2006.02.13, Автор: Джон Миллингтон2436 прочтений

Нестандартные анилоксы

Теги: Форум Флексографская FSP

Знакомство со статьёй господина Кампа из журнала FlexoTech за май/июнь 2004 г. (её перевод опубликован в ФСП №6, 2005 г.) побудило написать комментарий, в котором я попытался раскрыть ряд оставшихся за её рамками важных моментов, устранить возможные

Знакомство со статьёй господина Кампа из журнала FlexoTech за май/июнь 2004 г. (её перевод опубликован в ФСП №6, 2005 г.) побудило написать комментарий, в котором я попытался раскрыть ряд оставшихся за её рамками важных моментов, устранить возможные неясности.

Особенность когда-то изобретённого хромированного анилокса с гравированием — улучшенный краскоперенос и износостойкость, обеспечиваемая нанесённым на гравированную поверхность хромовым покрытием. Затем в секторе гибкой упаковки широко распространились негативные ракели. Новая ракельная система с одним стальным лезвием заметно повысила качество печати. Но контакт стали с хромированной поверхностью валов вновь заострил вопрос об износостойкости. Быстрое изнашивание приводило к нестабильной печати из-за снижения объёмов переносимой валом краски.

В начале 80-х Union Carbide a Coating Technology (пионер в области лазерного гравирования валов с керамическим покрытием) попробовала распылять на гравированные механическим способом валы керамическое покрытие с помощью плазменной пушки. Метод назвали overlaid Ceramics (поверхностная керамика). Несмотря на повышенную износостойкость готовых валов, покрытие было неравномерным, что сказывалось на печати. Одной из проблем стали «снежные наносы» (snow drift): структура покрываемых керамикой ячеек оказывалась неоднородной из-за разнотолщинного покрытия, что приводило к нестабильному краскопереносу.

Технология «поверхностной керамики» положила начало современному лазерному гравированию анилоксов с керамическим покрытием. Эти валы и стали сердцем печатного процесса. Именно они позволили флексографии достичь нынешнего уровня, сделали возможной разработку камерного ракеля, контролирующего перенос краски на форму на немыслимых ранее печатных скоростях, стимулировали инновации в области печатных пластин и красок.

К концу 80-х на рынке стали появляться новые производители, в частности Pamarco (Великобритания) и Sandon Frp (Великобритания), не только обслуживающие внутренний рынок, но и работающие на экспорт. За ними последовали Zecher и Wetzel (обе — Германия), Harper (США), Simec (Италия), Cheshire (Великобритания). По мере развития отрасли на мировом рынке возникали и другие имена.

Сегодня потребителю предлагается широчайший ассортимент анилоксов. Их основой могут быть сплошные и полые валы из стали, нержавеющей стали или алюминия, сборные из алюминия и нержавейки, гильзы и рукавные композиты и др. Гравируются они как механи-чески, так и с помощью лазера. У некоторых фирм — специальные разработки для узкорулонного рынка, например, Opti-Lite от Sandon Global и Lightlox от Praxair.

При механической гравировке валы покрывают хромом или керамикой (Cr2O2). Поверхность готового анилокса обрабатывают специальными составами или ещё до начала гравирования наносят уплотняющие материалы для снижения пористости.

Валы с керамическим покрытием гравируют лазерами CO2 или YAG, формирующими ячейки в одно-, двух — и многоимпульсном режиме. Корректировка типа/формы ячеек, размещение их под нужным углом улучшает краскоперенос, сокращает точечные дефекты и шаблонирование.

Поверхность вала можно обработать водоотталкивающим составом, что, по мнению ряда разработчиков, даёт определённые преимущества — ITS и Nonocare (Zecher), Rainbow (Praxair), ENC (Sandon Global).

Что касается контроля качества, то все компании предоставляют клиентам документацию с допусками по механической обработке и, главное, с параметрами лазерного гравирования, в т. ч. объёмом готовых ячеек. Для этого пользуются жидкостными методами измерения или электронными. Некоторые приводят теоретический объём, ориентируясь на глубину гравирования.

Действительно, техническая информация разных производителей зачастую противоречива. Нужно учитывать и допуски гравировального оборудования, и стабильность показателей от вала к валу.

Новое поколение керамических анилоксов с лазерным гравированием, которыми сейчас комплектуется 90% печатных машин, предусматривает гравирование с очень высокими линиатурами. Но не стоит забывать о размере растровой точки на высоколиниатурной печатной форме, в противном случае есть риск нестабильной печати, выпадения точек, чрезмерного растискивания и т. д. Как упоминалось, технологии лазерного гравирования продолжают развиваться, и линиатура анилоксовых валов достигает 800 лин./см и выше, хотя практическая ценность таких растров для высококачественной печати пока под вопросом. Сейчас нормой считаются валы с линиатурой до 600 лин./см.

Автор правильно обращает внимание на необходимость серьёзного подхода к выбору анилокса. Качество окончательного гравирования во многом зависит от типа лазерной установки и мастерства оператора.

Влияют на выбор тип используемых печатного оборудования, красок, формных материалов, монтажной ленты и запечатываемого материала, алгоритм растрирования, особенности ракельной системы и многое другое.

Настоятельно рекомендую проконсультироваться с выбранным поставщиком анилоксовых валов, поскольку именно анилокс — ключ к качественной и стабильной флексографской печати. Это высокотехнологичная и важная часть техпроцесса, вобравшая в себя массу исследований и разработок.

Анилоксовый вал продолжает совершенствоваться — у каждого производителя своя программа исследований. Это хорошо с точки зрения прогресса, но проблема единого мирового или хотя бы европейского стандарта может так и остаться нерешённой.


Джон Миллингтон (j.millington@sandonglobal.com), технический директор компании Sandon Global.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus