101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как построить целый бизнес на половинном формате?

  • Игорь Терентьев
  • 6 февраля 2006 г.
  • 6373
На фоне снижения интереса к малоформатному листовому офсету, полуформатный сектор на российском рынке демонстрирует устойчивый рост. Примеры успешных типографий доказывают — даже нетипичный сценарий, по которому первой печатной машиной выбирают полуформатную, вполне жизнеспособен.

Традиционный путь становления российской коммерческой типографии в начале 90-х: покупка за гроши «Ромайора», самого необходимого допечатного и послепечатного оборудования — и вперёд, бороздить просторы рынка в поисках денежных заказов. Тогда даже «условно»-легальных способов заполучить солидный стартовый капитал для масштабного начала практически не было. Успешные типографии быстро упирались в возможности собственных производственных мощностей. Малый формат не позволял эффективно конкурировать с владельцами более серьёзных машин, да и заказчики со временем стали лучше считать деньги.

Больше формат — иной класс

В статье Константина Игнатова «Иглой шьют, чашей пьют, а палкой бьют» (Publish ? 5, 2004) анализируется себестоимость печати типичных образцов продукции на машинах разной красочности и форматов. Числа убедительны — на некоторых заказах дельта в себестоимости печати на 4-красочных машинах разных форматов превышает 35%. Каждый класс машин выполняет определённый набор заказов наиболее эффективно. Игнатов рассматривал мало- и полноформатные машины *, но между ними есть ещё один класс — полуформатные (52х72 см и близких форматов). В сравнении с малоформатными, они гораздо эффективнее для изготовления журналов (двухсгибные тетради вместо односгибных), папок (вся развёртка ложится на один лист), квартальных календарей (полный квартал помещается на одном листе) плюс продукции, недоступной владельцам малого формата — плакаты 50х70 см и др.

Готовя статью, мы обратились к основным поставщикам печатной техники и попросили информацию о типографиях, в которых первыми машинами были полуформатные. Оказалось, подобные случаи пока редкость. Тем интереснее подробности, ведь исключение лишь подтверждает правило.

«А.М.Графикс» играет в кубики

Виктория Казакова («А.М.Графикс»)

Как рассказала генеральный директор типографии «А.М.Графикс» Виктория Казакова, первой офсетной машиной была восстановленная Heidelberg MO (47х65 см), которую в сентябре 2005 г. сменила новая 4-красочная Heidelberg Printmaster 74-4. Среди причин выбора именно этого формата Казакова назвала имеющийся пакет заказов на рекламную полиграфию: буклеты, брошюры, листовки, каталоги, воблеры. У «А.М.Графикс» есть ноу-хау — производство трансформирующихся магических VIP-сувениров «Кубиков-трансформеров». Изделие состоит из подвижных пластмассовых кубиков меньшего размера, соприкасающихся разными гранями. На гранях могут быть любые рисунки — фрагменты картинки, которую нужно сложить.

Не каждая типография может гордиться тем, что зарабатывает деньги, выпуская кубики!

«В отличие от малоформатных машин, на половинный формат отлично ложатся раскладки пакетов, папок и набирающих популярность среди дизайнеров нестандартных изданий. При таком формате чаще удаётся экономить время на резке — под малоформатную машину обычно приходится покупать бумагу большего размера и резать. Это касается и самой резальной машины: её всё равно желательно подбирать с шириной реза не менее 92 см», — считает Виктория.

Хотя на машине Printmaster PM 74-4 в «А.М.Графикс» настройка красочных зон выполняется на секциях, а все смывки делаются вручную, машина относится к новому поколению Drupa-2004 — ряд конструктивных решений перенесены с модели более высокого класса Speedmaster. По словам печатника, переход на новый тираж занимает до получаса, но качество продукции не уступает той, которую можно получить на машинах Speedmaster SM 74.

Printmaster PM 74-4 в «А.М.Графикс» стала первой машиной новой серии в России

Типография в 2005 г. переехала на новое место, в ней постоянно работает около 30 человек; общая производственная площадь 400 м?. После ремонта второго этажа офис, который пока расположен в близлежащем бизнес-центре, будет перенесён в типографию — это улучшит организацию работы. В 2004 г. послепечатные мощности были усилены промышленным ламинатором KDFM-720 и новым прессом для вырубки, тиснения и конгрева TYMB-750; спустя год — листоподборочно-брошюровочной линией Theisen & Bonitz 310. Последние приобретения — фальцмашина формата А2 Stahlfolder 52TI поколения Drupa-2004 с клеевой головкой (для изготовления тетрадей на клею) и опцией оконного фальца, а также новая резальная машина Polar 92, которая заменит неплохо потрудившийся Polar 115 1989 г. выпуска. Говоря о планах на будущее, Казакова отметила, что назрела необходимость в покупке двухкрасочной машины, которую можно было бы использовать для лакирования и печати смесевых красок. Однако выход в более крупный формат в ближайшие пять лет не планируется, поскольку в «А.М.Графикс» считают формат А2 наиболее экономически выгодным.

«ЕЖЕ»: новый год начинается в феврале

Роман Вычеров (Interstamp)

Типичный пример корпоративной типографии — Interstamp (входит в издательскую группу «ЕЖЕ»). Рассказывает её директор Роман Вычеров: «Типография была создана в 2001 г. как производственное подразделение издательской группы ‘‘ЕЖЕ’’. К тому времени у нас была развитая дилерская сеть, постоянный объём заказов на ежедневники и календари, и мы уже занимали лидирующую позицию среди поставщиков изделий для записи и планирования на российский рынок. Кроме того, портфель заказов включал изделия на проволоке Wire-O, которые было невыгодно импортировать. Такая продукция печатается в две краски и для неё идеально подходит формат 52х74 см, поэтому никаких сомнений, что нам нужна именно полуформатная двухкрасочная машина, не было. Свой выбор остановили на Man Roland 202E».

«Квартальники» и двухкрасочная полуформатная машина просто созданы друг для друга
Печатные секции Roland 505LV установлены на специальный фундамент, поднятый над общим уровнем пола

В 2003 г., когда двухкрасочная машина оказалась полностью загружена, был сделан следующий шаг — приобретена пятикрасочная Man Roland 505LV с секцией лакирования.

Наличие двух печатных машин и комплекса постпечатного оборудования (2 фальцовки, ВШРА, листоподборка, автоматы по навивке проволоки Wire-O) позволило увеличить выпуск продукции, в том числе за счёт сторонних заказов: сейчас они составляют примерно половину общего объёма. Помимо традиционных для «ЕЖЕ» планнингов и календарей, Interstamp выпускает и другую полиграфическую продукцию — от буклетов и брошюр до листовок и плакатов. В типографии работают 50 человек, общая площадь производственных помещений 1400 м?.

Специфика рынка, на котором оперирует Interstamp, — сезонность. Пик загрузки типографии приходится на декабрь. Тем не менее, благодаря большим объёмам заказов, новый цикл выпуска календарей и планнингов начинается уже в конце февраля.

Борис Аль-Диджаили («ЕЖЕ»)

По словам генерального директора издательской группы «ЕЖЕ» Бориса Аль-Диджаили, одним из перспективных и интересных направлений, могло бы стать создание собственного производства ежедневников по западным образцам: «Однако стоимость такой фабрики со специализированной рулонной машиной и послепечатным оборудованием составит не один десяток миллионов долларов, а объём производства будет превышать потребности российского рынка». Поэтому Аль-Диджаили считает, что следующим шагом в развитии типографии при увеличении выпуска рекламно-сувенирной полиграфической продукции должно стать приобретение полноформатной печатной машины.

«Триада ЛТД»: от двух до пяти

Лидия Погребенко («Триада ЛТД»)

Как рассказала генеральный директор «Триада ЛТД» Лидия Погребенко, одноимённое издательство существует с 1993 г. Занимались подготовкой к печати книг (три четверти — полнокрасочные), рекламных изданий. В 2001 г. решили создать типографию в расчёте на собственный пакет заказов. В качестве первой машины выбрали двухкрасочную KBA Rapida 72K. Её главная особенность — планетарное построение, как следствие — простота конструкции и очень доступная цена. В числе причин, по которым решили начинать сразу с половинного формата, — высокая производительность, печать календарей, двухсгибных тетрадей, папок и сложных, 6-полосных обложек. По мнению Погребенко, у полуформатной машины есть преимущества и по сравнению с полноформатной: проще добиться совмещения красок, существенно меньше занимаемая площадь (особенно для 72K) и энергопотребление.

KBA Rapida 72K, с которой начинали в «Триада ЛТД», отличается компактностью, простотой конструкции и доступной ценой

На первых порах было очень сложно — кроме печатной машины, типография располагала только фальцовкой и скреплением на скобу, поэтому много операций приходилось отдавать субподрядчикам. В 2003 г. купили следующую машину — KBA Rapida 74-4, а ещё через два года — 5-красочную с лаком KBA Rapida 74-5+AVL. Это существенно расширило спектр продукции и повысило эффективность работы, поскольку много заказов требуют использования 5-й краски и лакирования.

Погребенко считает, что наличие машин только одного формата существенно облегчает организацию технологического процесса. Например, срочные заказы можно выполнять параллельно, облегчаются допечатные процессы (спуск полос, вывод форм). Летом 2005 г. в типографии установили CTP от Fuji. «При наличии только одной или даже двух полуформатных машин CTP, скорее всего, не окупится. У нас три машины, а объём вывода пластин достигает 1500 м?/месяц. Экономия и на длинных тиражах — за счёт большей тиражестойкости CTP-пластин», — отмечает Погребенко.

Новенькая Rapida 74-5+AVL оснащена удлинённой приёмкой, ИК-сушкой и камель-ракельной секцией лакирования

По её мнению, ключевые факторы при создании новой типографии — портфель заказов, правильный подбор кадров и тщательный выбор печатной техники: «Для полуформатных машин нужно внимательнее относиться к подготовке помещения (вентиляция, увлажнение воздуха), энергоснабжению (2-красочная Rapida потребляет 32 кВт, а 4-красочная — 51 кВт), воды для увлажнения. Если бы мы создавали типографию сейчас, то начинали бы с 4-красочной машины — время 2-красочных уже прошло».

Выбор точки входа

Рассмотренные случаи нетипичны для российского полиграфического рынка. Традиционный покупатель полуформатной машины чаще всего имеет опыт эксплуатации «малого» офсета. Эксперт «Терра-Принт» Михаил Мартынов отмечает: «Интерес к полуформатным машинам был всегда. Однако в период становления рынка типографии в основном приобретали третий формат. Сегодня они выросли — им необходимо больше мощностей и возможностей, они покупают вторые или первые форматы. Случаи, когда типография сразу берёт A2, редки. Объясню почему: обычно комплексное оснащение с нуля — это довольно крупные инвестиции. Фактически, здесь уже смотрят не на цены, а на перспективы развития и окупаемости. Поэтому, в основном (и это оправданно), покупается сразу первый формат машин. Типографии, которые берут полуформатные машины, обычно приходят на этот рынок из третьего формата».

Разница в масштабах между машинами форматов А3 и А2 очень велика. Не случайно один из потенциальных фигурантов статьи, Вячеслав Мельников из типографии «АКК» в Кисловодске, рассказывая об опыте своей компании, только в конце беседы вспомнил — до полуформатного ADAST 745 у них всё-таки был «Ромайор»: «Но тогда мы, считай, не работали, а прозябали — только с появлением полуформатной машины по-настоящему сложилось ядро коллектива, резко вырос объём полноцветных заказов».

Любопытен свежий пример — одна из крупных (по меркам оперативной полиграфии) московских фирм, специализирующаяся на цифровой печати, решила расширить производственные мощности офсетной машиной половинного формата. Но это уже совсем другая история…


* Хотя автор аргументированно доказывает, что правильнее полно- и полуформатные печатные машины называть полно- и полулистными, «неправильные» термины прочно вошли в обиход полиграфистов.


Нечёткие границы

Традиционная классификация листовых офсетных машин такова: малоформатными считаются листовые машины формата менее 50х70 см; полуформатными — 52х74 см; полноформатными — 74х104 см; большого формата — от 80х110 см. Но не всё так просто. С точки зрения таможенного ведомства, есть всего два кода ТНВД, под которыми можно ввозить полиграфическое оборудование: 8443193100 — печатные машины форматов от 36х52 до 52х74 см; 8443193500 — печатные машины форматов от 52х74 до 74х102 см. Это, кстати, усложняет анализ таможенной статистики.

Согласно стандарту ISO 216, существуют форматные ряды A, B, C. Первые два также используются поставщиками для классификации листового печатного оборудования — говорят о машинах формата A3, B2 и т. п. В табл. 2 включены представленные на российском рынке машины форматов более A2 и до А1 включительно, которые мы условно отнесли к классу полуформатных, исходя из того, что все они позволяют печатать по 8 полос А4 на одном листе (двухсгибная тетрадь). Обратите внимание на многообразие форматов: если планируете выпуск специфической печатной продукции, шансы подобрать оптимальную по размеру листа машину очень велики.


Быстрая, компактная, недорогая

Развитие рынка высококачественной печати ставит перед предприятиями полиграфической индустрии новые задачи. Требования быстрого исполнения заказа вынуждают ускорить все операции, а ценовая конкуренция — совершенствовать их. При этом клиенты вправе рассчитывать на комплексное высококачественное обслуживание.

В формате 50х70 компания Heidelberg предлагает решения, нацеленные на широкий спектр задач в различных сегментах рынка. Для коммерческой печати мы предлагаем хорошо себя зарекомендовавшую печатную машину Printmaster PM 74, модернизированную после выставки Drupa-2004. Она стала ещё производительнее. Новый самонаклад с одной вакуумной лентой без роликов и щёток, новая конструкция красочного и увлажняющего аппарата, регулировка всех приводок на ходу, комбинированное устройство смывки офсетного и печатного цилиндров, увеличение производственной скорости до 13.000 отт./ч и многое другое не только сокращают время переналадки, но и значительно повышают производительность. Печатная машина идеальна для типографий, планирующих переход в формат 50х70, независимо от того, собираетесь ли вы увеличить производительность типографии, расширить объём оказываемых услуг или гибко отвечать на потребности заказчика. Printamster PM 74 требует меньших инвестиций по сравнению с машинами класса Speedmaster: клиент может самостоятельно выбирать необходимые опции для повседневных задач, не жертвуя качеством продукции. Это самая компактная машина Heidelberg в формате 50х70, что немаловажно для типографий, не имеющих больших площадей, но нуждающихся в увеличении мощностей производства. — Дмитрий Ган, продукт-менеджер по печатному оборудованию «Гейдельберг СНГ»


Сколько стоит старт?

Нельзя говорить о половинном или каком-либо другом формате, не остановившись на цене оборудования. Ведь половинный формат — это разные производители и огромный разброс цен, от «Доминантов» и китайских машин до немецких лидеров, причём новых или б/у. Но даже у ведущих производителей в одном формате есть оборудование разных ценовых категорий. Отсюда разброс цен — от 20 000 долл. до 1,5 млн евро (и это не предел!). Многое определяется красочностью и особенностями конструкции. Например, легендарная двухкрасочная компактная «Рапида 72К» (ранее — «Рапида SR0») сознательно позиционировалась концерном КБА как машина для удачного старта. И многие известные сейчас типографии начинали бизнес именно с неё (включая упомянутую в статье «Триада ЛТД», нижегородскую типографию «Промис» и т. д.). И хотя машины уже лет пять не выпускаются, на российском рынке на них по-прежнему высок спрос.

Говорить же о росте спроса на машины половинного формата именно в последнее время не вполне оправданно. Выбор формата всегда определяется предполагаемой структурой заказов, допечатным и послепечатным оборудованием, стратегическими задачами бизнеса. Всегда были типографии, для которых половинный формат был и остаётся «маленьким», и те, для которых он всегда будет «большим». Мы, в силу номенклатуры поставляемого оборудования, всегда считали половинный формат «малым» и, конечно же, рекомендовали его покупателям для начала бизнеса. — Анна Перова, директор по маркетингу и рекламе ООО «КБА РУС»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 21