2005.11.02, Автор: Марсель Шарифуллин3305 прочтений

Не стреляйте в инженера!

Теги: В типографии с Марселем В типографии с Марселем Publish

В предыдущих колонках мы обсуждали обучение персонала. Но есть ещё один важный компонент ввода печатного оборудования в эксплуатацию - тестирование офсетной машины.

Марсель Шарифуллин

В предыдущих колонках мы обсуждали обучение персонала. Но есть ещё один важный компонент ввода печатного оборудования в эксплуатацию — тестирование офсетной машины. И новая, и восстановленная сразу после монтажа и пусконаладочных работ (но перед началом обучения персонала типографии) должны пройти функциональные тесты. Их проводят специалисты фирмы-поставщика, если машина поставлялась по договору с пусконаладочными работами, или технические специалисты типографии, если покупалась как есть (часто ещё на территории продавца, до покупки). После тестов машина возвращается на доводку (дальнейшую отладку и юстировку механизмов) либо начинается следующий этап инсталляции — обучение персонала и ввод её в эксплуатацию. На что обращать внимание при тестировании?

Внешний осмотр и дефектация узлов | Внимательно оцените состояние б/у машины. Обратите внимание на год выпуска, пробег и серийный номер. Если табличка с годом выпуска отсутствует или есть сомнение в его правильности, справьтесь по серийному номеру. Как и у автомобиля, его можно узнать не только по штатной табличке, но и найти в других местах печатной машины.

Проверьте поверхность печатных и офсетных цилиндров, состояние резиновых и рилсановых валиков, быстроизнашивающихся компонентов (присосок, ремней, фильтров и т. п.), комплектность инструментов и аксессуаров (офсетных полотен, порошковой сушки, рециркулятора увлажняющего раствора, перфоратора форм). Послушайте вибрацию машины на медленных и быстрых оборотах.

Резиновые валики как наиболее часто изнашивающиеся и ответственные детали должны быть проверены на точность диаметров, цилиндричность и состояние поверхности (глянец, царапины и другие дефекты), соответствие твёрдости по Шору.

Тесты совмещения и состояния | Есть много мнений о тестировании качества печати. К сожалению, часть формируют представители фирм-продавцов, чтобы облегчить себе работу по сдаче оборудования.

Для проверки функциональности машины не надо печатать сверхсложные тестовые полосы с множеством контрольных шкал и элементов. Поверьте, самое трудное для любой машины не «пестрящие тестовые полосы» и, уж конечно, не изображение девушки в купальнике на полный формат, а невзрачная сетка из тонких линий или равномерный фон из плашки с заполнением 40-70%.

Совмещение и состояние бумагопроводящего тракта проверяются с помощью сетки из взаимно перпендикулярных линий толщиной 0,1 пункта с шагом 10 мм на весь лист. Выполните тест на разных видах бумаги: этикеточной плотностью 70–80 г/м², глянцевой мелованной 130–150 г/м², картоне 0,4–0,6 мм (в зависимости от машины). Отдельно проверьте совмещение разных секций и их «на себя» повторными прогонами бумаги.

Исправная техника должна демонстрировать точность совмещения в пределах 0,1–0,2 мм по всему печатному полю, за исключением несовмещения, вызванного деформацией тонкой бумаги (70–115 г/м²) в поперечном направлении. Её диагностируют прогоном бумаги с подачей увлажнения, но без краски, после чего несовмещение должно существенно уменьшиться или исчезнуть.

Состояние валиков и цилиндров проверяется с помощью печати плашки «по сухому» на весь лист на глянцевой или матовой мелованной бумаге 115–150 г/м² с первоначальной установкой давления на бумагу «по номиналу» и постепенным уменьшением его до нуля. При этом раскат должен быть ровным, без проблемных зон при номинальном давлении, а насыщенность плашки — снижаться одинаково по всему листу с уменьшением давления натиска.

Для проверки системы увлажнения и красочной системы на подавление шаблонирования используют плашку «по сырому» на весь лист с вырезом на отдельном участке.

Общий тест качества печати | Выполняется печатью серой полноцветной плашки. Так проверяются равномерность раската, дробление точек, совмещение, красковосприятие (треппинг), растискивание и другие параметры. Лучше взять простую мелованную бумагу 115–150 г/м², чтобы не отвлекаться на посторонние моменты.

На оттиске не должно наблюдаться:

  • неравномерности раската краски по всей площади листа при одинаковом значении открывания красочных ножей (разница не более 0,1 оптической плотности);
  • полошения; дробления, проскальзывания и т. п.; затягивания растра; несовмещения; шаблонирования;
  • несоответствия растискивания стандартам листовой офсетной печати (не более 16% на 40% и не более 10% на 80%) и отличия более чем 3% по всем секциям.

Для полной проверки растискивания, и сохранения настроек печатной машины для специалистов допечатной подготовки, можно произвести печать «полиграфического клина» на каждой секции машины с помощью растровых полос от 2% до 98%, с шагом в 1% диапазоне до 10% и после 90% и шагом 10% в середине спектра.

Хочу предостеречь новых владельцев от слишком придирчивого отношения к оборудованию. Иногда лучше руководствоваться требованиями здравого смысла, а не жёсткими нормативами и стандартами, необязательными для повседневной работы машины. Или, перефразируя известную поговорку: «Не стреляйте в инженера, он работает, как умеет».

Об авторе: Марсель Шарифуллин (marsel@variant.ru), руководитель отдела продаж компании «Вариант».


Прим. редакции. «Московский полиграфический союз» готовит объёмный документ, где будет подробно описана рекомендуемая и согласованная с основными поставщиками методика приёмки нового оборудования. Выдержка из него опубликована в бесплатной газете, приуроченной редакцией Publish к открытию выставки «ПолиграфИнтер-2005».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Цифровые тенденции в послепечатных процессах
     

    Мы живем в интересное время, когда провозглашена уже четвёртая промышленная революция (напомним, что первые три касались механизации и разделения труда, электрификации и конвейерного производства, компьютеризации и цифровых технологий), согласно которой ожидается массовое внедрение киберфизических систем в производственные процессы, прямое взаимодействие этих процессов с производимыми товарами и адаптация их под желания потребителей. В полиграфии эта тенденция под названием Print 4.0 позволит персонализировать продукцию не только в рамках печатных, но и всех типографских процессов, включая и наиболее сложно автоматизируемую послепечатную обработку. Эта тема стала ключевой на drupa 2016 и была поднята на знамя всеми ведущими разработчиками полиграфического оборудования и программного обеспечения.

     

  • Внедрение web-to-print в типографии ВШЭ
     

    Рассказ об автоматизации типографии НИУ ВШЭ в Publish № 9 (http://www.publish.ru/articles/201609_20013614) закончился на том, что мы приступили к созданию нового сайта с поддержкой web-to-print (w2p). Я ожидал, что пройдёт ещё много времени, пока мы чего-то достигнем. Но мы ускорились, и полноценный w2p-сайт — www.print.hse.ru — заработал уже через два месяца.

     

  • Секрет ярославского «МТК пресс»
     

    С чего все начиналось

    Крупнейшая на сегодня коммерческая типография Ярославля — «МТК пресс», как и многие другие подобные предприятия, родилась в период рыночных реформ 90-х. Её основатели Валерией Бочагов и Александр Игнатенко попали в полиграфию случайно, оставшись не у дел после приватизации и фактического закрытия Ярославского завода топливной аппаратуры. Высшее техническое образование и большой опыт работы в качестве начальника цеха и технолога на предприятии союзного значения помогли им создать небольшое рекламное агентство и начать изготавливать различные баннеры, штендеры, светящиеся вывески и другие рекламные конструкции.

     

  • Практический опыт внедрения АСУП и W2P в цифровую типографию

    В прошлой моей колонке (Publish № 6, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201606_20013587) была приведена информация о первых месяцах внедрения АСУП в типографии НИУ ВШЭ. В мае основной участок типографии начал полностью работать в программе PrintExpert (ПЭ): менеджеры производили расчёты и фиксировали все заказы в АСУП, работники отмечали выполнение всех производственных операций на конкретном оборудовании и заносили информацию о фактически расходуемых материалах, экономист приходовал расходные материалы на склады и вносил данные о счетах поставщиков. Чуть позже по просьбам сотрудников была отлажена работа программы на разных устройствах (компьютерах, планшетах или смартфонах), работающих на платформах iOS, Windows или Android.

     


comments powered by Disqus