2005.07.06, Автор: Игорь Терентьев2109 прочтений

Смена цветового караула?

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Сначала цветопробы не было. В доцифровую эпоху единственным цветовым ориентиром для печатников служил оригинал, с которого делали репродуцирование. Зато можно было взять настоящий тиражный оттиск, проверить его, показать заказчику и получить одобрение. Если надо — в виде подписи на отпечатке. Подписанный документ становился эталоном и главным арбитром в спорах «попали-не попали». Печатная цветопроба и поныне остаётся лучшим инструментом в случаях особо ответственных (когда цена вопроса и требования к качеству очень высоки) и сложных (печать на цветных, металлизированных и фактурных материалах). Просто потому, что это не имитация, а точное повторение реального печатного процесса: те же красители, способ их нанесения и тиражный материал.

Недостаток один — очень дорого. Вы оплачиваете весь допечатный процесс плюс время работы печатной машины без гарантии результата. Парочка итераций — и начинают трещать даже самые твердокаменные бюджеты. Поэтому начался поиск альтернативных вариантов, осуществлённых, благодаря вторжению в полиграфию «цифры». Хотя легендарный DuPont Cromalin по своей сути — процесс аналоговый, именно сочетание его относительной доступности и качества с лёгкостью цифрового вывода плёнок на ФНА предопределило успех новшества. Повторилась ситуация с Xerox: «хромалин» стал именем нарицательным (несмотря на аналоги с другими названиями) и закрепился как стандарт де факто в контрактной цветопробе. Впрочем, в отличие от цветопробы печатной, получаемые экспонированием специальных плёнок с предварительно нанесённым красителем и последовательной термоламинацией отпечатки уже были не повторением, а имитацией. Основные ограничения хромалина — невозможность использования тиражного материала, неспособность воспроизведения всех нюансов печатного процесса, различия в спектральных характеристиках цветопробных красителей и печатных красок. К тому же, себестоимость в несколько десятков долларов за один лист А4 заставляла призадуматься.

На следующем этапе развития цветопробных решений началась настоящая вакханалия, от которой типографии только за голову хватались. Катализатором стали недорогие устройства цифровой печати, основанные на принципах сублимации, электрографии и струйном. Все они позволяли получать единичные оттиски за смешные (по сравнению с хромалином) деньги, причём сразу из электронного макета, минуя стадию вывода плёнок. Век сублимации (видимо, из-за её относительной дороговизны, необходимости специфических расходников и низкого разрешения) оказался короток.

Электрографические цветные системы с твёрдым и жидким тонером прижились и широко применяются для вывода пробных отпечатков… для самих себя. Очень удобно — клиент получает недорогой отпечаток заказа на тиражном материале, утверждает его и разрешает выполнение. Фактически, это цифровой аналог печатной цветопробы. Но в качестве контрактной цветопробы для офсета и других традиционных способов печати цветные копиры и принтеры не котируются. В первую очередь, из-за относительно низкой стабильности цветопередачи (в сравнении со струйными системами). Не секрет, что при повышенных требованиях к качеству цвета серьёзные цифровые типографии, располагающие современными ЦПМ, рекомендуют утверждать и печатать заказ в один день. Свою роль сыграло и пресловутое фьюзерное масло, долгое время (до изобретения полимерных тонеров) придававшее «фирменный» блеск лазерным отпечаткам.

Последние годы — это период расцвета и внедрения цветопробных решений на базе струйных систем. Струйные принтеры вышли на первый план (более экзотические решения, типа систем с лазерным экспонированием и термопереносом, погоды не делают – слишком дороги) по нескольким причинам. Одна из них — интенсивное наступление CTP и отказ от вывода плёнок. Как следствие, возникла необходимость получения крупноформатной цифровой цветопробы, по которой можно проверять цвета и спуски полос. Здесь конкурентов у «струйников» просто нет. Другие плюсы — высокая стабильность и управляемость струйной печати, доступность расходников. И хотя первые попытки перехода на цифровую цветопробу изрядно подмочили её репутацию в глазах типографий, напуганных заказчиками с вызывающе яркими струйными «цветопробами» в руках, оптимальных по цене и качеству альтернатив этой технологии нет. Похоже, именно струйным оттискам суждено сменить заслуженный хромалин на страже цвета. Подробности – в теме номера…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus