2005.12.13, Автор: Светлана Вальдман2000 прочтений

Знакомьтесь: ваша флексографская машина

Теги: Флексографская печать Флексографская FSP

Российская флексография бурно развивается. Об этом можно судить по объёму продаж красок и печатных машин. А молодая поросль небольших фирм часто имеет всего одну машину в минимальной комплектации.

Российская флексография бурно развивается. Об этом можно судить по объёму продаж красок и печатных машин. А молодая поросль небольших фирм часто имеет всего одну машину в минимальной комплектации.

Покупая машину для выпуска упаковки (из-за ограниченности средств зачастую, увы, не новую), начинающие предприниматели часто не имеют представления об её потенциале. Бывают и комичные ситуации: берут, например, китайскую машину глубокой печати для одноцветной печати пакетов «маечка»…

Как известно, в основе флексографского процесса четыре компонента: печатные формы, краски, хороший печатник и печатная машина. Но, прежде чем приступать к печати, нужно понять возможности каждой составляющей.

Всё начинается с заказа форм в специализированных фирмах, чьи менеджеры попросят информацию о толщине пластин, количестве красок (в этот момент многие впервые узнают, что каждый цвет печатается отдельной формой!), линиатуры анилоксов и т. д.

Когда же владелец машины предоставляет образец печати, выполненный не им, а поставщиком техники, в игру вступают второй и третий компоненты — тип красок (наверняка они были другими) и мастерство печатника. Хороших результатов в таком случае ожидать не стоит.

Единственно верный подход в большинстве изготавливающих формы компаний сформировался не так давно — тестирование печатной машины заказчика. Только так удастся её верно оценить и правильно изготовить печатные формы. Ведь, начитавшись статей в журналах (автор никоим образом не намерен дискредитировать коллег), владельцы далеко не лучших машин часто пытаются получить с их помощью продукцию заоблачного качества.

рис. 1

Составляемая и чётко документируемая технологом программа контроля включает тесты, выполняемые на различных материалах, с разными скоростями печати и анилоксами. Одна из главных задач — получение цветовых характеристик машины. Первый этап — правильный выбор скорости растровой печати, существенный для дукторных и машин с открытым ракелем. Для этого в составе всех тестовых форм (по всем краскам) — одноцветный рисунок (рис. 1) с разными процентами растра и градационными переходами с переменным градиентом (фонтейнами).

Второй этап — печать каждого цвета разными анилоксами с известными характеристиками ячеек. Базируясь на имеющемся наборе анилоксов, надо опытным путём выбрать растровый вал, оптимальный для печати белой подложки на прозрачных материалах. Он должен стать стандартом для дальнейшего тестирования и печати коммерческих заказов.

рис. 2

Третий этап — проверка воспроизведения триадных цветов выводом растровых шкал с разными процентами заполнения и плашками. Здесь же — вывод парного наложения базовых плашечных цветов, их часто используемых сочетаний, проверка результатов наложения растров разных процентов (рис. 2).

Четвёртый этап — анализ цветового охвата, т. е. печать крупных плашек и тестовых шкал. На основе результатов — построение линеаризационных кривых и цветовых профилей. Очень важно, чтобы в работе участвовали все печатники типографии. Не менее существенно — добиться полного сведения всех секций, многократно выполняемого всеми печатниками поочерёдно. Результат — выявление среднестатистических показателей не только для оборудования, но и для конкретных людей. Одновременно определяется величина треппинга (наложение одного цвета на другой для лучшего сведения рисунка).

Проводить тестирование необходимо по возможно большему количеству параметров, дабы у заказчика осталось чёткое представление о спектре выполнимых на его оборудовании работ. Только после этого можно приступать к приёму заказов на изготовление упаковочной или этикеточной продукции.

рис. 3

Особенно тщательно и детально нужно тестировать этикеточные машины. Отдельное внимание — подбору сюжетов (фрагментов настоящих заказов) на тестовых формах (рис. 3).

В них следует включить и несколько нестандартных шрифтов. Для определения цветового охвата — растровые цветные квадраты с увеличивающимися процентами. Обязательны квадраты с чёрным растром, выявляющие особенности печатной машины. Определение величины треппинга — самая сложная часть работы. Для этикеточной печати он должен быть минимальным, ведь печатное поле очень мало. Обязательно нужно проверить совмещение всех отделочных секций с печатными, в т. ч. секций высечки и тиснения фольгой.

Особый подход — к тестированию подержанной машины, в которой необходимо выявить возможные механические дефекты. Поэтому дополнительный этап — осмотр и дефектация валов, подшипниковых узлов; выявление подлежащих замене деталей; фиксация величины взаимного смещения секций; проверка взаимозаменяемости красочных секций. Тестирование — методом печати крупноформатных плашек. Рекомендуемые технические операции — шлифовка шеек валов и их посадочных мест, глубокая очистка всех анилоксов любым доступным методом.

В ассортименте поставщиков красок всегда есть соответствующие химические составы для ручной чистки. Хотя она и даёт неплохие результаты, всегда лучше ультразвуковая чистка. Идеальный, но затратный вариант — восстановить машину в фирменном центре после выявления механических и технологических дефектов. Завершают восстановительные работы уже знакомые процедуры тестирования, оценка цветового охвата. И снова огромное значение имеет точное определение треппинга.

Важно запомнить, что обязательный элемент надёжной работы машины — её периодическое тестирование, результаты которого сравниваются с полученными на начальном этапе базовыми значениями. Задача же типографии — удержать их в установленных в ходе тестирования границах.

Об авторе: Светлана Вальдман, независимый консультант.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Очевидные флексодостоинства
     

    В российской типографии «Запад-Восток» запущена первая в нашей стране и одна из первых в мире машина Gallus Labelmaster 440 — ещё до официальной премьеры, запланированной на LabelExpo 2017.

     

  • Гильзы нового поколения
    На широкорулонных производствах гильзы используются многие годы, а вот работающие с узкорулонным оборудованием лишь недавно начали открывать альтернативные способы краскопередачи и нанесения
  • Универсальные ракели *
    Хотя камер-ракельные системы разрабатывались для оптимизации дозирования краски в планетарных флексомашинах, нынешняя главная причина их установки- наращивание скорости печати без риска разбрызгивания краски.

comments powered by Disqus