2005.07.06, Автор: Игорь Терентьев2318 прочтений

Смена цветового караула?

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Сначала цветопробы не было. В доцифровую эпоху единственным цветовым ориентиром для печатников служил оригинал, с которого делали репродуцирование. Зато можно было взять настоящий тиражный оттиск, проверить его, показать заказчику и получить одобрение. Если надо — в виде подписи на отпечатке. Подписанный документ становился эталоном и главным арбитром в спорах «попали-не попали». Печатная цветопроба и поныне остаётся лучшим инструментом в случаях особо ответственных (когда цена вопроса и требования к качеству очень высоки) и сложных (печать на цветных, металлизированных и фактурных материалах). Просто потому, что это не имитация, а точное повторение реального печатного процесса: те же красители, способ их нанесения и тиражный материал.

Недостаток один — очень дорого. Вы оплачиваете весь допечатный процесс плюс время работы печатной машины без гарантии результата. Парочка итераций — и начинают трещать даже самые твердокаменные бюджеты. Поэтому начался поиск альтернативных вариантов, осуществлённых, благодаря вторжению в полиграфию «цифры». Хотя легендарный DuPont Cromalin по своей сути — процесс аналоговый, именно сочетание его относительной доступности и качества с лёгкостью цифрового вывода плёнок на ФНА предопределило успех новшества. Повторилась ситуация с Xerox: «хромалин» стал именем нарицательным (несмотря на аналоги с другими названиями) и закрепился как стандарт де факто в контрактной цветопробе. Впрочем, в отличие от цветопробы печатной, получаемые экспонированием специальных плёнок с предварительно нанесённым красителем и последовательной термоламинацией отпечатки уже были не повторением, а имитацией. Основные ограничения хромалина — невозможность использования тиражного материала, неспособность воспроизведения всех нюансов печатного процесса, различия в спектральных характеристиках цветопробных красителей и печатных красок. К тому же, себестоимость в несколько десятков долларов за один лист А4 заставляла призадуматься.

На следующем этапе развития цветопробных решений началась настоящая вакханалия, от которой типографии только за голову хватались. Катализатором стали недорогие устройства цифровой печати, основанные на принципах сублимации, электрографии и струйном. Все они позволяли получать единичные оттиски за смешные (по сравнению с хромалином) деньги, причём сразу из электронного макета, минуя стадию вывода плёнок. Век сублимации (видимо, из-за её относительной дороговизны, необходимости специфических расходников и низкого разрешения) оказался короток.

Электрографические цветные системы с твёрдым и жидким тонером прижились и широко применяются для вывода пробных отпечатков… для самих себя. Очень удобно — клиент получает недорогой отпечаток заказа на тиражном материале, утверждает его и разрешает выполнение. Фактически, это цифровой аналог печатной цветопробы. Но в качестве контрактной цветопробы для офсета и других традиционных способов печати цветные копиры и принтеры не котируются. В первую очередь, из-за относительно низкой стабильности цветопередачи (в сравнении со струйными системами). Не секрет, что при повышенных требованиях к качеству цвета серьёзные цифровые типографии, располагающие современными ЦПМ, рекомендуют утверждать и печатать заказ в один день. Свою роль сыграло и пресловутое фьюзерное масло, долгое время (до изобретения полимерных тонеров) придававшее «фирменный» блеск лазерным отпечаткам.

Последние годы — это период расцвета и внедрения цветопробных решений на базе струйных систем. Струйные принтеры вышли на первый план (более экзотические решения, типа систем с лазерным экспонированием и термопереносом, погоды не делают – слишком дороги) по нескольким причинам. Одна из них — интенсивное наступление CTP и отказ от вывода плёнок. Как следствие, возникла необходимость получения крупноформатной цифровой цветопробы, по которой можно проверять цвета и спуски полос. Здесь конкурентов у «струйников» просто нет. Другие плюсы — высокая стабильность и управляемость струйной печати, доступность расходников. И хотя первые попытки перехода на цифровую цветопробу изрядно подмочили её репутацию в глазах типографий, напуганных заказчиками с вызывающе яркими струйными «цветопробами» в руках, оптимальных по цене и качеству альтернатив этой технологии нет. Похоже, именно струйным оттискам суждено сменить заслуженный хромалин на страже цвета. Подробности – в теме номера…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus