2006.04.03, Автор: Джозеф Марин3393 прочтений

Держим цвет! *

Теги: Publish

С системами управления цветом сейчас работают многие. Построены профили мониторов, цветопробных устройств и печатных машин, потом и кровью обеспечена точная цветопередача между оборудованием, а стабильности на протяжении тиража всё равно нет...

Два больших шага к стабильному цвету в тираже.

С системами управления цветом сейчас работают многие. Построены профили мониторов, цветопробных устройств и печатных машин, потом и кровью обеспечена точная цветопередача между оборудованием, а стабильности на протяжении тиража всё равно нет: клиент разворачивает заказ веером, демонстрируя несовпадения по цвету от листа к листу (рано или поздно с этим сталкиваются все).

Почему так сложно удержать цвет? Печатник имеет дело с множеством переменных. Только для печатной машины ? плотность краски, растискивание, баланс по серому, контрастность. Дополнительно осложнит ситуацию некачественная бумага. Пора сделать первые шаги к заветной цели ? максимальному сближению цветов на первом и последнем тиражных оттисках.

Ключ к стабильности ? в допечатной подготовке, точнее, в двух её моментах. Во-первых, проанализируйте технику цветоделения. Преобразование изображений из RGB и LAB в CMYK ? не просто перевод изображения в Photoshop из одного режима в другой. Необходимо учитывать тип краски и бумаги, состояние печатной машины.

Техника генерации чёрного определяет уменьшение количества голубого, пурпурного и жёлтого после перевода в CMYK добавлением чёрной краски. Эффекта добиваются двумя способами: заменой серого компонента (gray component replacement, GCR) или удалением цветной краски из-под чёрной (undercolor removal, UCR).

Метод UCR за счёт увеличения доли чёрного сокращает количество цветных красок преимущественно в тёмных тонах изображения. Обрабатываются только нейтральные оттенки макета, цвет не затрагивается. Цель ? избежать проблем с большой плотностью красочного покрытия (отмарывание, слипание).

В более ?агрессивном? режиме GCR работа идёт с нейтральными и цветными областями макета. При цветоделении ахроматическая составляющая триадного синтеза заменяется чёрным. (Триадный цвет ? любой оттенок, синтезируемый тремя базовыми печатными красками: голубой, пурпурной, жёлтой.) Серый компонент триадных цветов формируется равным количеством голубого, пурпурного и жёлтого. После применения GCR составной цвет частично заменяется чёрным (рис. 1).

Рис. 1. Триадный красный без замещения серого компонента (слева) и с 50% замещением (справа)

Цветоделение методом замещения даёт тот же результат, что и удаление цветной краски из-под чёрной, но есть и преимущество: печать стабильнее, что особенно важно для высокоскоростных рулонных машин, где отклонения по цвету мгновенно приводят к браку. Стабильный, повторяемый цвет актуален и на больших листовых тиражах. И это дополнительная экономия: дорогие триадные краски заменяются дешёвой чёрной.

Предельно сложно: триадный серый

Сложнее всего на протяжении тиража поддерживать баланс для триадного серого: чёрно-белых изображений, воспроизводимых голубым, пурпурным, жёлтым и чёрным.

Рис. 2а. Макет с удалением из-под чёрного Рис. 2б. Макет с замещением серого компонента
Рис. 2в. Макет с удалением из-под чёрного и имеет смещение в пурпурный тон Рис. 2г. Макет с замещением серого компонента нейтрален

Рис. 2 демонстрирует, насколько замещение серого компонента выгоднее удаления из-под чёрного. На рис. 2а цветоделение методом вычитания, на рис. 2б ? замещения. Обратите внимание на 5% переход пурпурного в средних тонах, приводящий к значительным отклонениям по цвету при генерации чёрного способом удаления. В макете с цветоделением по методу GCR тона остались нейтральными.

Для получения ахроматической составляющей триадного синтеза при замещении серого компонента цветоделится чёрный (вместо равного количества голубого, пурпурного и жёлтого). Цвет стабилен на всём тираже. Воспользуйтесь этим способом для макета с ?нормальными? тонами, и отклонения по цвету станут незначительными.

Основное преимущество замещения серого компонента ? цветовой баланс при печати тиража, но регулировка оттенков сводится к минимуму. Учитывайте это, если клиенты настаивают на ?корректировке? цвета при утверждении тиража в печати.

Принципы контроля цвета при печати

Второй шаг к стабильности цвета ? работа по спецификациям с эталонными значениями переменных техпроцесса (вид бумаги, плотность красочных плашек, растискивание и контрастность оттиска). Многие не включают в макет цветовые шкалы, полагаясь на способности печатника подбирать и поддерживать стабильный цвет. Но замеры шкал исключают действия наугад, давая печатнику чёткий ориентир.

SNAP, GRACoL и SWOP

В конце 60-х?начале 70-х рулонная офсетная печать стремительно развивалась, но процесс осложняли цветоделённые плёнки и аналоговые цветопробы, добиться соответствия которым при печати порой было невозможно. Проблема в том, что в препресс-бюро просто не знали, что нужно типографиям, ? они строили предположения и надеялись, что угадают. Проблемы с цветом становились всё серьёзнее ? разные рекламные макеты на одной странице по цвету лишь отдалённо напоминали друг друга. Несложно догадаться, что рекламодатели были не в восторге.

В 1974 г. специалисты полиграфической индустрии организовали комитет для разработки требований к материалам, передаваемым в рулонные типографии. Эти требования стали основой для спецификации публикаций способом офсетной рулонной печати (Specifications for Web Offset Publications, SWOP).

Спецификации SWOP ? отраслевые стандарты, согласованные различными организациями и профильными комитетами и периодически обновляющиеся с развитием полиграфических технологий.

Постепенно появились и другие стандарты: Спецификации газетной печати (Specifications for Newspaper Printing, SNAP) и представленные в таблице Общие требования к коммерческой офсетной печати (General Requirements in the Application of Commercial Offset Lithography, GRACoL).

Лучше постараться

До внедрения цифровых технологий в ходу была выводимая на высококонтрастной плёнке аналоговая полноцветная цветопроба. Параметры красок и растискивания закладывались в цветопробу и не корректировались. Печатник получал чёткие инструкции: оттиск должен соответствовать пробе. Речь не шла о соответствии спецификациям ? пока отпечатанный лист не разнился с утверждённой пробой, способы решения задачи никого не интересовали. Точкой отсчёта становилась аналоговая проба, на которую ориентировали остальные компоненты техпроцесса.

Сейчас главное для печатника ? соответствие выбранной спецификации. Нацеленность на нужные показатели стабилизирует цвет, но только при условии, что работа по спецификациям ведётся для кажого заказа, на каждой смене и каждый день.

Калибровка допечатного оборудования в условиях цифрового техпроцесса учитывает характеристики печатного оборудования (через кривые растискивания для устройств вывода форм, через профиль и кривые для цифровой цветопробы). Ориентир для всех технологических этапов ? оттиск машины. Если печатный цех не следует спецификациям, цифровые пробы и печатные формы бесполезны.

В таблице характеристик печати, призванной оптимизировать взаимодействие типографии и клиента, коммерческая полиграфия разбита на категории, охватывающие практически все рыночные ниши, в соответствии с видом запечатываемой бумаги.

Две основные части таблицы ? переменные на входе и выходе. Вводные переменные (эталонные значения) для допечатного процесса ? линиатура растра и рекомендованное суммарное красочное покрытие.

  • Линиатура растра (lines per inch, lpi) - количество воспроизводимых при печати элементов растра на линейный дюйм. Для гладкой мелованной бумаги оптимальны высокие значения (175 lpi), для пористых материалов линиатура намного ниже. Высокая увеличивает растискивание, поэтому на немелованной бумаге оборачивается затемнёнными изображениями с потерей деталей.
  • Суммарное красочное покрытие (total area coverage, TAC) - совокупное значение триадных печатных красок (голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной), сумма величин растровых точек в самых тёмных областях электронного макета. Вычисляется при цветоделении (преобразовании изображений в CMYK) заменой серого компонента или удалением цветной краски из-под чёрной. Переменные на выходе (эталонные значения оттиска) включают плотность красочной плашки, прирост тонового значения и контрастность.
  • Плотность красочной плашки (solid ink density, SID) - количество дополнительного света, поглощаемого плашкой цветовой контрольной шкалы при замере денситометром.
  • Прирост тонового значения (чаще - растискивание, хотя это не совсем верный термин) (tone value increase, TVI), - увеличение растровых точек в процессе переноса изображения на материал. Причины - впитывание краски материалом (механическое растискивание) и рассеивание света вокруг точек (оптическое растискивание). Значения в таблице относятся к 50% точке для каждого триадного цвета. Если замеры денситометром оттенка на печатном листе показывают 72%, а величина точки в электронном файле 50%, растискивание составляет 22%.
  • Контраст печати оттиска вычисляется сравнением плотности цвета для растра 75% и плашки (100%). Хороший контраст означает, что точки в тенях не сливаются даже при высокой плотности красочного слоя.

Замеры и допустимые отклонения

Для контрольных замеров стабильности печати понадобятся цветовая шкала и устройство измерения цвета, например, денситометр. На цветовой шкале обязательны фрагменты, соответствующие эталонным печатным значениям. Это, как минимум, отдельные триадные фрагменты для изменения плотности плашек, 50% фрагменты для контроля растискивания и 75% для измерения контрастности.

Отклонения при печати неминуемы. Важно отслеживать их и тщательно контролировать. Если отклонения не превышают допустимых значений, можно говорить о гарантированной стабильности цвета. Подробную информацию по допустимым отклонениям для данных спецификаций см. на www.swop.org и www.gracol.org.

Допечать и печать ? рука об руку

Контролировать отклонения цвета при печати невозможно без тесного сотрудничества допечатного отдела с печатным цехом. Если принимается решение о цветоделении с замещением серого компонента, важно обсудить это с печатниками. Для начала изготовьте несколько тестовых макетов. Выберите изображения, соответствующие типовым работам, выполните цветоделение с разным замещением и проверьте результаты на печати. Для работы печатного цеха в соответствии со спецификациями важно обеспечить необходимые инструменты: у операторов должны быть устройства измерения цвета (например, денситометры), а в макетах ? присутствовать цветовые шкалы. Два описанных шага ? цветоделение с замещением серого компонента и печать по спецификациям ? существенно повысят стабильность цвета.

Об авторе: Джозеф Марин (jmarin@piagatf.org), старший технолог по допечатным процессам и преподаватель PIA/GATF.


* Журнал ?Американский печатник?, январь 2006 г. ? 2006, American Printer Magazine, Prism Business Media Inc. publication


Немного о GCR

Замещение серого компонента подразумевает полное удаление цветной краски. В ахроматичных и триадных тонах по всему изображению сокращается количество голубого, пурпурного и жёлтого.

Это важно:

  • Замещение серого компонента повышает стабильность цвета при печати. Цветоделённые этим методом формы обеспечат повторяемый цвет на протяжении всего тиража. Недостаток - ограниченная корректировка цвета на печатной машине.
  • Чем выше уровень замещения, тем больше чёрной краски в макете. Чёрным печатается, как правило, текст, и, чтобы он выглядел чернее, при печати часто повышают красочную плотность. Слишком плотный чёрный не подходит для макетов с замещением серого компонента.
  • Высокая степень замещения требует дополнительного цвета (undercolor addition, UCA), дающего на оттиске насыщенный чёрный.

( Наши

Поднятые в статье проблемы важны для достижения качественного результата печати. Однако ряд акцентов не расставлен с необходимой твёрдостью.

В вопросе цвета на печати есть 4 константы: препресса, формного процесса, печатного процесса и оценки результата.

Первая предполагает, что цветоделение осуществляется всегда одинаково ? с учётом способа печати, бумаги, красок и устройства (т. е. в публикации нет объектов, подготовленных иначе). Вторая подразумевает инструментальный контроль адекватности вывода форм (по шкалам линейности) в пределах узкого допуска. Это обеспечивает гарантию воспроизводства результатов препресса на форме. Третья ? что при печати на данной машине и данной бумаге, данными красками мы получаем всегда один и тот же результат. А последняя ? что мы наблюдаем результат (и цветопробу) во всегда идентичных условиях: при наличии сертифицированных источников освещения с исключением артефактных влияний.

Мы расположили константы в порядке их следования в технологическом процессе, но по приоритету первое место принадлежит постоянству печатного процесса. Именно на создании его математической модели базируется вся система цветоуправления. И этим мы занимаемся, когда профилируем. Мы предсказываем результат печати до печати, корректируем не устраивающий и добиваемся желаемого. Но выстроить математическую модель нестабильного процесса невозможно!

