2006.02.13, Автор: Алекс Джеймс4884 прочтений

Проблемы управления цветом во флексографии*

Теги: Допечатные процессы Управление цветом FSP

Когда речь заходит об управлении цветом, часто выясняется, что дизайнеры остаются в стороне.

Когда речь заходит об управлении цветом, часто выясняется, что дизайнеры остаются в стороне.

С распространением полноцветной печати стали очевидны сложности с управлением цветом в нашей индустрии. Общеизвестно, что контроль спектра переменных означает повторяемость работ, стабильность, сокращение отходов, т. е. повышение прибыльности. На эти переменные влияют печатный и красочный цеха, отдел допечатной подготовки, качество анилоксов.

А как быть с дизайном? Когда речь заходит об управлении цветом, выясняется, что дизайнеры остаются в стороне. По мере того как они продолжают усовершенствовать графику, а клиенты — требовать сложных фотографических изображений, всё больше типографий сталкивается с проблемами в триадной печати. Поэтому столь важно донести до дизайнеров и рекламных агентств принципы управления цветом в вашем техпроцессе. Используете денситометр, спектрофотометр, цветовые значения L*a*b* или L*c*h*? Настраиваете параметры ICC-профилей?

ICC-профилирование — один из инструментов управления цветом, определяющий цветовые параметры на выходе техпроцесса, но сам по себе не гарантирующий стабильности. Если оригинал никуда не годится, при любом профиле изображение станет только хуже. Лишь ознакомив со всеми параметрами разработчиков макетов, вы приведёте процесс к общему знаменателю и повысите шансы на получение гарантированно качественной продукции.

Дизайн для флексографии и офсета — разные вещи. Многие дизайнеры не осознают, что флексография — «из другой оперы». Чтобы разработать удачный флексографский макет, необходимо чёткое взаимодействие и соответствующие знания дизайнера, допечатного отдела и печатного цеха.

Если особенности технологии в макете не учтены, ответственность за качество ложится на отдел допечатной подготовки. Желание поддерживать с заказчиками хорошие отношения зачастую перевешивает затратность подобного подхода. Вовлекайте в работу дизайнеров (партнёр-ские агентства) и не забывайте об обучающих семинарах.

Альтернативный вариант — готовый информационный пакет с параметрами дизайна и доступных опций (металлизированные краски, лаки, кон-грев, тиснение фольгой). Здесь же — печатные допуски, варианты красок, проценты треппинга, цветовые шкалы, контрастность печати, растискивание и (при наличии) ICC-характеристики цвета. Понимание особенностей техпроцесса переоценить невозможно — результатом станут дизайны, соответствующие реальным условиям печати. Что, в свою очередь, означает взаимодействие с печатным цехом без дополнительных сложностей и потерь.

Существенное влияние на цвет оказывает выбор материала. Зачастую при печати пытаются добиться соответствия струйной цветопробе иногороднего заказчика, хотя она абсолютно не соответ-ствует запечатываемому материалу. Шансы, что отпечаток струйного принтера на глянцевой бумаге будет в точности соответствовать оттиску на матовой, равны нулю.

Большинство дизайнеров и рекламных агентств вполне профессиональны, чтобы понять особенности преобразования макета в готовый оттиск — общение с ними значительно упростит управление цветом. Поверьте, струйные принтеры позволяют распечатывать пробы на широком спектре материалов — возможно, в их числе есть и выбранный для тиража. Позаботьтесь, чтобы дизайнер или агентство получили образцы утверждённой бумаги.

Важно понять, что цвет на мониторе по природе отличается от переданного на бумаге: ведь аддитивный RGB — не субтрактивный CMYK. Принцип «получаешь то, что видишь» в данном случае не работает.

Использование на этапе дизайна цветовых справочников повысит шансы на успех, причём не только для смесевых цветов (Pantone), но и для триадной печати и, в особенности, для hi-fi-технологий типа Opaltone. С учётом параметров печати — это гарантия предсказуемости и стабильности.

Наиболее существенное влияние на цвет во флексографии оказывает растискивание — конкретная, но и уникальная для каждого техпроцесса величина. Дизайнеры и рекламные агентства должны её обязательно учитывать, внося в макеты соответствующие коррективы. Обычно задача компенсации растискивания с помощью кривых возлагается на отдел допечатной подготовки, и это правильно. В то же время, знакомый с особенностями растискивания дизайнер постарается свести к минимуму наложения CMYK, выбирая для макета преимущественно чистые цвета. Это особенно важно, когда флексографской триадой пытаются получить оттиск, идентичный офсетному: светлые, пастельные и насыщенные оттенки собьются при малейших отклонениях по цвету — результат окажется неприемлемым для заказчика.

