» — скорее, дань традиции и дифференциация от струйной техники.

О рынке

Для продавцов 2005 г. стал годом больших надежд, но не больших продаж. По данным IDC, продано 2500 цветных лазерных МФУ формата А3. Немного на фоне других печатающих устройств, но рост впечатляет — 66% по сравнению с 2004 г.

Серьёзных изменений среди производителей не случилось. Отметим лишь уход Lanier с европейского (и российского) рынка да появление МФУ от Oki и Epson, построенных на базе их принтеров.

О ценах

В процессе подготовки статьи мы встретились с проблемами при выяснении цен на устройства. Некоторые продавцы сообщили, что у них нет прайс-листов, а цены они обсуждают индивидуально с каждым покупателем. По некоторым моделям разброс цен по рынку очень велик, что также свидетельствует о возможности обсуждения цены при покупке. Те немногие цены, которые указаны в таблице, справедливы для московской розницы. Многие модели доступны в нескольких модификациях, отличающихся наличием установленного оборудования. У одного из продавцов мы обнаружили 16 модификаций Xerox WorkCenter 2128 (варьировалось наличие модуля двусторонней печати, устройств автоподачи оригиналов и подачи листов большой ёмкости, сетевого сканирования). Объём журнала не позволяет включить в обзор все модификации, поэтому мы выбирали самый доступный вариант. Впрочем, не все продавцы увлекаются размножением модификаций, предлагая базовую версию с возможностью заказа дополнительного оборудования.

О технологии

Все устройства построены на базе классической электрофотографической технологии печати. Большинство используют лазеры, некоторые модели работают на светодиодных линейках. Производители и продавцы давно спорят об их преимуществах и недостатках. Наша точка зрения — лазерная и светодиодная технологии отличаются меньше, чем одна модель от другой. Так что особой роли это не играет.

Подробно технологии печати описаны во многих статьях, в т. ч. в предыдущем «Справочнике покупателя», и мы не будем возвращаться к этому вопросу. Cконцентрируемся на потребительских свойствах МФУ.

О скорости

Что отделяет очень дорогие устройства от доступных? Прежде всего, скорость печати. В спецификациях МФУ указана скорость для самого простого случая — на стандартной офисной бумаге (80 г/м?) при потоковой печати (несколько копий документа). Реальная скорость в таком случае очень близка к заявленной, а иногда даже её превосходит. Но при использовании плотных материалов (от 120 г/м?) скорость снижается — иногда до 30-50% от максимальной: на прогрев толстого материала в блоке закрепления уходит больше времени. Ещё сильнее снижение при печати сложных документов — на печать нашего любимого 20-страничного PDF-файла размером 85 Мбайт (мы используем его для детального тестирования печатающих устройств) требуется несколько минут (реальная скорость может составить 5-10 стр./мин вместо обещанных 30-40). Но проблема возникает только при печати первой копии — с последующими аппарат работает на полной скорости.

Значительная (около 2/3) часть аппаратов построена по «тандемной» схеме — четыре цвета наносятся на бумагу (или промежуточный вал/ремень) в один проход. Это повышает скорость цветной печати, приближая её к ч/б режиму. Менее популярна 4-проходная технология — основные цвета наносятся на бумагу по очереди, а скорость цветной печати в 3-4 раза ниже ч/б. Некоторые производители (Ricoh и Toshiba) относят 4-проходные аппараты к классу «монохромных с возможностью цветной печати».

О качестве

Параметром, характеризующим качество печати, обычно считается разрешение печатающего механизма. Большинство МФУ работают с разрешением 600х600 dpi, иногда — 1200х1200 или 2400х600. Не стоит придавать этим данным большого значения. Аппарат с малым номинальным разрешением может печатать лучше, чем «продвинутый» (по спецификации) собрат. Не менее важна для качества способность печатающего механизма управлять размером или плотностью точки. Некоторые производители описывают её с помощью «глубины цвета» (к этому же классу относятся термины сontone, multi-bit и т. п.). Теоретически печатный механизм с разрешением 600х600 dpi, обеспечивающий 4 градации размера или плотности каждой точки, печатает с таким же качеством, как механизм с разрешением 1200х1200 или 2400х600 dpi без модификации точки. А некоторые показатели качества вообще трудно описать в спецификации — точность цветопередачи, равномерность цвета по площади листа (особенно на материалах с тиснением). Из-за этой неопределённости выбор МФУ лучше сопровождать тестированием (большинство аппаратов из обзора представлены в демозалах московских продавцов).