Казалось бы, именно этой стабильности и посвящена статья. Но вызывает возражение тезис автора ?ключ стабильности ? в допечатной подготовке?. Мы считаем, что решать вопросы постоянства каждого процесса надо внутри него, меры внутри других процессов имеют только вспомогательный характер. Предлагаемые автором меры, повышающие стабильность, тоже нужны, но не как замена, а как страховка (причём только и исключительно на печатной машине). Вопрос стабильности печатного процесса выходит за рамки этой заметки, не затронут он и в статье.

Крайне важно исключить печатную машину из процесса цветокоррекции, все операции должны начинаться и оканчиваться на участке допечатной подготовки. О методе GCR автор пишет: ??к недостаткам можно отнести ограниченные возможности по корректировке цвета на печатной машине?. Должно быть чёткое представление, что заказчик, настаивающий на такой корректировке, ? потенциальная угроза для качественного результата, поскольку нарушает представление о правильности техпроцессов в типографии. Подобные ограничения ? не недостаток, а достоинство. ? Андрей Езерский, специалист группы компаний ?Легион?


Что ещё почитать?

SWOP и IDEAlliance объединяют усилия

Комитет SWOP объявил о слиянии с Международным альянсом цифровых компаний IDEAlliance (Intl. Digital Enterprise Alliance) ? ассоциацией рекламных агентств, типографий, издательств и технологических партнёров. На базе его инфраструктуры планируется развить новые направления ? разработку тренингов, технических спецификаций и сертификационных программ SWOP.

Председатель SWOP Нубар Накашиан пояснил: ?Объединение организаций ? залог успешной реализации программ SWOP и IDEAlliance. Вместе мы добьёмся широкого внедрения в индустрию спецификаций и рекомендаций?.

Совместная работа организаций началась в 2004 г. с создания общих механизмов маркетинга, издательской деятельности, приёма и выполнения заказов. Новое объединение IDEAlliance SWOP включает Консультационный совет (бывший Совет директоров SWOP) и Наблюдательную сеть (бывший Наблюдательный комитет SWOP).

10-е издание SWOP

Очередное издание Спецификаций публикаций способом офсетной рулонной печати с обновлённым дизайном и красочными иллюстрациями ? новейшая информация по обработке и использованию цифровых файлов (включая CTP) и SWOP-программе сертификации цветопробы. SWOP 2005 включает новые ТУ и справочную информацию (www.printtools.org).

Мостик в мир печатного цвета

В обновлённом справочном издании по цвету Color Handbook от BRIDG 8 страниц нового материала и полный редизайн. Книга знакомит с основами цвета, принципами измерения и управления цветом. Основные темы ? растрирование, цифровые техпроцессы, управление цветом, цветопробы и системы компьютер?печатная форма (www.printtools.org).

Начни с основ

Книга Абея Шармы ?Принципы управления цветом? (54,95 долл.) рассматривает основы научного подхода к цвету наряду с описанием широкого спектра профилирующего программного и аппаратного обеспечения. Подробно рассмотрены методы управления цветом, разработанные Международным консорциумом по цвету: что это такое, как действует, эффективное применение (http://amazon.com/colormanagement).

В реальном мире

Peachpit выпустила второе издание ?Управление цветом в реальном мире? (Real World Color Management), авторы ? Брюс Фрейзер, Крис Мерфи и Фред Бантинг. Книга охватывает все темы ? от теории цвета и цветовых моделей до принципов интерпретации и воспроизведения цвета. Советы экспертов по построению и настройке цветовых профилей для устройств ввода/вывода (цифровых камер, сканеров, дисплеев, принтеров и др.), правильному подбору системы управления цветом и собственно управлению цветом в основных графических программах и между ними.

Комментарии читателей: ?Книга позволяет вдумчиво подходить ко всем настройкам Photoshop (точки чёрного, цветовые пространства, направления преобразования и т. д.). Отличная глава по оценке профилей (www.peachpit.com)?.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • География экспансии Ricoh: продолжение

    Мы продолжаем рассказ о развитии направления промышленной печати  Ricoh в странах СНГ. На очереди — Армения и Узбекистан.

     

  • Печать по тканям: «цифра» решает

    Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.

    Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».

     

  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • Два мира — одни «Терра Системы»

    Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.

     


comments powered by Disqus