Ещё одна проблема — наличие в дизайнах графики из разных источников. В современном динамичном мире изображения часто загружают из Интернета, цифровых фотокамер, передают с PC на Macintosh и с Macintosh на PC. А параметры цвета задаются при разных разрешениях. Запомните оптимальное соотношение для изображения и печатной формы — 2:1 (оригинал 300 ppi для формы 150 lpi).

При работе с фотографиями используйте оригинал максимального качества, к моменту переноса на плёнку или бумагу его успеют обработать не менее пяти раз: сначала фото сканируется или загружается с цифровой камеры и вставляется в макет; затем он попадает в отдел допечатной подготовки, где выводится цветопроба; выводятся цветоделённые плёнки; экспонируются пластины; наконец — печать. Точная и успешная печать невозможна без учёта всех переменных, поэтому стоит начать с фотографии с хорошим разрешением. Помните: «мусор на входе — мусор на выходе».

Ключ к стабильному, повседневному качеству полноцветных работ в печатном цехе — стандартизация техпроцесса. Чётко оговорите особенности оборудования с поставщиками красок и анилоксовых валов — печатнику будет проще управлять цветом.

Стандартизация анилоксовых валов, красок, монтажных лент и параметров печати гарантирует стабильность и предсказуемость.

Если на каждой работе будут цветовые шкалы, замеры цвета станут объективными. В отличие от нас, смертных, денситометры и спектрофотометры не знают плохого настроения и усталости — с ними вы добьётесь постоянства.

То же относится к отделам допечатной подготовки и вывода форм — внедрение количественных критериев повысит стабильность. Необходимо обеспечить постоянный диалог между отделами, это поможет сотрудникам оценить вклад каждого в успешную работу и упростит внесение корректив при появлении новых переменных — пластин, красок, монтажных лент, плёнок или условий печати.

Отношения между отделами часто напоминают классическое противостояние «мы—они»: теряется понимание, какие параметры на том или ином этапе имеют значение для успешного воспроизведения макета. Как-то, работая в типографии клиента с тестовым анилоксовым валом, в перерыве я зашёл в допечатный отдел, чтобы обсудить тест и значение результатов. После рассказа о значении каждого из графических элементов в макете тестового вала и о том, что можно узнать с их помощью, я почувствовал заинтересованность и решил продемонстрировать, как в печатном цехе с помощью спектрофотометра замеряют данные. К сожалению, реакция печатников на визит коллег оказалась типичной: «Что эти парни здесь делают?» и «Разве сейчас обеденный перерыв?»

С подобным предубеждением можно столкнуться на любом предприятии — оно не присуще только флексографии. Хотелось бы подчеркнуть значение для компании любого формата совместных тренингов отделов: они ведут к пониманию и адекватной оценке вклада каждого сотрудника, а это залог успеха предприятия.

Вернёмся к проблеме. С чего начинается и где заканчивается управление цветом во флексографии? Само собой, с дизайна; продолжается в отделах допечатной подготовки и подготовки красок, обеспечивая готовую печатную продукцию.

Внедрение контролируемых процессов и стандартов, их обсуждение не только с заказчиками, но и внутри компании способствуют успешному управлению цветом. Эффективный диалог всех сторон повышает шансы на стабильный цвет и предсказуемый печатный результат. Итог – повышение эффективности, довольные заказчики и, само собой, возросшие прибыли.


*Печатается с разрешения издателей журнала Labels & Labeling, www.labelsandlabeling.com

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Рисуем шоколад или Когда искусственное лучше натурального

    Иногда вместо фотографии реального продукта на упаковке лучше поместить его рисованное изображение.

     

  • Допечатные процессы как фундамент

    Полиграфическая компания «МДМ-Печать» с момента своего основания сделала ставку на допечатные решения Kodak, ставшие залогом стабильности качества и своеобразным фундаментом эффективности и надёжности производства.

     

  • Напечатал? Оживи!

    Главная претензия современных маркетологов к печати — её «нединамичность». Мол, если вы это даже напечатали «цифрой», где интерактивность, анимация и прочие прелести цифрового века? Этой проблемой озаботились многие, но в Konica Minolta создали одно из самых дружественных решений — genARate.

     

  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • 9 причин для допечатной проверки PDF

    Всё ещё полагаетесь на зоркий глаз и авось? Есть способ проще.

     

  • Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

    Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

     


comments powered by Disqus