Распространённое мнение о нечувствительности лазерной технологии к типу бумаги справедливо только относительно струйной печати. Обычная офисная приемлема для многих документов, но гораздо лучший результат даст специальная бумага для цветной лазерной печати — с гладкой белой поверхностью. Её цена в 2-3 раза выше обычной, но на фоне затрат на другие расходные материалы это не очень заметно. А вид отпечатка хорошая бумага улучшит значительно.

О бумаге

Максимальный формат бумаги — один из параметров, отличающих офисные МФУ от коммерческих. Разница невелика — офисные печатают на бумаге формата А3 (297х420 мм), а коммерческие — на А3+ (обычно 320х483 мм, но стандартного значения нет). Цена «лишних» сантиметров — продукция с печатью «навылет», хотя аппараты и не печатают без полей (обычно 5 мм по краям, чуть больше снизу). Для этого нужно взять бумагу А3+, напечатать изображений чуть больше, чем А3, а потом обрезать поля. Но и здесь отличие условно: Xerox WorkCenter Pro C2128 печатает на А3+, но только при подаче из обходного лотка ёмкостью 100 листов. Некоторые МФУ обладают еще более выдающимися возможностями. Например, аппарат Oki печатает на баннерах длиной до 900 мм, а некоторые модели Konica Minolta — даже до 1200 мм.

Весьма востребована печать на плотной бумаге. Это значительно расширяет диапазон коммерческих заказов, да и в офисе бывает нужно быстро напечатать визитки или изготовить обложки для корпоративной брошюры. Но и накладывает ограничения. О снижении производительности уже упоминалось. Возможно, придётся отказаться от двусторонней печати — толстая бумага в дуплексном модуле не перегибается. Большинство МФУ подают плотную бумагу только из многофункционального лотка (иногда его называют «лотком ручной подачи»), ёмкость которого невелика.

О сканерах

Востребованность расширенных возможностей по копированию во многом зависит от удобства панели управления МФУ. В современных моделях используются большие сенсорные экраны, как правило с сенсорным управлением. Вверху — Oki, внизу — Konica- Minolta

Именно сканер отличает МФУ от принтера и позволяет копировать документы. Производители проявили редкое единодушие и оснастили все модели планшетными сканерами формата А3 с разрешением 600х600 dpi. Многие в стандартной комплектации оснащены устройством автоматической подачи документов. Скорость сканирования в большинстве случаев совпадает со скоростью печати.

Сетевой интерфейс давно уже стал основным способом подключения производительного печатающего устройства, и сетевой принтер — обычное оборудование в любом учреждении. А вот сетевой сканер пока экзотика, хотя и очень полезен. Параметры сканирования (разрешение, формат файла — TIFF, JPEG или PDF) выбираются на панели управления МФУ, как и место отправки изображения: его можно сохранить на файл-сервере (некоторые МФУ могут работать как файл-сервер — жёсткий диск в десятки гигабайт вместит немало информации) или отправить по e-mail. Это сэкономит немало средств на междугородних/международных звонках: вместо неудобной, медленной и ненадёжной факсимильной связи — бесплатная электронная почта.

В МФУ есть всё для организации сетевого сканирования — сканер, сетевая плата и контроллер. Но во многих моделях функция опциональна (сотни долларов), да и приобрести соответствующий модуль нелегко. При выборе конфигурации лучше сразу определиться с использованием сканирующего модуля как сканера.

О копировании

В офисе копировать надо постоянно. А в печатном салоне? Ведь большинство заказов поступает в виде электронных оригинал-макетов… Впрочем, дополнительная услуга может привлечь клиентов.

При наличии быстрого процессора и большого объёма оперативной памяти (и практически бесконечного — на жёстком диске) количество параметров при копировании ограничено только фантазией разработчиков. Средний офисный работник использует небольшую часть функций: масштабирование да жонглирование 1-2-сторонними оригиналами/копиями (4 страницы А4 можно уменьшить и разместить на двух сторонах листа, сэкономив бумагу).

О факсе

Быстрый процессор и неограниченный объём памяти позволяют «наворотить» факсовую часть МФУ далеко за пределы познаваемого средним клерком. Сотни номеров в памяти, групповая рассылка (сканирует один раз, отправляет несколько), отложенная отправка (сканирует днём, отсылает ночью), приём факсов в память без печати… Но сам факс в МФУ — пока опция экзотическая и приобретается очень редко. Видимо, привычный настольный аппарат с рулонной термобумагой ещё поживёт.

Об управлении

Контроллер печати отличает МФУ от цифрового копировального аппарата, а его возможности — офисные МФУ от коммерческих. Первые оборудованы не особо мощным контроллером с небольшим (от 128 Мбайт) объёмом памяти. А ведь слишком много её не бывает: чем сложнее документ и выше разрешение, тем больше нужно. К счастью, производители это понимают и устанавливают вполне достаточный для коммерческого использования объём уже в стандартной конфигурации (даже у младшей модели серии Konica Minolta bizhub 1 Гбайт). Практически все модели в обзоре оборудованы жёстким диском большого объёма — он используется для копирования (один раз отсканировав документ из сотни страниц, аппарат может сделать столько копий, сколько нужно), печати и других функций (например, хранение отсканированных изображений).

Большинство моделей имеют встроенный контроллер печати. Входной язык — одна из цветных версий PCL. Чуть реже используется PostScript, совсем редко — и всегда в качестве дополнения — фирменный язык описания страниц. С точки зрения офисной печати, PCL вполне хватает. Мнение о том, что без PostScript не добиться «правильного» цвета, не совсем верно: наличие встроенной в контроллер системы управления цветом не связано с поддержкой PostScript. А современные программы дизайна и вёрстки достаточны для организации правильной цветопередачи на уровне приложения.

Некоторые аппараты могут работать под управлением внешнего RIP. Наиболее распространены устройства от Electronic for Imaging — EFI. Это компьютер на базе процессора Intel, работающий под ОС Windows XP Embedded. Достоинство — быстрый (от 2 ГГц) процессор и мощное ПО для управления печатающим устройством. Главный недостаток — высокая цена, сравнимая с ценой недорогих МФУ.

Основной интерфейс для всех устройств — Ethernet на 100 Мбит. Для некоторых — даже единственный стандартный способ подключения, а благодаря совместным усилиям производителей МФУ и разработчиков ОС проблем при интеграции печатающего и сканирующего модуля в сеть практически не осталось. Польза USB и, тем более, параллельного порта в этих условиях сомнительна.

О расходниках и расходах

Печатающее устройство всегда хочет кушать. Наибольший вклад в «печатный бюджет» вносят тонеры (чёрный и три цветных), модуль переноса изображения и модуль закрепления (в народе именуемый «печкой»). Остальные материалы (воздушный фильтр, бункер для отработанного тонера и т. п.) не очень заметны в общих расходах. Определение себестоимости отпечатка и сравнение разных моделей по этому показателю — одно из самых увлекательных (вначале) и нудных (потом) дел при выборе аппарата. Информация о ресурсе и стоимости расходных материалов доступна: делим цену на ресурс, складываем все расходные материалы и получаем себестоимость. Такую методику использует и наш журнал при тестировании печатающих устройств.

На финише

Финишер модели Ricoh Aficio 2238 содержит степлер и брошюровщик

В стандартной комплектации отпечатки просто попадают в обычный приёмный лоток. Некоторые аппараты снабжены сдвигающим лотком, который разделяет экземпляры документа, сдвигая на несколько миллиметров относительно друг друга. Но за дополнительные деньги производители предоставят расширенные возможности. Простейший финишер — степлер, скрепляющий 10-20 листов скрепкой в углу, — в офисе необходим. Более сложное устройство выполняет фальцовку (сгиб) пачки листов и скрепление скрепкой посередине. Остаётся только подрезать один край триммером (внешним или встроенным). Результат — аккуратная брошюра, намного презентабельней, чем стопка бумаги с одной скрепкой. Некоторые финишеры пробивают отверстия (2 или 4) для стандартного скоросшивателя.

Этот класс дополнительного оборудования заслуживает подробного рассказа, но крайне непопулярен на российском рынке. Причина очевидна — высокая цена, составляющая значительную долю от стоимости МФУ.

Что в будущем?

Компания IDC ожидает, что в ближайшее время рынок цветных МФУ будет расти на 30-50% в год. И это при том, что современные офисы пока не ощущают большой потребности в цветном копировании. Аналитик компании Александр Голощапов отмечает: «Сложно назвать хотя бы несколько типовых офисных задач, для решения которых было бы оптимальным копирование в цвете. Печать — другое дело. Распечатать презентацию, отчет, макет рекламного объявления, коммерческое предложение можно на более дешёвом цветном принтере — эти и другие документы как правило создаются в организациях собственными силами в электронном виде».

А мы считаем, что вслед за массовой цветной печатью в офисы придет и потребность в цветном копировании. Тогда у цветных многофункциональных устройств будут все шансы стать вторым (вместе с сервером) центром офисной информационной структуры. Что касается рынка оперативной полиграфии, то наличие функции копирования полезно для компаний, предлагающих такую услугу для людей «с улицы».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus