2005.12.13, Автор: Андрей Короб8226 прочтений

Фольга на футболке

Теги: Личная практика Личная практика FSP

Создаваемые с помощью трафаретной печати спецэффекты - популярный вид декоративной отделки текстильных изделий.

Создаваемые с помощью трафаретной печати спецэффекты — популярный вид декоративной отделки текстильных изделий.

Есть много способов получения фактур и эффектов, самый распространённый — перенос фольги на ткань (фольговый трансфер) и создание высоких рельефов с помощью высокоплотных капиллярных плёнок толщиной от 300 микрон.

Назвать эти способы декорирования технологией трудно из-за сложности подготовки форм и увеличения времени на печать одного изделия. Цена расходных материалов для многих видов декора высокая, что основательно увеличивает стоимость изделия, к тому же, практически весь «спецдекор» неустойчив к стирке — теряет яркий первоначальный вид после первого же знакомства со стиральной машиной.

рис. 1. Готовя дизайн к печати, выведите отдельным цветом место, куда наносится фольга: оно должно быть запечатано первым, специальным клеем или любой пластизолевой краской

Но мода диктует свои требования. Потому рассмотрим вопросы подготовки изображения к печати и изготовления высокоплотного трафарета с помощью капиллярной плёнки.

рис. 2. Один из вариантов — ручное нанесение фольги на клей с помощью утюга

Основная проблема фольгового трансфера в том, что фольга приклеивается не только к специальному клею, но и к печатной краске — при подготовке изображения нужно найти компромисс: либо только фольга, либо печать водными красками, либо ручное нанесение фольги до печати (например, обычным утюгом через тканевую прокладку). Хотя на полуавтоматах проблемы нет (вместо одной из промежуточных сушек устанавливается пресс), надо понимать: как и при печати флока, скорость машины резко снижается, часто до 25-45 изделий в час. Готовя дизайн к печати, выведите отдельным цветом место, куда наносится фольга: оно должно быть запечатано первым, специальным клеем или любой пластизолевой краской.

рис. 3 После нанесения фольги на клей она должна остыть в течение некоторого времени. Затем — удаление её не приклеившихся частей, печать основного изображения и сушка

После нанесения фольги на клей она должна остыть в течение некоторого времени. Затем — удаление её не приклеившихся частей, печать основного изображения и сушка.

рис. 4. С изображениями, наносимыми через капиллярные плёнки 300—800 микрон, задача усложняется: ведь каждый красочный слой имеет очень высокий рельеф, все цвета печатаются без выборок, слой на слой, как пирог

С изображениями, наносимыми через капиллярные плёнки 300—800 микрон, задача усложняется: ведь каждый красочный слой имеет очень высокий рельеф, все цвета печатаются без выборок, слой на слой, как пирог.

Поскольку цветоделение делается сплошными плашками, печатающимися друг на друга, следует помнить, что тонкие и очень маленькие элементы в дизайне недопустимы — толщина трафарета и большое время копирования сделают невозможной их проявку.

рис. 5-9

Время на подготовку формы и копирование — не менее 3-4 часов. Для правильного нанесения капиллярной плёнки следует вырезать из пластика или фанеры подставку под оптимальный размер печатаемого рисунка (рис. 5). Это позволит избежать неравномерного наклеивания и появления воздушных пузырей под копировальным слоем. Затем из листа плёнки вырезается нужный размер, с одной её стороны снимается защитный лавсановый слой (рис. 6). Плёнка укладывается на вырезанную подставку, сверху — чистая форма (рис. 7), которая с помощью распылителя равномерно орошается с ракельной стороны (рис. 8). Не снимая формы со стола, следует удалить избыток воды (рис. 9) и оставить её на 1-2 часа для просушки. После того как слой капиллярной плёнки высохнет, со стороны ракеля нужно нанести слой эмульсии: это обеспечит хорошую адгезию плёнки с сеткой, увеличит тиражестойкость.

Затем – экспонирование и сушка. Обязательное требование к копировальной раме – мощность не менее 3 кВт. Время проявки — не менее 40 минут, в течение которых слой должен впитать нужное количество воды.

После проявки форму следует хорошо высушить, после чего — настройка станка и печать. Неправильный подбор отлипа формы от изделия сделает поверхность краски неровной. Выбор нужной высоты отлипа определит только эксперимент. Краски для печати готовятся с помощью исключающих растекание компонентов. Можно приобрести готовые. Для получения высокого рельефа придётся печатать с одной формы от 2 до 5 кругов, так что приводка на «карусели» должна быть идеальной. Если дизайн подготовлен правильно, а качество печати высокое, изделие приобретает совершенно иные фактуру и внешний вид. Назвать такие способы декорирования текстиля технологией сложно, но визуальный и коммерческий результаты превосходят все ожидания.

Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus